Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Д.А. Парфенов о судьбе Москвы

В 2023 году в России пройдут выборы в целом ряде регионов, в том числе в Москве. С каким багажом подходит столица к очередным выборам градоначальника? Чтобы оценить реальные успехи или неудачи проводимой в городе социально-экономической политики, следует взять на вооружение ключевой критерий: насколько улучшились уровень и качество жизни трудящегося большинства, основной массы жителей столицы.

Газета "Правда". Денис ПАРФЁНОВ, секретарь МГК КПРФ, депутат Государственной думы.
2023-03-17 10:43
Парфенов Денис Андреевич
Парфенов
Денис
Андреевич
Персональная страница

 

Хвалёные зарплаты

Уровень жизни определяется в первую очередь достатком человека. Москве здесь вроде бы есть чем похвастаться. Среди всех субъектов Федерации по уровню среднемесячной заработной платы Москва стоит на 3-м месте, уступая только Чукотскому и Ямало-Ненецкому автономным округам. Размер средней заработной платы может впечатлить многих — по данным Росстата, она составляет целых 122824 рубля!

Конечно, средние показатели — крайне лукавая вещь, ведь если народ ест капусту, а олигархи едят мясо, то все вместе мы едим голубцы. Для того чтобы получить более точное представление о реальном уровне благополучия москвичей, следует взглянуть ещё как минимум на три показателя. Во-первых, медианная зарплата (половина работающих получает больше этой суммы, а половина — меньше) в Москве составляет уже 75729 руб. Разница со средней — значительная, почти 40%.

А вот уже модальная зарплата (то есть самая часто встречающаяся) составляет, по оценкам экспертов, только 37774 руб., что соответствует всего лишь 30,7% от средней. От мнимого благополучия горожан, которое могло возникнуть при первом взгляде на среднюю по городу зарплату, не остаётся и следа.

Ни в коем случае нельзя забывать, что число людей, живущих в Москве за чертой бедности, только по официальным данным, составляет 5,5%. Иными словами, в поражающей роскошеством дорогих автомобилей и блеском витрин престижных магазинов столице более 720 тыс. человек живут в крайней нищете. Картина, прямо скажем, совершенно неприглядная.

Коммунисты давно предлагали как минимум удвоить минимальный размер оплаты труда, чтобы облегчить жизнь простого народа, подстегнуть рост зарплат в целом, повысить покупательную способность населения и тем самым придать импульс развитию отечественной промышленности. Но власти под всевозможными предлогами, в том числе под разговоры о якобы неизбежном росте инфляции (природа которой в России в настоящий момент по большей части имеет немонетарный характер), увиливают от этого давно назревшего и необходимого решения.

 

Учиться и лечиться

Однако, возможно, в Москве смогли довести уровень социального обеспечения до такого, что даже при не самых высоких зарплатах большинство жителей могут воспользоваться всеми благами цивилизации? Увы, этого не наблюдается. Взять хотя бы доступность образования. В Москве — 147 вузов.

Число бюджетных мест в них в 2022 году сократилось на 0,7%. Доступность образования в России в целом и в Москве в частности демонстрирует негативную тенденцию. Так, из общего числа мест в государственных вузах лишь 42% являются бюджетными.

Более того, средняя стоимость обучения на платном отделении за последние 10 лет возросла вдвое: с 95611 руб. до 194577 руб. Проще говоря, возможность молодых ребят и девчат приобщиться к богатству знаний, которое выработало человечество, всё больше зависит от толщины кошелька родителей. Ползучая коммерциализация всех сфер общественной жизни — непременный закон существования капитализма, который всё обращает в товар.

Может быть, в сфере сбережения здоровья нашего народа Москва впереди планеты всей? Увы, но здесь картина ещё печальнее, чем в образовании. Поскольку господствующий класс на все вложения в человека смотрит как на неприятные издержки, то правящая верхушка всячески стремится их сократить, в результате чего рождаются уродливые реформы, вроде повышения пенсионного возраста или преступная «оптимизация» здравоохранения. Последняя, прокатившись по всей стране, нанесла немалый ущерб и Москве. Так, в допандемийный период в столице обеспеченность инфекционными койками для взрослых и детей была сокращена с 4,7 тыс. до 2,5 тыс., то есть почти в 2 раза! Суровую цену заплатил народ своими жизнями за такую политику в последовавшие вскоре коронавирусные времена. Однако погромщикам здравоохранения и этого оказалось мало. Коммерциализация здравоохранения привела к тому, что было закрыто 13 взрослых и 2 детские больницы, 7 поликлиник, 7 роддомов, более 100 отделений в больницах и поликлиниках.

Отчёты чиновников об улучшении положения с медицинским обеспечением граждан по-прежнему смотрятся довольно странно. Достаточно прийти в любую поликлинику и попытаться получить талончик на анализы. За ними ни свет ни заря уже выстраивается очередь из страждущих. Что в таких очередях говорят о власти — нежным чиновничьим ушам лучше не слушать. При этом отделение платных услуг готово принять отчаявшихся и уже «созревших» раскошелиться жителей в любой момент. СССР оставил нашей стране в наследство одну из лучших систем здравоохранения. Во что её превратил криминально-олигархический бизнес — понятно. Если это и имеет отношение к заботе о здоровье человека, то лишь крайне опосредованное — опосредованное деньгами.

КПРФ последовательно выступает за то, чтобы вложения в образование и здравоохранение рассматривались как инвестиции в интеллект и здоровье человека, его благополучие и качество жизни. Уже не первый год мы добиваемся принятия закона «Образование для всех». Даже президент вынужденно признаёт нашу правоту и говорит о необходимости возрождения лучших практик советской системы образования. Каждый район Москвы вполне заслуживает того, чтобы иметь собственную поликлинику, роддом и травмпункт. Пора восстановить систему Семашко и добиться наконец полноценного лекарственного обеспечения для всех нуждающихся в бесплатных препаратах граждан. К тому же страховая медицина не показала особой эффективности: переход на прямое бюджетное обеспечение расходов, связанных со здравоохранением, представляется вполне оправданным.

 

Строительство и право на жильё

Либеральные силы, которые заметно поумерили свою политическую активность с момента начала спецоперации, любят поднимать тему защиты прав человека. Это действительно важная проблема, особенно учитывая общее состояние правового поля и правовой же культуры в России. Однако коммунисты считают важным обеспечение самых фундаментальных прав, среди которых право на труд и право на жильё. Увы, столичный рынок жилья — это одно из худших проявлений государственно-монополистического капитализма. Ценовая политика строительной олигархии имеет выраженные признаки картельного сговора: только за последние два года стоимость жилья в Москве возросла с 214278,63 руб. за кв. м до 374657,73 руб., или на 75%!

При этом чиновники как московского, так и федерального уровней бодро рапортуют о небывалых успехах: в 2022 году в Москве ввели в эксплуатацию более 13,3 млн кв. м недвижимости, в том числе 6,9 млн кв. м жилья, а всего за последние годы в столице построено 104,8 млн кв. м недвижимости, в том числе 43,6 млн кв. м жилья.

Разумеется, строительная олигархия, в отличие от Советской власти, которая выдавала жильё бесплатно, вовсе не собирается облагодетельствовать граждан. Почти всё построенное жильё нуждающимся предстоит получить в ипотеку. И тут уже выходит на сцену олигархия банковская, готовая предложить всем желающим ипотеку на 20—25 лет всего лишь под какие-то «ничтожные» 20,12%.

Уже сейчас народ придавлен тяжёлым кредитным прессом: долги граждан перед финансовыми организациями составляют 27 трлн руб. Сумма — эквивалентная годовому государственному бюджету. Средний платёж по ипотеке составляет 50% от зарплаты.

При этом решение многих жилищных проблем можно осуществить чуть ли не одним росчерком пера. Так, достаточно в императивном порядке заставить строительные организации выделять 15—20% строящегося квартирного фонда для нужд города — и все стоящие в бесконечных очередях на улучшение жилищных условий за 3—4 года получили бы положенные им квартиры. Застройщиков можно было бы заставить в приоритетном порядке возводить объекты социальной инфраструктуры, не принимать в эксплуатацию жилищные объекты без консенсусного одобрения районным Советом депутатов, закладывать в градостроительные проекты изначально совершенно иные параметры, обеспечивающие баланс общественных, государственных и частных интересов.

 

Помянем промышленность

В советское время Москва заслуженно носила имя одного из главных научных и промышленных центров Советского Союза. Город насчитывал более 2000 промышленных предприятий. После развала СССР деиндустриализация приобрела колоссальный масштаб. Согласно официальным данным, в 2019 году доля обрабатывающих производств в валовой региональный продукт (ВРП) Москвы составила всего 15,7%.

Спустя длительное время и на фоне отчаянной необходимости поднимать промышленность страны в условиях ухудшения международной обстановки в Москве, наконец, наметился робкий рост числа занятых в промышленности. Однако идущее в столице активнейшее освоение промышленных зон, которые составляют порядка 20% площади города, снова в большинстве случаев сводится к банальной жилой коммерческой застройке. Развитию промышленных зон по прямому назначению уделяется до неприличия мало внимания. Так, число работающих в промышленном секторе увеличилось с 4,8% до 5,4% от общего числа занятых в экономике города.

При этом сама структура производства остаётся крайне неоднородной: доля высокотехнологичной продукции низка. Согласно официальным данным, промышленный сектор столицы в настоящее время имеет следующую структуру: 15,3% — металлургическое производство, 14,5% — производство пищевых продуктов и напитков, 6,5% — производство химических веществ и химических продуктов, 6,1% — производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, 4,6% — выпуск компьютеров, электронных и оптических изделий, 2,5% — производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях.

Не может не вызывать настороженности уязвимая модель экономического развития мегаполиса. Так, в 2021 году 78,5% экспорта Москвы составляли поставки минеральных продуктов, при этом вывоз машин, оборудования и транспортных средств не превышал 5,1%, продукции химической промышленности — 2,8%, продовольственных товаров — 1,9%, текстиля, текстильных изделий, обуви — и вовсе жалкие 0,3%. Одновременно 50% импорта приходилось на ввоз машин, оборудования и транспортных средств, 21,7% — продукции химической промышленности, 9,4% — продовольственных товаров, 7,4% — текстиля, текстильных изделий, обуви. Следовательно, Москва не только до сих пор не преодолела последствия деиндустриализации, но и в известной степени повторяет судьбу всей страны в части сырьевой экономики. Сохраняется исключающая перспективу устойчивого развития система, ориентированная на вывоз ресурсов и на ввоз готовой высокотехнологичной продукции.

На этом фоне массовая жилищная и коммерческая застройка территорий таких предприятий, как «Серп и Молот», Завод имени Лихачёва, «Компрессор», Станколит, «Знамя Труда» и ещё многих десятков и сотен уничтоженных фабрик и заводов, которые некогда составляли гордость и славу отечественной промышленности, ничего, кроме горечи, не вызывает.

Стране в целом, и Москве в частности, давно пора брать на вооружение концепцию новой индустриализации, обеспечивать приоритетное развитие передовых технологий (робототехники, биоинженерии, микроэлектроники и т.д.), обеспечивать преемственность кадров в промышленности, внедрять систему распределения молодых специалистов, возрождать на основе новейших методов подходы по планомерному развитию городского хозяйства.

 

Природа плачет

В своё время находились деятели, которые даже оправдывали уничтожение производства мотивами улучшения экологической обстановки. Может быть, хотя бы в этом отношении качество жизни москвичей улучшилось? Увы, нас снова ждёт разочарование. Несмотря на абстрактные заявления правительства Москвы об увеличении числа зелёных зон и посадках растительности, на практике есть все основания полагать, что в связи со всё той же масштабной работой стройкомплекса Москва ежегодно теряет тысячи деревьев. Так, по словам депутатов Мосгордумы, за 3 года, с 2019 по 2021-й, Москва потеряла более 200 тысяч деревьев. В 2022 году поступили частичные данные из департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, позволяющие составить представление о том, какое количество деревьев в мегаполисе вырублено, а какое высажено. Выяснилось, что в Восточном и Юго-Восточном административных округах зелёные насаждения уничтожают в три раза быстрее, чем восполняют.

Так, в ЮВАО в 2021 году стало на 19980 деревьев меньше. Всё это — зелёные насаждения, «подлежащие компенсации». Ещё 3548 деревьев оказались аварийными. Этот фонд восстанавливать не будут. При этом взамен высажено 7848 деревьев и почти 100 тыс. кустарников.

В Москве работает масштабная программа благоустройства лесных массивов и превращения их в парковые зоны. Подобные мероприятия осуществляются в отношении в том числе и особо охраняемых природных территорий, таких как «Долина реки Яуза», «Щукинский полуостров», национальный парк «Лосиный Остров», где, строго говоря, вообще никаких работ производить нельзя как раз потому, что это грозит уничтожить ту самую первозданную природную компоненту. Однако «благоустройство» настойчиво продвигается московскими чиновниками под соусом создания лучших условий для жителей. Стоит помнить, что превращение природных зон в парковые проводится не просто так — растёт привлекательность прилегающей земли с точки зрения всё той же строительной олигархии, которая с большим удовольствием возведёт новые многоэтажки и с большой выгодой продаст в них квартиры людям, стремящимся в Москву из регионов в поисках лучшей жизни.

Сбережение того, что ещё возможно спасти из первозданной чистоты родных лесов и рек, рациональное природопользование — не пустая фантазия, а реальная необходимость. Коммунисты делали для этого многое в советское время, многое можно предложить и сейчас: от внедрения систем открытого экологического мониторинга до строгого запрета на вырубку в лесных и лесопарковых зонах, создания программ активного поощрения бизнеса к развитию чистых производств.

 

Финансовые мистерии

Крайне сомнительной выглядит практика формирования городского бюджета с огромными средствами, которые остаются без конкретной росписи по целому ряду направлений в 2023 году. Так, в разделе «Общегосударственные вопросы» целых 239,4 млрд руб. (а это более половины намеченных расходов) не расписаны по направлениям и не конкретизированы. В третьем разделе «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» 20 млрд руб. из общей суммы расходов 41,6 млрд руб., снова почти половину, решено направить на так называемые другие вопросы. В части расходов на национальную экономику так называемые другие вопросы составляют в проекте на 2023 год 33,5 млрд руб. На «другие вопросы» в области образования на 2023 год закладываются 76,6 млрд руб., а по строке «другие вопросы» в области здравоохранения предусмотрены расходы в сумме 134,2 млрд руб. Усилиями представителей «Единой России» в Мосгордуме и чиновников из правительства Москвы 503,7 млрд руб. в сумме планируется вполне официально потратить непонятно на что. То есть полтриллиона рублей из 4,183 трлн расходной части бюджета — 12% — будут осваиваться без хоть сколько-нибудь серьёзной возможности контроля.

Все вышеперечисленные разрушительные процессы представляют собой прямое следствие ставки столичной власти на всеобъемлющую приватизацию городского хозяйства. Так, согласно официальным данным, 1 января 2022 года 88,1% московских предприятий и организаций находились в частной собственности. Только 1,2% от общего числа финансово-хозяйствующих субъектов столицы принадлежали государству. Полностью отсутствовали имущественные объекты, находящиеся в муниципальной собственности. Всё подчинено стремлению олигархии к максимизации прибыли, достигаемой ценой выжимания соков из общества, перетягивания буржуазной «элитой» в свою пользу финансовых ресурсов, отвлекаемых от социальной сферы.

Процесс обсуждения городского бюджета должен быть более продолжительным, гласным и детализированным. Не нужно бояться того, что горожане начнут через своих представителей-депутатов или напрямую участвовать в доработке правительственного проекта бюджета. Следует активнее задействовать Счётную палату Москвы для контроля за расходованием средств, а также больше выделять денег муниципалитетам для самостоятельного развития районов.

 

Как жить дальше?

Можно ли при этом сказать, что в Москве всё совершенно беспросветно? Разумеется, нет. Многое делается для развития метро и транспортной инфраструктуры, большое внимание уделяется эстетическому оформлению особенно центральных улиц города, предпринят ряд шагов по усовершенствованию системы государственных услуг и прочее. Однако имеющиеся достижения и вполне заслуженные поводы для гордости за нашу родную Москву не перекрывают магистральной тенденции к росту тягостей в жизни трудящегося большинства.

Многие острые для столицы проблемы остались не затронутыми в настоящей статье. Это и тяжелейшая проблема роста цен и всесилия крупных торговых сетей. Это и злоупотребления в сфере ЖКХ, заметный рост тарифов, зачастую безобразный капитальный ремонт и вызывающая множество нареканий работа «Жилищника». Это и эксперименты правительства Москвы по принудительному внедрению цифровых экспериментов в школах, вроде МЭШ, и попытки загнать школьников со студентами на дистанционное обучение. Это и вызывающие почти всеобщее раздражение неприлично дорогие платные парковки, а вместе с ними так и не решённая проблема столичных пробок. Это и глухота, и отгороженность чиновников от москвичей, отмена публичных слушаний и очевидное нежелание правящей верхушки прислушиваться к мнению простых граждан. Это и практика удушения последних демократических прав и свобод, в том числе права на проведение митингов, шествий и пикетирований: даже совершенно мирные собрания москвичей почему-то очень пугают власть, а ведь без гласности решить любую, хоть сколько-нибудь серьёзную проблему почти невозможно. Это и низкая эффективность использования бюджетных средств; давно перезревшая необходимость проведения административной реформы и многое-многое другое.

Всё изложенное неизбежно подводит нас к закономерному выводу: разрубить тугой узел из самых разнообразных проблем, которые охватили Москву, можно лишь при принципиальной иной экономической политике и системе управления городским хозяйством, а также социально-политическими процессами. На какой основе? На основе социально-экономических программ КПРФ. Коммунисты давно провозгласили лозунг: «Москва должна стать городом для жизни, а не для богачей!».

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.