Депутат-коммунист Иннокентий Романов: Система не учитывает особенности Якутии
Не так давно состоялась видеоконференция депутатов-коммунистов всех уровней и партийного актива республики.
На ней обсудили новый федеральный законопроект о местном самоуправлении, внесенный на рассмотрение Госдумы 16 декабря 2021 года представителями “Единой России” Андреем Клишасом и Павлом Крашенинниковым. В работе конференции приняли участие 33 представителя из 12 районов.
Видеоконференцию вступительным словом открыл первый секретарь Якутского рескома КПРФ, заместитель председателя Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) Виктор Губарев. Он тепло и сердечно поздравил собравшихся с 2022 годом. Затем с горечью напомнил всем о диком случае гибели молодой женщины в Якутске от нападения стаи бездомных собак.
В связи с этим Якутская гордума и Госсобрание (Ил Тумэн) подготовили предложение в Госдуму по внесению в ФЗ № 498 разрешения для Республики Саха (Якутия) возможности усыплять наиболее агрессивных и больных безнадзорных животных (собак).
Данный вопрос также внесли на очередное заседание Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) наряду с основным вопросом о новом законопроекте по организации самоуправления. Наша фракция поддержала данную инициативу парламента, ибо нам на Севере без этого не обойтись.
Теперь что касается основного вопроса сессии. Обратимся к истории вопроса. 16 сентября 2003 года был принят ФЗ № 131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в субъектах РФ”, который долго обсуждался, и республика, подходя к этому закону ответственно, ответила положительно одной из последних. За прошедшие 19 лет в этот закон внесли 63 поправки. В целом закон позволял вести достаточно эффективную работу.
И вот новый законопроект кардинально меняет систему местного самоуправления. Таким образом, ФЗ № 131 отменят, хотя и планируется, что это произойдет с 2023 по 2028 год. Госдума 21 декабря 2021 года большинством голосов приняла ФЗ “Об общих принципах публичной власти в Российской Федерации”, но фракция КПРФ голосовала против. Почему? Во-первых, ни одной поправки нашей фракции не приняли. Во-вторых, закон о публичной власти направлен прежде всего на укрепление вертикали государственной власти, на усиление центральной власти.
Толком не разъяснено, что такое термин “публичная власть”, к тому же он непривычен для населения. Закон не расширяет народную инициативу, подлинную демократию, а практически все 30 лет буржуазной власти идет наступление на права и свободы людей. Происходит ужесточение мер, принимаемых против проведения общественных мероприятий, народных референдумов (нельзя критиковать власть), против законных прав даже народных депутатов.
Права же президента страны лишь расширяются: теперь он может не только отстранять “по недоверию” глав регионов, но и распускать законодательные собрания субъектов РФ за невыполнение федеральных законов. Вспомните, как Ил Тумэн долго не принимал федеральный закон о продаже алкоголя, но в конце концов заставили его принять.
Теперь о структуре местного самоуправления по новому законопроекту. В республике до этого действовали 445 муниципальных образований: 34 муниципальных района, два городских округа (город Якутск и поселок Жатай), 48 городских поселений и 361 сельское поселение. Их представляли 5557 депутатов различного уровня, в том числе 4643 депутата на поселенческом уровне. В целом система местного самоуправления (МСУ) была двухуровневая: на районном и поселенческом.
Новая структура в республике будет состоять из двух типов муниципальных образований:
1. Два городских округа (Якутск и Жатай).
2. 34 районных округа. Остальных не будет.
На районном уровне все бывшие органы остаются. На поселенческом же будут так называемые территориальные органы поселений (три человека), депутатов не будет. Теперь в районных центрах будет одна власть. А как будет обеспечена власть на местах — неизвестно. Поселения должны быть представлены на районном уровне.
Как нам относиться к новому законопроекту? В ЦК КПРФ и во фракции КПРФ в Госдуме пока не приняли никакого решения. Мы на заседании Комитета Ил Тумэн по делам Арктики и коренных малочисленных народов Севера голосовали против принятия этого закона. 14 января на расширенном заседании Комитета Ил Тумэн по госстроительству и законодательству тоже высказали свое мнение.
Подготовлен отзыв Якутского рескома КПРФ. Мы постарались отправить его во все райкомы партии. Вопросов по законопроекту много. Мы все усиленно поработали и представили предложения в реском.
На видеоконференции далее слово предоставили секретарю Якутского рескома КПРФ по организационно-партийной работе Ирине Ушаковой. Она как юрист скептически оценила новый законопроект. Заявила, что систему выборного законодательства однозначно изменят. Власть, устав от борьбы с оппозицией, решила пойти на “оптимизацию” выборных органов. При этом не только отказываются от депутатов на поселенческом уровне, но и создают массу неудобств для кандидатов на районном уровне, уменьшают численность депутатов на городском уровне. В Якутскую гордуму, например, вместо 30 депутатов будут избираться лишь 25. Даже на региональном и всероссийском уровнях численность депутатов значительно уменьшат.
Если по ФЗ № 131 ранее действовали две формы избрания главы муниципального образования, то теперь предлагают третий — когда глава региона может предложить представительному органу две свои кандидатуры, из которых муниципальное собрание (улусное Собрание, райсовет) должно избрать главу. Фактически это уже назначение, и, естественно, кандидатуры будут не из оппозиционных партий.
Выбор главы из состава депутатов улуса (района) с сохранением за ним должности председателя улусного Собрания (райсовет) — это тоже совершенно ненормально. Также непонятны условия отстранения главы от должности. В общем идет ущемление прав граждан — это совершенно ясно. Пока законопроект обсуждается, что будет в итоге — мы не знаем.
В обсуждение нового законопроекта первым вступил депутат Якутской гордумы, редактор газеты “Туймаада” Александр Яковлев. Он заявил, что в Якутской гордуме законопроект о местном самоуправлении на сессии не рассматривался, во фракциях —неизвестно. Но фракция КПРФ (три депутата) по этому поводу не собиралась.
Хотелось бы знать отношение ЦК партии и фракции КПРФ в Госдуме к новому закону. По его мнению, законопроект рассчитан на простаков, к тому же имеет много недоработок. Так, в частности, депутат Яковлев считает, что избранный глава муниципального образования должен быть освобожден от депутатского статуса. Он также считает, что большинство чиновников республики “возьмут под козырек”, а “Единая Россия” большинством голосов опять продавит новый закон.
Виктор Губарев, отвечая на вопрос Александра Яковлева, отметил, что единороссы действительно спешат, ибо до 21 января все поправки должны быть представлены, и в конце января они хотят принять его в первом чтении. Что касается фракции КПРФ, то сейчас идет работа над поправками. Мы, коммунисты Якутии, свой отзыв отправили первому заместителю Комитета по государственному строительству и законодательству Госдумы, члену ЦК КПРФ Юрию Синельщикову.
Следующей слово попросила первый секретарь Хангаласского райкома КПРФ Светлана Негнюрова. Она согласилась с мнением Ирины Ушаковой о том, что законопроект подготовлен исходя из результатов последних выборов и старается обойти всякие “подводные камни”. Власть продавит и этот закон, как продавила, несмотря на протесты, пенсионную реформу и “собачий” закон. От себя хангаласский секретарь предложила внести поправки, учитывающие особенности дальневосточных регионов, в частности Якутии. Так, учитывая огромную территорию и слабую заселенность нашей республики, нужно увеличить представительную власть на местах, а при расчетах исходить не из численности населения, а из определенной территории.
Вслед за первым секретарем выступил второй секретарь Хангаласского райкома партии Николай Константинов. Он прежде всего отметил, что за 30 лет в стране и мире произошли заметные перемены, соответственно изменения должны быть и в законодательстве, и, в частности, в области местного самоуправления. Говоря о своем районе, он отметил, что на содержание аппаратов 15 муниципальных образований Хангаласского района власть тратит 350 — 400 млн руб. в год, и, видимо, хочет по новому закону снизить расходы. Отметив особенности района, Николай Константинов выразил озабоченность не только ликвидацией представительной власти на местах, но и потерей специалистов.
Второй секретарь Олекминского райкома КПРФ Валентина Боянова подчеркнула, что олекминские коммунисты уже в письменном виде представили в реском партии свой отзыв. Валентина Андреевна, критически оценивая нововведения, обратила внимание на несоответствие статей нового закона с положениями Конституции РФ, на нарушение конституционных прав граждан. Затрагивая проблемы Олекминского района, она заметила, что, начиная с 2009 года, у них наблюдается сокращение муниципальных образований. Как и раньше, хронически не хватает финансовых средств, власть отдалена от народа. “Все это вызывает тревогу и озабоченность всего населения”, — констатировала выступающая.
Следующим на конференции речь держал первый секретарь Мирнинского райкома партии Андрей Кузнецов. Он, с одной стороны, хотел бы дождаться решений ЦК КПРФ, нашей фракции в Госдуме, а также Якутского рескома и фракции КПРФ в Госсобрании (Ил Тумэн), а, с другой стороны, предложил собрать поправки и замечания из самых отдаленных населенных пунктов и довести их до рескома и ЦК КПРФ.
В выступлении первого секретаря Ленского райкома КПРФ, депутата Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) Сергея Никонова прозвучала озабоченность, которую выразили главы и депутаты наслегов, собравшиеся недавно на совещание в городе Ленске. В частности, у них возникли вопросы, связанные с бесплатной работой так называемых старост, на которую вряд ли кто согласится.
Учитывая, что жителям поселений будет трудно стать депутатами районного масштаба, депутаты Ленского района предлагают нарезать по району избирательные округа, чтобы уравнять всем шансы. Сергей Александрович также отметил, что в законопроекте много непонятных терминов. Готовится обращение Ленского актива в Госсобрание (Ил Тумэн).
Далее слово предоставили первому секретарю Верхневилюйского райкома КПРФ Георгию Степанову, который отметил, что в районе прошло совещание глав и депутатов трех наслегов. На нем приняли обращение к Госсобранию (Ил Тумэн).
Текст данного обращения зачитал председатель Совета ветеранов района Иван Чичахов. Иван Егорович отметил в своем выступлении, что два академика — авторы законопроекта — не очень хорошо учли в нем особенности Якутии, где объединение в один муниципальный округ трех и более наслегов совершенно неприемлемо. То же самое касается сокращения численности депутатов. Это чревато непредсказуемыми последствиями.
ФЗ № 131 вполне отвечал современным требованиям: глава района и районные депутаты, глава наслега и наслежные депутаты. Представленный законопроект не соответствует содержанию Конституции РФ, а ведь сначала должна идти Конституция, а затем федеральный закон.
Если данный законопроект подходит для условий центральной России, то он совершенно может не подходить для условий нашей северной республики. Депутаты Госсобрания (Ил Тумэн) должны внести свои поправки, согласовав их с другими национальными регионами.
В конце работы конференции Александр Яковлев выступил вторично. Он как вновь вступивший в ряды КПРФ обратил внимание партийного руководства на проблему привлечения на сторону партии современной молодежи, которая больше тяготеет к конкретным делам, нежели к продолжительным собраниям, а также на улучшение организационной подготовки к публичным мероприятиям.
Виктор Губарев, завершая работу видеоконференции, ответил еще на ряд вопросов. Он поблагодарил всех за активное участие и призвал собравшихся продолжить работу над изучением законопроекта и присылать свои отзывы и обращения в Якутский реском партии.