Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Газета "Правда". Заставят ли Европу думать по-польски?

С 1 января 2025 года председательство в Евросоюзе перешло к Польше. Возможность немного «порулить» в европейском сообществе у польских элит будет в течение полугода. Срок, конечно, небольшой, но, учитывая геополитический контекст, как раз этот период может оказаться знаковым для всего европейского региона. В том, что польское руководство попытается выжать максимум из своего председательства в ЕС, можно не сомневаться. У Варшавы есть конкретные цели, и она без стеснения будет их продавливать.

Газета "Правда".
2025-01-10 10:13

Варшава уже обозначила приоритеты своего председательства в ЕС. Под соусом «безопасности и устойчивости» польское руководство намерено продвигать милитаризацию восточного фланга НАТО и политику санкций в отношении Белоруссии и России. Как заметил белорусский МИД, польские власти, к сожалению, вместо нормального взаимодействия с соседями выбрали путь дальнейшей конфронтации.

Какие приоритеты ставит Польша?

Ещё в начале декабря премьер-министр Польши Дональд Туск, говоря о будущем председательстве своей страны в Совете ЕС, заявил следующее: «Мы полны решимости, чтобы заставить Европу думать по-польски по многим вопросам». Он также подчеркнул, что ЕС должен стать организмом, способным не только к выживанию, но и к политическому наступлению.

По словам Туска, период польского председательства приходится на особое время. «Вероятно, нас ждут прорывные события в отношении войны и мира к востоку от нашей границы. Мы ждём — и это задача польского председательства — глубокой коррекции ряда европейских приоритетов. Некоторые люди медленно созревают для этого», — приводит слова Туска польское информ-агентство PAP.

Более подробно о приоритетах польского председательства в Совете ЕС рассказал глава МИД Польши Радослав Сикорский. По его словам, Варшава во время председательства будет сосредоточена на максимальной поддержке Украины, сохранении нынешней политики в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь, а также на укреплении безопасности и устойчивости ЕС.

При этом Сикорский подчеркнул, что целью председательства Польши будет укрепление санкций Европейского союза против РФ и РБ. «Мы не допустим возврата к «бизнесу как обычно» с Россией и Белоруссией», — сказал польский министр.

Сикорский также отметил, что Польша будет председательствовать в «чрезвычайно сложной международной ситуации». В этом контексте он указал на конфликт на Украине, растущую геополитическую напряжённость и кризис на Ближнем Востоке. «Поэтому очевидно, что девиз польского председательства — «безопасность, Европа», — приводит слова Сикорского PAP.

Говоря о безопасности, польский дипломат подразумевает милитаризацию, в частности «обеспечение промышленного производства для сектора вооружений». И здесь же Сикорский упоминает проект «Щит Восток», согласно которому на территории Польши, возле границ с Белоруссией и Россией, будут размещены минные поля, выкопаны рвы, установлены противотанковые ежи и создана система активного наблюдения. Чтобы профинансировать такой проект, нужно порядка 2,5 млрд долларов. И эти деньги Варшава хочет получить из фондов ЕС.

«Наша цель — добиться использования инструментов ЕС для создания оборонной инфраструктуры, такой как «Щит Восток», — заявил Сикорский.

Кроме этого, Польша во время своего председательства будет ратовать за расширение ЕС и укрепление трансатлантических отношений. По словам Сикорского, Варшава уже наладила тесный диалог с республиканцами и будущей администрацией США. При этом Сикорский отметил, что ЕС и США должны координировать свои действия не только в ситуации с Украиной. «Мы хотим продолжать диалог и по глобальным вопросам, в том числе когда речь идёт о Китае, Индо-Тихоокеанском регионе, энергетической политике или новых технологиях», — сказал руководитель МИД.

И без лишней скромности добавил: «Мы хотим использовать время председательства для укрепления нашей позиции как одной из самых важных, самых активных стран — членов ЕС».

  Что в Минске говорят о действиях Варшавы?

Приоритеты польского председательства в ЕС не остались без внимания белорусского МИД. Пресс-секретарь министерства Анатолий Глаз предупредил западную соседку, что её внешнеполитический курс может привести к неуправляемой эскалации ситуации в Европе.

«С заявленными приоритетами польского МИД в рамках председательства Польши в Совете ЕС мы ознакомились. Польская элита у власти меняется, но не изменяет своей общеизвестной сущности. Полученные ранее из фондов ЕС на «восстановление страны после советской оккупации» почти 200 млрд евро, похоже, уже распределены принятым в Польше способом, и надо искать новые источники обогащения. Снова в ход пошло стремление погреть руки за счёт европейских налогоплательщиков на теме угрозы с Востока», — отметил А. Глаз.

Он напомнил, что польская сторона уже построила забор в Беловежской пуще. Свою заявленную функцию он особо не выполняет, зато с задачей направления неконтролируемых ассигнований на «нужные цели» справился на отлично. На очереди «Щит Восток» стоимостью в миллиарды евро.

«Не являются новостью и мечты польских руководителей о предводительстве Варшавы в ЕС на фоне, как им кажется, ослабления лидерства Германии и Франции. На чём будут играть — понятно. На дремучей белорусо- и русофобии, на исторически привычной демонизации своих восточных соседей. В следующие полгода это безрассудство, обретая всё новые угрожающие формы, станет литься из варшавских кабинетов на уровень всего ЕС. Не могут же не понимать обитатели этих кабинетов, что подобный курс может привести к неуправляемой эскалации ситуации в Европе», — подчеркнул пресс-секретарь МИД.

Дипломат заметил, что последствия такого развития событий как для всего региона, так и собственно для польского народа их, похоже, не волнуют.

В русле интересов США.

Каким курсом будет двигаться Варшава?

Дальнейшие шаги польского руководства, в том числе в рамках председательства в ЕС, по большому счёту будут определяться двумя факторами. С одной стороны, внутриполитической ситуацией и прежде всего президентскими выборами в стране, которые намечены на май 2025 года. С другой стороны — геополитическим контекстом, который в следующие полгода будет существенно меняться. И всё же руководство Польши во многом предсказуемо, поэтому уже сейчас в общих чертах можно понимать, каким курсом станет двигаться Варшава.

Начнем с выборов. Для польского премьера Дональда Туска крайне важно протащить на пост президента страны кандидата от своей партии — «Гражданской коалиции». Нынешний президент Польши Анджей Дуда относится к враждебному Туску лагерю — партии «Право и справедливость» (ПиС), и в отношениях между президентом и премьером то и дело искрит.

Однако кандидата от «Гражданской коалиции» избиратели будут оценивать в том числе по делам правительства Туска. А успехи польского премьера за год пребывания у власти довольно скромны. Его амбициозная программа «100 фактов за 100 дней» во многом так и осталась красивым лозунгом. Что думают по этому поводу избиратели, показал декабрьский соцопрос United Surveys по заказу польского радио RMF FM и издания Dziennik Gazeta Prawna. Согласно опросу, лишь 13,6% респондентов считают, что их жизнь после прихода к власти Туска и его коалиции стала лучше. Об ухудшении своего положения заявили втрое больше поляков — 37,5%. Предыдущий опрос United Surveys показывал, что большинство респондентов — 56,7% — не удовлетворены темпами реализации предвыборных обещаний.

Таким образом, нынешнее правительство оказалось не более эффективным, чем прошлое. Но самое удивительное, что, несмотря на высмеивание политики представителей ПиС, Туск использует аналогичные методы. Нынешние власти транслируют в массы всё те же истории о полчищах мигрантов и угрозе с Востока. Когда предыдущее правительство сеяло страх в обществе, анонсируя вторжение вагнеровцев в Польшу, Туск и его коалиция высмеивали оппонентов. Теперь уже сам Туск пытается слепить из воздуха угрозы польскому государству. Для чего? Главным образом, чтобы собрать перепуганный электорат под знамёнами «Гражданской коалиции», а заодно переключить внимание избирателей с недоработок правительства на внешние угрозы.

Поэтому можно полагать, что как минимум до майских выборов польские власти продолжат нагнетать ситуацию с мигрантами. Не исключены и провокации Варшавы на польско-белорусской границе. Кроме этого, очевидно, что будет раскручиваться тема военной угрозы. При этом польские нарративы станут транслироваться не только на внутреннюю аудиторию, но и на руководство ЕС.

Как известно, правительство ПиС из-за ссор с Брюсселем было отрезано от европейских фондов. Усиленная милитаризация страны, в том числе закупка американского оружия, проводилась за счёт кредитов. У Туска другая политика. Польский премьер вновь подружил Варшаву с Брюсселем и теперь рассчитывает вооружить свою страну за счёт европейских налогоплательщиков.

Как упоминалось выше, Варшава уже набросала на бумаге проект «Щит Восток» и на его реализацию пытается выбить деньги у Евросоюза. Вероятно, «Щит Восток» превратится в «дырявый забор 2.0», которым польские власти пытались закрыться от мигрантов на границе с Белоруссией. Однако кого волнует эффективность? Глав-ное — деньги из фондов ЕС, которые Туск и его окружение найдут способ перераспределить под свои нужды. Возможно, хватит даже на презентацию очередной программы обещаний в преддверии президентских выборов.

Что же касается геополитического контекста, то здесь определяющую роль будут играть Соединённые Штаты, точнее, смена политических элит в Вашингтоне. В течение полугода — как раз в период председательства Польши в ЕС — новая администрация США обозначит, каким курсом станет двигаться дальше. Это касается и прокси-войны на Украине, и отношений с крупными игроками: Россией, Китаем, Евросоюзом, странами Ближнего Востока.

В этом плане стрелка внешнеполитического компаса польского руководства будет смещаться в зависимости от американских интересов. И сколько бы на Висле ни бросались красивыми фразами об «экономическом патриотизме» и «конце эпохи геополитического аутсорсинга», ни власть, ни оппозиция Польши не решатся действовать вопреки воле Вашингтона.

Однако решаться и не нужно. По крайней мере на ближайшую перспективу интересы Варшавы и Вашингтона во многом будут совпадать. Прежде всего речь идёт о санкциях в отношении Белоруссии и России, милитаризации восточного фланга НАТО и раскручивании темы с миграционным кризисом.

С мигрантами всё понятно. На этой теме избранный президент США Дональд Трамп фактически построил свою предвыборную кампанию. Поэтому устремления Варшавы администрация республиканца как минимум поддержит. Как максимум — превратит в пиар-акцию, показывая на американских телеканалах, что преследование мигрантов является нормой и для Европы, при этом в США якобы отношение гуманнее: людей не избивают и не подбрасывают тела на территорию соседнего государства. Под такой телесюжет Варшаве может перепасть и пара грантов от конгресса.

С милитаризацией тоже всё ясно. Для США это прежде всего возможность поддерживать продажи американского оружия. В этом плане Польша — один из самых активных покупателей. Вполне вероятно, что, председательствуя в ЕС, Варшава будет лоббировать выделение средств из фондов ЕС на прямые закупки оружия, в том числе американского. В этом плане интересы Польши и США лежат в одной плоскости.

И наконец, санкции. Для Вашингтона — не важно демократы или республиканцы стоят во главе — разрыв связей между ЕС и Россией крайне необходим. По большому счёту для США этот разрыв и стал главным достижением в прокси-войне с Россией, которую впору называть частью большой антиевропейской войны. Развязали эту войну американцы с одной целью — избавиться от конкурентов в лице России и Евросоюза. И если Москва сумела переориентировать свою экономику, то ЕС, лишившись российских энергоресурсов, оказался на пути к деиндустриализации. Если до 2022 года ЕС был конкурентом США, то теперь, будучи ослабленным политически и экономически, он постепенно переходит в ранг вассала. Для США важно, чтобы так и оставалось. Возоб-новление экономических связей ЕС и России грозит Соединённым Штатам стратегическим поражением.

В антиевропейской войне санкции, пожалуй, стали самым «дальнобойным» оружием США. И американцы продолжат его использовать. Убеждать европейцев, что санкции — это вовсе не самоубийство, а героизм, американское руководство будет с помощью таких стран, как Польша.

Варшаву такая роль в полной мере устраивает. Польские власти не скрывают, что стремятся к доминированию в Европе. На фоне внутриполитического кризиса в Германии и Франции польское руководство уже сейчас пытается перетянуть одеяло на себя. Однако стать лидером — значит сплотить, объединить вокруг себя. Для этого у Варшавы позитивной повестки, к сожалению, не нашлось. Зато есть негативная — «российская угроза» и санкционная война. Этим польские власти, вероятнее всего, и будут пытаться объединить вокруг себя русофобски настроенные страны ЕС. Прежде всего государства Балтии, Северной Европы и некоторые страны Центральной Европы.

Конечно, кардинально влиять на политику Евросоюза, даже председательствуя в Совете ЕС, Польша не сможет. Но пытаться будет, агрессивно продавливая свои интересы. Соединённым Штатам это сулит выгоду, Европе — дальнейшее ослабление.

Имеет значение и время, на которое выпало польское председательство. Решения, которые станут приниматься в следующие полгода, во многом могут предопределить будущее государств и целых регионов. Мир глобально перестраивается. При этом очень быстро. И если Европа продолжит следовать прежним курсом, то в конечном итоге известная фраза о райских садах может стать эпитафией на памятнике некогда процветавшего Евросоюза. Вполне возможно, при таком раскладе однажды Польша всё же станет лидером в Европе. Но эта Европа уже будет совсем не та.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.