Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Интервью с участником VI Красноярского экономического форума Алексеем Багаряковым

Участником форума был депутат фракции КПРФ Государственной думы, член комитета по финансовому рынку, кандидат экономических наук Алексей Багаряков. Накануне форума он встретился с руководством крайкома КПРФ и дал интервью газете «За Победу!».

Сайт Красноярского крайкома КПРФ – kprfkrsk.ru
Александр Козырев
2009-03-04 23:02

–  Начну с вашего позволения не с форума, а с общей обстановки в стране. Ситуация сложная и напряжённая. Власти, на мой взгляд, просто находятся в растерянности. Они не понимают, что произошло, и как события будут развиваться дальше. Политика, которую последние восемь лет вели власти: выкачивание денег из нашей экономики  и конвертирование их в валюту, а в дальнейшем покупка зарубежных ценных бумаг и облигаций привела к тому, что экономика оказалась без ликвидности. Деньги ушли на Запад, российские компании для того, чтобы развиваться, тоже были вынуждены идти за кредитами на Запад.

В итоге мы накопили в золотовалютных резервах 580 миллиардов долларов. Когда кризис, хвативший Соединённые Штаты и Европу, перекинулся на Россию, власти до последнего момента не сознавали всей глубины положения, называли это «временными затруднениями». Сегодня со всех высоких трибун звучат признания: страну поразил громаднейший, тяжелейший кризис.

И неизвестно, чем он закончится, когда мы из него выйдем.

Ситуация осложняется тем, что наш золотовалютный фонд находился в различных инструментах американского фондового рынка. И только за последние четыре месяца (сентябрь – декабрь) мы потратили около 150 миллиардов долларов. Львиная часть ушла на валютный рынок. Мы видим, как меняются курсы доллара и евро, и это не может не касаться каждого из нас.

Потому что в России порядка 85 процентов лекарств – импорт или импортные составляющие. Более половины продовольствия – тоже импорт. За восемь последних благополучных лет мы, к сожалению, не смогли экономику снять с нефтяной и газовой иглы. В федеральном бюджете  и сегодня 70 процентов доходов –  это продажа нефти и газа, металла. Доходов от высокоинтеллектуальной собственности у нас практически нет. И когда во всем мире разразился кризис, упало потребление нефти и газа. Наши доходы, естественно, упали.

За все это время, когда Минфин выкачивал деньги из нашей экономики, корпоративные заимствования достигли астрономической суммы: 500 миллиардов долларов. Грубо говоря, у нас в золотовалютной кубышке на Западе было 500 миллиардов, и столько же мы заняли на Западе. Но что примечательно: мы размещали свои деньги в один карман под 3 – 4 процента годовых, а из другого брали уже под 8 – 10 процентов. Да и то наши компании заложили свои активы на Западе, чтобы получить кредит.  И когда доллар начал резко расти, потребность в нашей продукции стала падать, западные банки стали требовать с наших компаний деньги. И государство было вынуждено, чтобы не потерять собственность, средствами из госрезервов погашать долги корпораций, компаний. Итог такой недальновидной политики – громадный дефицит государственного бюджета, с которым мы вступили в новый год. Он составляет порядка 8 процентов. Это оценки правительства. Фракция КПРФ Государственной думы считает, что дефицит будет около 12 процентов. Безработица по официальным данным, составляет 1, 8 миллиона человек. По нашим данным – около 5 миллионов человек, к концу года ряды безработных буду насчитывать 10 –  12 миллионов человек. Это страшные цифры. Правительство просто не знает, что происходит в стране, и как справляться с последствиям кризиса.

Это первый форум, который проходит в неблагоприятных условиях кризиса. Сочинский форум, который был летом, когда еще все было хорошо, не в счёт.

Важно разработать четкие концепции, понять, куда надо идти дальше.

Важно понять, правильно ли вело себя государство по отношению к частному бизнесу и госсектору, каково состояние на рынке труда.

Представительство будет большое: крупные деятели бизнеса и политики, депутаты разных уровней. Но прорыва ожидать трудно. Чего-то нового не будет. Потому что власть в стране узурпировала всё. И, к сожалению, свободной мысли нет места. Здравые идеи пресекаются на корню. Наша позиция в корне отличается от позиции правительства. Мы настаиваем на сохранении социальных программ. Правительство вроде на словах поддерживает, но на самом деле мы видим, что происходит с тарифами на услуги ЖКХ, с ценами на продукты питания и товары первой необходимости.

– И поэтому слово оппозиции на форуме мы не услышим?

– Мы надеемся, что какие-то предложения мы сможем сформулировать и озвучить, но это только надежда. Власть боится оппозиции, опасается, что оппозиция говорит правду. Но истина на нашей стороне. КПРФ не раз предупреждала, что такая политика заведёт страну в тупик. Так и случилось.

–  Расскажите о работе комитета, в который Вы входите.

– Это комитет по финансовым рынкам. Мы держим руку на пульсе экономики страны. Комитет не однородный, в нём 16 человек, из них 2 коммуниста, 3 – депутаты от ЛДПР, 2 – от «Справедливой России», остальные – от «Единой России».

– При таком политическом разнообразии удаётся найти общую точку зрения?

–  Сложно, но удаётся. Коммунисты, ЛДПР, «Справедливая Россия» часто вместе голосуем против непопулярных мер. Последняя инициатива – выделение Внешэкономбанком 175 миллиардов на поддержку фондового рынка. Мы просто были шокированы такой щедростью государства. Выделены огромные средства, а рынок еще подешевел. Коммунисты были категорически против. Мы были против уничтожения малых банков. Ведь правительство много говорит о поддержке малого бизнеса, реального  сектора экономики. Но слова расходятся с делом. Приняты поправки в законодательство о Центральном банке. Теперь у банков, чей капитал не превышает 90 миллионов рублей, а в следующем году – 180 миллионов, будут отзываться лицензии. Более 300 банков будут уничтожены. А это потеря примерно 50 тысяч рабочих мест.

Не так давно фракция КПРФ голосовала против постановления правительства об антикризисных мерах. Избиратели должны знать, правительство будет отчитываться перед Думой не реже, чем раз в квартал. Причем, отчитываться должен Путин, как глава правительства, и все ключевые министры. Но все свелось к такой схеме: приходит премьер Путин, делает доклад, потом – выступления министров. Никаких обсуждений. Два-три вопроса от фракций, и – всё! Это простая констатация фактов, с чем депутаты-коммунисты согласиться не могут. Мы настаиваем на полномасштабном отчёте, с привлечением к ответственности виновных, мы считаем, что такое обсуждение должно стать поводом для обозначения проблем и средством, позволяющим сделать так, чтобы проблемы больше не возникали. Но в такой позиции мы остались в меньшинстве.

– А как бы вы могли сформулировать антикризисную программу КПРФ, чтобы она стала понятной каждому?

– Прежде всего, КПРФ выступает не за полномасштабную – всего и всея – национализацию. Тут наши оппоненты нас перевирают. Мы не за передел собственности. Но нельзя согласиться с тем, что делает правительство. Огромные бюджетные средства разворовываются, используются неграмотно, неэффективно. И за это никто не несет никакой ответственности! КПРФ выступает категорически против курса, который проводит финансово-экономический блок правительства во главе с Кудриным и Игнатьевым – эти меры губительны для страны. Мы предлагаем ограничить рост тарифов – разными методами, в том числе за счёт продажи неэффективных активов. У нас есть предложения по искоренению или ограничению роста безработицы, но у министерства Голиковой – своя точка зрения, а правительство, повторю, не осознает всех масштабов кризиса, который обрушился на страну.

Многие россияне знают, что такое обивать пороги биржи труда, как унизительно мало пособие по безработице, какое нищенское существование влачат пенсионеры-старики. Мы предлагаем не выдавать кредиты всем бизнесменам подряд, надо просто национализировать собственность, которая управляется неэффективно. Мы были против разрушения энергосистемы. Когда она была единой – была управляемой. Но к нашему мнению не прислушались. Раздробленная энергосистема пагубно сказалась и на тарифах, то есть на каждом из нас.

Мы продолжаем настаивать на том, чтобы государственные средства выделялись на поддержку фондового рынка, а направлялись в реальный сектор экономики: прежде всего – на дороги, социальное жильё, поддержку строительного комплекса. 

Но правительство тратит деньги на выкуп западных долгов и поддержание олигархических структур. За последнее время якобы в экономику влили 2 триллиона рублей, но в итоге эта астрономическая сумма оказалась на фондовом рынке, а курс доллара вырос.

Ни премьер-министр, ни президент не могут понять, что произошло.

Теперь с опозданием создали список почти 300 стратегических предприятий, которые напрямую будут получать деньги от государства. Но где же вы были раньше? Куда все-таки делись 2 триллиона? Ответа на эти вопросы мы так и не услышали.

– Расскажите о последнем эпизоде в Думе, когда депутаты потребовали отставки Чубайса.

– На часе правительства были сделаны выводы, что промышленность находится в жесточайшем кризисе. Выступил Сергей Чемезов, генеральный директор государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии». В эту систему передано примерно 400 крупнейших предприятий страны. Примерно треть из них признаны банкротами, еще треть находится в предбанкротном состоянии. Чемезов признал, что кредит в современной России взять невозможно, политика Кудрина-Игнатьева по повышению ставки рефинансирования губительна для экономики. Чемезов открыто сказал: если кредиты будут выше 10-12 процентов годовых, то наша экономика придёт в ступор.

Между тем, ставки рефинансирования сегодня – 13 процентов, а банки кредитуют промышленность под 25 процентов годовых. Выжить промышленности в таких тисках невозможно.  На наш взгляд, сегодня  в правительстве есть противоречия между промышленным, хозяйственным и экономическим блоками.  Промышленный блок требует удешевлениия ресурсов, возможности кредитования, а экономический блок за удорожание ресурсов и снижение ликвидности. На этом же часе наша фракция потребовала, чтобы глава корпорации нанотехнологий Анатолий Чубайс ушёл в отставку. Напомню этапы его «большого пути»: от председателя Госкомимущества и приватизации общественных фондов, до нынешнего поста – руководителя корпорации нанотехнологий. Он был и вице-премьером и руководителем оперативной комиссии по совершенствованию системы платежей и расчётов, в результате чего мы имели дефолт 1998 года. А если вспомнить о залоговых аукционах, то это было начало как раз той самой коррупции, с которой мы сегодня безуспешно боремся. Чубайсу доверили направление, которое должно стать прорывом. На корпорацию государство выделило 130 миллиардов рублей. Но оказалось так, что эти деньги пошли не на развитие науки, а направлены в фондовый рынок. Мы можем просто потерять эти средства. Но мы требуем не только отставки Чубайса, но и всего экономического блока правительства.



Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.