«Тарифы, трубы, метры…». Депутаты КПРФ в Госдуме обсудили с министром Файзуллиным злободневные вопросы
Депутатские вопросы о мародёрских тарифах, износе труб, концессиях и неуправляемых «управляющих» компаниях поставили в тупик министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирека Файзуллина, отчитывавшегося в Госдуме.
В цифрах у министра всё выглядело неплохо: нацпроект "Жилье и городская среда" выполняется, выделенные бюджетные средства в сумме 258,5 миллиарда рублей использованы на 99,9 процента. В 2022 году введено жилья 102,7 миллиона квадратных метров. И в январе 2023-его темпы строительства не снижаются, за месяц добавилось ещё 11 миллионов квадратных метров.
«Строим, вводим, выполняем…» - докладывал Файзуллин, ловко обходя такие «острые углы», как тарифы. «Авось, пронесёт», думал министр. Не пронесло.
Депутаты не оставили без внимания животрепещущую тему.
- Ирек Энварович, почему у нас каждый год увеличиваются тарифы на жилищно-коммунальные услуги? – обратилась к министру депутат Анжелика Глазкова (КПРФ). – В 2022-ом их увеличивали дважды - в июле на 4% и в декабре на 9%. Почему в нашей, богатой ресурсами стране, бесконечно растут тарифы? Если сравнивать с Германией, то там за семь лет, с 2015-го по 2022-ой, произошло только одно увеличение оплаты ЖКХ на 11%, а у нас за один только год – на все 13%!
- Непростой вопрос, - вздохнул министр. - …Повышение связано с формированием программ, которые идут по инфраструктурному меню. Формируется многолетняя программа коммунальной инфраструктуры. Сегодня износ сетей по некоторым регионам до 90%. Невозможно без изменения тарифов обеспечить реализацию этих программ.
Файзуллин дал понять, что народ наш платит не только за потреблённые газ, электроэнергию, воду, но ещё и за предстоящее обновление коммуникаций. Для этого, по оценке вице-премьера Марата Хуснуллина, коллеги и земляка Файзуллина, необходимо, как минимум 13 трлн. рублей. В минувшее тридцатилетие правительство практически не занималось коммуникациями, их только эксплуатировали, хотя с народа всегда брали оплату по максимуму. Куда уходили средства? Скорее всего, в карманы «эффективных менеджеров». Теперь, когда трубы-сети дошли до ручки, в правительстве, зашевелились, поняли, надо менять, а то, помимо газа, начнут и трубы взрываться…
Где триллионы взять? Да, всё с того «инвестора» - с потребителя, поднимая тарифы по 2 раза в год, а понадобиться, так и по 3 раза будут поднимать…
- Как же так? – поражался Алексей Куринный (КПРФ), - Руководство страны объявило борьбу с бедностью, и вдруг, на фоне падения реальных доходов населения, регионам предоставляется право во внеочередном порядке поднимать коммунальные тарифы на 9%. Одновременно общедомовые нужды (ОДН) возлагают на жителей, а управляющие компании освобождаются от затрат. Применена новая методика расчёта стоимости тепла, в результате - удорожали гигакалории на 60 – 70%. Почему-то ограничение в 9% не коснулось концессий, альтернативных котельных и других программ ресурсников? Итог – резкий рост платы за ЖКУ с начала 2023 года, и закономерное недовольство граждан.
Куринный хотел узнать от министра, какую сумму монополисты ЖКХ собираются дополнительно получить с россиян через наращивание тарифов? Какая часть из этой суммы пойдёт реально на модернизацию инфраструктуры? И почему вновь нищающее население расплачивается за все промахи власти и за изношенные коммуникации?
Файзуллин подтвердил, что «не на один год произошли тарифные изменения, но, размер повышения в один раз – не должен превышать 9%». «Регион может установить увеличение тарифов ниже 9%, например, 5%, но предел роста – не более 9%». Но, тут же министр признал, что есть перекосы. И пообещал: «Мы их совместными усилиями… ликвидируем. Опыт есть…».
На вопрос, какую сумму планируется собрать на трубы-сети через тарифные поборы, - министр не ответил. Зачем повторяться? Хуснуллин уже сказал: 13 трлн. рублей.
А кто будет распоряжаться деньгами, собранными через завышенные тарифы? Не исключено, что ресурсосберегающие компании, которые, как считают в правительстве, будут менять трубы. Ряд депутатов сомневается в добросовестности этих компаний.
Аналогичное мнение сложилось у коммунистов и по отношению к концессионерам. В Саратове, рассказала Ольга Алимова (КПРФ), идет массовая передача объектов коммунального хозяйства в концессии, народ заверяют, что частный капитал решит все проблемы, и за свои деньги проведет модернизацию сетей. Но, на практике всё складывается по-другому. «Жители платят возрастающие тарифы, чем увеличивают прибыль компаний. А трубы никто не меняет, и менять не собирается. Люди возмущены. Эксперимент с концессиями провалился», заявила Алимова.
И Саратов – не единственный город, обманутый концессионерами. Но, дошло ли до Минстроя, что система концессионных соглашений ведёт только к взвинчиванию тарифов и дальнейшему износу коммуникаций?
Выход в данной ситуации - один, - уверена Ольга Николаевна, - переход к системной плановой замене изношенных коммуникаций за счет средств федерального бюджета с жесткой системой контроля и наказания. Иначе наши города могут остаться без водо-, теплоснабжения и водоотведения.
Конкретный пример. Группа "Т Плюс" заключила концессионные соглашения в Самаре, в Саратове, пообещав обновить теплосети, трубы, но, сразу же взвинтили тарифы в 1,5 - 2 раза, а не на 9%, а о трубах благополучно забыли.
О.Алимова: "Нынешние концессионеры не в состоянии модернизировать инфраструктуру, которая ветшает с каждым годом и угрожает всем техногенной катастрофой". Готов ли Минстрой перейти на эффективную систему плановой замены изношенных труб и систем?
Сбивчивый ответ Файзуллина означал: не готов! Министр предложил всего лишь «повысить ответственность концессионеров». Как? Привлекать в суды! Ведомство уже привлекло в суды некоторых концессионеров, там они держали ответ за своё бездействие, и уже 2 миллиарда рублей из 6-ти вложили в сети. В Ростове арестован руководитель компании-владельца, идёт суд. Файзуллин надеется, что ещё часть прикарманенных миллиардов будет возвращена государству и вложена в модернизацию коммуникаций. Только это - капля в море! К тому же, драгоценные дни, месяцы уходят на тяжбы вместо того, чтобы заниматься сетями-трубами.
Ответ министра огорчил Алимову: пока суд да дело коммуникации окончательно выйдут из строя. Зачем такие сложности, зачем изобретать мошеннические компании, заключать, а потом судиться и расторгать концессионные соглашения? Народ из последних сил платит грабительские тарифы, суды вытряхивают деньги, выделенные на коммуникации, из «эффективных собственников». Зачем всё это?
Оказывается, все эти загогулины придумываются и насаждаются стране во имя сохранения рыночных устоев, законов, во имя следования капиталистическому курсу, чтобы не позволить измученной России свернуть с этого бесперспективного пути. Привлечение в ЖКХ управляющих компаний, концессионеров называется государственно-частное партнёрство. Одних «партнёров» мы уже распознали, они живут на западе, а пакостят нам на востоке. Дело дошло до войны и слово «партнёры» даже в ироничном значении исчезло из политического лексикона. Теперь всплыло в домашнем, внутреннем, варианте. И тоже, как показывает практика, ничего хорошего не сулит, и вряд ли приживётся, только народ помучает изрядно.
Мы видим, как на это, так называемое государственно-частное партнёрство, тратятся солидные средства. Выгодные кредиты для наведения порядка в ЖКХ даются тем же концессионерам, собственникам тепловых сетей, чтобы «сбалансировать тарифообразование». И как поступают выгодополучатели? Берут деньги под 3% процента, а тарифы вздёргивают в разы. И это - диалог между государством и частником? Конечно, нет. Государство заинтересовано в благе для всех, а частник – в прибыли для себя самого и идёт на любые ухищрения, чтобы добыть эту прибыль.
Об этом шла дискуссия в Госдуме. И конца ей не видно. Партия власти, а к ней принадлежит и глава Минстроя, никогда не решится возразить спущенной сверху директиве – развивать государственно-частное партнёрство. Вот и развивают: заключено уже более 2 тысяч 600 концессионных соглашений общим объемом более 800 миллиардов рублей. А сколько труб-сетей обновили участники этих соглашений? Нет ответа…
Почему? Единоросс Качкаев увидел недостатки в законе о концессиях. «Будем дорабатывать», с готовностью обещает Файзуллин. Но, верит ли он сам, что после изменений в законе появится желаемый результат? Сомнительно.
Спикер Володин предлагает созвать парламентские слушания и посоветоваться с общественностью, как развить государственно-частное партнёрство, чтобы толк получился?
Все тужатся следовать директиве вместо того, чтобы честно сказать: ни к чему это надуманное партнёрство. Есть простой верный путь – государственное регулирование, государственный контроль, государственный, он же народный, интерес. На него ориентироваться призвали коммунисты министра строительства и ЖКХ Ирека Файзуллина. Может, услышит и согласиться? Он всё-таки профессионал в отличие от других министров.
Галина Платова.