«РосРАО» объяснило депутатам роль Японии в строительстве центра по обращению с ядерными отходами в Приморье
Более четверти века взаимодействия в области утилизации ядерных отходов связывает Россию и Японию. Комитет по сотрудничеству между двумя странами в этой сфере был создан в 1993 году, и с тех пор российской стороне было выделено около 200 млн долларов на обезвреживание и утилизацию опасного наследия. «РосРАО» в ответе на запрос депутатов Госдумы подробно объяснило цели, задачи и роль Японии в строительстве центра кондиционирования и долговременного хранения ядерных отходов в Приморском крае.
Депутаты Госдумы от КПРФ Алексей Корниенко и Николай Коломейцев получили в комитете по экологии ответ на протокольное поручение, в котором запрашивали информацию о целях и задачах строительства центра кондиционирования и долговременного хранения ядерных отходов. Оказалось, что комитет уже располагал ответами от всех структур, связанных с этим проектом - и на основе писем «Росатома» и «РосРАО» подготовил справку. Представители госкорпорации в очередной раз опровергли слухи о том, что в Приморье построят «ядерный могильник для японских отходов». Ответ и приложения к докладу есть в распоряжении VL.ru.
В течение практически полувека в СССР создавался мощный ядерный флот, однако вопросами вывода из эксплуатации и утилизации отживших судов и боеприпасов государство практически не занималось. В конце 80-90-х годов атомные подводные лодки (АПЛ), суда атомно-технического обслуживания и объекты обеспечивающей инфраструктуры начали массово выводить из состава флота такими темпами, что вскоре это приобрело размах национальной угрозы.
В 1998 году Минатом России стал координатором программы по комплексной утилизации АПЛ, в связи с чем Минобороны передало четыре береговые технические базы (две в Мурманске, одну на Камчатке и одну в Приморье, в бухте Разбойник) для их экологической реабилитации. Два года спустя, в 2000 году, было создано предприятие «ДальРАО», которое приняло от Тихоокеанского флота береговые технические базы ВМФ для эксплуатации, реабилитации объектов хранения радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива и очистки территорий, зданий и сооружений. На момент передачи почти все эти объекты были в аварийном состоянии, имели радиоактивные загрязнения почвы, а твердые отходы хранились на площадках под открытым небом.
В это же время российско-японский комитет по сотрудничеству в целях содействия в области ликвидации подлежащего сокращению в Российской Федерации ядерного оружия, существующий с 1993 года, договаривается о помощи в строительстве на Дальнем Востоке площадки долговременного хранения ядерных отсеков утилизированных АПЛ.
В июне 2002 года Япония заявила о своем намерении оказать России помощь по программе «Глобальное партнерство» в объеме 200 млн долларов, а также выделить еще 100 млн долларов на утилизацию отсеков АПЛ. За эти деньги в течение нескольких лет утилизировали шесть подводных лодок.
Для строительства центра в бухте Разбойник 8 мая 2009 года было подписано соответствующее соглашение об оказании помощи в поставке оборудования. К маю 2012 года поставка на сумму около 55 млн долларов была завершена. Приморский край получил два портальных крана, морской буксир и плавучий транспортно-передаточный док, грузоподъемностью 3,5 тонны, для подъема и передачи на береговую площадку трехотсечных реакторных блоков утилизируемых АПЛ. Все это оборудование активно используется на территории Приморья с 2012 года для разделки отработавших блоков.
В феврале 2013 года был заключен контракт на строительство цеха очистки и окраски реакторных отсеков. Его построили через год за 8,4 млн долларов. Сейчас в нем сформировано, окрашено и размещено на хранение 43 одноотсечных реакторных блока АПЛ.
Япония также будет принимать участие и в работе Регионального центра кондиционирования и долговременного хранения ядерных отходов в бухте Сысоева. Японская сторона вновь профинансирует поставку оборудования для него. В центре предстоит завершить утилизацию четырех оставшихся подлодок и двух надводных кораблей с ядерной энергетической установкой, также планируется удаление твердых радиоактивных отходов из хранилищ бывших береговых технических баз в Приморье и на Камчатке, их кондиционирование и подготовка к вывозу из региона на захоронение. Также необходимо будет провести реабилитацию территорий загрязненных баз.
Как говорится в докладе, проект осуществляется за госсчет в рамках федеральной программы по утилизации ядерного комплекса, общая сумма вложений равна 2,3 млрд рублей, сейчас техническая готовность составляет 50%. Всего центру предстоит обезвредить около 40 тысяч кубометров «наследных» радиоактивных отходов, накопленных ВМФ за период эксплуатации атомного флота. Имевшиеся ранее хранилища, тоже построенные в середине прошлого века, уже исчерпали свой ресурс как по объемам хранения, так и по срокам эксплуатации.
Хранилища регионального центра предназначены только для временного технологического хранения кондиционированных форм радиоактивных отходов перед отправкой их на захоронение. Япония по соглашению выделяет около 16,8 млн долларов на закупку оборудования.
К ответу также прилагается письмо, которое директор «ДальРАО» Константин Сиденко направил в адрес губернатора Приморского края Олега Кожемяко. В нем адмирал в отставке, бывший командующий ТОФ и командующий войсками Восточного военного округа объясняет, что деятельность нескольких предприятий на Дальнем Востоке ведет к образованию радиоактивных отходов. В Приморье это АО «ДВЗ "Звезда"» в Большом Камне и АО «30 СРЗ» в Дунае. Также указывается АО «СВРЦ» в Вилючинске. Так вот, предприятие осуществляет сбор и безопасное хранение этих отходов. По словам Сиденко, в подписываемой петиции «против строительства ядерного могильника» авторы искажают факты и представляют недостоверные сведения.
«Необходимо обратить внимание автора (или авторов) «петиции», что, согласно требованиям статьи 31 № 190-ФЗ от 11.07.2011 года «Особенности ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации радиоактивных отходов», ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных отходов в целях их хранения, переработки и захоронения запрещен, и для Японии в этом плане нет никаких исключений. Что касается участия Японии в реализации проекта по строительству центра, то в данном случае речь идет об очередном оказании российской стороне содействия в приобретении технологического оборудования для оснащения центра в рамках международной технической помощи, о чем ведутся переговоры с японским комитетом по сотрудничеству в целях содействия в области ликвидации ядерного оружия», – говорит в письме Константин Сиденко.
Он также сообщает, что перечисленная помощь японских партнеров как раз свидетельствует о заинтересованности в ускорении процесса освобождения региона от ядерных отходов и подлинной обеспокоенности за безопасное будущее детей, «в отличие от авторов «петиции», выступающих против строительства центра, функционирование которого эту безопасность призвано обеспечить».