Д.Г. Новиков выступил в Госдуме на тему «Современная Конституция РФ и законотворческий процесс»
Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, первого заместителя председателя Комитета ГД по международным делам Д.Г. Новикова на научно-практической конференции «Современная Конституция РФ и законотворческий процесс» в Государственной Думе.
Конституция Российской Федерации: правовые нормы и политическая практика
Д.Г.Новиков,
заместитель Председателя ЦК КПРФ,
первый заместитель председателя Комитета
Государственной Думы по международным делам
Уважаемые коллеги!
Наиболее распространённая в органах государственной власти оценка действующей Конституции выглядят так: да, основной закон несовершенен, но его пересмотр грозит сбоем государственного механизма.
Именно таков главный посыл недавней статьи Председателя Конституционного суда РФ Валерия Зорькина в «Российской газете». Автор признал целый ряд недостатков Основного закона. Среди них – отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов власти, нечёткие механизмы разграничения полномочий между центром и регионами и ряд других. Однако Зорькин допускает лишь точечные изменения, не затрагивающие, как он выразился «глубокий правовой смысл», заложенный в Конституции. На международной арене, продолжает Зорькин, Основной закон является «важнейшим фактором поддержки и укрепления национальной идентичности».
Таким образом, Конституцию предлагается рассматривать как опору общества, отражающую интересы всех социальных слоёв. Однако любая конституция фиксирует основы политической, правовой и экономической систем конкретного государства. При этом она закономерно отражает соотношение социальных сил в стране.
Для многих европейских государств 19 век стал временем активных конституционных установлений. И не случайно, анализируя французскую Конституцию 1848 года, Карл Маркс писал, что она «представляет собой набор красивых слов, скрывающих весьма вероломные замыслы».
Первая Конституция в нашей стране была принята после победы Великой Октябрьской революции на Пятом Всероссийском съезде Советов в июле 1918 года. Конституция провозглашала установление власти «городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма…».
Мировую значимость имел целый ряд положений Конституции. Так, в статье 17 говорилось о том, что в целях «действительного доступа к знанию» РСФСР «ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование». Любое ущемление прав национальных меньшинств не допускалось. Обязанностью граждан был провозглашён труд.
Конституция не просто признавала право граждан свободно устраивать собрания, митинги, шествия, организовывать союзы. Она гарантировала предоставление рабочим и крестьянской бедноте всех «пригодных для устройства народных собраний помещений с обстановкой, освещением и отоплением». Такой подход, когда право на собрания подкреплялось предоставлением необходимых помещений, разительно отличается от текущей ситуации. Сегодня право на проведение массовых мероприятий крайне зарегулировано, обставлено массой «рогаток». Законодательные новации последнего времени уже и встречи депутатов Госдумы с гражданами приравнивают к организации массовых мероприятий. Требуется их согласование. Участились случаи отказа от предоставления КПРФ возможности провести митинги и демонстрации в местах, заявленных партийными комитетами.
Конституция 1918 года объявляла высшим органом государственной власти Всероссийский съезд Советов. Советы создавались и на местах. Избиратели наделялись правом отозвать депутата «во всякое время» и произвести новые выборы.
В условиях иностранной интервенции и Гражданской войны первая советская Конституция лишала политических прав нетрудящуюся часть населения. Это лица, использующие наёмный труд, бывшие царские полицейские и жандармы и другие. Вместе с тем постоянно указывалось, что данные ограничения являются временной мерой. Уже в год принятия Конституции, В.И. Ленин писал о предстоящем её распространении «на всё население».
Обещание было выполнено. Конституция СССР 1936 года ввела принцип всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, демократизировала систему организации государственной власти.
Конституция не только провозгласила право на труд, на отдых, на образование, на материальное обеспечение в старости и другие права, но и чётко прописала материальные и правовые гарантии их осуществления. Так, в статье 120 отмечалось, что право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности «обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счёт государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов».
Право на отдых обеспечивалось установлением 8-часового рабочего дня, его сокращением для ряда профессий до семи, шести и даже до четырех часов. Устанавливались ежегодные отпуска с сохранением заработной платы и предоставлением трудящимся сети санаториев, домов отдыха и клубов.
Последняя Конституция СССР была принята в 1977 году. В ней подчёркивалось, что государственная собственность является достоянием всего советского народа. Права и свободы граждан ещё более расширялись. К конституционно защищённым правам добавились право на жилище, на пользование достижениями культуры, право участвовать в управлении государственными и общественными делами, обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов в суде.
Советские конституции постулировали власть трудового народа, и обозначали гарантии этой власти – социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность на основные орудия и средства производства. Основные права граждан также были подкреплены необходимыми гарантиями.
Принятие советских конституций сопровождалось их продолжительным и массовым общественным обсуждением. В дискуссиях по проекту Конституции 1936 года участвовали 75 миллионов человек, по проекту 1977 года - более 140 миллионов.
Советские Конституции были передовыми правовыми документами своего времени. Остаются таковыми они и сегодня.
Ныне действующей Конституции России исполняется четверть века. Принятая в кризисный для страны период, она юридически закрепила процесс целенаправленного разрушения системы советского народовластия. На смену пришла политическая система, свойственная реставрируемым в стране капиталистическим отношениям.
Переписывание Основного закона под новые социально-экономические условия началось ещё до разрушения СССР. Поправки 1990 года в Конституцию исключили из неё положение о руководящей роли КПСС, легализовали частную собственность на средства производства.
С приходом к власти Ельцина был взят курс на полную ликвидацию советской Конституции. Цель – сделать необратимым процесс либеральных реформ и переход общенародной собственности в руки формирующихся олигархических групп. На пути этой политики встал Съезд народных депутатов – всенародно избранный, высший орган государственной власти. Несмотря на разногласия в его рядах, почти два года Съезд тормозил разрушительные инициативы. В частности, он отказывался ратифицировать Беловежские соглашения и исключить из текста Конституции РСФСР упоминания о Конституции и законах СССР.
В этих условиях Ельцин пошёл на противозаконные действия. Один за другим он издавал противоречащие Конституции указы. Один из них – указ о созыве Конституционного совещания в мае 1993 года. Однако принятие новой Конституции, как и внесение в неё поправок, находилось в исключительном ведении Съезда народных депутатов. Кстати, там уже функционировала Конституционная комиссия.
Конфликт двух ветвей власти завершился кровавым расстрелом Дома Советов в Москве. Кстати, предшествовавший этому печально известный указ Ельцина №1400 был признан Конституционным судом России незаконным. Голосование по принятию нового проекта Основного закона было назначено в условиях насилия и произвола: на улицах столицы пролилась кровь, закрывались оппозиционные газеты, приостанавливалась деятельность партий.
Процесс принятия Конституции 1993 года спорен и по другой причине. Согласно Закону о референдуме РСФСР, Конституция могла быть изменена большинством голосов от общего числа избирателей страны. Но эта норма была проигнорирована. Явка на референдуме 12 декабря составила 54,8 процента, «за» проголосовали 58,4 процента. Новый Основной закон поддержали лишь 32 процента зарегистрированных в стране избирателей. При этом к подведению итогов голосования осталось много вопросов. Исходная документация была спешно уничтожена.
25 декабря 1993 года Конституция начала действовать. Она оказалась лишена многих советских завоеваний. Права человека не были подкреплены гарантиями и зазвучали декларативно. Из текста Основного закона исчезло право на 8-часовой рабочий день. Вместо гарантированного права на труд появилось утверждение: «Труд свободен». Изъято упоминание про бесплатную квалифицированную медицинскую помощь. В такой ситуации понятие «социальное государство» выглядит чистой декларацией.
Конституция 1993 года фактически оформила ограничение суверенитета России в системе международных отношений. Статья 15 прямо указывает: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Как такое положение вообще могло появиться в главном документе страны? Как выяснилось, это не было случайностью. В сентябре 2012 года на сайте Агентства США по международному развитию (United States Agency for International Development, сокращённо – USAID), появилась официальная информация. «Исполнители, финансируемые USAID, помогли разработать Российскую Конституцию, часть I Гражданского кодекса Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации. Помощь USAID привела непосредственно к принятию Земельного кодекса 2001 года, который предоставил право покупать, продавать и владеть городскими и сельскими землями в России».
Если ли исторические прецеденты? Есть. Статья 25 Конституции ФРГ гласит: «Общепризнанные нормы международного права являются составной частью федерального права. Они имеют приоритет перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для проживающих на территории Федерации лиц». Но только та конституция принималась в 1949 года под контролем военных губернаторов оккупационных зон…
Российская Конституция включает немало важных постулатов. Так, в Статье 3 написано, во-первых, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ». Во-вторых, указывается, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».
Что в действительности? Вопреки Конституции сформирована политическая система, когда под надуманными предлогами неугодные кандидаты не допускаются к выборам, другие цинично продвигаются на государственные должности. Если же и в этих условиях побеждает кандидат от оппозиции, в ход идут фальсификации, запугивания и манипуляции. Именно это происходило в Приморье и Хакасии в текущем году.
Полностью выхолощена идея референдума. Хотя нормы Конституции являются нормами прямого действия, пред желающими инициировать референдум встают запретительные по своей сути нормы закона о референдуме и возможность ими манипулировать. Это доказали попытки организовать всенародное голосование по пенсионной реформе в текущем году. Референдум сорван, хотя идею его проведения поддерживает подавляющее большинство граждан.
Даже крайне ограниченный Основной закон стал препятствием для российской олигархии с её аппетитами. Конституция манит граждан словами о демократии и правах человека, но практика указывает на их нарушения. Наш в прошлом коллега Владимир Бессонов получил по приговору суда реальный срок за действия, которые он не совершал, что подтверждает видеозапись с места событий. Показания огромной массы свидетелей были проигнорированы. В тоже время взяты в расчет «показания» бывших сотрудников МВД, уволенных из правоохранительных органов за серьезные проступки.
Игнорируя права граждан внутри страны тяжело выступать с позиций защиты друзей России и на международной арене. Так, лидер коммунистов Приднестровья Олег Хоржан осужден недавно по абсолютно надуманному предлогу, а власти России никак на повлияли на защиту его гражданских прав.
Да, статья 7 Конституции провозглашает социальное государство. Однако последние события демонстрируют: сама исполнительная власть игнорирует данные нормы. Это подтвердили решения о повышении пенсионного возраста, росте тарифов и цен, увеличении НДС.
Сегодня, когда всё больше платных услуг, важнейшим условием решения социальных проблем является преодоление бедности. Вот почему КПРФ настойчиво предлагает целую систему мер по наполнению российского бюджета. Мы показали, что принятие законов о национализации, о введении дифференцированной шкалы подоходного налога, о госмонополии на производство и продажу спиртоводочной продукции и пресечение вывода капиталов за рубеж обеспечит увеличение российского бюджета в полтора раза. А это позволит и инвестировать в экономику, и решительно расширить социальные программы.
Как показали результаты свежего опроса ВЦИОМ, наиболее ценными граждане считают право на охрану здоровья, образование и труд. КПРФ считает необходимым защищать те положения Конституции, которые фиксируют конституционные права и свободы граждан. При этом коренные интересы граждан страны требуют принципиально иных социально-экономических и общественно-политических условий, закрепленных нормами Конституции и иных законов.