Депутат-коммунист Михаил Авдеев на правительственном часе в Госдуме предупредил о сложностях перехода на проектное финансирование
Депутат-коммунист Михаил Авдеев на правительственном часе в Госдуме предупредил о сложностях перехода на проектное финансирование.
23 января в Государственной Думе состоялся правительственный час с участием главы Минстроя Владимира Якушева. Министр доложил о реализации государственной политики в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также о перспективах развития жилищного строительства и ходе реализации национального проекта "Жилье и городская среда". Он напомнил, что в рамках нацпроекта сформировано четыре федеральных проекта: «Ипотека», «Жилье», «Формирование комфортной городской среды», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».
Общий объем средств на реализацию
национального проекта «Жилье и городская среда» составляет более одного триллиона
рублей, из которых на федеральный бюджет приходится 891 млрд рублей. В своем
выступлении министр подробно рассказал о работе по реформированию сферы
жилищного строительства. По его словам, главная задача сейчас – это переход
отрасли на проектное финансирование с использованием счетов эскроу и
формирование соответствующих компетенций у банков и застройщиков. Средства на
счетах эскроу станут основным источником фондирования проектного финансирования
и практически полностью закроют потребность банков в ликвидности.
Первый
заместитель Председателя Комитета по транспорту и строительству Михаил Авдеев,
выступивший от Комитета, отметил, что
реализация нацпроекта «Жилье и городская среда» невозможна без качественной
законодательной базы, правового обеспечения и мониторинга правоприменения.
«В
настоящее время, - сообщил депутат, - перед Государственной Думой,
Правительством Российской Федерации и всем строительным комплексом страны
поставлены важнейшие цели и задачи. №204 Указом Президента от 7 мая 2018 года
всем нам поручено обеспечить высокие темпы экономического роста и внедрить
новейшие цифровые технологии, достичь увеличения объемов жилищного
строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров к 2024г., усовершенствовать механизмы финансирования
жилищного строительства и повысить его качество. Все эти цели и задачи,
постановленные Президентом России, нашли отражение в мероприятиях национального
проекта «Жилье и городская среда». Комитет по транспорту и строительству,
безусловно, готов к активной совместной работе с Минстроем России по
оперативной и качественной доработке нормативно-правовой базы, необходимой для
реализации национального проекта».
М.Ю.
Авдеев особо отметил большую
заинтересованность регионов в реализации
государственных программ и национальных проектов, согласованного взаимодействия с определением
зон компетенции и ответственности всех уровней власти, объединяя
целенаправленно возможности финансового участия соответствующих бюджетов и
частных инвестиций.
Депутат подчеркнул, что в предстоящие 6 лет
необходимо сформировать условия и механизм обеспечения роста благосостояния и
качества жизни россиян.
Отметив
эффективную работу Комитета с Минстроем России, Михаил Авдеев обратил внимание на ряд проблемных вопросов и выразил обеспокоенность тем, что могут
возникнуть значительные проблемы с финансированием жилищного строительства.
Несмотря на большое внимание государства к
строительной отрасли, ситуация на рынке крайне неблагоприятная. В 2018 году снизился показатель ввода нового
жилья (-3,7% относительно уровня 2017 года) и ввода нового индустриального
жилья (-11,2% относительно уровня 2017 года). Налицо крайне низкие показатели
по доходности строительной отрасли (от 1% до 8% - у крупных компаний).
«Решение о
поэтапном замещении в течение трех лет средств граждан, привлекаемых по
договорам долевого участия, банковским кредитованием и иными формами
финансирования в целом, абсолютно правильный и логичный шаг – нам давно
следовало принять решительные меры для защиты прав дольщиков. Вместе с тем,
ситуация, сложившаяся с проектным
финансированием на сегодняшний день, угрожает
развитию строительной отрасли и выполнению Президентского Указа.
Именно механизм эскроу-счетов и четкий порядок его
эффективного применения должен обеспечить разумную реализацию проектов комплексной
застройки территорий для выполнения ключевых задач национального проекта «Жилье
и городская среда».
Плановым сроком завершения данной реформы изначально
являлся 2021 год, однако затем, с подачи Правительства РФ, срок значительно
сократили, и теперь переход на проектное финансирование должен быть осуществлен
1 июля 2019 года.
Но готова ли
сегодня отрасль к такому резкому
переходу? В Комитет приходит масса обращений от застройщиков со всей России. Строители, особенно в регионах, отдалённых от
Москвы и Санкт-Петербурга, не понимают, кто именно и на каких условиях, будет
их кредитовать. Ввиду того, что жилищное строительство финансировалось
преимущественно из средств дольщиков, большинство застройщиков имеет минимальный
объем доступных собственных средств – им будет крайне сложно получить
необходимое кредитное обеспечение. В
итоге существует реальный риск того, что большое количество жилых домов,
строящихся в регионах России, превратятся в «недострой» ввиду невозможности
дофинансирования их строительства.
Призываем Минстрой России обратить внимание на международный опыт – во многих странах предусмотрено поэтапное раскрытие эскроу-счетов. Предлагаем еще раз обсудить на площадке Комитета, с привлечением всех заинтересованных сторон, возможность использования механизма поэтапного раскрытия эскроу-счетов на основе результатов реального мониторинга физического выполнения проектов с оплатой основных этапов строительства, используя накопленные средства на счетах эскроу. Такая гибкая взаимоувязывающая схема кредитования и расходования накопленных денежных средств на эскроу-счетах позволит оптимизировать финансовую модель проекта, реально снизить ставку на себестоимость проекта до 1-2%. Считаем, что нам необходимо совместно поработать в этом направлении.
Призываем
Минстрой, Центральный Банк, Дом РФ и все профильные
структуры провести разъяснительную работу с застройщиками по вопросам
проектного финансирования. У людей в
регионах масса вопросов касательно нового режима финансового обеспечения
строительства после 1 июля 2019 года. Нам необходимо создать открытую
информационную систему (или площадку), где все заинтересованные стороны,
вовлеченные в процесс строительства, смогут получать реальную правовую
информацию, а не пользоваться слухами и инсайдом, размещенным на анонимных источниках.
М.б. эта информация должна быть размещена н сайте Минстроя, м.б. на
вновь созданном ресурсе, но она должна быть.
Со стороны Комитета предлагаю провести на эту тему
парламентские слушания
или круглый стол, возможно – создать специальную рабочую группу, которая будет заниматься мониторингом правоприменения
данных норм. В ходе весенней сессии
работы Думы нам необходимо уделить этому вопросу максимальное внимание – в
противном случае, риски срыва исполнения положения Указа Президента о
строительстве более 120 млн. квадратных метров жилья к 2024 году станут ощутимыми», -
считает депутат.
Завершая своё выступление, Михаил Авдеевнапомнил, что, по статистике, одно рабочее место в строительной отрасли создаёт 10 рабочих мест в смежных отраслях. Таким образом, развитие строительного комплекса позволит не только обеспечить граждан нашей страны доступным и комфортным жильем, но и создать колоссальный мультипликативный эффект для российской экономики.