Кто готовил переворот в братской республике. Белорусские спецслужбы обнародовали секретные документы
В Белоруссии обнародованы секретные документы о попытке государственного переворота, который собирались совершить «демократические» оппозиционеры и их зарубежные спонсоры. Публикация вызвала раздражение ведущих политиков Запада. Там продолжают утверждать, что 19 декабря, после выборов президента, в Минске проходил мирный митинг, во время которого работники белорусских спецслужб устроили провокацию: на кадрах видеосъёмки видны «спецназовцы в масках», ломающие двери и бьющие стёкла Дома правительства. Этой провокацией, мол, и воспользовалась власть для «карательных мер против народа». Госдеп США и Европарламент потребовали немедленно освободить всех задержанных, а за «жестокую расправу над оппозицией» принять против Белоруссии жёсткие политические, экономические и прочие меры. Евросоюз ввёл визовые санкции для ряда белорусских чиновников и журналистов.
Секретные документы, публикация которых будет продолжена, свидетельствуют о том, что на Западе пытаются скрыть широкомасштабный заговор, направленный на свержение конституционного строя республики.
Заметают следы
Вот выдержка из беседы двух «демократических» функционеров после штурма Дома правительства. Координатор кампании «За справедливые выборы 2010 года» Сергей Калякин излагает известному деятелю оппозиции Александру Милинкевичу суть тактики, которой следует придерживаться: «Мы должны сделать акцент, что это спланированная властями акция. Нам нужно подумать, как отыграть политически. Надо списать это на власть. Списать на себя — просто идиотизм. Те, кто сидят, должны утверждать, что это провокация власти. Это важно сделать для Запада».
А вот фрагменты телефонных разговоров во время штурма Дома правительства.
19 декабря. 23.20. Председатель Объединённой гражданской партии Анатолий Лебедько звонит руководителю вильнюсского представительства Международного республиканского института (IRI, США): «Пошёл на это Статкевич. Он прямо заявил: «Сейчас мы идём в здание». И пошли. Дошли туда, и понятно, что там двери все закрыты».
20 декабря. 1.03.40. На связь с сопредседателем партии «Белорусская христианская демократия» (БХД), активистом штаба экс-кандидата в президенты Виталия Рымашевского Денисом Садовским выходит гомельский сторонник БХД Кастусь Жуковский.
Жуковский: «Вы мне скажите одно. Кто ломал двери? Это были провокаторы, что ли?»
Садовский: «Нет, Кастусь, к сожалению, это не были провокаторы».
Кто это был, можно судить по кадрам видеосъёмки, на которые, следуя разработанной тактике, ссылаются оппозиционеры и их западные защитники. Перед нами, чуть ли не в пол-экрана, крепкий мужчина в маске — хорошо видно, как в первом ряду штурмующих он разбивает молотком стёкла и крушит двери Дома правительства. Именно его на всех телевизионных каналах назвали провокатором от спецслужб. Но вот незадача. За час с небольшим до этого он засветился в соседнем квартале. Вместе с другими, в таких же масках, боевиками вступил в стычку с милицией, защищая от досмотра микроавтобус, в котором кандидат в президенты В. Некляев вёз на площадь газовые баллончики, арматуру и прочие прикладные средства «для площади». Даже без экспертизы простое сравнение телекадров показало, что это один и тот же человек — координатор кампании Некляева в Фрунзенском районе Минска Павел Виноградов.
Следствием уже установлены и его сообщники в масках — боевики «демократических» оппозиционных команд.
Рассекреченные документы окончательно проясняют, с какими целями организовали «протестный митинг» лидеры оппозиции.
Из оперативных сводок:
«Непосредственно накануне акции протеста П. Северинец (основатель прозападной национал-«демократической» организации «Молодой фронт». — О.С.) в общении с активистами МФ и БХД настойчиво требовал прибыть на акцию «площадь» с ломиками, чтобы «выковыривать плитку» и забрасывать ОМОН». Им же навязывалась необходимость прямых стычек с правоохранительными органами, захвата зданий органов власти и управления и т.д.: короче, главное — не стоять, а Минск после нас должен выглядеть, как в 1943-м»…
«Лидеру «Молодого фронта»
Д. Дашкевичу было выделено 70 тыс. долларов США на организацию боевых групп для участия в акции «площадь»…
«На обеспечение действий боевой дружины на «площади»
Ю. Каретникову (руководитель организации «Правый альянс». — О.С.) было выдано 15 тыс. долларов»…
«Для закупки необходимого оснащения для «дружины» ГК «Говори правду» (ГК «Говори правду» — гражданская кампания, которую проводил Некляев. — О.С.) активистом структуры А. Янушевым было истрачено 4 тыс. долларов США».
К оснащению тех, кто готовился штурмовать Дом правительства, была привлечена не только местная, белорусская оппозиция.
Из материалов Госпогранкомитета:
«13 декабря с. г. в пункте пропуска «Мохро» выявлена группа из 7 лиц, которая пыталась незаконно переместить через государственную границу дымовые шашки, электрошокер, 5 резиновых дубинок… Установлено, что указанные лица принимали активное участие в уличных акциях т. н. «оранжевой революции» в Украине, обучались методам силового противостояния правоохранительным органам активистов движения «Зубр» накануне выборов президента Республики Беларусь в 2006 году…
16.12.2010 г. через пункт пропуска «Брест-Центральный» железнодорожным транспортом следовали 2 гражданина Республики Польша (1986 и 1988 годов рождения соответственно), которые имели при себе 2 упаковки травматических патронов к гладкоствольному оружию, электрошокер, холодное оружие…
17 декабря 2010 г. выявлен и не допущен въезд из России микроавтобуса с 12 активистами радикальной структуры «Оборона». У пассажиров обнаружены 2 металлические телескопические дубинки и кастет, 4 ножа и заточка, ряд металлических предметов, которые могли использоваться в качестве оружия, 6 палаток и 14 спальных мешков, а также комплект форменной одежды сотрудника Министерства внутренних дел».
Это лишь часть сообщений, поступавших с границы. Небольшими группами боевики подтягивались, особенно с польского направления, на помощь белорусской оппозиции, лидеры которой заявили, что после выборов свергнут «лукашенковский режим».
Переворот провалился, и сейчас провокаторы, при полной поддержке своих закордонных защитников, пытаются замести следы. Вот только удастся ли? Рассекреченные документы позволяют увидеть, как и где готовился заговор против Белоруссии.
Откуда корни, господа?
После неудачной попытки совершить «цветную революцию» во время выборов белорусского президента, состоявшихся пять лет назад, организаторы её постарались осмыслить причину провала. И к началу 2009 года аналитики западных спецслужб (в первую очередь Польши и Германии) проинформировали свои правительства о том, что «традиционные» руководители белорусской оппозиции дискредитировали себя в глазах общественного мнения. «Единый кандидат» от «демократических» сил А. Милинкевич был уличён в откровенном лоббировании польских интересов, вольном расходовании выделенных Западом финансов и махинациях, связанных с деятельностью супруги. Многочисленными скандалами, в том числе денежного характера, разрушил свою репутацию и многолетний кандидат на лидерство А. Лебедько. Как, собственно, и вся команда ведущих оппозиционеров, взятых Западом на прокорм и усердно обслуживавших его интересы.
Отмечая слабость оппозиции, массовое хищение сумм, выделенных для «борьбы с режимом», аналитики предлагали не ограничиваться «косметикой», а создать практически новую оппозиционную среду. В первую очередь — подобрать новых лидеров. Одним из них, по договорённости между местными менеджерами белорусской оппозиции и их западными спонсорами, решено было сделать Владимира Некляева. Для «обкатки» его поставили во главе специально организованной гражданской кампании «Говори правду» (ГК ГП).
Из пояснительной записки разработчика ГК ГП Александра Федуты:
«В. Некляев — представитель так называемой творческой интеллигенции. Обладает определённой харизмой, длительное время не участвует во внутриполитических процессах. Не ассоциируется у населения с образом радикального оппозиционера, будучи более известным как поэт.
Его слабые стороны могут быть также использованы нами (белорусской «демократической» оппозицией. — О.С.). В прошлом фактически алкоголик (болезнь многих художников). По заключению наших экспертов, это создаёт условия для формирования у него сверхидеи своей избранности, предназначения для исполнения высшей миссии. Мы также имеем на него существенный компромат для дополнительного стимулирования на любой стадии реализации проекта.
Полагаем целесообразным использовать предложенную кандидатуру в качестве основной для лица кампании. Ранее предложенного кандидата можно продвигать параллельно как запасной вариант».
Главной фигурой для запасного варианта был выбран Андрей Санников, следующим по ранжиру — Николай Статкевич. Среди критериев, по которым проводился отбор, был один, объединявший всю троицу: верноподданность Западу, проверенная на практике. Санников, возглавляющий движение «Европейская Беларусь», долгое время жил в Нидерландах, Некляев — в Польше и Финляндии, Статкевич, хоть и не эмигрировавший никуда, ходил в лидерах «Европейской коалиции».
План, разработанный для Белоруссии, впитал в себя весь опыт «цветных революций». Как в Сербии, Грузии, Молдавии, на Украине и в Киргизии, намечалось использовать предстоящие президентские выборы для решительной атаки на власть.
Выдержка из рекомендаций, подготовленных для белорусской оппозиции:
«Если избиратели предпочтут действующего президента, необходимо создать обстановку, которая позволит вывести на улицы специально подготовленных и оплаченных боевиков, задача которых будет состоять в том, чтобы захватить одно из правительственных зданий, навязать силовую борьбу органам правопорядка».
Над созданием такой обстановки и должны были работать
команды «демократических» кандидатов. В «Стратегическом плане ГК ГП», изъятом правоохранительными органами, одной из доминант предстоящей деятельности называлась «фоновая кампания (слухи)». Особо подчёркивалось, что важным элементом кампании должно стать целенаправленное продуцирование импульсов для их (слухов) распространения. Указывались идеальные информационные носители — Интернет, особенно социальные сети, блоги, «Твиттер» (социальная интернет-сеть).
Среди главных направлений кампании выделена «информация» о плохом здоровье Лукашенко и его семьи, о том, что он лечится за границей и тратит на это огромные деньги. А также сообщения о его личном капитале в заграничных банках. Это следует, отмечалось в «Стратегическом плане ГК ГП», подчёркивать и постоянно увеличивать суммы. Второе направление — экономика. «Сведения» об экономических проблемах должны «опровергнуть» то, что кризис затронул Белоруссию меньше, чем её соседей. В качестве эффективных предлагались слухи о росте увольнений, о том, что «страну распродают по дешёвке, приватизация предприятий идёт скрытно и полным ходом», что при строительстве АЭС будет использован китайский реактор, который может оказаться взрывоопасным.
Основная цель — создать политический кризис в республике.
Выдержки из «Стратегического плана ГК ГП»:
«Для создания политического кризиса в стране необходимо:
Первый этап: Создание условий для делегитимизации итогов голосования при помощи независимого наблюдения (о «независимости» его говорит чётко сформулированная цель: делегитимизировать итоги голосования. — О.С.), а также путём подкупа членов избирательных комиссий… чтобы на материальной основе склонить их к публичным заявлениям о фальсификации объявленных ЦИК итогов голосования и озвучиванию реальных (?!) цифр отдавших голоса за В. Некляева на конкретном участке. (За сотрудничество на выборах с оппозиционным кандидатом должностным лицам была обещана «компенсация» в размере до ста тысяч долларов США — из справки правоохранительных органов).
Второй этап: Проведение массовых протестных акций».
Все планы «демократической» оппозиции разрабатывались в тесном взаимодействии с западными «партнёрами». Особую роль, как и при подготовке предыдущих «цветных революций, играли работники спецслужб, деятельность которых во время предвыборной кампании активизировалась. В республику зачастили иностранные разведчики и их агенты — мастера по организации несанкционированных массовых акций.
Из материалов о связях лидеров оппозиции с иностранной разведкой:
«Сегодня правоохранительным органам доподлинно известны обстоятельства встречи в одном из кафе Брюсселя, где сотрудники иностранных разведок М., К. и Ш. напутствовали руководителя кампании «Говори правду». Это теперь бывший кандидат на пост президента с горечью сожалеет о содеянном: «Меня использовали как г…н», — а тогда этим напутствием он был очень воодушевлён».
Сценарий развития событий, приведший к штурму Дома правительства, разрабатывался при активной поддержке государственно-политических деятелей Запада. Накануне выборов В. Некляев встречался с Е. Бузеком (председатель Европарламента), Р. Сикорским (министр иностранных дел Польши), В. Клаусом ( президент Чехии), Г. Вестервелле (министр иностранных дел Германии). Несколько раньше такие же встречи состоялись у него с премьер-министром Канады, госсекретарём США. Ведущие европейские и американские политики обещали «демократической» оппозиции полную поддержку. Именно там, в офисах высшего руководства и международных организаций западных стран, намечался и был одобрен уже не просто замысел, а генеральный план очередной «цветной революции».
Всё схвачено, за всё заплачено
Столь высокое политическое спонсорство, как и полагается, было подкреплено спонсорством материально-финансовым. Денег для белорусской оппозиции Запад не жалел.
Вот хроника финансирования интернет-ресурса «Хартия’97», обслуживавшего предвыборную кампанию Санникова:
— Сотрудница «хельсинкской группы США» Кэтрин Фитцпатрик передаёт грант на сумму 211 тысяч долларов; международный фонд «Фронтлайн» выделяет шесть тысяч евро; организация «Альянс либералов и демократов «За Европу» перечисляет 26,5 тысячи евро; норвежский Хельсинкский комитет передаёт 98 тысяч долларов.
Эти суммы, поступившие за несколько месяцев, — лишь малая толика средств, которые с подачи иностранных спецслужб выдавались Санникову и его команде различными фондами и организациями.
Один из «альтернативных» кандидатов — Я. Романчук получил на проведение локальных акций около 200 тысяч долларов от IRI, после чего уехал в Германию, США за дополнительным финансированием.
Активист ГК ГП С. Возняк, переправлявший переданные ему за рубежом финансовые средства в Белоруссию, признался, что получил в Вильнюсе от А. Дмитриева — главы некляевского штаба — более 700 тысяч долларов, которые затем различными способами были доставлены в Минск. Спонсорами ГК ГП, по его словам, являлись представители «государственной структуры» Республики Польша — её Министерства иностранных дел. Финансирование оппозиционной партии «Белорусский народный фронт» (БНФ), рассказал бывший кандидат в президенты А. Михалевич, велось в основном из США, Германии и Польши.
Чтобы надёжно снабжать «демократическую» оппозицию финансами, была организована «проводящая» сеть. Представление о ней даёт инструкция для функционеров ГК «Говори правду» по доставке, хранению и легализации финансовых средств в Белоруссии, занимающая по объёму почти две газетные полосы. Курьеры с поясами, в которые запаковывались деньги, ячейки в банках Литвы, Польши, Эстонии и Латвии, куда донор помещал валюту для последующей переправки, счета по системе «Master Сard», негосударственная организация «Партнёр» — использовались все возможные способы и методы, обеспечивающие успех операции.
Правоохранительные органы, конечно, старались помешать нелегальным поставкам валюты. Но сколько её перекочевало с Запада в сейфы и на счета белорусской оппозиции, одному, как говорится, богу известно. О размерах сумм, которыми ворочали альтернативные кандидаты, можно судить лишь по некоторым фактам, ставшим достоянием общественности.
Из оперативных сводок:
«В ходе предварительных переговоров с В. Некляевым А. Санников заявил, что «сотрудничество с лидером «Говори правду» для него — удар по репутации, который будет стоить не менее 500 тыс. долларов».
Ещё масштабнее выглядят суммы, которые планировали затратить на организацию политического кризиса оппозиционеры во время своих предвыборных заседаний, — там речь шла не только о сотнях, но и о миллионах долларов. Основные статьи расходов на акции по «свержению режима», заложенные в расчётах ГК ГП, составили 16,5 миллиона долларов. А «Стратегия победы» — план, разработанный Санниковым — Халип (его жена, прозванная «мамкой». — О.С.), — потянула на 19 миллионов 220 тысяч «зелёных».
Западные спонсоры, щедро финансировавшие организацию государственного переворота в Белоруссии, поставили перед лидерами оппозиции задачу: вывести на «площадь» 100 — 150 тысяч человек. Но даже 20 тысяч (эту цифру, как и цифру 50 тысяч, называли после штурма Дома правительства «свободные» СМИ) вывести не удалось. Расчёт, произведенный с помощью методики американского социолога Джекобса, показывает: на этой площади может уместиться 4000 человек. А площадь была далеко не заполнена. В общем, «свергать режим» вышло меньше четырёх сотых процента от населения республики. «Цветная революция», в которую Запад вбухал несметные средства и которую поспешил провозгласить народной, в Белоруссии с треском провалилась. Во второй раз.
Именно здесь, в Белоруссии, потерпела крах экспансионистская политика Запада, которая проводилась с давних времён. Сначала — в «крестовых походах», затем в «Drang nach Osten», а в последние десятилетия, когда военное вторжение в страну с целью свержения правящего режима уже не даёт положительных результатов, в новой стратегии — прямом вмешательстве во внутренние дела суверенных государств и инспирировании управляемых извне внутриполитических процессов. Воплощением этой стратегии стали «цветные революции».
Похоже, западные политики не могут смириться со своим поражением. Они устраивают фарисейские суды над Белоруссией. Но секретные документы, ставшие достоянием общественности, не оставляют сомнения в том, кого надо судить.