Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Ирина Филатова выступила с докладом по теме импортозамещения в фармацевтике на Парламентских слушаниях в Государственной Думе, организованных КПРФ

Слово «импортозамещение» почти десятилетие звучит на всех уровнях власти, на всех публичных площадках, от участников рынка.

Ирина Филатова, депутат Государственной Думы
2022-11-25 10:19
Филатова Ирина Анатольевна
Филатова
Ирина
Анатольевна
Персональная страница

Итак, итог для отечественной фармацевтики:

2019 год. В структуре российского рынка лекарственных средств препараты-дженерики (т.е. воспроизведенные) занимают 85.5% в натуральном  выражении!!! Доля импортных лекарств - 70% в стоимостном выражении.

2020 год. В структуре госзакупок отечественные препараты составили только 34,6%. Остальное – международные поставщики, Германия (15,5%), США (11,1%), Швейцария (10.8%).

2021 год. Доля иностранных лекарств в России 55% в стоимостном выражении, доля российских оригинальных препаратов составляет 11% в рублях. Отечественные компании в основном производят воспроизведенные препараты (дженерики). Они не требуют значительных затрат на исследования и разработки.

Можно честно признать, что граждане и вся система здравоохранения России находятся в критической зависимости от передовых лекарственных средств, особенно онкологических и орфанных. А это еще и колоссальный отток денег из российской экономики к международным фармпроизводителям.

Когда случился ковид, это уже можно и нужно было воспринять как прививку, тревожный для нас звоночек. Но выводы сделаны не были. В условиях санкций последствия не заставили себя долго ждать.

ВСЕ российские производители заявляют о сбоях с поступлением субстанций, вспомогательных веществ и первичной упаковки, разорванных логистических цепочках, официальном и неофициальном отказе от сотрудничества иностранных поставщиков. Около 85% субстанций и вспомогательных веществ для производства лекарств на территории страны не производятся. При таких условиях никакое внутреннее производство не имеет смысла как минимум из-за невозможности поставок субстанций.

Это лекарства. В области медизделий и медоборудования ситуация не лучше, а в чем-то даже сильно хуже. Приведу один пример: около 80% расходных материалов для реанимации иностранного производства. Частично удается находить альтернативных поставщиков, но на российском рынке значительна доля эксклюзивных западных производителей, их устройства – это закрытые системы, защищенные патентами и эксклюзивными договорами. Импортеры снимают оборудование с гарантии, другие производители не вправе их обслуживать.

В 2015 году были ограничены закупки отдельных видов иностранных медицинских изделий, что должно было способствовать развитию российского производства. Однако и к 2021 году доля отечественной продукции оставалась критически мала, к примеру, режущие инструменты – 11%, эндопротезы крупных суставов – 5%, магнитно-резонансные томографы – 0%. То есть ни одного отечественного аппарата МРТ в стране!

Профессиональное сообщество в сфере фармацевтики крайне активно, и всеми доступными способами пытается довести до руководства страны, что в действительности происходит на земле. Эксперты, разработчики, производители просят экстренных мер. Требуется системная перестройка этой отрасли экономики. В частности:

  1. Локализация производства полного цикла по ключевым наименованиям на территории России - стратегический вопрос государственной политики. Очевидно, вопрос цены и экономической целесообразности вторичен.
  2. Оптимизация нормативной базы: полная перенастройка госзаказа, регулирование интеллектуальной собственности, льготное налогообложение для разработчиков и исследовательских центров.
  3. КАДРЫ! Подготовка специалистов по необходимым направлениям и удержание их. Бегство из страны нужно прекратить.
  4. Поддержка отечественных разработчиков оборудования и многофункциональных вычислительных систем.
  5. Увеличение финансирования науки многократно!

Движений ни по одному из этих направлений почти не наблюдается, а по последнему пункту ситуация патовая! Судя по всему, наше руководство не планирует прилагать особых усилий, чтобы оставить на плаву эту жизнесберегающую и жизнеспасающую отрасль.

Итак, финансирование. Основным источником бюджетных средств для софинансирования проектов по разработке лекарственных средств и медицинских изделий за счет федерального бюджета является государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности»  или Фарма-2020. Объем финансового обеспечения в 2022 году был заложен в размере 4.8 млрд. рублей, а в  2024 году - 254,1 млн. рублей, т.е. за 2 года предусмотрено сокращение и без того скудного госфинансирования в 18.9 раз! В 2024 затрат на поддержку фармацевтики не запланировано. Кроме организационных расходов программа предполагает финансирование только «Демонстрации достижений и вывод на рынки продукции отечественной фармацевтической и медицинской промышленности» - 150,0 млн. Хотя с таким подходом демонстрировать будет нечего.

Для сравнения. В 2019 году расходы на научно-исследовательские работы в России были в 16 раз меньше, чем в США, в 4 раза меньше, чем в Индии. Сейчас отставание намного больше. А между тем, НИОКР в фармацевтике и биотехнологиях во всем мире это вторая по объему финансирования сфера научных исследований после технологий - почти 20% из всех отраслей (там 31%).

Хочу озвучить весьма интересные цифры. На сайте Федерального Казначейства РФ размещен отчет Счетной палаты по оценке исполнения Фарма-2020. Плановый бюджет за 2016-2020 гг.  составлял 60,5 млрд. рублей, а фактически израсходовано за этот период 36 млрд. рублей (60%!!!). Счетная палата прямо указывает, что предусмотренные меры государственного регулирования не выполнены, кто виноват и почему.

С учетом всех обстоятельств, можно говорить о полном отсутствии системной поддержки фармацевтической промышленности. Россия трагично утратила лидерские позиции в данной сфере, причем не за счет снижения уровня разработок, а за счет отсутствия финансовой возможности закончить испытания и зарегистрировать передовые препараты. Бизнес не рискует, государство не участвует.

У отечественной фармацевтики большое будущее, и есть все шансы получить передовую высокотехнологичную отрасль как еще один драйвер российской экономики. Если государство сможет создать благоприятные условия.

Критическая зависимость фармацевтической отрасли от импорта фармацевтической продукции должна быть преодолена. Для этого необходимо кардинальное изменение государственной политики. Необходимо учесть опыт как СССР, так и технологически развитых стран. Программа и бюджет развития КПРФ учитывают все нюансы, содержат все для этого необходимое.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.