Вологодская область. Почему фракция КПРФ не поддержала новый трехлетний бюджет?
На декабрьской сессии ЗСО фракция КПРФ вновь не поддержала закон об областном бюджете на 2024 г. и плановый период 2025-2026 г.г. Хотя ко второму чтению основной финансовый документ стал значительно лучше. Доходы бюджета увеличены на 5,5 млрд. рублей, расходы - на 18 млрд. рублей, дефицит составил почти 20 млрд. рублей. Что не устроило депутатов-коммунистов на этот раз? Об этом мы говорим с лидером фракции Александром Морозовым.
Александр
Николаевич
- Александр Николаевич, складывается впечатление, что системная и обоснованная критика закона о бюджете депутатами от КПРФ дала определенный результат. Ко второму чтению руководство области изыскало дополнительные доходы и даже согласилось на рекордное увеличение дефицита. И все же коммунисты проголосовали против. Почему?
Действительно, после серьезной критики проекта бюджета со стороны нашей фракции, областной бюджет вырос, особенно в расходной части. Сюда добавлено 18 млрд. рублей. О том, что доходы и расходы бюджета занижены мы заявили еще на публичных чтениях, а на ноябрьской сессии ЗСО подкрепили это заявление расчетами. И лед тронулся. Предполагаю, что не обошлось и без прямого вмешательства врио губернатора, который смело решился вытряхнуть из областной "кубышки", рьяно охраняемой командой О. Кувшинникова, 12,7 млрд. руб. В купе с дополнительными федеральными трансфертами в сумме 5,3 млрд. рублей, удалось увеличить расходную часть бюджета на 18 млрд. руб. Надеемся, что это не предвыборный маневр, а реальные шаги по созданию новых индикаторов социально-экономического развития области.
- Почему это не удалось сделать в первой редакции закона о бюджете?
Любой бюджет базируется на двух главных документах. Это основные направления бюджетной и налоговой политики, которые являются стратегическими ориентирами и прогноз социально-экономического развития. Чем точнее прогноз, тем лучше бюджет. В связи с этим главная задача региональной власти - это укрепление доходной базы бюджета за счет наращивания стабильных доходных источников и мобилизации в бюджет имеющихся резервов на основе экономического роста, а не повышения налоговой нагрузки на граждан.
- Наш финансово-экономический блок справляется с этими задачами?
В том то и дело, что наши финансисты привыкли работать по принципу "два пишем три в уме". Занижают прогнозные показатели по главным налогам - на прибыль и НДФЛ. В текущем году департамент финансов запланировал поступление от налога на прибыль в сумме 31 млрд. рублей. Год еще не закончился, а уже подсчитали, что соберут 47 млрд. рублей, т.е. на 16 млрд. больше. Прогноз по прибыли оказался ошибочным наполовину! Аналогичная ситуация по НДФЛ, второму по значению бюджетообразующему налогу. Даже областная КСП во всеуслышание заявила, что его объемы в действующем бюджете занижены на 2,3 млрд. рублей. В 2024 году ситуация повторяется. Будущий налог на прибыль запланирован от достигнутого в 23-м году уровня, те же 46 млрд. рублей! О каком росте ВРП можно говорить, если прогноз по прибыли намеренно занижается, а доходы бюджета по этому налогу прогнозируются в прошлогодних объемах? Надеются, что валовой региональный продукт увеличится за счет роста цен? Но от роста цен объемы производства не повышаются. Значит задача по мобилизации в бюджет имеющихся резервов на основе экономического роста не выполняется. А вот налоговая нагрузка на граждан и потребительские цены растут стабильно.
Что еще не устраивает коммунистов в бюджетной политике?
Формальное отношение департамента финансов к ежегодной оценке эффективности налоговых льгот. Наша фракция постоянно выдвигала предложения по сокращению и даже полной отмене налоговых преференций прибыльно работающему в регионе крупному бизнесу. Несмотря на санкции, личный капитал хозяев "Северстали" и "Азота" прирастает на миллиарды долларов. Но они продолжают доить бюджет. Сейчас, когда государству трудно, когда бюджет несет огромную нагрузку в связи с СВО, эти господа вдруг объявляют инвестиционную паузу на своих предприятиях. Сначала перестают вкладываться в развитие своего бизнеса, потом громко заявляют о снижении прибыли. И продолжают пользоваться льготами, не доплачивая миллиарды в бюджет.
Коммунисты предложили изменить областное законодательство о налоговых преференциях крупному бизнесу, увязав размер предоставляемых льгот с объемом реальных, а не обещанных инвестиций. Если собственник предприятия объявляет инвестиционную паузу, то и налоги пусть платит по полной.
- Главный принцип парламентской деятельности - критикуя предлагай. Под любые расходные обязательства нужны источники финансирования. Что ваша фракция предложила для более комфортного функционирования бюджетных отраслей?
На парламентских слушаниях фракция КПРФ выдвинула ряд предложений, которые, на наш взгляд, улучшили бы новый трехлетний бюджет. В частности, мы предложили увеличить поддержку областного АПК в трехлетнем периоде на 10 млрд. рублей. Для создания новых мощностей по переработке областной сельхозпродукции, увеличения конкурентоспособности вологодских продуктов, повышения продовольственной безопасности. Мы ответили на вопрос, где взять дополнительные средства. Просто заставить местных олигархов платить полноценные налоги. Потери областного бюджета от налоговых преференций как раз и оцениваются в эти 10 млрд. руб. Фракция также предложила кратно увеличить расходы на субсидирование научных и конструкторских работ, стимулирование инновационной деятельности в целях разработки новых технологий, роста производительности труда, повышения привлекательности наших предприятий для молодежи. Предлагали дать больше денег медицине, образованию, культуре. Наши предложения были направлены в профильный комитет по бюджету и налогам. К сожалению, часть их была проигнорирована.
- Но ко второму чтению параметры бюджета все же изменились.
Добавлю - в лучшую сторону. Наши хронически недофинансированные здравоохранение и образование получили дополнительно по 3 млрд. рублей. Существенно выросли ассигнования на развитие сельских территорий, переселение из ветхого жилья, благоустройство, создание комфортной среды для молодежи. Вологда и Череповец на решение застарелых городских проблем получат дополнительно по 4 млрд. рублей. Серьезные средства выделены на обновление парка муниципального транспорта с целью наведения порядка в транспортном обслуживании населения. Вологде на три ближайшие года подтверждено финансирование строительства нового Некрасовского моста. Эти наши требования учтены.
- Откуда дополнительные деньги, если как вы утверждаете, налоговые преференции для крупного бизнеса остаются?
Думаю, что пересмотр законодательства о долгосрочных налоговых преференциях так называемым стратегическим инвесторам не за горами. Нужна политическая воля. А она похоже у нового руководства области есть. Одно только решение увеличить расходы бюджета на 18 млрд. рублей чего стоит. Миллиарды рублей так называемой "подушки безопасности" прежним руководством области загонялись на депозиты в коммерческие банки, а медицина и здравоохранение страдали от безденежья. Пусть эти средства пока отнесены на дефицит, но публичные обязательства по ним уже приняты. Значит и деньги будут. Повысят собираемость налогов, качество финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств, усилят эффективность бюджетных расходов. Всем, кто сегодня в команде врио губернатора, придется вкалывать. Не даром в кабинетах здания областного правительства теперь допоздна горит свет. Уходить с работы в 17.00 нынче не приветствуется и это правильно.
- Настанет ли время, когда фракция КПРФ будет голосовать ЗА бюджет?
Когда коммунисты будут сами формировать бюджет, опираясь на созданную партией программу экономических преобразований в стране. Пока же КПРФ приходится бороться за каждую бюджетную статью, как на федеральном, так и на региональном уровне. Надеюсь, что решение об увеличении социальных расходов, которое было принято накануне декабрьской сессии - это не предвыборный ход обновленной команды врио губернатора, а начало конструктивного сотрудничества с оппозицией.
Что требует КПРФ? Изменения налоговой системы в пользу человека труда. Прекращения практики, когда весь изъян в бюджетных пополнениях ложится на городских и сельских жителей, минуя олигархов-миллиардеров, которые уводят свою прибыль в офшоры. Это они грабят страну и область, в первую очередь обогащая себя. А потом, чтобы якобы не обанкротиться, просят у правительства денег или преференций. Мы требуем повышения индексации пенсий, возвращения к прежнему пенсионному возрасту, справедливых тарифов ЖКХ и цен на продукты, товары, услуги. Мы против обнищания населения. И конечно, требуем поддержки отечественной промышленности. Такова федеральная повестка КПРФ, которой следует и областная организация компартии. И если такие времена настанут, мы изменим позицию. А пока продолжим критично воздействовать на антинародные решения власти на всех публичных площадках, включая интернет.
Беседовала Л. Букша