Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Зампредседателя Правительства В.В. Абрамченко ответила в Госдуме на вопросы депутатов КПРФ

19 апреля в Госдуме проводился правительственный час с участием заместителя Председателя Правительства РФ В.В. Абрамченко на тему: "Об актуальных вопросах природопользования и охраны окружающей среды и о ходе реализации реформы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами". Депутаты КПРФ приняли участие в этом мероприятии.

Kprf.ru.
2023-04-19 16:22

Абрамченко В. В., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации:

- Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги! Депутаты Государственной Думы!

Сегодняшний "правительственный час" посвящен актуальным вопросам природопользования и охраны окружающей среды и реформы по обращению с отходами.

Несмотря на трудности, с которыми сталкивается наша экономика в результате преодоления санкционного давления и последствий пандемии, рассматриваемые вопросы в приоритете работы правительства, это связано с запросом наших граждан на благоприятную среду для жизни, которая невозможна без здоровой окружающей среды.

Поэтому одна из национальных целей развития до 2030 года, обозначенная президентом, связана с достижением нескольких важных результатов. Мы должны в два раза сократить выбросы опасных

загрязняющих веществ, оздоровить водные объекты, ликвидировать свалки и создать эффективную систему обращения с отходами таким образом, чтобы сортировать 100 процентов отходов и вдвое сократить объем захоронения.

Инструментами достижения этих задач являются национальный проект "Экология", три государственные программы и четыре инициативы социально-экономического развития нашей страны до 2030 года. Всего на реализацию мероприятий, госпрограмм и федеральных проектов в прошлом году было направлено почти 293 миллиарда рублей, а в этом году предусмотрено более 286 миллиардов рублей. Все основные показатели и результаты государственных программ и национального проекта выполнены, кассовое исполнение выше 99 процентов.

Доложу об основных результатах, начну с воздуха. Уважаемые коллеги, на каждой "Прямой линии" президента с гражданами обсуждается вопрос чистого воздуха. Сейчас одноименный федеральный проект реализуется в двенадцати городах, в основном это крупные промышленные центры Сибири и Урала, главными загрязнителями в которых являются промышленные предприятия, объекты генерации,

транспорт и частный сектор, отапливаемый углём. Где-то основная проблема - выбросы промышленных предприятий, как, например, в Норильске, в Череповце или Новокузнецке. В Омске это объекты генерации. В Чите более 40 процентов вредных выбросов формируется от частного сектора. По каждому направлению мы работаем индивидуально.

Актуализировали комплексные планы для всех городов-участников проекта "Чистый воздух". До всех загрязнителей довели квоты выбросов. В прошлом году выделили регионам 21 миллиард рублей на экологические мероприятия, в частности поддерживаем газификацию жилого сектора. Довели 8,6 миллиарда рублей Красноярску, Омску, Чите, Новокузнецку и Нижнему Тагилу. Закрыли или модернизировали 30 ... старых угольных котельных в городах Чита и Красноярск.

В части транспорта. На маршруты в восьми городах уже вышли 569 новых трамваев, троллейбусов и автобусов на газомоторном топливе. Наибольший вклад в совокупный объём выбросов вносят, конечно же, промышленные предприятия в этих городах. Они уже вложили на сегодняшний день более 224 миллиардов рублей в модернизацию производства, благодаря чему сокращён совокупный объём выбросов на 178 тысяч тонн. 

Выполнение всех мероприятий федерального проекта позволило снизить объём выбросов загрязняющих веществ на 11 процентов. Понимая, что санкции заставили промышленные предприятия искать новые технические решения и заниматься перепроектированием, мы поддержали бизнес и продлили возможность экологической модернизации до конца 2026 года.

Но в Послании Федеральному Собранию глава государства обратил внимание всех уровней власти и предприятий-загрязнителей, что задача по снижению выбросов не снимается и на достигнутом останавливаться нельзя. Рассчитываем, что руководство предприятий-загрязнителей выполнит взятые на себя обязательства, перед жителями этих городов в первую очередь.

А для установления ответственности за недостижение квот выбросов, по поручению президента, правительство подготовило законопроект о введении административной ответственности в виде оборотных штрафов. В ближайшее время планируем внести его в Государственную Думу.

Уважаемые коллеги, очень рассчитываем на вашу помощь в этом вопросе. Федеральный проект "Чистый воздух" будет продолжен после 2024 года. Правительство утвердило перечень из 29 новых городов, где требуется снижать опасные выбросы для достижения параметров национальной цели развития. В этом году начинаем проводить сводные расчёты, приступаем к реализации мероприятий по снижению выбросов в этих новых городах с 2025 года.

Следующее важнейшее направление нашей работы - блок отходов производства и потребления. И в этом блоке мы работаем системно, об этом предметно говорили с каждой фракцией.

Хочу озвучить несколько цифр. Согласно данным статистики, ежегодно в Российской Федерации образуется почти 8 с половиной миллиардов тонн отходов. На первом месте по объёму образования отходы недропользования, больше 8 миллиардов тонн, при этом коммунальные отходы составляют всего около 50 миллионов тонн в год. Цифры говорят сами за себя. Наш главный вызов связан с промышленными отходами, именно поэтому вместе с парламентом правительство обеспечило разработку нескольких ключевых законов.

Первый запрещает собственникам бросать промышленные площадки с накопленными отходами. Закон был подготовлен после выявления брошенного химического производства в городе Усолье-Сибирское Иркутской области. Этим же законом введён принцип "окрашивания" в бюджете всех экологических платежей для направления таких средств в первую очередь на ликвидацию накопленного вреда окружающей среде.

Второй закон стимулирует недропользователей для вовлечения отходов в промышленные производства, в частности существенно расширены направления использования вскрышных и вмещающих пород в целях извлечения полезных ископаемых и рекультивации для обустройства месторождений.

Третий закон является базовым для старта новой экономики - экономики замкнутого цикла. Это закон о вторичных материальных ресурсах. Самое главное, законом установлено требование о запрете захоронения вторичных ресурсов с 2030 года и установлены условия для их вовлечения, вторичных материальных ресурсов, в хозяйственный оборот.

Принятие этих важных для страны законов было бы невозможным без слаженной работы парламента и правительства.

За организацию такой слаженной работы, конструктивного диалога с парламентом, Вячеслав Викторович, искренне благодарю вас лично, благодарю профильного заместителя Председателя Алексея Васильевича Гордеева, благодарю профильный Комитет Государственной Думы по экологии и природным ресурсам и лично Дмитрия Николаевича Кобылкина.

На этой неделе на заседании правительства мы рассмотрим еще один, четвёртый важнейший и долгожданный законопроект. Это законопроект о совершенствовании реформы обращения с отходами, который призван реформировать расширенную ответственность производителей-импортёров, также на фракциях предметно это обсуждали.

Мы предложили прямо в этом законе установить обязанность по утилизации всего объёма выпущенной упаковки с 1 января 2027 года и ввели требования к утилизаторам, основным исполнителям расширенной ответственности производителей-импортёров. Данный законодательный акт крайне необходим и для отрасли по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Я напомню, что эта отрасль в Российской Федерации только формируется со всеми трудностями своего становления. На создание отрасли

и в других странах ушли десятилетия, мы форсируем поставленные перед нами задачи.

Сейчас уже появились профессиональные участники рынка, которые оказывают услуги по обращению с твёрдыми коммунальными услугами... отходами. Это региональные операторы, на сегодняшний день в стране их создаётся необходимая для обращения с отходами инфраструктура, и это самое главное направление. Так, за три года создано 211 объектов, общей мощностью 19 миллионов тонн в год для сортировки и 5 миллионов тонн в год для утилизации. Сейчас больше 50 процентов ТКО отправляется на обработку, и почти 12 процентов утилизируется. Без создания мощностей по утилизации, именно по утилизации, невозможно выполнить целевой показатель по снижению объёма захоронения в два раза.

По поручению Правительства Российской Федерации экологический оператор наш, публично-правовая компания "Российский экологический оператор", проинвентаризировала все мощности по утилизации. Важно, что такие мощности должны появляться в каждом федеральном округе.

Тот законопроект, о котором я сказала, рассматриваемый на заседании правительства на этой неделе, предусматривает создание реестра утилизаторов для того, чтобы обеспечивать контроль за этими юридическими лицами.

Со всеми регионами в настоящее время мы составили детальные планы создания мощностей до 2030 года, подписали "дорожные карты" в целях выполнения показателей национальных целей развития, донастроили меры государственной поддержки. Появилась мера поддержки в виде льготных займов в рамках "зеленых" облигаций.

Работает программа выкупа облигаций инвесторов и прямые субсидии регионам на софинансирование капитальных вложений. Акцент делаем на строительство инфраструктуры в рамках концессии. Подписано 34 концессионных соглашения на создание объектов, мощностью 4,6 миллиона тонн в год с общим объемом инвестиций 80,2 миллиарда рублей в 19 регионах нашей страны.

В прошлом году объем государственной поддержки в рамках этих программ составил почти 12 миллиардов рублей, что позволило профинансировать создание объектов в шести регионах нашей страны.

В текущем году предоставляем 11 миллиардов рублей для финансирования 28 инвестиционных проектов в 19 регионах.

Еще 4,4 миллиарда рублей направляем в виде прямых субсидий на реализацию трех проектов в Республиках Дагестан, Мордовия и Псковской области. 

Переход к экономике замкнутого цикла невозможен без внедрения раздельного сбора отходов. Уже выделили 2,5 миллиарда рублей из федерального бюджета 57 регионам на закупку более 150 тысяч контейнеров для раздельного накопления отходов.

Реформа продолжается.

Безусловно, есть проблемы, которые нам вместе предстоит решать. Мы подробно их обсудили на встрече с фракциями. В первую очередь это обращение с отходами, с твердыми коммунальными отходами на труднодоступных территориях, совершенствование регулирования тарифов, вывод из эксплуатации старых полигонов.

По поручению Михаила Владимировича, с прошлого года мы реализуем правительственную инициативу "экономика замкнутого цикла", основная цель которой снизить нагрузку на окружающую среду и вовлечь полезные фракции в хозяйственный оборот.

К 2030 году доля вторичных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве, должна достигнуть 50 процентов, в строительстве - 40, в отраслях промышленности превысить 30 процентов.

Все отраслевые программы по вовлечению вторичных ресурсов утверждены правительством.

В рамках этой инициативы строим в восьми регионах восемь экотехнопарков. Выделили на это 9,4 миллиарда рублей и ещё 909 миллионов на проектирование.

Применение вторсырья дает не только ощутимый экологический, но и экономический эффект. Приведу один пример. В дорожном строительстве, например, применение резинового модификатора от утилизированных шин и применение вторичного асфальтобетона позволяет снизить стоимость строительства дорог до 20 процентов при сохранении их эксплуатационных характеристик.

Системно работаем с отходами I и II класса опасности. К концу 2024 года построим семь комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию таких опасных отходов. На это уже выделено больше 30 миллиардов рублей. Эффективная система обращения с отходами производства и потребления должна привести к снижению объема захоронения.

Нужно не только предупреждать, но и убирать накопленный вред. На эту цель направлен федеральный проект "Чистая страна". Уже ликвидировали 58 несанкционированных свалок и вернули в хозяйственный оборот больше 550 гектаров земель. Сейчас на разных этапах ведутся работы по ликвидации ещё 133 свалок. Завершили ликвидацию 74 объектов накопленного вреда. Самые яркие примеры, я их приводила, уважаемые коллеги, вам, - это челябинская свалка, она была самой крупной в Европе. И в этом году завершаем работу по ликвидации полигона "Ядрово" в Московской области.

Благодаря нормативному установлению предельного объема затрат на рекультивацию были оптимизированы и технические решения по ликвидации свалок. 18 проектов, я вам докладывала, мы пересмотрели и сэкономили 10 миллиардов рублей. По поручению президента и председателя правительства начали уборку не только на суше, но и в акватории водных объектов. Так, в акватории Дальневосточного федерального округа поднято и утилизировано 43 ранее затопленных корабля. В рамках "Генеральной уборки" обеспечим достижение национальных целей в части ликвидации объектов накопленного вреда до 2030 года.

Следующее направление нашей работы связано с оздоровлением водных объектов. Россия занимает 2 место в мире по запасам пресной воды после Бразилии. Вода - это одно из преимуществ нашей страны, влияющее на развитие сельского хозяйства, энергетики, судоходства, промышленности и, конечно, необходимое для создания комфортной среды для наших граждан. 

В рамках федерального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" в прошлом году реализовано почти 22 тысячи мероприятий по очистке от мусора берегов водных объектов, восстановлены сотни километров мелиоративных каналов и каналов рыбоходов, очищены тысячи гектаров водной глади. Более миллиона волонтеров приняли участие в акциях по оздоровлению водных объектов.

По поручению президента с 2025 года запустим единый федеральный проект по экологическому оздоровлению водных объектов. В проект войдет весь бассейн Волги, а также Дон, Амур, Урал, Иртыш, Терек, не забудем мы и о малых реках. Вместе с вами, уважаемые коллеги, создаем рабочую группу, мы об этом уже договорились, по формированию данного проекта.

Отдельно остановлюсь на жемчужинах нашей страны. Для сохранения озера Байкал работаем единой командой с депутатами прибайкальских регионов на площадке соответствующей правительственной комиссии.

Наша задача - убрать территорию от несанкционированных свалок, внедрить комплексный мониторинг и, самое главное, ликвидировать наследие бывшего целлюлозно-бумажного комбината в городе Байкальске.

На защиту Байкала правительство предусмотрело в федеральном бюджете почти 22 миллиарда рублей.

Продолжаем реконструкцию канализационных очистных сооружений в Иркутской области, Забайкальском крае и Республике Бурятия. Ликвидировали девять несанкционированных свалок в пределах центральной экологической зоны Байкала на площади 29 гектаров.

Конечно, важно решать задачи там, где водные объекты испытывают самую высокую антропогенную нагрузку. На берегах Волги и ее основных притоков проживает около 60 миллионов наших граждан.

Волга испытывает нагрузку благодаря тому, что еще 45 процентов промышленного               потенциала нашей страны и    50 процентов сельскохозяйственного потенциала также размещается в бассейне Волги и ее притоков.

В рамках национального проекта уже введено в эксплуатацию 93 очистных сооружения на территории 15 волжских регионов. Проведенные мероприятия позволили снизить объем сброса неочищенных стоков в 1,4 раза. Благодаря единому федеральному проекту, о котором я говорила, охватим экологическими мероприятиями еще 14 волжских регионов.

Следующее направление - это особо охраняемые природные территории. Количество посетителей таких территорий с 2021 года увеличилось на 30 процентов, превысив 14 миллионов человек. 

По всем федеральным ООПТ создано почти пять тысяч единиц туристической инфраструктуры. Постоянно возрастающий спрос россиян на внутренний экологический туризм требует принятия мер по охране природного наследия и укрепления, естественно, кадрового потенциала наших ООПТ, для этого увеличено финансирование инспекторов и работников национальных парков в два раза. Дополнительно до 2025 года на развитие ООПТ направим почти полтора миллиарда рублей.

Идёт работа по охране биоразнообразия, выпущено новое издание Красной книги - том "Животные". В этом году планируем издать Красную книгу по тому "Растения".

Одним из ключевых направлений нашей деятельности является восстановление и реинтродукция редких видов животных. Так удалось увеличить численность амурского тигра на 40 процентов, вольно живущего зубра - в два раза, дальневосточного леопарда - на 60 процентов.

Расширен ареал обитания леопардов, их стали встречать севернее, в Надеждинском районе Приморья, где не встречали леопардов уже 50 лет.

Теперь хотела бы доложить о результатах работы в сфере

природопользования.

Первый блок связан с недропользованием. По итогам года появилось 34 новых месторождений углеводородов и 129 - твёрдых полезных ископаемых.

Правительством в прошлом году обновлён перечень стратегических видов минерального сырья, увеличенный с 29 до 55 позиций. Этот документ не обновлялся 26 лет.

Снизили НДПИ на редкие металлы, в десять раз снизили разовые платежи по редким металлам для того, чтобы обеспечить нашу промышленность необходимым дефицитным минеральным сырьём.

Ключевой задачей по-прежнему остаётся восполнение запасов дефицитного сырья, и Роснедра включили в федеральную геологоразведку объекты по урану, марганцу, титану, вольфраму и хрому.

Провели масштабную цифровизацию отрасли. Все аукционы теперь в электронном виде.

Создали Единый федеральный реестр лицензий для всей страны.

Перевели в цифру все виды услуг в области недропользования: от подачи заявки до выдачи цифровой лицензии.

Одним из новых инструментов в этом направлении стал федеральный проект "Геология возрождения легенды". В рамках проекта больше 27 миллиардов рублей выделено до 2024 года на расширение минерально-сырьевой базы, это позволит открыть перспективные площади для лицензирования твёрдых полезных ископаемых и углеводородов, увеличить в два раза прирост запасов подземных вод, воды в дефицитных регионах.

Последний блок касается реформы лесного комплекса. Я напомню, что мы в правительстве воспринимаем его как лесную промышленность и лесное хозяйство вместе в едином комплексе.

Благодаря поддержке главы государства, были реализованы исторические решения по декриминализации лесного комплекса и запрету вывоза круглого леса, ценных лиственных и хвойных пород. Мы перешли к модели глубокой переработки древесины внутри страны и созданию товаров с высокой добавленной стоимостью, перестали поддерживать экономику других государств за счет нашего лесного сырья.

За счет развития цифровых технологий создана система прослеживаемости древесины на каждом этапе ее движения, от делянки до переработки и экспорта. В ведомственной системе ЛесЕГАИС обеспечена регистрация всех лесных складов и производств лесной продукции. На каждую партию древесины выдается электронный сопроводительный документ, своего рода паспорт. И таких документов в системе сформировано уже больше 10 миллионов.

Одним из элементов декриминализации лесного комплекса является введение нового вида надзора, это надзор за оборотом древесины. С учетом ограничений на проведение проверок в прошлом году Рослесхозом проведено больше 7 тысяч профилактических мероприятий, что в комплексе с работой по модернизации ЛесЕГАИС позволило повысить прозрачность

оборота древесины. В результате предотвращен незаконный вывоз леса из страны, а объем незаконных рубок сократился почти на 40 процентов.

Благодаря реформе, удалось увеличить и доходы бюджетной системы от использования лесов на 19 процентов, до 67 миллиардов рублей.

Второе направление - это профилактика и сокращение лесных пожаров. Увеличено финансирование регионов на борьбу с лесными пожарами в два с половиной раза, до 14,2 миллиарда рублей. Деньги оперативно доводятся до наших регионов.

Благодаря нацпроекту "Экология", субъекты получили больше 46 тысяч единиц техники и оборудования для тушения огня и 13 тысяч единиц лесохозяйственной техники. Создан межрегиональный лесопожарный центр "Север", который прикрывает часть территорий Сибири и Дальнего Востока.

В результате всех принятых мер площадь, пройденная огнем, по итогам прошлого года сократилась в три раза.

Третье направление - это восстановление лесов. Впервые за 20 лет площадь лесовосстановления превысила площадь вырубленных и погибших деревьев почти на четверть.

В планах на текущий год восстановление леса на площади 1,4 миллиона гектаров. Это больше, чем показатель прошлого года. 

Уважаемые коллеги, экологические мероприятия необходимы и новым российским регионам. В прошлом году обеспечена поставка в Мариуполь почти 100 единиц коммунальной техники и техники для работы с различными видами отходов, в том числе со строительными отходами. Закуплено более 9 тысяч контейнеров и 310 бункеров для сбора отходов. В трёхлетней программе социально-экономического развития четырёх новых регионов мы предлагаем реализовать 41 мероприятие, и все мероприятия согласованы с высшими должностными лицами этих субъектов. Выделено на соответствующие природоохранные цели 12,4 миллиарда рублей. Также правительством утверждён и обеспечен финансированием план мероприятий в сфере экологического просвещения и эковолонтёрства в четырёх новых регионах.

Уважаемые коллеги, экология и природопользование касаются всей планеты, каждого государства и каждого человека. Благодаря поддержке президента, председателя правительства и парламента на экологию стали смотреть системно, она впервые появилась в национальных целях развития нашей страны. Здоровая окружающая среда - это не роскошь, это и право человека, и его ответственность. Благодарю вас за поддержку всех

правительственных инициатив. Уверена, что вместе мы сможем достичь высоких результатов.

Благодарю за внимание.

(Аплодисменты.)

Мархаев В. М., фракция КПРФ:

- Уважаемая Виктория Валериевна, реализация реформы обращения с твёрдыми коммунальными отходами субъектов осуществляется неравномерно. Выполнение показателей федерального проекта по комплексной системе обращения с ТКО в целом по стране обеспечено за счёт отдельных регионов с опережающими темпами реформы, например, Московской областью. Однако в большинстве регионов объёмы захоронения ТКО без всякой обработки извлечения полезных фракций остаются очень высокими, есть субъекты, где объём захоронения без обработки доходит до ста процентов.

Вопрос. Как правительство собирается обеспечить реализацию реформы обращения с ТКО в отстающих регионах, к которым на сегодняшний день относятся республики Северного Кавказа, большинство регионов Сибири и Дальнего Востока?

Спасибо.

Абрамченко В. В.:

- Спасибо, Вячеслав Михайлович.

Действительно, мы отмечаем это, такая неравномерность существует, и основное количество объектов по обработке твёрдых коммунальных отходов, по утилизации твёрдых коммунальных отходов, современные места размещения этих отходов, как правило, построены в Центральной России, там, где большое количество населения. Это связано объективно с тем, что и количество отходов, образуемых в этих территориях, гораздо больше, чем на территории Сибирского или Дальневосточного федеральных округов. Нас эта ситуация не устраивает. Я провожу штабы регулярно с главами регионов и настаиваю на том, чтобы губернатор каждого субъекта Российской Федерации в эту повестку был вовлечён.

Что уже сделано на сегодняшний день?

Подписано 75 "дорожных карт", в том числе по территории Северного Кавказа, Южного федерального округа, а там до недавнего времени этой "дорожной карты" не было по созданию новых мощностей до 2030 года в отношении Краснодарского края. Южный федеральный округ таким образом после подписания этой "дорожной карты" тоже имеет необходимые планы по созданию мощностей.

На территории Сибири и Дальнего Востока точно так же предусмотрены проекты по созданию флагманских, как я их называю, объектов. То есть наша задача сейчас в первую очередь построить крупные, большие комплексы, современные, которые будут включать в себя и сортировку, и утилизацию, и размещение, современные полигоны по размещению, этим сейчас занимаемся.

Левченко С. Г., фракция КПРФ:

- Уважаемая Виктория Валериевна!

Напоминаю уважаемым коллегам тоже, что Байкал - это 80 процентов всей пресной воды России. Байкальск - это моногород, который 10 лет назад лишился своего главного производства, Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Его закрытие для многих стало крушением надежд на стабильную работу, на уверенность в завтрашнем дне.

С тех пор прошло много времени, новых производств практически не появилось, люди уезжают. После закрытия БЦБК на берегу Байкала осталось более 6 миллионов кубических метров токсичных отходов, однако окончательно не завершён выбор технологии по ликвидации накопленного вреда на площадке БЦБК, и работы не осуществляются. Аналогичная ситуация по городу Усолье-Сибирское, находящегося в природоохранной зоне озера Байкал, вы об этом говорили на встрече с фракцией, я имею в виду основную проблему... (Микрофон отключён.)

Абрамченко В. В.:

- Да, я поняла вопрос.

Начну с города Байкальска. Действительно, это моногород. Президент обратил внимание на этот город, и по поручению президента Правительством Российской Федерации в прошлом году утверждена программа социально-экономического развития города Байкальска до 2040 года. Мы предусмотрели федеральное финансирование на реализацию программы, разные направления предусмотрены в этой программе: и благоустройство территорий города, и строительство жилья, в частности с Игорем Ивановичем Кобзевым мы договорились, что именно в городе Байкальске, поскольку президент сказал, что это должен быть первый экогород, настоящий экогород в Российской Федерации, будем строить многоквартирные дома из деревянных комплектов, люди проголосовали за такие дома, готовы в них переезжать.

Ещё одно направление связано, безусловно, вы об этом сказали, ликвидация накопленного вреда на площадке БЦБК. В настоящее время в объекте... среди объектов накопленного вреда три площадки: это полигон "Бабхинский", полигон "Солзанский" и площадка центральных очистных канализационных сооружений. Самые токсичные отходы - это отходы 3 класса опасности и чёрный щёлок находятся как раз на площадке центральных очистных сооружений. И вот по этим центральным очистным сооружениям подготовлена проектная документация, получены необходимые заключения, экологической, в том числе, экспертизы, заключения Главгосэкспертизы относительно сметной стоимости, её достоверности. Мы предусмотрели финансирование на ликвидацию вреда на этой площадке и на площадке полигона "Бабхинский", в общем объёме это около 7 миллиардов рублей в этом году.

Поэтому ликвидационные мероприятия стартовали. Да, было много подрядчиков, было много проблем, но в настоящее время по решению президента договор заключён с единственным исполнителем, это унитарное предприятие компании "Росатом". И "Росатом" работает на площадке качественно.

Что касается неотложных мероприятий на этой же площадке - это полигон "Солзанский". Там вместе с губернатором за счёт федерального финансирования "Росатом" обеспечил понижение уровня надшламовых вод, чтобы другое опасное вещество - шлам-лигнин не попало в Байкал. Необходимое снижение уже случилось, около 60 сантиметров понизили уровень надшламовых вод на полигоне "Солзанский".

А ликвидация этого полигона будет происходить после завершения научно-исследовательских работ. Там идёт выбор между несколькими технологиями, в том числе технология литификации и компостирования. С Анатолием Анатольевичем Серышевым мы договорились, что только после завершения научно-исследовательских и опытных работ можно будет сказать, какая технология является оптимальной.

И, конечно, вовлечены наши учёные - Сибирское отделение академии наук в первую очередь в этот процесс. Спасибо.

Матвеев М. Н., фракция КПРФ:

- Уважаемая Виктория Валериевна, до введения института регоператоров по обращению с ТКО, плата взымалась исключительно за объём вывезенных отходов по количеству объёма контейнеров. Не кажется ли вам, что большинство проблем в сфере начисления платежей за ТКО кроется в злоупотреблении регоператоров правом коммерческого учёта на основе установленных нормативов, в том числе, экономически абсурдных начислений с квадратного метра площади как в Самарской, Московской и ряде других областей? Не пора ли отказаться от нормативов и считать отходы по массе через весовой контроль мусоровозов на полигоне?

И второе. Когда будут внесены изменения, жёстко обязывающие регоператоров по обращению с ТКО, заключать договоры с ТСЖ, управляющими компаниями, юридическими лицами, разделяющими отходы не по нормативу, а по факту?

Это одна из целей реформы - раздельный сбор, но она всячески бойкотируется регоператорами, потому что... (Микрофон отключён.)

Абрамченко В. В.:

- Министерство природных ресурсов такие поправки в соответствующие постановления правительства (это 534-е и 505-е постановления) подготовили.

Я поддерживаю переход к расчёту обращения с ТКО по фактическому накоплению. Мы проверяли специально со Светланой Геннадьевной и с Денисом Петровичем Буцаевым, что в некоторых регионах происходит. Есть площадки весового контроля, и в обход этих площадок везут, вообще минуя оборудованные, построенные, в том числе с бюджетным рублём площадки. За это нужно штрафовать, как и штрафовать за то, что мусор сваливают в неустановленных местах. Без жестких штрафов ничего не получится в этой сфере. Поэтому такие неправомерные действия нужно пресекать. И тут наказание должно быть неотвратимым.

Что касается расчета - от квадратного метра, от площади либо от количества проживающих. Сегодня это право регионов. 11 субъектов Российской Федерации выбрали для себя расчет - от площади. Это регионы, которые, как правило, сталкиваются с маятниковой миграцией, Краснодарский край, Московская область. И, конечно, главы этих регионов никогда не откажутся от данного им права.

Поэтому здесь, я считаю, Вячеслав Викторович, нам нужно, безусловно, с регионами обсуждать эту проблему. Если мы жестко выберем какой-то один из способов начисления, возникнут проблемы у того же Андрея Юрьевича Воробьева, который не имеет зарегистрированных жителей, но дачи москвичей находятся в Московской области. Поэтому проблема острая, мы ее знаем. Но мне бы пока не хотелось вводить какого-то единого требования на федеральном уровне. Это может спровоцировать еще большее количество проблем.

Матвеев М. Н.:

Дело в том, что это не только регионы, где маятниковая миграция, но и где региональные власти сращиваются с регоператорами.

У нас, например, замминистра, который курирует мусорную реформу в Самарской области, госпожа Ржевская, бывший директор регоператора. Ну, каким образом... И, конечно, они будут... Им проще администрировать с квадратного метра, я с вами абсолютно согласен, но это же второй налог на недвижимость, это просто абсурдно. Квадратные метры не производят мусора.

И, поэтому, на мой взгляд, все-таки надо... Эта проблема будет решена, когда мы перейдем к факту. Вот когда к факту перейдем, тогда она автоматически исчезнет.

Абрамченко В. В.:

- Да, Вячеслав Викторович, мы договорились, что весь блок проблем в части нормирования, тарифов нужно решать сообща, вместе, в одной рабочей группе. Я предлагаю вот собрать эту рабочую группу из депутатов, у которых есть конкретные предложения. Мы готовы, мы открыты к диалогу, тем более что и поправки в 534 постановление, коллеги, внесут скоро в правительство, и в 505-е по коммерческому учету.

Кашин В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ:

- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые товарищи, уважаемая Виктория Алексеевна... Валериевна, я должен сказать, что действительно вопрос сегодня очень непростой. И фракция Компартии Российской Федерации ему всегда уделяла здесь, в Государственной Думе и в реальной практике большое значение.

Нам за последние 12 лет всем вместе, уважаемые товарищи, удалось принять экологический каркас. И это очень здорово, что мы приняли все базовые законы, включая всё, что связано с экологическим нормированием, с обращением твердых бытовых и промышленных отходов, лесные, водные законы, о недропользовании.

Я хочу доложить также, что мы приняли вот в последние семь лет дополнительно еще более 20 законов, которые решают проблему фитосанитарной, агроэкологической обстановки в сторону улучшения.

Мы специально вот на слайдах показываем эти законы.

Но хочу сказать, в этом плане надо действовать, действовать более системно, активно, в первую очередь потому что правоприменение этих законопроектов у нас отстает, отстает, и вызовы, вот эти вызовы, которые определяют, по большому счету, здоровье нации, они всё те же. Этот тот же воздух, это та же вода, это те же продукты питания.

И мы видим сегодня, что, по большому счету, если посмотреть на экспертные данные, что у нас в мире 13 миллионов человек от неблагоприятной окружающей среды в год умирает, и все базовые заболевания - онкологические, сердечно-сосудистые, детские заболевания - зависят от этого, а демография в нашей стране, президент на эту тему не раз обращал внимание всего нашего сообщества, желает быть лучшего, мы теряем за эти 30 лет полмиллиона в год, то можно понять, на каком уровне мы работаем над темой охраны окружающей среды.

Эта тема, она, конечно, не вице-премьера и не только министра. Это тема каждого из нас. Если мы не поймем, что от маленького ребенка до самого взрослого ребенка это воспитание не будет пронизано вот этой заботой о нашей природе, то у нас ничего не получится. И это необходимо, ещё и ещё раз я хочу об этом сказать, менять нам и систему образования, и культурного воспитания. Это тоже наша общая задача.

Уважаемые товарищи, несколько предложений, которые мы хотели от фракции внести.

Первое. Безусловно, вот эти переносы 458-го и 219-го законопроекта, они не работали в лучшую сторону. И даже если мы видим, что с 32 тысяч выбросы CO2 и других вредных веществ сократились вдруг до 22, то мы видим, что так не бывает, в течение года не может 30 процентов разрешиться проблем. Нет, это манипуляция, манипуляция определенными методиками, это упрощение отчетов и так далее, и так далее. Значит, нам надо в этом ключе работать.

Мы видим, какой износ сегодня в недропользовании. Извините, если 36 процентов стопроцентно имеется износ, у нас будут, конечно, всё время и аварии, всё время нарастать эта беда.

Точно так же всё, что касается других вопросов, связанных с твердыми бытовыми, промышленными и коммунальными отходами. Абсолютно правильно говорит наш Председатель: обеспеченность очистными, очистка и так далее и так далее страдает. Мы хорошо строим жилье, но забываем зачастую не только об очистных, я уж не говорю, что ливневые канализации и так далее и так далее. И мы видим, что, по большому счету, не сокращается всё, что связано со сбросами, неочищенными сбросами, сбросы эти велики.

Если говорить о тех... тысяче полигонов лицензированных или там 11 тысяч этих свалок, то мы видим, что в принципе объемы там заканчиваются к 2024-2025 годам.

Необходимо, конечно, было за эти годы после принятия в шестой Думе эти законы наращивать, ситуацию, связанную с переработкой, но мы сегодня имеем три-четыре переработки, 3-4 на энергетику процента, остальное всё идет на захоронение, к сожалению. Лишь Московская область, Нижегородская, три области здесь движутся вперед и перегнали, даже можно сказать, в лучшем положении Германию. Мы здесь должны наращивать,

понимать эти вещи.

Раздельный сбор и всё остальное - опять воспитание. У нас целые министерства работали, мы не вчера родились, как нам пытаются сказать, вторчермет, сбор всего и вся от макулатуры до металла и так далее и так далее. У нас есть и сейчас прекрасные примеры.

В Тюмени работает скоростной стан, собирает весь утиль, который разбросан по Тюмени, на сто лет сырья этого хватает. Уникальная продукция.

Нефтекамский химический завод - под 17 тысяч работающих. Уникальная линейка. Всё, водичка в обращении задействована, не на выбросах, не на сбросах ничего нет.

Эти примеры надо показывать, их надо показывать и на этих примерах учить всех остальных.

Почему от этих аварий мы зашкаливаем в других на предприятиях? Мы ведь по закону 219-му должны работать были на каждую трубу и лучшие доступные технологии внедрить.

Но и по лесу. Надо менять экономику, мы сегодня не восстанавливаем лес, вы посмотрите, весь мир - 80 процентов искусственные лесонасаждения. У нас всё это, пирамида перевёрнута. В десять раз сократилось к тому, что производили посадочного материала. И так далее, и так далее.

Экономика. Всё, как говорится, коррупционеры в карманы складывают.

Но и последнее, что я ещё хочу сказать, конечно, это опустынивание земель. Здесь, уважаемые товарищи, нам надо принимать меры. 50 миллионов гектар сегодня подвергаются этой серьёзной работе. Это экология, это экология, которая требует сегодня финансирования той программы, которая у нас есть сегодня по "Второй целине". А в экологическом плане, на экологический проект, утилизационный сбор которого достигает у нас 500 миллиардов, его надо окрасить и вернуть на экологический проект... (Микрофон отключён.)

Абрамченко В. В.:

- Спасибо большое. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, мы не прячемся от конструктивной критики. Мы, поверьте, зафиксировали все очень детально, предметно и будем над этим работать. Это большая серьезная домашняя работа, и мы по каждому буквально обращению, по каждому проблемному вопросу отработаем.

Что касается строительства очистных сооружений. Поверьте, система контроля, те самые светофоры Марата Шакирзяновича, которые он установил в Минстрое, работает очень хорошо. Я не понимаю, почему наш коллег Алексей Васильевич сегодня не смог пояснить, Ересько,

какие конкретные объекты построены из 93 за время реализации проекта "Волга". Безусловно, мы, как Олег Викторович Морозов сказал, представим соответствующие ответы по всем построенным объектам, Счётная палата будет подключена к этому, коллеги постоянно занимаются контролем. Нет желания что-либо утаивать.

Теперь, что касается вопросов, которые звучали у коллег в выступлениях либо на фракциях, либо сейчас в рамках "правительственного часа".

Владимир Иванович обращал внимание на то, что у нас лесные рантье продолжают эксплуатировать лес. Докладываю. Мы с вами вместе приняли закон, теперь лесной участок может быть предоставлен в пользование для заготовки древесины, только если есть соответствующие мощности, по- другому никак. Никаких перекупщиков древесины на делянке больше быть не может.

Что касается проекта "Чистый воздух". Безусловно, промышленные предприятия (я об этом сказала) главные загрязнители, но это промышленные предприятия, на которых работают люди, живущие в городах присутствия. И в случае если мы будем подходить к этому, как к закрытию производств, звучали и такие, в том числе, идеи: давайте будем закрывать

производства (где будут люди работать?), поэтому было принято решение под мощным санкционным давлением сдвинуть на два года, президент это решение поддержал. Была встреча недавно, вы знаете, на встрече РСПП, и промышленники из этих же городов присутствия в "Чистом воздухе" задавали президенту вопросы: как им быть. Поэтому мы принимаем компромиссные и взвешенные решения, чтобы не убить нашу промышленность, это тоже очень важно, это рабочие места.

Теперь по поводу инициативы во исполнение решения главы государства по тому, как контролировать предприятия-загрязнители. Оборотные штрафы. Причём мы сделали очень гибкие коридоры для этих штрафов. Если ты, как предприятие-загрязнитель, действительно выполнял программу экологической модернизации, снижал выбросы, 0,1 от валовой выручки. Если ты не делал ничего, а это мы узнаем с вами в 2027 году, 5 процентов. Вот такая сейчас инициатива, согласованная со всеми, включая РСПП, подготовлена правительством и в ближайшее время будет внесена на площадку Государственной Думы.

Блок отходов. Я специально акцентировала внимание, что работаем системно. Нельзя выбрать один вид отходов: коммунальные отходы, отходы сельского хозяйства, эти 50 миллионов тонн и те, и другие накопления по году, и работать только с ними.

Проблема общая - промышленные, недропользования, отходы, связанные с работой систем генерации, жилищно-коммунального хозяйства, золошлаки. Челябинск, Владимир Владимирович, да, я была там, белая металлургия и черная металлургия, и вот эти навалы золошлаков являются большой проблемой для жителей города Челябинска и для чистого воздуха, и с точки зрения отходов. Неужели мы должны выделять только одну часть отходов - это ТКО и работать с ней, конечно, нет, нужно работать системно со всеми отходами. И абсолютно вы правы, не вовлечем полезную фракцию из отходов в оборот снова в экономику, будут проблемы с захоронением, как по полигонам, по свалкам по ТКО, так и по захоронению промышленных отходов. Поэтому тут мы союзники, думаем одинаково.

Относительно того, что регионы работают медленно по ликвидации полигонов размещения ТКО тех самых, которые мы продлили дополнительно до 2026 года. Правительство Российской Федерации не поддерживает второе продление для эксплуатации этих полигонов, это физически невозможно. Поэтому публично-правовая компания "Российский экологический оператор" с каждым из губернаторов в 26 регионах, где такие мощности есть, подготовила план, отобрали площадки, те самые земельные участки, где будут размещаться сортировка, утилизация и новый полигон для размещения отходов, по-другому никак, нельзя больше продлевать эксплуатацию таких объектов.

По программе, связанной с оздоровлением водных объектов, там не только очистные сооружения. Вячеслав Викторович, я благодарна вам за то, что у вас такая вовлеченность в эту повестку. Действительно, вода - это новая нефть, вода - это ресурс будущего. Если посмотреть на выводы ученых, мировых ученых, в ближайшем будущем проблема питьевой чистой пресной воды - это проблема номер один на планете. Именно поэтому мы такое внимание уделяем вот этому большому водному проекту.

И я благодарна всем депутатам, всем фракциям за то, что вы настолько активно предлагаете реализацию мероприятий именно в этот водный проект. Я считаю, что он сейчас будет для нас одним из ключевых с точки зрения экологической повестки.

Спасибо большое. Мы обязательно отработаем и домашнее задание выполним. Алексей Васильевич Ересько исправится, я уверена, на совещаниях в правительстве докладывает очень хорошо. Спасибо.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.