Газета "Правда". Россия остаётся сырьевым придатком развитых стран, и такая ситуация будет сохраняться ещё многие годы
Президент РФ Владимир Путин, по его словам, нащупал точки роста российской экономики, которые позволят ей развиваться темпами выше мировых. После обрушения три года назад нефтяных цен и последовавшего за этим кризиса Россия фактически оказалась в болоте. Даже «оттолкнувшись от дна», всплываем мы на мировом фоне очень медленно. Резкого взлёта цен на углеводороды не предвидится, внутренний спрос из-за продолжающегося обнищания населения остаётся слабым, инвестиции в страну, оказавшуюся под санкциями, не идут. В этих условиях обещание президента опередить среднемировые показатели динамики ВВП можно сравнить с байкой барона Мюнхгаузена о том, как он сам себя вытянул за волосы из болота вместе с конём.
ВЫСТУПАЯ на форуме «Россия зовёт», глава государства посетовал, что ожидаемого в нынешнем году экономического роста РФ на уровне около 2% слишком мало. По мнению Путина, он должен быть не ниже среднемирового уровня. Напомним, согласно прогнозу МВФ, в будущем году рост мировой экономики составит 3,4%. Рост же ВВП РФ по итогам 2017 года в лучшем случае достигнет 2%, заявил недавно глава минэкономразвития Орешкин. На первый взгляд, ничтожная разница в процентах в действительности говорит о том, что Россия всё сильнее отстаёт от остальных стран. Чтобы окончательно не свалиться в нишу аграрно-сырьевого придатка, даже переживая сложные экономические времена, необходимо найти стимулы для роста.
Итак, из чего будет складываться наш «скачок в будущее»? Отнюдь не из масштабной индустриализации, сравнимой с той, что проводилась в СССР, не благодаря научно-техническому перевороту, который вывел в мировые лидеры Японию, Китай, другие страны Восточной Азии. У нас свой путь, и ведёт он в туманные дали. Слова вроде бы правильные. По признанию главы государства, росту экономики мешает целый набор структурных ограничений. А что для него необходимо? «Прежде всего это увеличение производительности труда за счёт модернизации производств и запуска новых промышленных объектов на базе современных технологий», — сказал президент РФ.
Кроме того, по его словам, нужно последовательно улучшать деловой климат в стране, стимулировать развитие конкуренции и формировать более комфортные условия для привлечения капитала и увеличения отдачи от вложений. Наконец, уделять повышенное внимание профессиональному образованию и мастерству российских специалистов. Однако за всё это надо платить.
Если нефтяные котировки даже в обозримой перспективе не готовы вернуться к временам трёхлетней давности, когда они зашкаливали за 100 долларов за баррель, то необходимо искать инвестиции. Между тем впервые с начала года в России стало больше предприятий, планирующих сократить вложения в производство (25%), чем тех, которые намерены их нарастить (21%). Сокращение инвестиций и вывод их из оборота говорят о том, что компании не верят в скорый выход страны из кризиса, их беспокоит неясная экономическая ситуация. К началу четвёртого квартала доля предпринимателей, не уверенных в успешных перспективах своего дела, увеличилась до 33% — с 25% в начале года. Энергичный рост инвестиционного оптимизма, во втором квартале достигший пятилетнего максимума, сошёл на нет.
По данным Росстата, во втором квартале промышленное производство выросло на 3,8%, но затем стало замедляться и в сентябре выросло лишь на 0,9% в годовом выражении, а по отношению к августу снизилось на 0,4%. А как же быть с «нашим всем» — «чёрным золотом»?
Нефть и другие углеводороды останутся основой мировой экономики в ближайшие 20—30 лет, считает глава «Роснефти» Игорь Сечин. Однако при этом он умолчал, что в связи с иссяканием легкодоступных запасов нефти стоимость её добычи в России с каждым годом будет неуклонно нарастать. В связи с чем ведущие нефтедобывающие страны, включая Саудовскую Аравию, уже взяли курс на диверсификацию экономики. У нас же, хотя содержание нефтегазового сектора становится всё дороже, воз и ныне там. Согласно отчёту ООН, во всём мире сейчас ежегодно вкладывается 140 млрд долларов в проекты, связанные с альтернативной энергетикой, тогда как в производство угля и нефти инвестируется всего 110 млрд долларов. Ещё десятилетие назад картина была прямо противоположной. Человечество всё активнее переходит на возобновляемые источники энергии, не связанные к тому же с загрязнением окружающей среды.
«Нефти в России хватит действительно не на один год. Однако извлекать её будет всё труднее и дороже. Пик добычи придётся на 2020—2022 годы, после чего будет наблюдаться её ежегодное снижение не менее чем на 2% в год. Это обусловлено выработкой легкоизвлекаемых ресурсов. Разработка же новых месторождений потребует огромных инвестиций. При этом перспектива слезть с «нефтяной иглы» не вырисовывается. Россия остаётся сырьевым придатком развитых стран, и такая ситуация будет сохраняться ещё многие годы», — сказал «Правде» партнёр компании Rusenergy Михаил Крутихин.
В то время как передовые страны переходят уже на новый этап развития экономики, где основу национального богатства составляют научное знание и высокие технологии, мы по-прежнему живём за счёт эксплуатации природных ресурсов, которые заведомо не могут стать локомотивом экономического роста. Другие же «точки роста», якобы нащупанные властями, пока являются не более чем благими пожеланиями.