"Парламентская газета": Депутаты-коммунисты внесли законопроект о приравнивании МРОТ к прожиточному минимуму
Депутаты-коммунисты В.Ф. Рашкин, С.П. Обухов, А.В. Потапов, О.Н. Алимова и В.Р. Родин внесли на рассмотрение в Государственную Думу проект Федерального закона, который приравняет МРОТ к прожиточному минимуму. Представляем вашему вниманию текст пояснительной записки к данному законопроекту.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Россия -социальное государство, политика которого направлена на создание условий,обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Указанные фундаментальные принципы не могут быть реализованы до тех пор, пока указанный показатель в России меньше прожиточного минимума.
Статьёй 133 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако статья 421 указанного кодекса предполагает поэтапное повышение минимального размера оплаты труда до указанного уровня. В действительности величина прожиточного минимума в целом по России, согласно ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», определяется Правительством РФ ежеквартально, в то время как МРОТ определяется Федеральным законом - 1 раз в год.
Так, Постановлением Правительства РФ от 04.06.2015 N 545 прожиточный минимум для трудоспособного населения за I квартал 2015 года установлен в размере 10404 рубля и будет увеличен ещё неоднократно, тогда как ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 408-ФЗ МРОТ установлен в сумме 5965 рублей в месяц на весь 2015 год.
Вопреки закреплённому в указанном выше законе постепенному увеличению МРОТ до уровня прожиточного минимума, разрыв между обозначенными показателями только увеличивается. Если в 2014 году минимальный размер оплаты труда был установлен ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 N ЗЗб-ФЗ в размере 5554 рубля и составлял 67 % от установленного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2014 N 586 за I квартал 2014 года прожиточного минимума в 8283 рубля, то сейчас первый показатель достигает только 57 % от второго.
Таким образом, государство не просто не гарантирует права граждан на достойную жизнь, но устанавливает минимальный размер оплаты труда значительно меньший, чем необходим для физического выживания, продолжает усугублять ситуацию и оставляет самые социально незащищенные слои населения на произвол судьбы. В этой связи, в целях обеспечения фундаментальных прав граждан проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления МРОТ не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации» предусматривается, что минимальный размер оплаты труда на всей территории Российской Федерации признаётся равным величине прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, определяемой в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за позапрошлый квартал в случае, если это не влечёт за собой его уменьшения.
Указанная формулировка:
- во-первых, позволяется реализовать важнейший принцип права, в соответствии с которым минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом МРОТ может быть и больше, если прожиточный минимум снижается;
- во-вторых, учитывает особенности установления последнего, а также необходимость публикации новых показателей МРОТ до их введения. Так, например, если прожиточный минимум для трудоспособного населения за I квартал 2015 года установлен 04 июня, то увеличение МРОТ до указанного уровня будет осуществлено только в III квартале 2015 года.
Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления МРОТ не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации» направлен на преодоление декларативного характера основополагающих положений Конституции России и призван обеспечить исполнение государством своей социальной функции, заключающейся в гарантировании наименее защищенным слоям населения жизненно необходимых условий труда.