Геннадий Зюганов - "Свободной Прессе": Обещания Путина останутся невыполненными
При нынешнем курсе экономика России обречена на стагнацию.
Геннадий
Андреевич
22 апреля Совет Федерации приступит к разработке «дорожной карты» законопроектов, которые позволят реализовать послание президента Владимира Путина. Об этом сообщила спикер СФ Валентина Матвиенко.
«Мы сразу же начали готовиться к его (послания) реализации. Потому что среди инициатив главы государства много таких, которые необходимо воплощать быстро: они касаются поддержки семей с детьми, малообеспеченных граждан… За ними стоят судьбы конкретных людей, которым в эти пандемические и постковидные времена приходится нелегко. Инициативы президента помогут им адресно», — сказала спикер.
Напомним, обширный блок послания был посвящен «социалке». В частности, речь идет о выплатах на детей, которые воспитываются в неполных семьях (в среднем 5 650 рублей в месяц); беременным, находящимся в трудной материальной ситуации (6 350 рублей в месяц); семьям, где есть дети школьного возраста и будущие первоклассники (10 000 рублей).
Путин также предложил ряд точечных мер по поддержке экономики. И обязал кабмин представить новые меры по поддержке малого и среднего бизнеса и «донастройке» налогового законодательства.
Могут ли эти меры вытащить страну из кризиса?
— С посланием Путина было связано множество ожиданий, — говорит лидер КПРФ Геннадий Зюганов. — Напомню, накануне ковидного 2020-го я встречался с президентом. Я тогда сказал: ваши главные установки — войти в пятерку ведущих экономик мира, остановить вымирание и обнищание России, освоить новейшие технологии — нынешняя финансово-экономическая политика загубит неизбежно, нужно вносить серьезные коррективы.
К слову, в январе прошлого года Путин пошел на отставку правительства и ремонт Конституции. Мы его активно поддержали — внесли более сотни поправок в Основной закон, 15 из которых были принципиальными. Наши поправки меняли курс — делали государство социальным, гарантировали поддержку труженикам, старикам, женщинам и детям, окружали особой поддержкой талантливых людей.
Но тут нагрянул коронавирус, и, прикрываясь пандемией, власти протащили либеральный бюджет а-ля Гайдар, Кудрин, Чубайс.
Добавлю, еще в марте прошлого года мы на II Орловском международном экономическом форуме разработали необходимые законы, провели обсуждения в Думе. Казалось, готова законодательная база, чтобы осуществить левоцентристский поворот. Но в 2020-м этого сделано не было — под общие разговоры о Конституции. В итоге реконструкция Основного закона закончилась продолжением президентского самовластия и олигархического правления.
И вот теперь мы видим результаты 2020 года — и они абсолютно плачевные.
«СП»: — Почему вы так считаете?
— Прежде всего, в экономике спад 3,6%. Можно прикрываться чем угодно, но это действительно ощутимый спад. Если же посмотреть на средние темпы роста за последние 10 лет — мы даже на 10% не выросли. При том, что экономика США за этот период выросла на 16%, ЕС — на 32%, Китая — на 101%.
В России, кроме того, за последние два года вымерло около миллиона населения, а малообеспеченных граждан стало больше на 1,3 миллиона человек.
Это результаты не просто плачевные — они трагические. Прибавьте к этому то, что на внешнем контуре Россию окружили со всех сторон: наши оппоненты вцепились в горло Белоруссии, вот-вот подожгут Донбасс.
Я надеялся, что, видя это, Путин выступит с посланием, которое мобилизует и сплачивает общество — нет другого пути победить в схватке с метрополией капитала.
«СП»: — Надежды оправдались?
— Послание носило терапевтический характер. В нем не было ни размаха ленинско-сталинской модернизации, ни рузвельтовской смелости. В социальной сфере делается полшага вперед, в политическом плане продолжается закручивание гаек и запугивание, а в сфере финансовой мы отползаем назад.
Пройдусь только по некоторым инициативам Путина.
Социальные выплаты на детей. Когда ты выживаешь, дополнительные 10−15 тысяч рублей — это неплохо. Но, чтобы просто собрать ребенка в школу 1 сентября, чтобы его обуть и одеть, нужно 30−40 тысяч. То есть выплаты, которые обещаны, здесь погоды не сделают.
Я также посмотрел, во сколько суммарно обойдутся новые выплаты — оказалось, это примерно 0,2% расходной части бюджета. Силуанов, надо думать, в ладоши захлопал — такие деньги он без труда найдет в бюджетных «заначках».
При этом пенсионеров бросили — работающим как не индексировалась пенсия, так и не будет индексироваться. Детей войны тоже не хотят уравнивать в правах с ветеранами ВОВ. Когда мы впервые подняли этот вопрос, детей войны было 14 миллионов, сейчас осталось около 10 миллионов, и власть о них не вспоминает.
Или взять вложения в науку — 1,6 трлн рублей до 2024 года. Вроде бы немало, но ведь мы опаздываем по этому направлению на 10 лет! В докладе Академии наук приводятся такие цифры: в 2012 году из страны уехало 14 тысяч научных работников, а в 2019-м — уже 70 тысяч, в пять раз больше! Почему бегут? Эти люди не востребованы в России!
Сейчас, согласно опросам социологов, половина ученых готовы уехать из страны. Стоит ли после этого удивляться, что навальновские хунвейбины выходят на улицы?!
Или взять поддержку реального сектора. Мы подготовили и программу развития агропромышленного комплекса, и программу устойчивого развития села, мы имеем уникальный опыт народных предприятий. А что делают власти? Вокруг «Совхоза имени Ленина» не прекращаются судебные тяжбы, СПК «Звениговский» обложили, как медведя в берлоге!
А ведь это образцовые предприятия, которые не берут у государства ни копейки, но при этом платят налоги в казну, осваивают современные технологии, строят школы, детские сады и спортивные комплексы! Поддержите их, дайте им развиваться! Нет — как об стенку горох! Провозглашаются установки на развитие, на технологический прорыв. А на деле бьют именно по тем, кто в первую очередь может способствовать реализации этих установок. Мешают им работать, откровенно третируют.
Или инициатива о финансировании регионов (Путин предложил заместить долги регионов по коммерческим кредитам свыше 25% доходов бюджетными кредитам. Чем меньше было долгов у региона, тем больше он сможет получить инфраструктурных кредитов, уточнил президент, — «СП»). Но вы же на регионы свалили все, начиная с первичной медицины — и снова ставите условия! Да, у 15−20 регионов жирку побольше, они могут рассчитывать на дешевые бюджетные кредиты. Но что делать с остальной российской провинцией? Как, например, развивать мой родной Орел, или древнюю столицу Русского государства Владимир, что делать со Сталинградом-Волгоградом?!
Бедные регионы при такой политике будет еще беднее! Будем Гонконги строить — полтора-два десятка построим, а остальные регионы будут вымирать, освобождая место для непрошенных гостей!
Или взять рост цен. Чему тут удивляться? У власти нет инструментов сдерживания цен, нет государственной торговли — торговые сети на 90% отдали иностранцам, а они не хотят брать отечественную продукцию. У власти нет и механизма регулирования цен на бензин и солярку. При этом наш законопроект о регулировании цен на товары первой необходимости, предлагающий по-настоящему действенные меры, положили под сукно!
Еще один важный вопрос, затронутый в послании, — патриотическое воспитание. Путин так искренне удивлялся, что в учебнике истории нет Сталинграда! Да мы еще с Жоресом Алферовым писали в кабмин по поводу этого безобразия — учебников, написанных под патронажем Фонда Сороса! Правда состоит в том, что учебники, которые сейчас возмущают Путина, утверждали его же министры — Фурсенко и Ливанов. Если вы печетесь о патриотическом воспитании — тогда чего же на параде Победы стыдливо прикрываете фанерками Мавзолей?! Если действительно понимаете, какую опасность обществу несет проникновение в школы учебников, пропитанных русофобией, антисоветчиной, стремлением исказить и очернить нашу историю — тогда почему отказываетесь от преобразований в образовательной сфере, которые носят действительно патриотический характер? Способствуют формированию мыслящих людей, уважающих свою страну, знающих ее историю? Почему игнорируете предложенный нами закон «Образование для всех», который как раз и позволяет решить эти задачи?
«СП»: — Путин резко высказался о внешней политике. Он выразил надежду, что «никому не придет в голову перейти в отношении России так называемую красную черту, а где она будет проходить, это мы будем определять в каждом конкретном случае сами». Речь шла о Донбассе, о котором прямо президент не сказал ни слова?
— На Донбассе эта красная линия давно пересечена. Надо не говорить, а делать — признавать Донецкую и Луганскую народные республики. И помнить, что украинский народ сам попал как кур в ощип в руки цэрэушно-бандеровским нацикам.
Нужно принимать меры, защищать Русский мир. Вот мы на днях отправляем на Донбасс 91-й гуманитарный конвой. Мы более 7 тысяч детей из народных республик приняли в летних лагерях, подлечили их, помогли чем могли — вот это принципиально важно!
«СП»: — Путин выполнит то, что пообещал людям в послании?
— У меня возникает вопрос: а где на это взять деньги? Без национализации минерально-сырьевой базы и стратегических отраслей, без четкого планирования, прогрессивной шкалы подоходного налога, государственной монополии на спирто-водочную промышленность, без поддержки народных предприятий, образования и здравоохранения — без всего этого ключевые вопросы нерешаемы.
При нынешнем финансово-экономическом подходе экономика РФ обречена на стагнацию. А главного вопроса — изменения социально-экономического курса — послание как раз не касалось. Это говорит о том, что такого вопроса по-прежнему нет в повестке власти. Раз так, обещания президента останутся невыполненными.