Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Экономист Татьяна Куликова: «Топливный шантаж сработал»

В конце минувшей недели стало известно, что с октября власти восстанавливают топливный демпфер в полном объеме. Шантаж со стороны нефтяников, устроивших рукотворный кризис на внутрироссийском рынке топлива, достиг своей цели. Теперь бюджетные средства опять потекут в их карманы мощным потоком.

Татьяна Куликова, экономист.
2023-10-10 15:11

В нашей недавней статье «Ценовые рекорды на автозаправках» (Правда, №100, 15.09.2023, https://kprf.ru/roscrisis/221302.html) мы подробно описывали причины топливного кризиса, который мы наблюдаем с августа этого года. Коротко говоря, суть в следующем.

Несколько лет наза в нефтяной отрасли начался налоговый маневр, состоящий в том, что экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты постепенно заменялась налогом на добычу полезных ископаемых. В результате у нефтяников появился стимул гнать всю свою продукцию за рубеж, так как там почти всегда цены выше. Поэтому чтобы обеспечить внутренний рынок нефтепродуктами, государство стало компенсировать нефтяникам разницу между внутренними и экспортными ценами. Так появился топливный демпфер.

Выплаты по демпферу исчислялись многими сотнями миллиардов в год. Так, по итогам 2022 года нефтяники получили от государства составила 2.16 трлн рублей. Для сравнения: доходы федерального бюджета в 2022 году составили порядка 28 трлн, а расходы – порядка 31 трлн рублей. Наглядно это можно интерпретировать так: если бы не выплаты по демпферу, то дефицит бюджета за 2022 год мог бы быть примерно втрое ниже.

Совершенно очевидно, что нынешних экономических условиях государство уже не может себе позволить такую щедрость. Тем более, что после введения европейского эмбарго на российскую нефть и нефтепродукты в начале этого года стало не совсем понятно, что такое экспортная цена, до которой нефтяникам надо компенсировать разницу с внутренними ценами. Ведь из-за ограничений они все равно не могли продавать свою продукцию по ценам внешних рынков; они продавали ее с огромными дисконтами и с большим разбросом фактических цен.

Поэтому весной 2023 года правительство предложило сократить топливный демпфер вдвое. Сейчас уместно вспомнить, что говорил при этом министр финансов Антон Силуанов (цит. по Интерфакс, 28 апреля).

«Разницу при высоких ценах на западе - мы компенсировали, при низких ценах на западе – нефтяники доплачивали [в бюджет; но такое было только во время ковидного локдауна – Т.К.]. Сейчас западных рынков нет. Стоимость нефтепродуктов на западных рынках считалась от Urals, сейчас с Urals тоже не понятно, какой там дисконт, как правильно считать. Поэтому в настоящее время демпфер, по сути дела, идет в маржу нефтепереработчиков. Маржа переработчиков сегодня 8 тыс. рублей на тонну, раньше была меньше 2 тыс. за тонну. Если посмотреть, откуда она берется - за счет демпфера. Получается, маржу нефтепереработчикам из бюджета платим», – сказал Силуанов.

Таким образом, Силуанов признал, что в нынешних реалиях выплаты по демпферу – это в чистом виде дотация нефтяникам со стороны федерального бюджета, приносящая им сверхприбыли.  

Идея сокращения топливного демпфера обсуждалась долго, и его введение несколько раз откладывалось – понятно, что лоббисты от нефтяной отрасли не сидели сложа руки. Однако летом эта идея стала приобретать конкретные очертания. Было решено, что изменение вступит в силу с начала сентября. И когда нефтяники поняли, что сокращение демпфера, несмотря на все их лоббистские усилия, все-таки будет реализовано, они перенаправили свою продукцию за рубеж. Цены на заправках взлетели, а где-то даже наблюдался дефицит: аграрии южных регионов жаловались, что дизтоплива просто физически нет.

Правительство долго не реагировало на этот кризис, а ситуация быстро усугублялась. И когда она стала критической, правительство пошло на жесткие меры: был введен временный запрет на экспорт нефтепродуктов – на неопределенное время, пока рынок не насытится.

Результат получился так себе. Биржевые цены на нефтепродукты несколько снизились, но это почти не отразилось на рознице: цены на заправках закрепились вблизи достигнутых максимумов и никак не хотели снижаться. Дело в том, что вместо того, чтобы насыщать внутренний рынок, нефтяники начали складировать свою продукцию, ожидая окончания действия запрета. Так, на днях в СМИ прошла информация, что хранилища «Транснефти» переполнены; похожая ситуация возникла и на многих нефтеперерабатывающих заводах.

Так что запрет на экспорт оказался не столь эффективен, как ожидало правительство: стабилизировать розничные цены удалось, но вернуть их на приемлемые уровни – нет. Плюс к тому, запрет вызвал побочные эффекты. Один из них – дополнительное сокращение экспортной выручки, которое внесло свой вклад в продолжающееся ослабление курса рубля. В минувшую пятницу 6 октября курс доллара к рублю опять преодолел психологически важную отметку 100 рублей за доллар; торговая неделя закрылась на уровне выше 100 рублей за доллар впервые с марта прошлого года.

Поэтому запрет на экспорт долго не продержался: он был введен 21 сентября, а уже в минувшую пятницу 6 октября власти объявили о частичном снятии запрета: они разрешили экспорт дизтоплива, доставляемого в морские порты по трубам. Кроме того, были объявлены новые меры по стабилизации рынка топлива. Нефтяникам будет позволен экспорт, но они обязаны как минимум половину своей продукции отправлять на внутренний рынок; также для них была несколько увеличена доля обязательной продажи нефтепродуктов на бирже (для дизеля с 9.5 до 12%, для бензина с 13 до 15%). Плюс к тому, введена запретительная пошлина на экспорт нефтепродуктов, купленных на внутреннем рынке для перепродажи.

Это вполне разумные решения; с них и надо было начинать (при необходимости, корректируя параметры, до тех пор, пока не будет нужного эффекта), а не бросаться из крайности в крайность – от полного бездействия на протяжении полутора месяцев до тотального запрета экспорта. Если бы эти меры были введены в еще в августе, можно было бы не допустить столь острого кризиса, хотя для обеспечения стабильности внутреннего рынка топлива в долгосрочном аспекте все-таки надо откатывать назад налоговый маневр.

Однако этими разумными шагами правительство не ограничилось, по-видимому, боясь дальнейшего саботажа со стороны нефтяников. Власти пошли на полную капитуляцию перед нефтяниками и в дополнение ко всем перечисленным мерам они вернули выплаты по топливному демпферу в полном объеме.

Правительство, конечно же, попыталось представить свою капитуляцию перед нефтяниками в менее позорном свете. «Изменение коэффициента по демпферу с 0.5 до 1.0 позволит <…> стимулировать насыщение внутреннего рынка топливом, сдерживая при этом рост оптовых биржевых цен, что в результате будет способствовать поддержанию стабильной ценовой ситуации в рознице на уровне, близком к инфляции», – читаем мы в официальном телеграмм-канале правительства. Как мы видим, чиновники сделали вид, что забыли те причины, по которым понижающий коэффициент вводился изначально и которые описал министр Силуанов в приведенной выше цитате от апреля этого года.        

После возвращения демпфера в полном объеме все остальные описанные выше меры, по большому счету, уже не нужны: теперь, благодаря щедрым дотациям от государства, нефтяникам опять будет выгодно поставлять продукцию на внутренний рынок. Противостояние закончилось, цены на заправках теперь, вероятнее всего, придут к более-менее приемлемым уровням. Всё бы хорошо, только платить сотни миллиардов долларов за этот банкет опять будет бюджет, то есть мы с вами.

________________________

Статья опубликована в газете «Правда», №110, 10.10.2023, https://gazeta-pravda.ru/issue/110-31459-1011-oktyabrya-2023-goda/toplivnyy-shantazh-srabotal/

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.