Г.А. Зюганов: К международному дню культуры
15 апреля в России и многих других странах отмечается Международный день культуры.
Геннадий
Андреевич
15 апреля 1935 года был подписан документ, составленный и предложенный русским учёным, художником, литератором, философом, археологом и путешественником Николаем Рерихом – Пакт Рериха.
Рерих обратился к народам и правительствам всех стран мира принять свод правил, защищающий объекты культуры от военных разрушений.
Ещё свежа была в памяти человечества память о Первой мировой войне и разрушениях, которые она принесла культуре. Одним из скорбных символов стал Реймсский собор, разрушенный немецкой артиллерией. Французы обвиняли немцев в варварстве, немцы французов – в коварстве, русские интеллигенты переживали, но хладнокровный англичанин расставил всё по местам: «Если бы я был французским офицером – я бы обязательно поместил на верхушке собора артиллерийского корректировщика, а если бы был немецким – обязательно снёс бы снарядами эту верхушку».
Прекраснодушный Рерих придумал особый «знак мира», которым надо было помечать объекты культуры, не подлежащие обстрелам – словно и не знал, что уже в Первую мировую санитарный красный крест, нарисованный на автомобилях и фурах не спасал их от снарядов, а корабли с красным крестом – от торпед…
Жестокая ирония судьбы: Пакт Рериха был подписан в Вашингтоне, в кабинете президента Франклина Рузвельта. Среди первых подписавших были губернаторы 21 американского штата – а всего через десять лет англо-американская авиация с чудовищной и совершенно бессмысленной жестокостью уничтожила Дрезден, «немецкие Афины», центр европейской культуры, искусства и философской мысли… Были убиты 135 тысяч мирных жителей – это меньше, чем в Хиросиме, но больше, чем в Нагасаки…
Прошло ещё десять лет – и вновь из России раздался призыв к миру и сохранению культуры, к культурному диалогу – на этот раз говорил Михаил Шолохов, будущий Нобелевский лауреат.
В 1955 году он написал письмо в новый журнал «Иностранная литература», который должен был знакомить советских читателей с лучшими образцами зарубежной прозы и поэзии. Удивительно, насколько злободневны и сегодня слова нашего великого писателя!
«Нет необходимости повторять, что «холодная война» и открытое доброжелательное культурное сотрудничество несовместимы.
Было время, когда наши культурные связи с такой страной, как США, укреплялись и развивались. Боевое сотрудничество американского и советского народов создало все предпосылки к тому, чтобы наши дружеские связи расширялись и в послевоенное время.
К сожалению, получилось не так…
У писателей всего мира должен быть свой круглый стол. У нас могут быть разные взгляды, но нас объединит одно: стремление быть полезным человеку…
Я думаю, что журнал призван публиковать все истинно талантливое, что́ помогает людям жить достойной человека жизнью.
Я был бы рад, и думаю, что далеко не я один, если бы ваш журнал стал трибуной творческого общения для всех, кому дорого живое дело современной литературы. Мы были бы благодарны журналу, если бы на своих страницах он организовал переписку советских читателей (в том числе и литераторов) с авторами печатающихся у вас произведений…
Я был бы рад узнать мнение моих зарубежных коллег по этому вопросу.
Глубоко убежден, что мы найдем общий язык».
В те времена не было Интернета, и предложенный Шолоховым «виртуальный круглый стол» проходил на страницах «Иностранной литературы». Среди его участников – Мария Майерова, Лион Фейхтвангер, Поль Робсон, Лао Шэ, Жан-Поль Сартр, Димитр Димов, Арнольд Цвейг, Хан Сер Я, Мульк Радж Ананд, Назым Хикмет, Хироси Нома, Сиро Хасэгава, Карло Леви, Франко Фортини, Пабло Неруда, Катарина Сусанна Причард, Джек Линдсей, Лоуренс Хаусмен, Андре Моруа и многие другие деятели культуры.
И как актуальны сегодня мысли автора «Тихого Дона»!
«А когда встретятся люди разных политических взглядов, я убежден, что они смогут найти общий язык и договориться о порядке и программе встречи. По моему мнению, эта конференция должна заниматься вопросами творчества, вопросами борьбы за честную, непродажную литературу.
Я имею в виду, например, борьбу с порнографической литературой, со всякими «комиксами», которые портят молодежь и прививают ей нелепые, вредные взгляды. В то же время должны быть осуждены люди, которые, профессионально владея пером, пишут сценарии гангстерских человеконенавистнических фильмов, получивших такое широкое распространение во многих странах. Борьба против шовинизма, расизма, милитаризма — эти серьезные вопросы тоже должны занимать нас. Ведь творчество — это прежде всего дело морали, нравственности, гуманизма! Необходимо сломать эту отравленную черную стрелу и обезоружить преступного стрелка...
— Я по-прежнему призываю всех встретиться. В эпоху лихорадочной военной подготовки не только в Западной Германии, где фашизму вручают атомное оружие, но и всюду во всем мире — необходимо коллективное выступление против войны. Литература, разумеется, — дело совести. Однако будущие поколения не простят нам, если мы не поднимем свой голос против убийства. Когда читатели увидят — «С кем вы, мастера культуры?», — станет ясно, кто и во имя чего выступает. Это будет иметь огромное психологическое значение. Карты будут открыты.
Сказать войне «НЕТ!» должны прежде всего люди творческого труда, чтобы кто-нибудь не сказал ей вдруг «ДА!»».
Но посмотрите, как резко деградировала культура после реставрации капитализма в России! Даже такие прославленные в советское время мастера кино, как Рязанов и Гайдай опустились до уровня поделок и халтуры, гэг-комедий, киношек-однодневок! Говорят, что чем ночь темней, тем ярче звёзды, и на общем фоне культурного обнищания мы радуемся таким удачам, как фильмы "Подольские курсанты" или "Движение вверх", книги Сергея Шаргунова и картины Сергея Бочарова. Но на фоне тьмы увеличивается яркость, а не величина звезды – увеличивает мастерство и значение общение и конкуренция мастеров. А конкурировать в бескультурной общей среде не с кем, в том и беда современных мастеров культуры.
Один из способных – но и самокритичных современных писателей, Евгений Гришковец, сказал: «Горький писал свою статью в Серебряном веке, когда мастера культуры были. Сейчас их нет. Нужно сначала вырастить мастеров, уж потом задавать вопросы».
Но как вырастить мастеров в условиях дикого российского капитализма?
Председатель ЦК КПРФ,
Руководитель фракции КПРФ
в Государственной Думе РФ
Г.А. Зюганов.