«На пути лесных пожаров – надежный заслон!». В.И. Кашин принял участие в заседании коллегии Министерства природных ресурсов и экологии
2 августа 2016 года Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Академик РАН В.И. Кашин принял участие в заседании коллегии Министерства природных ресурсов и экологии.

Владимир
Иванович
Заседание проходило
под председательством Министра природных ресурсов и экологии Российской
ФедерацииСергея Донского. В
заседании приняли участие члены коллегии - заместители Министра, руководители Рослесхоза,
Росприроднадзора, Росгидромета,
исполняющие обязанности руководителей Росводресурсов и Роснедр заместители
Руководителя Рослесхоза, директора департаментов Министерства, а также
заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной
политике и природопользованию Владимир Лебедев, представители Генеральной
прокуратуры Российской Федерации, общественных советов при Минприроды России и
Рослесхозе, профильных министерств ряда субъектов Российской Федерации,
территориальных органов Рослесхоза и ФГКУ «Рослесресурс».
На заседании коллегии
обсуждались вопросы о принимаемых мерах по предотвращению пожаров в лесах, о федеральном
государственном пожарном надзоре в лесах, расположенных на землях особо
охраняемых природных территорий федерального значения, о состоянии
нормативно-правового регулирования в области лесных отношений, о финансировании
мероприятий по профилактике и тушению лесных пожаров и другие.
В своем выступлении председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин обратил внимание коллегии на правоприменительную практику принятых в 6 созыве Государственной Думы лесных законов - 415-ФЗ, 27-ФЗ, 455-ФЗ, 218-ФЗ, 353-ФЗ и других. Благодаря именно этим законам законодательно решены вопросы охраны, защиты, воспроизводства лесов. Воссоздание государственных, муниципальных организаций в деле защиты и воспроизведства лесов имеет огромное значение, как и принятие закона «О Лесавиаохране».
Многое теперь зависит от эффективности
правоприменения этих законов. Владимир Иванович отметил, что основными
причинами осложнения ситуации с лесными пожарами, помимо природно-климатических
факторов и безответственного поведения местного населения, являются
недофинансирование переданных полномочий Российской Федерации в области лесных
отношений, а также недостаточное обеспечение лесопожарной техникой и ее высокий
износ.
Кроме того, значительной проблемой является то, что уровень
социального обеспечения, заработной платы всех тех, на чьих плечах лежит миссия
охраны лесов, абсолютно не соответствует нагрузке: так, на Дальнем Востоке на 100 тысяч гектар леса приходится всего 1
инспектор. Эту ситуацию надо решительно менять, и, в первую очередь -
восстановить численность лесной охраны. Недостаточное техническое оснащение
пожарно-химических станций современной специализированной лесопожарной
техникой, также требует принятия оперативных решений.
Необходимые финансовые резервы сегодня существуют как непосредственно в федеральном бюджете и могут быть изысканы за счет оптимизации и перераспределения средств внутри государственных программ, так и могут быть привлечены в виде дополнительных бюджетных доходов за счет более эффективного администрирования и управления в лесном секторе. В целях обеспечения достаточного уровня финансирования лесного хозяйства необходимо перейти на целевой характер финансирования охраны, противопожарных мероприятий и воспроизводства лесов.
В современных условиях при
доминировании принципа «единства кассы» в бюджетном законодательстве одним из
возможных подходов видится формирование фондов для борьбы с пожарами, охраны,
защиты и воспроизводства лесов (по аналогии с дорожными фондами), которые
пополнялись бы за счет лесных платежей и расходование средств которых носило бы
строго целевой характер. Могут быть использованы и иные механизмы «окрашивания»
средств, изымаемых в качестве лесной ренты.
Не менее
важным вопросом является организация и управление в борьбе с лесными пожарами.
Опыт Канады, Китая, Советского Союза свидетельствует о необходимости создания единого
координационного центра по предупреждению и борьбе с лесными пожарами.
Комплексный подход и слаженная работа всех звеньев государственного управления в данной сфере, включая и законодательные органы, принесет желаемый результат.