Война в Донбассе сквозь призму классового подхода
Война в Донбассе находится в центре общественного внимания уже около года. Там погибли тысячи людей. Она породила немало острых дискуссий. Но их участники чаще всего обходят вопрос: какой же характер носит война в Донбассе? А он, думается, остаётся самым главным. Чтобы найти правильный ответ, необходимо рассмотреть эту войну сквозь призму классового подхода.
Со стороны Киева война в Донбассе является империалистической. Конечно, сегодня украинский империализм — это не более чем субимпериализм, но это сути войны не меняет. Империалистической эта война является в первую очередь потому, что это война метрополии против стремящейся отделиться от неё окраины. К тому же Донбасс для Украины — окраина инонациональная. Дело в том, что в постсоветской, «незалежной» Украине за два с небольшим десятка лет так и не сложилась единая буржуазная политическая нация (в скобках заметим: такая нация не сложилась и в России).
В советский период вопрос о существовании украинской буржуазной нации естественным образом не вставал, так как в СССР не было капитализма. Но после разрушения СССР выявилось, что на территории «незалежной» Украины существуют три разнородных протонациональных «композита»: один — в центральных областях (собственно украинский), другой — на западе страны (западенский, галицийский) и третий — на юго-востоке (новороссийский). Невооружённым глазом видно, что это — разные буржуазные протонации, отличающиеся друг от друга не только по территории, но и по языку, культуре, образу жизни, менталитету, традициям, собственной истории. А главное: не сложилась важнейшая экономическая причина формирования буржуазной политической нации — единый рынок. Донбасс оказался связан теснее с российским рынком, чем с собственно украинским.
Законы капитализма объективны, отменить их ни административными, ни идеологическими предписаниями невозможно. Но буржуазные идеалистические идеологи из Киева и Львова думали по-другому — они попытались решить вопрос единства страны путём насильственной украинизации. С этой целью постсоветское руководство Украины (как и подавляющего большинства постсоветских республик) решило превратить в идеологическое обоснование своего нахождения у власти национализм, антикоммунизм и антисоветизм. Более того, центральноукраинская буржуазная «элита» прогнулась под воинствующе реакционных, антикоммунистических, шовинистических и фашизоидных западноукраинских «интеллектуалов». Став их слугами и подголосками, она тем самым воспрепятствовала формированию украинской буржуазной политической нации.
Юго-восток отказался пойти в услужение Галиции, хотя его сознательное сопротивление «галицизации» долго было пассивным и минимальным. Это повлекло за собой пошаговое превращение (ещё не завершившееся) «незалежной» Украины в государство имперского образца. Империя — это такая форма экономико-политического устройства государства, при которой центр (метрополия) существует за счёт эксплуатации колоний или провинций, которые могут по разным причинам терпеливо сносить такое положение, а могут протестовать и бороться. Крым, например, протестовал и боролся уже в начале 1990-х, но тогда был усмирён. Донбасс тоже боролся, но извращённым способом: он долго старался посадить «на престол» в Киеве своего человека.
ВОЙНА В ДОНБАССЕ сейчас идёт за усмирение взбунтовавшейся окраины, которая не желает больше мириться со своим всё откровеннее проявляющимся положением «внутренней колонии». Она перестала наконец терпеть насильственную украинизацию и «не хочет больше кормить Киев и Львов». Не случайно многие аналитики называют войну Донбасса национально-освободительной. Но этим самым признаётся, что она антиимпериалистическая, а следовательно, справедливая.
При этом она совсем не обязательно «должна» быть войной более прогрессивных общественных сил, тем более войной революционной. Такие войны приобретают характер социальной революции тогда, когда руководство в них берут в свои руки прогрессивные, левые, революционные силы (как это было, например, во Вьетнаме). Очевидно, это пока не случай Донбасса. Там идёт борьба новороссийской протонации (она ещё не сложилась в нацию, но быстро формируется в процессе войны) против насильственной ассимиляции со стороны галицийской протонации. Кстати, украинская (центральноукраинская) протонация тоже могла бы оказать сопротивление такой ассимиляции, но…
Галичане, прожившие при капитализме на 20 лет дольше остального населения Украины и подвергавшиеся в панской Польше национальному угнетению, гораздо дальше продвинулись по пути формирования буржуазной нации. Это определило агрессивную (пусть и культурно-примитивную) стратегию западноукраинских политиков, перед которыми склонилась центральная Украина.
Победа Донбасса может дать шанс украинской (центральноукраинской) протонации на культурно-национальное возрождение на основе собственной богатой демократическо-социалистической традиции. Наследники Котляревского и Гулак-Артемовского, Марко Вовчок (Марии Вилинской) и Панаса Мирного, Леси Украинки и Михаила Коцюбинского, Кропивницкого и Карпенко-Карого, Хвылевого и Блакитного-Эллана, Тычины и Сосюры и т.д. и т.д. имеют полное право не быть прихлебателями поклонников Бандеры и Шухевича.
Но сегодня в Донбассе агрессором является именно Киев. Это не «сепаратисты» напали на Киев и Львов, а, наоборот, Киев (ещё в начале апреля 2014 года!) развернул военное подавление недовольных в Донбассе, несмотря на крайнюю умеренность их первоначальных требований (федерализация и второй государственный язык).
Война Киева в Донбассе является войной империалистической ещё и потому, что она является очередной войной западного (натовского) империализма против тех, кто не желает ему подчиниться. До Донбасса в этой роли были Югославия, Ирак, Афганистан, Ливия. Сейчас натовский империализм пытается захватить Сирию, делая это не напрямую, а силами своей местной агентуры. Непокорный Донбасс усмиряют тоже не напрямую, а силами киевских марионеток НАТО. То есть Донбасс воюет не только против Киева, но и против НАТО — самого главного и самого опасного империалистического хищника на планете. И уже поэтому его война носит справедливый и прогрессивный характер.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОЛИТИКИ другими средствами — вот в чём сущность всякой войны. Инициатором войны в Донбассе был киевский режим. А нынешний киевский неолиберально-неофашистский режим представляет в первую очередь интересы классовой унии буржуазии и бюрократии. После того, как президентом стал миллиардер Порошенко, а губернаторами — миллиардеры и миллионеры, начиная с Коломойского и Таруты, после того, как миллионеры заняли министерские посты, стало особенно очевидным, что власть взяла в свои руки крупная буржуазия. Она в значительной степени опирается на среднюю и мелкую буржуазию западной и центральной Украины. Вместе они рассчитывают внеэкономическим — военным — путём одолеть своих экономических конкурентов в Донбассе (и вообще на юго-востоке). Теперь их можно разорить, обвинив в «сепаратизме» или в «сочувствии сепаратизму».
Крупный капитал в подавляющем большинстве является не просто компрадорским, он вообще не связывает своё будущее с Украиной. Нынешний правящий класс рассчитывает, что он сможет на Украине обогатиться (любым способом, вплоть до полного разорения страны), а затем перебраться на Запад. Именно этим — и только этим — объясняется прозападная позиция не только крупной, но и примыкающей к ней средней буржуазии. Не случайно в последнее время многие справедливо пишут, что «национальная идея» «украинских патриотов» вполне исчерпывается формулировкой «слинять за Запад».
Поскольку же народ Донбасса не собирается разрушать собственное производство и поголовно покидать свой край, его война автоматически оказывается войной против интересов классовой унии крупного капитала и бюрократии, как и всех прочих компрадоров. Это ещё раз подчёркивает, что его война носит справедливый характер. Поэтому же добровольческая армия Донбасса состоит в основном из рабочих (это, кстати, легко выясняется из анализа доступных материалов о классовом составе ополченцев — из интервью с ними, а также из некрологов о погибших). А ей противостоят прежде всего профессиональные военные и профессиональные полицейские (бывшие внутренние войска, ныне нацгвардия), то есть представители карательного аппарата буржуазного государства. Его подмогой являются добровольческие батальоны из типичных фашиствующих средних и мелких буржуа, а также набранные по мобилизации представители всех социальных слоёв (но они демонстрируют явное нежелание воевать за интересы олигархов и НАТО).
О том, что война народа Донбасса — это война против антикоммунизма и фашизма, убедительно свидетельствуют типично нацистские факельные шествия в Киеве и во Львове, массовые разрушения памятников Ленину, Марксу и другим революционерам и советским воинам и то, как толпа скандирует «Комуняку — на гилляку!» В условиях войны на Украине формируется общество со всеми основными (и обязательными) признаками фашизма: воинствующим национализмом (шовинизмом) и антикоммунизмом, милитаризмом, культурным примитивизмом.
Развязав войну в Донбассе, киевский неолиберально-неофашистский режим развязал войну вообще на Украине. Во-первых, он создаёт условия для тотальной фашизации украинского общества, подавления инакомыслия, формирует долговременную массовую базу за счёт доведённого до национального психоза неофашистской идеологией населения. Во-вторых, закрепляет и развивает имперский характер украинского государства. В-третьих, отвлекает внимание населения Украины от тотального разворовывания (путём приватизации) национального богатства страны, то есть от ограбления народа.
В-четвёртых, навязывает населению Украины необходимость терпеть это ограбление в условиях милитаризации и военно-шовинистической истерии, когда все преступления правящего режима можно списать на «войну» и «происки врага». В-пятых, закрепляет зависимый от Запада полуколониальный статус Украины.
Итак, война, которую ведёт народ Донбасса против киевского режима, — это война антиимпериалистическая, национально-освободительная, оборонительная, идеологическая (она ведётся против неолиберализма и украинского неофашизма), классовая (война неимущих против имущих, производящих классов против классов паразитических) и, безусловно, справедливая.