В.И. Кашин принял участие в заседании рабочей группы Государственного Совета Российской Федерации
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академик РАН В.И. Кашин принял участие в заседании рабочей группы Государственного Совета Российской Федерации по вопросу «Государственная аграрная политика – эффективное сельскохозяйственное производство и развитие сельских территорий».

Владимир
Иванович
В.И. Кашин в рамках своего выступления обратил
внимание на актуальные вопросы, связанные с реализацией Государственной программы
развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия, и в частности – на проблему ее
недофинансирования, а также стоящие в этой связи перед государством задачи.
Особое внимание В.И. Кашин уделил вопросу непроработанности
системы ценообразования на продукцию АПК в России, и в качестве наглядного
примера привел сведения о ситуации в производстве молока, мяса говядины и плодоовощной
продукции. Так, цена закупки у сельскохозяйственных товаропроизводителей этих
видов продукции на протяжении нескольких лет имеет слабую динамику. В то же
время цены на ГСМ за последние четыре года выросли с 33-37 тыс. рублей за тонну
до 48-53 тыс. рублей, сельскохозяйственная техника за тот же период подорожала
в полтора раза, цены на удобрения выросли в 2-3 раза. Никто не отменял и
налогового бремени в виде 20% налога на прибыль, 10% НДС, а также 33,6%
отчислений в социальные фонды, и т.д. С учетом уже названного
недофинансирования госпрограммы, сельхозтоваропроизводители на 1 рубль
господдержки платят 5 рублей в бюджеты и фонды различного уровня.
В результате доходность в сельском хозяйстве, за
исключением агрохолдингов, колеблется на уровне нуля. Яркий пример – имеющее
90-летнюю историю подмосковное ОАО «Дашковка», производящее сегодня более 20
тыс. тонн овощей открытого грунта в год, но терпящее многомилионные убытки. В
такой же ситуации находится абсолютное большинство средних и малых сельхозтоваропроизводителей.
Далее в своем выступлении В.И. Кашин подробно
остановился на вопросах развития сельских территорий.
Представленный к принятию во втором чтении проект
федерального закона о федеральном бюджете определяет финансирование этой важнейшей
государственной программы на 2020 год в два с лишним раза ниже паспортного
значения – 35,9 млрд. против 79,2 млрд. рублей! С таким уровнем
недофинансирования в первый же год реализации программы на закрепленных в ней
целях фактически ставится крест. Это недопустимо!
В этой связи В.И. Кашин выразил принципиальную позицию
о необходимости обеспечить паспортные значения финансирования государственной
программы комплексного развития сельских территорий из средств федерального
бюджета, а также, исходя из численности сельского населения, направить на цели
развития сельских территорий не менее четверти ресурсов всех двадцати пяти
отраслевых государственных программ (развития здравоохранения, образования,
транспортной системы, спорта, культуры, и др.).
Еще одним приоритетным направлением государственной
аграрной политики В.И. Кашин обозначил создание системы вовлечения в
сельскохозяйственный оборот заброшенных земель и принятие соответствующей
государственной программы. В некоторых субъектах Российской Федерации в 2018
году под посевы было использовано не более 5%-20% от той посевной площади,
которая была в 1990 году. В среднем по России сегодня используется 67,7% прежнего
посевного клина. Нужно вернуть в оборот заброшенные земли, и перед страной
сразу откроются новые возможности – дополнительные рабочие места на селе, 100
млн. тонн дополнительного урожая в зерновом эквиваленте, новые стимулы к
развитию логистической инфраструктуры, переработки сельскохозяйственной
продукции, и т.д.
В заключение В.И. Кашин предложил в докладе Президенту Российской Федерации и в материалах заседания Государственного Совета Российской Федерации по вопросам эффективного сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий, запланированного на декабрь 2019 года, отразить все актуальные проблемы отрасли, в том числе на направлениях развития мясного и молочного скотоводства, производства овощей и плодово-ягодной продукции, кадрового обеспечения отрасли, и главное – предложить к утверждению исчерпывающий комплекс мер по решению каждого из обозначенных вопросов.