Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Курильское поражение: необходим новый курс на добрососедство между Россией и Японией?

Курильское поражение Путина–Абэ: необходим новый курс на добрососедство между Россией и Японией?

Вячеслав Зиланов – член научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, заслуженный работник рыбного хозяйства России, почетный гражданин Мурманской области/
2020-07-06 09:51 (обновление: 2020-07-06 13:41)

С назначением В.В. Путина 20 лет назад  ельцинским наследником и избранием его в последующем Президентом Российской Федерации он автоматически продолжил во взаимоотношениях с соседними  с Россией государствами, а таких у нас 18, политический курс, определенный ранее Б.Н. Ельциным.  Подобный подход был обречен на провал. О чем свидетельствуют сегодняшние взаимоотношения с Украиной, Грузией, Эстонией, Латвией, Литвой  и другими соседними государствами. Более наглядно это проявилось на днях во взаимоотношениях с Японией. Именно с Японией Президент В.В. Путин последовательно следовал ельцинскому курсу на заключение между Россией и Японией «мирного договора в увязке с решением территориальных японских притязаний на российские южные Курильские острова».

И действительно до недавнего времени тема «мирный договор между Россией и Японией – территориальные японские притязания на русские южные Курилы» была одной из основных на встречах Президента Российской Федерации В. Путина с Премьер-министром Японии С. Абэ. Таких встреч только за последнее пятилетие проведено по одним подсчетам 26, по другим 27.  И все они на одну и ту же тему: «Даешь, Япония, для России мирный договор, в обмен Россия передает Японии острова южных Курил». Эта тема интенсивно и остро обсуждалась в российских и японских СМИ в обнадеживающих позитивных тонах. Не завтра, так послезавтра или в самое ближайшее время будет все же заключен мирный договор и решены (как - неизвестно) японские притязания на российские южные Курилы.

Сами участники этой многолетней курильской «мирной» шахматной партии С. Абэ и В. Путин, а также их постоянные секунданты бессменный Министр иностранных дел Российской Федерации С. Лавров  и сменяемые более 10, очередной Министр иностранных дел Японии Т. Мотэги демонстрируют готовность и далее продолжать эту нескончаемую для них партию.

Возникший же перерыв во встречах-переговорах относительно «мирного договора - южные Курилы» между Абэ и Путиным обе стороны ссылаются на продолжающую эпидемию короновируса. И что после завершения эпидемии состоится очередная уже 28 встреча – переговоры между С. Абэ и В. Путиным по старой теме «мирный договор в обмен на российские  южные Курилы». Полагаю это очередной «дипломатический туман» для общественности и для российского и японского народов.

Фактическая же ситуация совершенно иная и обе стороны, оказавшись, по существу, в тупике вынуждены поспешно искать приемлемые для них (надо спасать лицо) и для общественности своих стран объяснения причин не возможности достичь оговоренных ранее  целей.

А что же в действительности просматривается за «дипломатическим туманом»?

Просматривается и довольно определенно то, что под влиянием, по крайне мере двух обстоятельства,  состоялось завершение этой «увлекательной» курильской партии. И судя по сложившимся на шахматной доске, а точнее на столе переговоров положению «фигур-аргументов» сторон, создался классический ПАТ. А этим термином, как известно, в шахматах обозначают такую ситуацию, когда у одного из партнеров, чей очередной ход отсутствует возможность для такого хода. Все поля на шахматной доске перекрыты. В таких случаях образуется патовая ситуация и объявляется ничья. Дальнейшее продолжение игры становиться невозможно.  И этому способствовали, как упомянуто мною выше, два следующих обстоятельства.

Первое - это критическая масса протестного патриотического движения в России против передачи Японии каких-либо островов, даже оговоренных ранее по Декларации 1956 года, достигла такой массы, что вынудила Президента Российской Федерации В.В. Путина считаться с этим. Смею предположить, что японская сторона, была проинформирована об этом. В ответ Япония резко заявила о неизменности ее позиции относительно японской  принадлежности всех островов южных Курил. В свою очередь и Россия подчеркнула о своем суверенитете над всеми Курильскими островами в соответствии с итогами Второй мировой войны и международным правом. Другими словами стороны вернулись на свои «исходные позиции» конца XX века до горбачевской перестройки.

Второе - это принятие таких поправок в Конституцию Российской Федерации, в соответствии с которыми: «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия …направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются. (часть 21 статьи 87; пояснение автора)». И далее Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации и «В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он (Президент РФ; пояснение автора) принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности…(часть 2 статьи 80; пояснение автора)».   

Исходя из этих поправок, российская сторона и даже Президент Российской Федерации не имеет права и не может вести, какие-либо переговоры с любым государством, которое заявляет претензии на ту или иную часть суверенной территории Российской Федерации. В случае же с Японией российская сторона с вступлением поправок в Конституцию Российской Федерации в силу, обязана прекратить какие либо ранее начатые переговоры на эту тему и привести существующие ранее договоренности с японской стороной (по безопасному рыбному промыслу в наши территориальном море, совместной хозяйственной деятельности на южных Курилах и т.д.) в соответствии с  положениями новой Конституции Российской Федерации.

Любое другое решение Президента Российской Федерации В.В. Путину на японском направлении будет означать нарушение принятых им же поправок в Конституции Российской Федерации со всеми вытекающими последствиями. И нет ни какого сомнения в том, российская общественность и особенно население Сахалинской области ее депутаты, сенаторы будут пристально отслеживать насколько слова Путина о территориальной целостности России, будут соответствовать его практическим делам.

Знает ли обо все этом японская сторона и ее Премьер-министр С. Абэ постоянный партнер по встречам-переговорам с президентом В. Путиным, относительно заключения «мирного договора в увязке с японскими претензиями на российские южные Курильские острова». И если знает, то каковы ее намерения по этой, несомненно, уже завершенной партии переговоров?

Судя по заявлению официальных лиц японского Премьер-министра, японская сторона внимательно отслеживает положение дел по этому направлению и продолжает все же считать, что поправки в Конституцию Российской Федерации «это внутреннее дело российской стороны» и что переговоры между Абэ и Путиным, либо их представителями, будут и далее продолжены по ранее оговоренному направлению. А это:  «мы японцы вам России мирный договор, а вы нам Японии южные Курильские острова».

Что это японская дипломатическая наивность или неверный анализ сложившейся ситуации на российско-японских переговорах? Сомневаюсь, зная из своей переговорной практике с японской стороной, правда в области рыболовства, о высоком профессионализме японских дипломатов и тех, кто занимается повседневным анализом не только хода переговоров, но и тех обстоятельств, которые могут оказать на них влияние.

Смею предположить, что надежды японской стороны о возможности и далее вести торг «мирный договор – южные Курилы» основаны на неких посланных  скрытых дипломатические сигналы с российской стороны. Либо на неверно истолкованных японской стороной последних заявлениях МИД-а России о том, что переговоры возможны о разработке и заключении с Японией договора о мире и добрососедстве, но без увязке с территориальными притязаниями Японии. В этом случае МИД обязан публично еще раз разъяснить, о каком это «мироном договоре» вновь решили вести переговоры с японцами? Что разве отменен пункт1Совместной декларации СССР и Японии от 19 октября 1956 года, где черным по белому зафиксировано: « Состояние войны между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией прекращается со дня вступления в силу настоящей декларации, и между ними восстанавливаются мир и добрососедские дружественные отношения». Нет, он не отменен! Действует вот уже почти 65 лет и именно им и надо неукоснительно руководствоваться кремлевским властям и мидовским дипломатам приведении переговоров с японской стороной и не юлить перед ними.

Таким образом, российско-японские отношения вновь находятся, как и много лет назад, перед дилеммой: вернуться на путь жесткой конфронтации или принять новый прагматический курса двухсторонних отношений. Им может быть только курс на добрососедство, основанного на доверии. Создание климата доверия, а также широкого взаимовыгодного сотрудничества, без каких-либо территориальных претензий, в самых разных областях политики, экономики и культуры. Свести накопленное столетием недоверие к нулевой отметке и начать двигаться к доверию с плюсом — залог успеха мирного соседства и спокойствия в приграничных морских районах России и Японии. Сумеют ли выработать такую долгосрочную стратегию сотрудничества и реализовать эту возможность нынешние политики России В. Путин и Японии С. Абэ? Или оставят это на решение будущих поколений политиков наши соседних строн? Покажет самое ближайшее время.

05.07. 2020 года                      

Вячеслав Зиланов – член научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, заслуженный работник рыбного хозяйства России, почетный гражданин Мурманской области

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.