«Бюджет 2018-2020. Риски нивелирования президентских инициатив». В.Н. Иконников выступил на парламентских слушаниях
На состоявшихся в Совете Федерации 02.10.2017 года парламентских слушаниях по параметрам проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов приняли участие сенаторы, губернаторы, представители исполнительной и законодательной властей практически всех регионов.
В
дискуссии по обсуждаемому вопросу выступил член комитета по бюджету и
финансовым рынкам Совета Федерации, член ЦК КПРФ В.Н.Иконников.
Инициатива
Президента по реструктуризации бюджетных кредитов на 7 лет безусловно облегчит
бремя регионов в части темпов погашения кредитов. Но следует обратить внимание
на соглашения, подписанные субъектами РФ при получении самих бюджетных кредитов
и на условия их реструктуризации. Они достаточно жесткие и, по мнению регионов,
чрезмерные, повышают риски нивелирования эффекта президентской инициативы по
реструктуризации бюджетных кредитов и требуют корректировки со стороны
Правительства.
По-прежнему возможно невыполнение рядом
регионов условий соглашений с Минфином и, как следствие – досрочный возврат
бюджетных кредитов, выход из системы их реструктуризации и замещение бюджетных
кредитов, но уже коммерческими.
В
2016 году 16 регионов не выполнили условия соглашений и попали под санкции
Минфина. До 01.07.2017 года вернули ему от 25 до 100% выданных им кредитов.
Образовавшийся дефицит средств вынуждены были закрывать коммерческими
кредитами, увеличивая свою долговую нагрузку.
В
этой связи предлагаю Правительству пересмотреть многие параметры соглашений с учетом индивидуальных особенностей
субъектов и их реальных возможностей, как предложил Президент – сделать так, чтобы они были реалистичными: не на бумаге,
а на деле для всех.
Коммерческий
долг субъектов РФ уменьшен, но остается
значительным бременем для них. Его удельный вес в структуре госдолга значителен и составляет
25% госдолга субъектов РФ (550,2 млрд. руб. на 01.09.2017 г.). Предлагаю
Правительству рассмотреть вариант выделения из федерального бюджета регионам, у
которых уровень коммерческого долга превышает 50% собственных доходов средств
на субсидирование процентной ставки по коммерческим кредитам на уровне
стоимости их обслуживания в размере не более ключевой ставки плюс 1%. Затраты
бюджета составят максимум 52,3 млрд. рублей на 2018 год. Это в полной мере будет соответствовать предложению
Президента об особом подходе к регионам, где велика доля коммерческих кредитов
в структуре госдолга.
Следует прекратить практику принятия федеральных законов, влияющих на доходы и расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ. Такие законопроекты находятся на рассмотрении Государственной Думы и их принятие приведет в большинстве случаев к снижению доходов бюджетов субъектов РФ.
Требует увеличения финансирования президентское поручение по увеличению средств на лекарственное обеспечение льготников. Эта проблема актуальна для всех регионов.