Михаил Щапов: «Мусорная реформа несет огромные риски для граждан»
В Государственной Думе состоялся достаточно жесткий разговор депутатов с новым министром природных ресурсов Дмитрием Кобылкиным по поводу «мусорной реформы».
Михаил
Викторович
Напомним, что с 1 января 2019 года полностью меняются
правила обращения с бытовыми отходами в России. Создаются региональные
операторы, которые должны взять на себя доставку мусора от площадки во дворе
вашего дома до свалки. Комментирует депутат Госдумы ФС РФ, член комитета по
бюджету и налогам Михаил Щапов:
«Для граждан реформа, на мой взгляд, несет огромные риски.
В первую очередь риск кратного роста тарифов на вывоз
мусора. Если сейчас средняя семья из четырех человек, проживающая в
двухкомнатной квартире площадью 50 кв. метров платит меньше 100 рублей в месяц,
то с 1 января платеж может составить порядка тысячи рублей. Для беднейших слоев
населения, для самых социально незащищенных, чей доход на семью не превышает 30
тысяч рублей – это настоящая катастрофа.
У роста тарифов масса причин и только один сдерживающий
фактор - административный. Но о нем ниже.
Во-первых, на рост платежей для населения должно повлиять
изменение схемы расчета тарифа. Сейчас мы платим за вывоз мусора, исходя из
количества квадратных метров. С точки зрения обывателя это справедливая
система: у кого жилье больше, тот больше платит. Если ты олигарх, живущий в
пятисотметровой квартире, то ты платишь больше, чем та самая семья из четырех
человек в стандартной «двушке».
Но с точки зрения государства эта система никак не
соответствует ответственности граждан за выбрасываемый мусор. Одна бабушка,
живущая в двухкомнатной квартире, ведь тоже платит столько же сколько семья из
четырех человек, хотя производит мусора в четыре раза меньше.
Новая система предполагает оплату за кубометры
произведенного мусора с одного человека. Например, в одном из регионов норматив
сейчас предполагается на уровне 3 куба в год на одного жильца. Тариф пока
обсуждается на уровне 1100 рублей в год за один кубометр. Это значит, что
одинокие и богатые холостяки - владельцы огромных квартир и загородных домов –
выиграют, так как платить будут только за себя. Для них ежемесячный платеж
может даже сократиться в 2-3 раза. А вот все та же семья с двумя детьми вместо
ста рублей будет платить больше тысячи рублей в месяц.
Более того, сейчас многие жители сельской местности вообще
не платят за вывоз мусора. С 1 января они будут обязаны платить независимо от
того, есть ли у них рядом «мусорка», или нет. Всем, кто не будет оплачивать
услуги по вывозу мусора, теперь грозит административный штраф в 2000 рублей.
При таких параметрах, да еще и в контексте других мер
Правительства, реформа выглядит чудовищно несправедливой: богатые будут платить
меньше, бедные – больше.
Вторая причина роста тарифов – требования, предъявляемые к
полигонам. По сути, на каждый регион, остаются буквально одно-два места, куда
будет свозиться мусор. В европейской части страны везти придется иногда за
100-200 километров. В Сибири – за 300-400. Есть абсурдные ситуации, когда от
поселка до ближайшего полигона – 500 километров по прямой и довезти мусор можно
только самолетом, дороги просто нет.
Отдельная проблема складывается с Москвой и Подмосковьем. Из
Москвы мусор хотят и вовсе возить в Архангельскую область. Это уже вызвало
самые массовые протесты в истории Поморья. Но такие дальние перевозки
значительно удорожат тариф для всего населения и, боюсь, это вызовет куда
большие протесты по всей стране.
Третья причина для роста тарифов – тот факт, что
разработанные федеральными чиновниками правила совершенно не учитывают ситуацию
в регионах. Где-то перевозками мусора занимается одна компания, а где-то с
десяток «малышей». Региональные операторы не хотят с ними работать. А значит
есть немалый риск, что в начале января к части домов по всей стране мусоровозы
просто не приедут. Однажды я видел, что бывает если не вывозить мусор из двора
многоквартирного дома неделю – площадка полностью заполняется мусором и это
совершенно реальная угроза здоровью жителей. Чтобы решить проблему регоператоры
будут закупать технику и нанимать дополнительный персонал – это все также будет
создавать предпосылки для роста тарифа.
Наконец четвертая причина для роста платежей – монополизация
рынка, которая заложена в самой реформе. Региональные операторы получают
огромные территории в свое управление, конкурировать им просто не с кем. Там
где нет конкуренции, цены растут очень быстро.
Никто не спорит с тем, что и экологические проблемы нужно
решать, и откладывать реформирование отрасли необходимо, но возникает вопрос
какую цену заплатят граждане? Особенно когда их реальные доходы сокращаются четыре
года подряд.
Чтобы расставить все точки над i сегодня я задал вопрос
министру природных ресурсов Кобылкину, что его министерство намерено делать,
чтобы не допустить такой катастрофический сценарий? Министр обещает, что не
допустит резкого роста тарифов: ФАС будет следить за тем, чтобы тарифы не
выросли больше, чем на 4-5% за год.
Верится в это с трудом и есть большое подозрение, что дыры в
бюджете регоператоров будут закрываться либо из региональных бюджетов, либо за
счет хронического недофинансирования модернизации всей отрасли. В конечном
итоге, боюсь, в один прекрасный момент региональные операторы попросят
недостающие деньги из бюджета страны и, чтобы не повышать нагрузку на граждан,
нам придется снова вернуться к этой проблеме. Но тогда возникнут серьезные
вопросы к разработчикам реформы. Ведь любая реформа должна повышать
эффективность отрасли, делать ее бездефицитной, повышать качество услуг для
людей, а не наоборот.
В любом случае, мы как депутаты, будем внимательно следить за тем, чтобы тарифы для граждан не повышались и очень надеемся на активную позицию всех владельцев жилья».