Депутаты КПРФ приняли активное участие в правительственном часе в Госдуме с участием министра А.О. Котякова
14 июня в Госдуме состоялся «Правительственный час» на тему: "О ходе реализации национального проекта "Демография" и новой модели социальной поддержки граждан Российской Федерации, в том числе семей с детьми". С докладом выступил Министр труда и социальной защиты Российской Федерации Антон Олегович Котяков. Депутаты КПРФ задали вопросы Министру и выступили на «правительственном часе».
Котяков А. О., Министр труда и социальной защиты Российской Федерации:
- Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты!
Прежде всего, я хочу поблагодарить за обстоятельные встречи с фракциями и профильными комитетами в преддверии сегодняшнего мероприятия. В социальной политике за последний год произошли существенные изменения, они связаны как с новыми требованиями граждан в качестве социальных услуг, так и с теми вызовами, с которыми столкнулась наша страна.
Введение санкций, необходимость оперативной перенастройки производственных цепочек, ограничение поставок привели к началу... в начале прошлого года к росту инфляции и к рискам безработицы. Проведение специальной военной операции и частичная мобилизация потребовали дополнительных решений по обеспечению гарантий граждан, вставших на защиту нашей Родины. Всё это предопределило те новые модели и решения, которые принимались в социальной политике.
Одним из ключевых отраслевых документов является национальный проект "Демография", он объединяет пять направлений. Это "Финансовая поддержка семей", "Старшее поколение", "Содействие занятости", "Укрепление общественного здоровья" и "Массовый спорт". За Минтрудом первые три блока. Поскольку каждое из этих направлений объёмное и требует комплексной работы, остановлюсь в докладе не только на тех мерах, которые включены в структуру нацпроекта, но и на связанных с ними решениях.
Первоочередная задача - это защита поддержки доходов наших граждан. В условиях быстрого роста цен благодаря принятым Государственной Думой нормам появилась возможность внутри года дополнительного увеличения пенсий, основных пособий, минимального размера оплаты труда. По решению президента с 1 июня 2022 года они выросли на 10 процентов.
Сейчас МРОТ составляет 16 тысяч 242 рубля, и это почти на 4 процента больше прожиточного минимума трудоспособного человека. А с 1 января 2024 года по решению президента увеличение МРОТ составит 18 с половиной процентов - до уровня 19 тысяч 242 рубля. То есть минимальный размер оплаты труда будет почти на 17 процентов превышать прожиточный минимум. Целевая задача - обеспечить к 2030 году превышение прожиточного минимума на 30 процентов.
Ещё один инструмент повышения доходов граждан - это социальный контракт. Мы продолжили развитие этого механизма, в прошлом году увеличили максимальный размер выплаты для открытия своего дела и ведения личного подсобного хозяйства. Такой госпомощью было охвачено почти 900 тысяч наших граждан в рамках заключённых 276 тысяч социальных контрактов. По итогам 2022 года более 70 процентов из этих граждан смогли увеличить свои доходы, а почти 29 процентов получателей вышли из бедности. С 1 января 2024 года рассчитываем упростить процедуру обращения за этой мерой поддержки.
Благодарен депутатам за прохождение в первом чтении законопроекта, который переводит социальный контракт на принципы социального казначейства. Надеюсь на его принятие в весеннюю сессию.
В Послании 2020 года президент назвал низкие доходы прямой угрозой нашему демографическому будущему. Тогда глава государства поставил задачу выстроить эффективно работающую систему поддержки. Мы последовательно двигались в этом направлении. Сначала были введены адресные выплаты на дошкольников, в 2022 году помощь смогли получать семьи с детьми от 8 до 17 лет. Эти пособия предоставлялись на основе комплексной оценки нуждаемости. Совместно с общественными организациями, родительским сообществом, депутатами, регионами последовательно донастраивали критерии.
Благодаря этим оперативным и последовательным решениям, по прошлому году уровень бедности достиг отметки 9,8 процента. Снизилось и социальное неравенство. Адресные меры поддержки позволили более чем на 40 процентов повысить доходы тех, кто в 2021 году относился к числу 10 процентов наименее обеспеченных граждан.
Задача - добиться достижения национальной цели. Напомню, это к 2030 году обеспечить снижение уровня бедности до 6 с половиной процентов. Большой вклад в достижение этой цели несет целостная система поддержки семей с детьми. С вашей помощью с 1 января 2023 года ввели единое пособие на детей и беременных женщин. Только в этом году на ежемесячные выплаты будет направлено совокупно 1,7 триллиона рублей. За три года объем средств, направляемых на эти цели, был увеличен почти вдвое.
В новых регионах такая мера поддержки тоже доступна. Сейчас единые пособия в них получают родители 167 тысяч детей и более 3 тысяч беременных женщин. Назначение выплат без бюрократической волокиты, сбора многочисленных справок стало возможным, благодаря развитию механизмов социального казначейства. Цифровая трансформация обеспечила быструю обработку заявлений на основании межведомственного обмена данными. Сейчас в таком формате предоставляется более 30 федеральных мер поддержки.
Для того чтобы ускорить цифровую трансформацию социальной сферы, сделали серьезный административный шаг - с 1 января 2023 года объединили Пенсионный фонд и Фонд социального страхования в Социальный фонд России.
То большое внимание, которое уделяли депутаты, социальные партнеры деталям проекта, обеспечило возможность провести объединение в максимально комфортном для наших граждан режиме.
Сейчас можно обращаться за всеми федеральными мерами поддержки в режиме "одного окна" в единые клиентские службы Социального фонда.
До конца этого года переведем на принцип социального казначейства еще 11 мер, которые также можно будет оформить через Соцфонд онлайн или при личном визите.
Символично, что самые первые отделения Социального фонда появились в новых регионах нашей страны еще до наступления нового года.
Сейчас в ДНР и ЛНР, Херсонской и Запорожской областях работает уже более ста клиентских служб.
С 1 марта здесь начались назначения пенсий и других выплат по российскому законодательству.
Федеральные пенсии уже получают более 250 тысяч человек. Кроме того, ... подготовлено свыше 340 тысяч проектов решений, это позволит пожилым гражданам получать пенсии сразу после оформления гражданства и подачи заявления.
Страховые выплаты в виде больничных, декретных, пособий по уходу за ребенком за три месяца уже перечислены более 32 тысячам работников, проживающим на новых территориях.
Одновременно с объединением фондов был осуществлен и переход на единый тариф страховых взносов. Для бизнеса эти изменения существенно
сократили объем отчетности и позволили уплачивать взносы на все виды социального страхования одним платежом.
Единый тариф повысил и защищенность работников. Уже с этого года в систему социального страхования включены 4 миллиона занятых по гражданско-правовым договорам. Они получили возможность пользоваться оплачиваемыми больничными, пособиями по беременности и родам, выплатами по уходу за ребенком до полутора лет.
Работает эта мера и на решение главнейшей государственной задачи - повышение рождаемости.
Со следующего года, благодаря внедрению единого тарифа, получим рост максимальных сумм страховых пособий, то есть работающие граждане с заработной платой выше среднего, смогут получать пособие в большем размере.
Так, например, в этом году максимальная сумма пособий по уходу за ребёнком до полутора лет составляет 33 тысячи рублей, в следующем году она вырастет до 49 тысяч, а в 2025-м - превысит 66 тысяч рублей.
Демографическая ситуация действительно непростая. Малочисленные поколения, рождённые в 90-е годы - это 20-30-летние мужчины и женщины, численность этой возрастной группы снижается и это следствие долгосрочных демографических трендов. Фактор, с которым мы можем на сегодняшний день работать - это интенсивность рождения.
Поэтому наша с вами общая задача - создать все условия для того, чтобы семья принимала решение о рождении первого, второго и третьего ребёнка. Совместно с учёными-демографами разработали систему мониторинга рождаемости, с её помощью составили портреты женщины и семей по возрастам, чтобы адресно воздействовать на каждый фактор, сдерживающий рождаемость. На федеральном уровне ряд решений в этой сфере уже действует.
Напомню, по национальному проекту "Демография" свыше 13 миллионов семей получили сертификаты на материнский капитал, более 8,5 миллиона семей смогли улучшить свои жилищные условия, благодаря этой мере поддержки.
Материнский капитал, как поручал президент, предоставляется и в новых регионах нашей страны на детей, рождённых с 2007 года, с момента запуска программы. Сейчас сертификат уже оформили почти 80 тысяч семей.
Наряду с материнским капиталом для решения жилищных вопросов на федеральном уровне введены выплаты на погашение ипотеки при рождении третьего ребёнка, развёрнута программа льготного ипотечного кредитования. При этом анализ демографической ситуации в разрезе регионов показал существенное влияние культурных и социально-экономических особенностей регионов. Поэтому важны адресные решения по каждому субъекту.
Минтрудом совместно с экспертным сообществом разработаны методические рекомендации по оценке демографического потенциала субъектов и мерам, необходимым для работы с тем или иным фактором. На основе этого сейчас формируются региональные программы повышения рождаемости, к началу июля они должны быть утверждены.
Ряд дополнительных шагов необходим и на федеральном уровне, в первую очередь закрепление статуса многодетной семьи. Обновлённая редакция проекта указа внесена в правительство. Предлагается установить, что многодетная семья - это семья с тремя и более несовершеннолетними детьми.
При этом статус и право на меры поддержки сохраняются и в том случае, если дети не достигли 23 лет и продолжают обучение в очной форме. У регионов останется право расширять общефедеральный статус.
Демографическая ситуация влияет и на организацию социального обслуживания. Растет продолжительность жизни. И для того чтобы это было здоровое, благополучное долголетие, нужно расширять услуги и возможности для пожилых людей. В каждом субъекте действуют свои программы активного долголетия с учетом локальной специфики. Это дополнительное образование, спорт, творчество, волонтерство. В прошлом году такими программами было охвачено 3 с половиной миллиона человек.
Ещё одно направление социального обслуживания - это поддержка тех, кому требуется постоянный уход. По мере роста продолжительности жизни возрастает число тех, кому такая помощь просто необходима. В этом вопросе действуем комплексно по нескольким направлениям.
Во-первых, развиваем сеть государственных домов-интернатов. Пересмотрели подход к таким проектам, с тем чтобы условия жизни в этих учреждениях были максимально приближены к домашним. Благодаря национальному проекту "Демография" с 2019 по 2022 год построено 39 объектов почти на 4 тысячи мест. В этом году запланировано открытие ещё 18 таких учреждений на 2 тысячи 100 мест.
Наряду со строительством новых учреждений постепенно меняем условия проживания в уже действующих организациях. Введены новые требования к оснащению оборудованием, дневной занятости. Меняются штатные расписания интернатов. В них появляется всё больше новых должностей: социальные педагоги, психологи, ассистенты по оказанию технической помощи и другие специалисты.
Во-вторых, поддерживаем бизнес, который строит негосударственные учреждения. В прошлом году началась реализация первых проектов на условиях ГЧП в Самаре и Тамбовской области.
И, наверное, самый сложный это третий блок - это развитие системы долговременного ухода. Сегодня в пилотном проекте участвуют 34 региона. К концу текущего года наша задача, как поручил президент, распространить эту систему на все субъекты Российской Федерации, включая новые регионы нашей страны. В первоочередном порядке долговременным уходом будут охвачены ветераны специальной военной операции. Пакет долговременного ухода - это комплекс из 50 социальных услуг, включающий поддержку здоровья, гигиену и питание.
Особая помощь родственникам. У них появляется возможность частично или полностью вернуться на работу. При этом проект также позволяет пройти обучение, и самим трудоустраиваться помощниками по уходу с официальной занятостью и заработной платой, а самое главное - меняется качество жизни самих получателей услуг - пожилых людей и граждан с инвалидностью.
Полностью пересмотрели и сам порядок установления инвалидности и прохождения медико-социальной экспертизы. Теперь все необходимые документы поступают в МСЭ из медицинских организаций преимущественно в электронном виде. Состав документов и исчерпывающий перечень обследований по каждой нозологии определён в совместном приказе с Минздравом. Выбрать предпочтительную форму проведения экспертизы (очно или заочно) гражданин может ещё на этапе его направления в медицинской организации. И как результат - сегодня 80 процентов граждан проходит экспертизу заочно. Основная часть экспертиз проводится в течение 10-дневного срока, а в случае травмы, потери конечности - это три дня. Установили жёсткий контроль за соблюдением этого норматива. Развернули работу медико-социальной экспертизы и в новых субъектах Российской Федерации.
Важный вопрос - обеспечение техническими средствами реабилитации инвалидов. В прошлом году под влиянием санкций произошёл значительный скачок цен, по отдельным позициям кратный. Регулярность поставок по ряду позиций была нарушена. Для стабилизации ситуации на рынке совместно с коллегами из Минздрава и Росздравнадзора оперативно выводили на рынок продукцию из дружественных стран, привлекли к этой работе производителей из Белоруссии. Помогали отечественным разработчикам электронных модулей для протезов заместить поставщиков также из недружественных стран. Речь в первую очередь идёт о разработке коленных модулей "Кинез-1", "Кинез-2" и "Актив 2".
Также поддерживали отечественных поставщиков технических средств реабилитации на торгах через национальный режим "Второй..." и "Третий лишний". Введение механизма единого поставщика по подгузникам, кало- и мочеприёмникам и ортопедической обуви позволило стабилизировать цены и наладить регулярные поставки по этим категориям.
Развивается и механизм электронного сертификата. На сегодняшний день уже оформлено более 344 тысяч электронных сертификатов на сумму почти 7 миллиардов рублей.
Напомню, что электронный сертификат начал свою работу в конце 2021 года. За это время к продажам с его использованием присоединились 750 поставщиков и производителей. А с 1 июня текущего года электронный сертификат распространён и на протезы верхних и нижних конечностей.
Сейчас приоритет - это развитие реабилитационной помощи.
Спасибо вам за решение о законодательном закреплении таких понятий, как "социальная занятость" и "сопровождаемое проживание".
С учётом опыта по организации ранней помощи и пилота по комплексной реабилитации детей от 4 до 17 лет мы подготовили законопроект о комплексной реабилитации, планируем внести его летом и рассчитываем на вашу поддержку, уважаемые депутаты.
Ещё один важный приоритет нашей работы - это рынок труда. Вы помните, на фоне массовых заявлений об уходе иностранных компаний звучали самые пессимистичные прогнозы, отдельные эксперты буквально соревновались, обещая нам то 5, а то и 10 миллионов безработных.
Всего этого не произошло, правительство, законодатели, региональные органы власти, работодатели и профсоюзы, все мобилизовались для удержания занятости. Оперативно были развёрнуты меры поддержки, которые охватили почти полмиллиона соискателей и сотрудников. Всплеска безработицы не произошло. Более того, сегодня она находится на минимальных отметках - 3,3 или 2 с половиной миллиона человек.
В условиях высокого спроса на рабочую силу сформировался рынок труда соискателя, по ряду отраслей мы сталкиваемся с нехваткой кадров, с дефицитом отдельных специалистов. И это серьёзный вызов для системы занятости и образования, поэтому сохраняем меры поддержки рынка труда и перенастраиваем их с акцентом на текущие потребности.
По нацпроекту "Демография" можно по-прежнему получить востребованные у работодателей навыки. В этом году привлекли к проекту организации, которые ведут обучение по программам профессионалитета. Поможем подготовить почти 140 тысяч будущих специалистов с приоритетом на рабочие специальности.
Продолжает своё действие и программа субсидирования найма, она нацелена на соискателей. И благодаря этому работу уже нашли на сегодняшний день более 15 тысяч человек.
Меры, связанные с временными и общественными работами, в основном востребованы на сегодняшний день в новых регионах нашей страны.
Ещё одна мера стартовала в этом году - это стимулирование трудовой мобильности.
Это программа содействия в переезде под запросы конкретных предприятий. Организация может получить в среднем 260 тысяч рублей, если перевозит работника из другого региона или даже из отдаленного муниципального района внутри одного субъекта.
Отдельное внимание молодым ребятам, которые заканчивают обучение. Мы запустили мониторинг трудоустройства выпускников. На основании этих данных сформировали долгосрочную программу содействия молодежной занятости до 2030 года.
Для успешной интеграции на рынок труда ребятам необходимо еще и в процессе обучения получать практические навыки, поэтому с сентября запускаем новый сервис на портале "Работа России" - "Стажировки и практики".
В единой открытой базе будут объединены предложения о стажировках со всей страны. В следующем году дополним функционал портала витриной предложений о целевом приеме в соответствии с принятыми вами изменениями в законодательство.
Изменившийся рынок труда требует и обновления самой государственной службы занятости. Такая работа по нацпроекту "Демография" также ведется и охватывает сразу три направления: стандартизация и цифровизация услуг, обучение сотрудников, модернизация инфраструктуры. Новая служба занятости во всех регионах страны должна быть институтом, ответственным за кадровое обеспечение экономики и карьерное сопровождение граждан на всем его жизненном пути. Основы для этого закладываются в проекте закона о занятости. Он востребован рынком и профессиональным сообществом. Рассчитываем, что совместными усилиями сможем доработать его с тем, чтобы принять закон уже в ходе этой весенней сессии.
Особая задача - поддержка участников специальной военной операции и членов их семей. В прошлом году оперативно были приняты решения, позволяющие сохранить за участниками СВО рабочие места. Эти нормы распространены и на мобилизованных, и на добровольцев, и на военнослужащих-контрактников. Обеспечен учет этого периода при назначении пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, внесены изменения в подходах к оценке доходов при назначении детских выплат, чтобы такая помощь была более доступна семьям мобилизованных
Скорректированы правила участия в программах содействия занятости, ветераны СВО и члены их семей выделены в приоритетные категории.
Некоторые наши защитники уже возвращаются. И такие граждане должны получить всю необходимую поддержку в максимально простом проактивном режиме.
С 1 июня во всех регионах нашей страны начали работу отделения Государственного фонда "Защитники Отечества". В каждом субъекте Федерации сформирована межведомственная рабочая группа под руководством вице-губернатора для взаимодействия с фондом. Это позволит снять административные барьеры при отработке конкретных жизненных ситуаций. Совместно с РАНХиГС подготовили более трёх тысяч социальных координаторов, которые станут персональными помощниками для наших ветеранов СВО, семей погибших героев. Их задача: обеспечить предоставление полного пакета всех предусмотренных законодательством мер поддержки, проконтролировать неукоснительное выполнение обязательств перед ветеронами.
В завершение доклада хотел бы ещё раз поблагодарить вас, Вячеслав Викторович, и всех депутатов за то большое внимание и содействие, которое мы получаем в ходе своей ежедневной работы.
Спасибо за внимание.
Останина Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ:
- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Антон Олегович, дорогие коллеги, во-первых, хочу поблагодарить комитет по Регламенту и лично Олега Викторовича за то, что он согласился расширить тему сегодняшнего "правительственного часа".
Я напомню, что первоначально формулировка была такая "Национальный проект "Демография", а дальше новая модель, которую предложило министерство и поддержало правительство и как эта новая модель сказывается на наших гражданах, особенно на семьях с детьми. Правильно, чтобы понять, на кого она рассчитана и что изменилось в жизни этих семей.
И вообще мы, пользуясь случаем, предлагаем отказаться от, может быть, узких формулировок тем, с одной стороны, периодичность отчета министров раз в два года, а компетенций гораздо больше, чем тем, которые мы им задали, и это позволит им гораздо шире осветить свою деятельность.
С другой стороны, понятно, что у нас вопросов гораздо больше, чем три вопроса от фракции. Это наказы наших избирателей. И чтобы не натолкнуться на бюрократический барьер - это не относится к теме "правительственного часа", хорошо бы просто услышать отчёт министра по всем направлениям. Ну это так, на будущее.
А чтобы оценить новую модель, конечно, надо сравнить или понять, чем она отличается от прежней модели. Понятно, что прежняя модель во многом базировалась на советской модели социальной поддержки, цель которой была - стимулирование отдельных социальных групп с учётом их демографических возможностей. В частности молодая семья, многодетная семья.
Да, модель не была идеальной, но смысл был абсолютно понятен. Один недостаток - это отсутствие финансирования, точнее, изменение приоритетов направления тех средств, которые сейчас имеются в бюджете.
И новая модель - это продукт современного атомизированного общества, в основе два постулата: адресность и перевод человека из графы "бедный" в графу "небедный". В этой части цена вопроса, для того, чтобы перевести из бедных в небедные - 1 рубль лишнего дохода на члена семьи, один квадратный метр лишний там жилья в квартире, либо один, там не знаю, сантиметр пая, который уже никому не нужен. Я утрирую это, но это действительно так.
Поэтому для нас это не дополнительные доходы, в семье они не появились, но изменение критериев, даже отступление от двух прожиточных минимумов, оно из зоны действия вот этого нового вашего... новой модели, оно отсекло большое количество нормальных семей. Внутри этой модели тоже кроется очень много недостатков. И в этой части, конечно, мы эти недостатки готовы сегодня назвать.
Первое и самое главное - это ваша база. Вы, когда встречались с фракциями, Антон Олегович, сказали, что главное было - это чтобы не те люди не получили пособие. У них четыре квартиры в Дубае, а они получают пособие. Слушайте, ну вы же не министерство борьбы с коррупцией, это пусть налоговики занимаются, вы же защищаете людей. То есть вот, борясь с этими теневиками, по сути дела, привели к тому, что стали... поборолись с обычными семьями, которые оказались, повторяю, вне зоны действия закона.
В итоге генпрокурор отчитывается в Совете Федерации: 140 тысяч семей незаконно оказались неполучателями этого единого пособия, 1 миллиард рублей вернули.
Вы их сэкономили? Нет. Но, во всяком случае, что называется, осадочек остался. А ведь обещали, что это будет, вот вам, пожалуйста, одно окно, в ранние сроки беременности встала и получаешь уже это пособие.
Второе. Важно помнить, что при рождении первого ребенка ежемесячная выплата, она ни в коей мере не базировалась на имущественный ценз, то есть получали это пособие все женщины, и нужно было учет два прожиточных минимума. Сейчас женщины потеряли, потому что получается, что в рамках единого пособия они не имеют право на получение этого пособия по рождению ребенка.
Далее, речь идет о неработающих женщинах, которые ухаживают за ребенком в возрасте до полутора лет. Тоже оно выплачивалось из федерального пособия. Теперь такого пособия нет, поскольку оно вошло в единое пособие. Но в случае только если ниже одного прожиточного минимума, семья на данное пособие имеет право.
Наши предложения в этой части. Антон Олегович, давайте думать, до завершения проекта "Демография" ещё два года. Во всяком случае, те показатели, темпы, которыми он сейчас исполняется, они имеют отрицательную динамику. Давайте их тогда пересмотрим и вернемся всё- таки к двум прожиточным минимумам. Ну и ещё возраст. Антон Олегович, давайте обманывать не будем, это же даже не до 17 лет. 31 декабря исполнилось 17 лет, 1 января он пособие уже не получает, то есть получается 16 лет включительно.
Иными словами, новая модель не выполнила те задачи, которые ставились в нацпроекте "Демография". До окончания исполнения проекта два года. Давайте сегодня вместе подумаем, какие новые инструменты нужно предложить, в частности, пеаонаправить тот же самый материнский капитал, который у нас остается, не только на первого ребенка, на второго, на третьего, на четвертого, на пятого. Он должен стать многодетным. Вот это будет единственный выход, пожалуй, для того чтобы мы смогли решить проблему демографическую. Спасибо.
Смолин О. Н., фракция КПРФ:
- Уважаемый Антон Олегович, наша чудотворная статистика регулярно отчитывается о сокращении бедности в стране при падении реальных доходов населения. Однако по данным Высшей школы экономики, 40 процентов учителей, работая на полторы и более ставки, вынуждены экономить на всем кроме еды. По любым критериям это прямая бедность. По данным ОНФ, указ Президента России № 597 от 7 мая 2012 года в части оплаты учительского труда не исполняется в 75 регионах. По тем же данным 86 процентов всех врачей и 64 процента медсестёр не получают заработную плату, положенную им по указу № 597.
Мы много слышали о разработке новых систем оплаты труда. Скажите, когда российский учитель, врач, работник культуры будут получать достойную зарплату, и почти каждому второму учителю или медсестричке не придётся экономить на всём, кроме еды?
Спасибо.
Котяков А. О.:
- Спасибо за вопрос, уважаемый Олег Николаевич.
На сегодняшний день действие 597-го указа президента, предписывающего осуществлять контроль за выполнением соотношения между заработной платой работников бюджетного сектора и доходами в секторе экономики, они сохраняются, и этот контроль осуществляется. По итогам прошлого года 93 процента показателей в рамках исполнения этого указа выполнено.
Напомню, что динамика этих показателей контролируется и внутри очередного года, внутри финансового года, и в прошлом году в целях исполнения именно указных позиций, которые предусмотрены 597-м указом, в конце года было выделено порядка 90 миллиардов рублей, которые были направлены в Фонд обязательного медицинского страхования, в форме дотаций субъектам Российской Федерации, а также были профинансированы федеральные учреждения.
Соответственно, в этом году мы также осуществляем контроль за выполнением контрольных соотношений. При этом отмечу, что, начиная с 1 января 2023 года, Соци альным фондом введена дополнительная отчётность, которую предоставляют все бюджетные учреждения, которая позволяет нам видеть в динамике с ежемесячным... в ежеквартальной динамике исполнение контрольных отношений в разрезе каждого учреждения. То есть это дополнительная аналитика к тому инструменту контроля, который был в рамках статистических наблюдений.
Что касается отраслевых систем оплаты труда.
Уважаемый Олег Николаевич, вы помните, что нами достаточно активно обсуждалась отраслевая система оплаты труда здрава, были разработаны все параметры этой отраслевой системы, был введён пилотный проект по сфере здравоохранения, но в силу объективных причин, в силу, скажем так, наличия выплат, которые сейчас деформировали саму систему оплаты труда в сфере здравоохранения, пилотный проект приостановлен до 1 января 2025 года.
При этом сразу же отм ечу, что по пути разработки отраслевой системы оплаты труда двигаются как Министерство просвещения, так и Министерство науки и высшего образования. Минтруд со своей стороны оказывает всю методическую и иную поддержку с точки зрения разработки отраслевых систем.
Спасибо.
Куринный А. В., фракция КПРФ:
- Уважаемый Антон Олегович, отсутствие реального роста продолжительности жизни и размера пенсий говорит о том, что пенсионная реформа провалилась. Отмечается, что и с 2016 года отменённая индексация пенсий работающим пенсионерам привела к большим потерям бюджетной системы, чем вот та экономия, о которой нам долгое время говорили.
Готово ли правительство признать эти ошибки и исправить их?
И второе. Готово ли ваше министерство поддержать инициативу КПРФ об обеспечении бесплатным питанием всех школьников, а не только учащихся начальной школы?
Котяков А. О:
- Спасибо за вопрос, Алексей Владимирович.
Что касается пенсионной реформы. Основным, скажем так, целеполаганием, которое было при формировании и разработке пенсионной реформы - это обеспечение роста пенсий выше темпов инфляции. Если мы сегодня посмотрим на индексацию пенсий неработающим пенсионерам, то мы увидим, что, начиная с 2019 год, пенсии выросли на 52 процента. При этом суммарный коэффициент накопленной инфляции составил 31 процент. То есть цели, которые были заложены изначально при реализации пенсионной реформы, на сегодняшний день выполняются.
При этом хотел бы обратить внимание, что переходный период, который закреплён действующим законодательством по достижению пенсионного возраста, заканчивается в 2028 году. Соответственно, наверное, оценивать результаты пенсионной реформы следует после завершения всех переходных периодов, которые предусмотрены действующим законодательством.
С точки зрения организации горячего питания в школах - это вопрос, относящийся к компетенции Министерства просвещения. Соответственно, с точки зрения организации питания я знаю, что сейчас коллеги организовали питание для школьников младших классов. И если будет подниматься вопрос относительно организации питания для школьников более старшего возраста, мы с Министерством просвещения этот вопрос будем обсуждать совместно. Спасибо.
Глазкова А. Е., фракция КПРФ:
- Уважаемый Антон Олегович, согласно обязательствам России по Конвенции Международной организации труда средняя пенсия по старости должна составлять 40 процентов, не ниже 40 процентов от средней заработной платы.
Согласно Росстату средняя заработная плата россиян составляет 63 тысячи, а средняя пенсия 19 тысяч, то есть примерно 30 процентов. Скажите, пожалуйста, что правительство намерено предпринять для того, чтобы выполнять обязательства по конвенции? И почему они в данный момент не выполняются?
Спасибо.
Котяков А. О.:
- Спасибо за вопрос, Анжелика Егоровна.
У нас средняя пенсия на сегодняшний день больше 21 тысячи рублей. При этом если мы посмотрим на методику счёта, на которой вы сейчас сделали акцент, она не имеет под собой возможность прямого счёта. Там есть конкретные параметры, которые нужно учитывать при расчёте, в том числе и те потенциальные льготы, объёмы льгот, которые получают пенсионеры, в том числе жилищно-коммунальные услуги и так далее и тому подобное.
Если правильно применить эту методику, то мы сегодня уже будем иметь более высокие показатели, нежели чем 30 процентов, о которых вы сейчас сказали.
Со своей стороны готов с вами совместно посмотреть методику и показать вам те расчёты, которые получаются по российскому законодательству.
Спасибо.
Останина Н. А.:
- Еще раз, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Антон Олегович, дорогие мои коллеги, ну, вывод об эффективности национального проекта "Демография" сделать очень легко. Сравниваем цели и результат конечный. Во всяком случае, за три года.
Итак, две главные цели.
Первая. Это устойчивый рост численности населения.
Вторая. Это увеличение продолжительности жизни.
Вот два показателя.
Антон Олегович, мне не хочется думать, что в Росстате у вас есть недруги. Но буквально за несколько дней до вашего отчета Росстат опубликовал данные об убыли нашего населения с начала года минус 189 тысяч и самые низкие с начала XXI века показатели рождаемости - в сутки 3 тысячи 204 ребёнка. Такого никогда не было, повторяю, с начала XXI века. Вот если такими темпами мы будем рождаться и умирать, то минус 600 тысяч 2023 год, минус 600 тысяч имели в прошлом году, 2021 год - минус миллион. Поэтому показатель - первый устойчивый рост численности населения, прирост, с этим показателем национальный проект "Демография" не справляется. То есть, по сути дела, это приговор проекту, а не итоги его деятельности.
Второй показатель - продолжительность жизни. Задача ставилась: 2024 год 78 лет. 2021 год мы имеем 70 лет продолжительность жизни, с точки зрения прогнозов наших демографов 2024 год - 68 лет, это средняя продолжительность жизни, мужчины - 65 лет. Порадуется единый фонд социальный, потому что некому будет платить эти пенсии. Будет переживать Элла Александровна Памфилова - надо менять списки избирателей.
Ну а если всерьёз, то, конечно, осталось два года до завершения исполнения национального проекта "Демография". Если что-то пошло не так, ну надо тогда же задуматься, как это делают врачи, менять тогда надо, если диагноз есть, а не получается способа лечения в данном случае. Давайте вместе тогда думать.
И вот эти оценки, они же не носят политической окраски. Пресс- секретарь президента в апреле заявляет о том, что действующие в России меры по поддержке демографии пока не дают должного эффекта. Я не знаю, что он скажет через два года, но, во всяком случае, сейчас, повторяю, что трудно обвинить его в любви там к нам, к коммунистам. Если уж за три года проект не дал эффект, то за последние два, мне кажется, такими же темпами мы еще просто ухудшим нашу демографическую ситуацию.
И в этой части, конечно, мне думается, что нет ничего другого, как обратиться к собственному позитивному опыту, к собственному опыту нашего государства, которое; называлось советским государством, а показало всему миру демографический рост в урбанизированном обществе. Я говорю об опыте Советского Союза, который преодолел страшные последствия Великой Отечественной войны и добился к 1980 году такого роста рождаемости, который получил в научной литературе название "советского беби-бума". В основе этого опыта было два фактора: первое - это уверенность в будущем своих детей, и второе - решение жилищных проблем и достойное материальное обеспечение семьи.
Трудно представить себе молодых людей, которые, принимая решение о вступлении в брак, будут обсуждать размер маткапитала или размер единого пособия. Первое, о чем они подумают, это будет ли рабочее место, есть ли рядышком детский сад, есть ли школа, смогут ли дать высшее образование. А у нас есть на сегодня вот эти вот программы поддержки молодых семей, программы поддержки многодетных семей? Если уж мы говорим с вами о жилье, то у нас до чего дошло: самое востребованное - это маленькая студия, 8 квадратных метров, 12. А у нас есть государственная программа строительства жилья для многодетных семей? Нет такого.
Антон Олегович, и в лице вашего министерства нам, конечно, хотелось бы видеть защитника таких семей. Понятно, что далеко не всё относится к вашим полномочиям. А что нам делать? Поэтому сегодня когда заговорили мы о том, что нужны там отраслевые ставки, и получается, за учителей отвечает Минпрос, за врачей отвечает Минздрав, там, за деятелей культуры Минкульт отвечает. А пиджака-то не получается. Вот нет у нас единой государственной семейной политики. И с кого нам спрашивать? В семье-то так не бывает, чтобы дед отвечал только за ботинки, бабушка - за шнурки, а отец, там, за ложку. Вся, родители, они отвечают за благополучие ребенка, а у нас государство, получается, не отвечает. У нас отдельные ведомства, отдельные регионы.
Поэтому, конечно, хотелось бы услышать ваше мнение: а что нам делать в этой ситуации? Вам нужны новые полномочия? Потому что мы бы очень хотели, чтобы был координирующий единый, так сказать, орган, институт власти, чтобы мы получили ответы на все вопросы, с одной стороны, а с другой стороны, чтобы и вы имели эти самые полномочия.
Правильно сказал Коломейцев: шесть лет назад создали эту межведомственную рабочую группу, говорим едва ли не на каждом "правительственном часе", в том числе и Вячеслав Викторович, то на региональный уровень направляем эти зарплаты, а ничего не меняется у нас в этой части.
Поэтому наши предложения, они были, есть и будут. Для того чтобы у нас решить вот эти вот проблемы, в том числе и материального обеспечения семьи, обеспечить им уверенность в будущем, нужно, во-первых, я сказала, жилье. Второе, социокультурные объекты, иначе мы так и дальше будем, когда говорим о школах, поликлиниках, площадках, стадионах, вообще нашим детям как мальчику Федору в Брянской области вручать там правительственные награды за то, что ребенок преодолел расстояние: в своем районе он образование получить не может.
Антон Олегович, вот подушевое финансирование, которое у нас во всех сферах, оно и у вас тоже, и в школе, и в поликлиниках, ну от этого уходить надо, иначе у нас вообще, кроме крупных городов, никого не останется, и мы не сможем тогда материально, что называется, поддержать нашу семью. Тоже хотели выслушать ваши предложения в этой части.
Но понятно, главная в семье, в любом случае обеспечивает дальнейшее продолжение рода, природой так наделилось, это женщина, а ведь, Антон Олегович, мы ведь сократили даже и декретные выплаты для женщин. Даже после Г ражданской войны, даже после Великой Отечественной стопроцентно оплачиваемый декретный отпуск, а сейчас только 60 процентов, не смоги получить больше 33 тысяч. Да ещё подсуетились сенаторы - внесли закон, по которому женщина, если находится в декретном отпуске и хочет подработать, она имеет право только 50 процентов рабочего времени использовать, но она 50 процентов получать будет. Ни одна фракция не поддержала этот законопроект. Просим и вы поддержите тоже нашу позицию.
Единственный способ выправить демографическую ситуацию - поддержать многодетную семью. Динамика такая - в 2021 году их было 2 миллиона 17 тысяч, в 2022 году - 2 миллиона 140 тысяч, а в 2023 году - 2 миллиона 250 тысяч. То есть могущество нашей страны многодетной семьёй прирастать будет.
Спасибо.
Котяков А. О.:
- Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты, я благодарю вас за сегодняшний откровенный конструктивный диалог. Действительно, весь перечень проблем, которые мы сегодня обсуждали, и на которые вы акцентировали наше внимание, в большинстве случаев является одним из тех вопросов, которым мы уделяем большую часть своего рабочего времени. И планируем в дальнейшем акцентировать свое внимание именно на этом блоке.
Я здесь говорю и о заработной плате в бюджетном секторе, понимая, что на сегодняшний день в методиках расчета средней заработной платы в соответствии с 597-м указом административный управленческий персонал не должен учитываться в расчете средней при оценке исполнения указа. Но если есть действительно перекосы на местах в отдельных учреждениях, мы должны совместно эти перекосы выявлять и на них реагировать.
Я здесь говорю и о тех 5 тысячах рублей доплаты за классное руководство, которые получают классные руководители в школах. Эти 5 тысяч однозначно по всем методическим нормативным документам не должны учитываться в расчете средней заработной платы педагогов при оценке выполнения действий в рамках 597-го указа.
Сегодня был затронут такой животрепещущий вопрос с точки зрения обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
И, действительно, мы испытывали серьёзные сложности с обеспечением ТСР в 2022 году по многим позициям в связи с теми санкционными действиями, которые проявляли недружественные страны по отношению к России. Это и запрет поставок комплектующих, и ограничение поставок сырья для производства технических средств реабилитации. Это вынуждало к оперативным действиям не только министерство, но и других ведомств в нашем правительстве, с тем чтобы мы искали альтернативные источники для решения этих вопросов.
Сегодня ритмичность поставок восстановлена, и мы имеем возможность уделять внимание уже вопросам, связанным с пересмотром нормативов, вопросам, связанным с контролем за своевременностью поставок, вопросам, связанным именно, скажем так, с развитием уже локализованных позиций по производству внутри Российской Федерации.
Отдельное внимание вопросам демографии. Безусловно, множество факторов на сегодняшний день влияет на демографическую ситуацию в нашей стране. Я сейчас говорю и о той демографической яме, которая сегодня... результаты которой мы сегодня видим, это демографическая яма 90-х годов. Я сейчас говорю и, скажем так, влияние на решение наших граждан общеполитической обстановкой. Я сейчас говорю и в принципе о том большом количестве абортов, на которое на сегодняшний день указывали вы, уважаемые депутаты. В тех рекомендациях, которые мы давали субъектам Российской Федерации, каждому из этих вопросов уделено особое внимание, особенно вопросы, связанные с профилактической работой, направленной на работу с молодыми мамами при принятии ими решения об абортах. Действительно, у нас есть большой задел в этом направлении, и мы должны эту работу развернуть во всех субъектах Российской Федерации.
Отдельно я, наверное, остановлюсь на интеграции новых территорий, новых субъектов Российской Федерации в российское законодательство. Сегодня мы запустили большинство мер государственной поддержки в новых субъектах, но с учётом определённых особенностей, которые присущи для этих территорий. Начиная с 1 января 2024 года, мы полноценно развернём систему в новых субъектах. Развернём такие меры поддержки как социальный контракт, предоставим возможность участвовать в полном комплексе набора услуг и мер на территории новых субъектов. Но опять же с 1 января 2024 года мы не сможем уйти от особенностей применения российского законодательства на территории этих субъектов. И наша задача - к 1 января 2026 года уже уйти от этих особенностей и полноценно, полноценно внедрять систему социальной защиты и социальной политики на новых территориях.
Уважаемые депутаты, в ходе сегодняшнего обсуждения также делались акценты на трудоустройстве молодежи, вопросы, связанные с безработицей, акцент на интеграции и четкой взаимоувязке действий в сфере образования и в сфере трудоустройства. Действительно, это одна из основных, один из основных вопросов в повестке деятельности министерства, которому уделяется на сегодняшний день достаточно большое значение.
При этом мы готовы к предложениям, и в случае если, действительно, есть меры, которые мы на сегодняшний день не видим в качестве возможных инструментов решения вопросов дисбаланса рынка труда с точки зрения дисбаланса по распределению кадровых ресурсов, спроса и предложения, мы готовы к их обсуждению.
Уважаемая Анна Юрьевна, уверяю вас, что развитие семейных МФЦ продолжится на территории нашей страны, это, действительно, практика, которая зарекомендовала и показала свою эффективность, поэтому мы совместно с субъектами Российской Федерации будем продолжать этот опыт и его распространять на территории всей Российской Федерации.
Ну и считаю, что основным вектором развития в целом социального, социальной сферы является развитие социального казначейства, которое позволяет нашим гражданам удобно и достаточно быстро получать все необходимые меры социальной поддержки, которые есть в рамках действующего законодательства.
Спасибо, уважаемые депутаты, за совместную работу. Спасибо. (Аплодисменты.)