Депутаты КПРФ внесли в Госдуму законопроект "О стабилизации социально-экономической ситуации и о переходе к государственному планированию социально-экономического развития страны"
Депутаты Государственной Думы В.Ф.Рашкин, С.П.Обухов, О.Н.Алимова, В.Р.Родин, В.П.Пешков, С.И.Васильцов, А.А.Андреев, С.А.Гаврилов внесли в Госдуму законопроект "О стабилизации социально-экономической ситуации и о переходе к государственному планированию социально-экономического развития страны".
Российская экономика дестабилизирована. Происходит ухудшение основных
экономических показателей, падение уровня и качества жизни населения. Этот
процесс не является временным и наша страна отнюдь еще не достигла «дна»
кризиса, о котором постоянно говорят либеральные чиновники и экономисты.
Так, в первом полугодии 2015 года произошло снижение ВВП на 3,5% в годовом
выражении, причем в первом квартале оно составило 2,2%, а во втором квартале –
уже 4,7% (данные Внешэкономбанка).
Происходит спад промышленного производства. По данным Росстата, за первое
полугодие 2015 года оно снизилось на 2,7% по сравнению с соответствующим
периодом 2014 года, причем в июне 2015 года – на 4,8%. Активно идет процесс
банкротства предприятий из-за повышения ключевой ставки ЦБ РФ и девальвации. В
первом полугодии 2015 года количество банкротств составило на 15,5% больше, чем
в тот же период 2014 года. Эти процессы особенно затрагивают сферу малого и
среднего бизнеса, традиционно лишенного в России адекватной поддержки.
При этом нефтегазовые доходы, «спасавшие» Россию в предыдущее десятилетие,
не могут обеспечить выхода из кризиса. Российский экспорт начал стабильно
снижаться в 2014 году, при этом темпы его падения ежемесячно увеличиваются. В
первом полугодии 2015 года эксперты отмечают снижение экспорта из России более
чем на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.
Модель «сырьевой державы», и раньше вызывавшая обоснованную критику в связи
с отсутствием внимания к развитию обрабатывающей промышленности, инфраструктуры
(кроме той, которая обслуживает сырьевой комплекс) и нерациональным
расходованием нефтегазовых доходов, оказалась для России настоящей ловушкой.
Вся экономика страны, включая доходы населения, обеспечивающие потребление,
оказались полностью зависимы от сырьевой конъюнктуры. Получилось, что страна
долгие годы жила в долг, а теперь, когда сверхдоходы от продажи сырья упали,
резервов для возобновления экономического роста нет.
Но даже после начала кризиса 2014-2015 года Правительством страны почти
ничего не было сделано для компенсации его последствий и исправления
стратегических ошибок, сделанных в предыдущие годы. В том числе для реализации
программ импортозамещения, поддержки национальной обрабатывающей
промышленности, стимулирования потребительского спроса.
Из-за введенных Российской Федерацией «антисанкций», а также в связи с
девальвацией рубля, импорт в Россию в 2014 году сократился на 9,8% по сравнению
с 2013 годом. В 2015 году (январь – май) импорт сократился на 38,7% по
сравнению с соответствующим периодом 2014 года.
Вместе с тем, как видно из приведенных выше данных о состоянии
промышленности, падение импорта не привело к росту национального промышленного
производства. В принципе не наблюдается взаимосвязь между состоянием
промышленности (и в целом ВВП) и сокращением импорта. Это позволяет сделать
выводы об отсутствии в стране эффективной политики импортозамещения.
Несмотря на все эти факты, Правительством Российской Федерации и
Центральным банком Российской Федерации до сих пор не приняты не только
какие-либо системные, программные решения по стабилизации
социально-экономической ситуации, но даже не проводятся адекватные
антикризисные меры. Продолжаются процессы сокращения (приватизации)
государственного сектора, власть ухудшает и без того низкое качество жизни
людей, лишая их бесплатных услуг здравоохранения, образования, заставляя
оплачивать капитальный ремонт жилищного фонда, наращивая тарифы на услуги ЖКХ.
В разгар кризиса Правительство и ЦБ РФ заняли положение наблюдателя,
вероятно, уповая на восстановление когда-нибудь в перспективе выгодных цен на
нефть. Однако этого не происходит и, судя по всему, в ближайшее время не
произойдет.
Проведение реформы экономического курса становится жизненно необходимым,
ситуация близка к критической.
Кризис 2014-2015 годов показал неустойчивость российской экономики, ее
зависимость от внешних рынков, ее внутреннюю слабость. Необходимы системные
реформы, прежде всего, изменение экономической модели, наращивание
национального обрабатывающего производства, восстановление и развитие
инфраструктуры.
Уповать на частные инвестиции в условиях девальвации и усилившегося оттока
капитала бессмысленно. В данном случае единственным выходом является введение
мер государственной поддержки национальной экономики. Для их реализации
требуется введение плановых начал управления социально-экономическими
процессами, что позволит сконцентрировать имеющиеся ресурсы, определить
приоритеты и обеспечить их достижение.
В связи с этим группой депутатов КПРФ (В.Ф. Рашкин, С.П. Обухов, О.Н.
Алимова, В.Р. Родин, В.П. Пешков, С.И. Васильцов, А.А. Андреев) в Госдуму внесен
законопроект, предусматривающий реализацию в самое ближайшее время системы
антикризисных мер:
- введение государственного
планирования социально-экономического развития РФ;
- определение точек роста
национальной экономики и оказание им поддержки путем предоставления
бюджетных инвестиций и иных форм государственной поддержки, реализации
проектов ГЧП;
- активизация государственной
промышленной политики в целях обеспечения устойчивого роста
промышленности, прежде всего, обрабатывающих промышленных производств, и
проведения импортозамещения;
- временное изменение правового
статуса ЦБ РФ в рамках его участия в деятельности по реализации
приоритетов социально-экономического развития;
- введение системы мер
дополнительной социальной поддержки населения в целях смягчения для него
последствий кризисных явлений в национальной экономике и наращивания
потребления.
Предлагаемая система государственного планирования социально-экономического
развития страны должна решить как тактические (антикризисные), так и
стратегические задачи – обеспечение восстановления и устойчивого роста
экономики, в том числе на основе мер государственной поддержки точек роста.
Основная задача государственного планирования – определить приоритеты и цели
развития страны, эффективно вложить в них средства государственной поддержки,
активизировать с помощью этого частную инициативу, перейти в перспективе (6
лет) к стабильному росту обрабатывающей промышленности, осуществить импортозамещение.
В рамках системы мониторинга национального благосостояния производится
оценка национального богатства (включая природные ресурсы), национальных
доходов, в том числе в расчете на душу населения. Каждый гражданин России имеет
право знать, какова его доля в богатстве страны, и как эта доля используется в
интересах повышения его качества и уровня жизни.
Государственное планирование осуществляется путем определения приоритетов
социально-экономического развития (федеральным законом, с участием общественных
объединений, экспертного сообщества), принятия государственного плана на
6-летний период, определения в федеральном бюджете мер государственного
стимулирования, составления перечня точек роста, которым в первоочередном
порядке оказывается поддержка.
Под точками роста в законопроекте понимаются предприятия, производственные
комплексы, а также территории, которые по совокупности факторов, включая
расположение, транспортную доступность, природно-ресурсный, кадровый потенциал
и иные факторы, наилучшим образом подходят для реализации проектов ускоренного
социально-экономического развития. Задача точек роста – «вытянуть»
экономический рост, дать толчок развитию всей экономики. Государственный план
должен предусматривать их скорейший выход на окупаемость и обеспечение выпуска
ими конкурентоспособной продукции.
Для финансирования предлагаемых мероприятий планируется задействовать
средства Резервного фонда, Фонда национального благосостояния. Также необходимо
принятие федеральных законов, перераспределяющих налоговую нагрузку, и
одновременно – комплекса мер по предотвращению оттока капитала.
Согласование мер государственной поддержки и перечня точек роста должно
происходить открыто, с участием всех ветвей власти, общественности, экспертов.
В связи с этим законопроектом предусматривается создание Национального
комитета по государственному планированию и управлению развитием РФ, в котором
будут представлены Правительство РФ, палаты Парламента, регионы, общественные
объединения, эксперты. Комитет согласовывает предлагаемые меры поддержки и
список предприятий (территорий), которые планируется отнести к точкам роста.
В числе приоритетов развития страны на 2016-2021 годы законопроектом
обозначены:
1) государственная поддержка развития обрабатывающего промышленного
производства и проведение политики импортозамещения (первый блок приоритетов
«Национальная промышленность и импортозамещение»);
2) государственная поддержка развитие транспортной и коммунальной
инфраструктуры (второй блок приоритетов «Инфраструктура»);
3) государственная поддержка национальной науки, создания и внедрения новых
технологий (третий блок приоритетов «Наука и технологии»);
4) формирование системы профессионального образования, ориентированной на
развитие национальной экономики, в том числе на развитие промышленного
производства, науки и технологий, национального здравоохранения (четвертый блок
приоритетов «Кадры для экономики»).
5) обеспечение доступности и повышение качества здравоохранения, развитие
системы обеспечения и контроля качества и безопасности продуктов питания,
питьевой воды, обеспечения контроля иных факторов, влияющих на состояние
здоровья и продолжительность жизни населения (пятый блок приоритетов «Здоровье
нации»);
6) государственная социальная политика, в том числе принятие мер по
сокращению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей
численности населения в целом по Российской Федерации и в разрезе субъектов
Российской Федерации.
Авторы законопроекта понимают, что осуществление предлагаемых в
законопроекте реформ невозможно без проведения политических преобразований –
ограничения всевластия политической и экономической элиты, снижения уровня
коррупции, обеспечения подконтрольности власти обществу, усиления роли
парламента, избранного честными, свободными выборами.
Однако формирование программы перемен необходимо, Россия находится в
состоянии серьезного кризиса, и власть, и оппозиция, и общество должны искать и
предлагать пути выхода из него. В связи с этим настоящий законопроект является
программным документом, первым шагом на пути к необходимым реформам. Его
внесение означает, в частности, заявление о готовности взятия оппозицией
ответственности за их проведение.