Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Академик В.И.Кашин о ситуации в ЖКХ: Хозяин важен, да дом загажен

Заместитель Председателя ЦК КПРФ, заместителя председателя  Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академик РАСХН В.И.Кашин  выступил в Госдуме 27 июня 2011 года на круглом столе, организованном фракцией КПРФ, по теме: «Правоприменительная практика законодательства в сфере реформы ЖКХ и пути его совершенствования".

Пресс-служба ЦК КПРФ
2011-06-28 06:38 (обновление: 2011-06-28 13:29)

 

В.И.Кашин:

Уважаемые участники круглого стола! Товарищи!

Фракция КПРФ к теме жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) страны, исходя из ее важности, обращается не первый раз. В этой сфере огромное число нерешенных проблем, включая и жилищное законодательство. Законодательная база ЖКХ является важнейшим пластом правового поля, ибо речь идёт о сфере, касающейся каждого жителя, каждого гражданина, где реализуется их конституционное право на жилище, возможность получения бесперебойного энергоснабжения, водоснабжения, обеспечения комфортной экологической среды обитания и т.д.

 

Важный фактор экономики

Жилищно-коммунальное хозяйство России представляет собой совокупность отраслей российской экономики, обеспечивающих работу инженерной инфраструктуры зданий населённых пунктов. В ЖКХ входят жилищное хозяйство, включая капитальный и текущий ремонт зданий, теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение и газоснабжение, ремонт инженерных коммуникаций, дорожно-мостовое хозяйство, а также благоустройство территорий, утилизация мусора и уборка. В отрасли работает более 2,5 млн. человек, около 34 тысяч предприятий обеспечивают теплом, водой, газом, электроэнергией и другими видами услуг население России.

ЖКХ занимает существенное место в экономике страны. Это не просто один из элементов экономики. Это один из самых существенных факторов, обуславливающих состояние национальной безопасности. Как структурный элемент экономики ЖКХ формирует 4% ВВП. Доля его основных фондов составляет более 26 % от общего объёма основных фондов экономики. Стоимость основных фондов ЖКХ превышает 5 трлн. рублей. Годовой оборот отрасли - более 100 млрд. долларов или 3 трлн. рублей.

 

«Коллапс» основных фондов

Как видим, коммуналка не очень похожа на бедную родственницу, которая перебивается с хлеба на воду и вот-вот помрет, если население не раскроют свои кошельки пошире. Вопрос в том, в чьих карманах оседают эти огромные суммы и как они используются. В то же время к настоящему времени основные фонды ЖКХ сильно изношены. По официальным данным износ составляет в среднем более 60 %, значительная их часть находится в аварийном или предаварийном состоянии: износ котельных 54,5%, коммунальных сетей водопровода - 65,5%, канализации - 62,5%, тепловых сетей - 62,8%, электрических сетей - 58,1%, насосных станций - 57,1%, очистных сооружений канализации - 56,2%. В плачевном состоянии находится и лифтовое хозяйство. Из 360 тысяч лифтов 160 тысяч требуют замены. В то же время в стране практически свернуто производство лифтов.

Порядка 50% оборудования в коммунальном комплексе было изготовлено 20 лет назад. В нормально работающем хозяйстве цикл обновления подобного оборудования составляет 6-8 лет. Ситуация усугубляется использованием устаревших и неэффективных технологий. По оценке президента Дмитрия Медведева, ЖКХ стоит на грани «катастрофы» и «коллапса». Только на приведение изношенных фондов до нормативного состояния требуется более 6 трлн. руб., но по признанию председателя правительства В.Путина «этих средств на сегодня у государства нет».

В отрасли с каждым годом увеличивается аварийность. За последние 10 лет количество нарушений и аварий в работе коммунальных объектов выросло в 5 раз. Например, за отопительный сезон 2009-2010 годов в ЖКХ зафиксировано почти 19 тысяч аварий. По сравнению с прошлым периодом рост составил 27 %. Как отметил министр регионального развития В.Басаргин, «их основные причины носили техногенный характер, в основном из-за ветхости основных фондов, и только 15% произошли из-за, так называемого „человеческого фактора“». По признанию министра, «средства, которые затрачиваются на устранение аварийных и чрезвычайных ситуаций, сопоставимы с теми средствами, которые расходуются на подготовку отопительного сезона».

Прежде всего, для нашей холодной страны вызывает обоснованную тревогу изношенность оборудования и коммуникаций системы теплоснабжения. По данным Минэнерго РФ «около 50 % объектов и инженерных сетей требуют замены, не менее 15 % находятся в аварийном состоянии. На каждые 100 км тепловых сетей ежегодно регистрируется в среднем 200 повреждений, на водопроводах - до 70. Потери в тепловых сооружениях и сетях достигают 40%, водопроводах – до 20%, электроэнергии – до 15%». В 2010 года глава Минрегиона В.Басаргин заявил, что доля тепловых сетей, выслуживших установленные сроки, увеличилась до 32,7 %, а по водопроводным сетям - до 43,9 %.

В последнее время практически ежедневно появляется огромное число сообщений о несчастных случаях, вызванных деятельностью жилищных и коммунальных служб. От обрушений кровель, разрушения ветхого жилья, падения снега и льда, аварий в жилищном и коммунальном хозяйстве гибнут люди. При этом, к сожалению, уровень ответственности работников ЖКХ неуклонно снижается.

 

Сельские развалины

На селе ситуация еще более угрожающая. Самое страшно, что уничтожается сельская инфраструктура - школы, детские сады, медпункты, клубы… Исчезают с лица земли населенные пункты, приходят в негодность дороги, инженерные сети, водопроводы и газопроводы и т.д. За годы "реформ" с карты России исчезло 23 тысячи деревень, в 47 тысячах сел проживает менее 10 человек. На селе  закрыто 15600 клубов, 4300 - библиотек, 14000 - школ, 22000 - детских садов. Практически полностью прекратился ввод новых сельских объектов, включая жилищное строительство. Так, например, если в советское время ежегодно на селе вводилось почти 18 млн. кв. м жилья, то сегодня всего лишь около 1,3 млн.кв. м, клубных помещений вводилось на 90 тысяч мест, в прошлом году введено всего на 480 мест, т.е., примерно, один сельский клуб. Ввод водопроводов сократилось с 6,2 тысяч километров до 2,9 тысяч километров, в 35 раз сократился ввод линий электропередач, в 180 раз - строительство школ, почти в 50 раз - строительство детских дошкольных учреждений и т.д. Если сюда добавить практически полную ликвидацию сферы бытового и медицинского обслуживания, то становится очевидным, жизнь русской деревни находится под угрозой полного угасания. Это не может не вызывать тревогу у каждого патриота России.

 

Глоток чистой воды

Не меньшую тревогу вызывает и снабжение населения питьевой водой, даже по заявлению президента Российской Федерации сегодня не отвечают санитарным нормам около 40% поверхностных и более 20% подземных источников питьевого водоснабжения. В некоторых регионах от 35 до 60% питьевой воды не удовлетворяют санитарным нормам. Одной из главных причин неудовлетворительного положения с загрязнением водных объектов является состояние и объемы сбрасываемых сточных вод. Во многих городах как канализационные, так и очистные сооружения работают неудовлетворительно и продолжают сбрасывать в водные объекты загрязненные сточные воды, создавая угрозу для здоровья населения. Только на 20% коммунальных очистных сооружений решены вопросы обезвреживания и утилизации осадка сточных вод.

Централизованные системы водоснабжения имеют 1078 городов (99%), 1686 поселков городского типа (83%) и около 34 тысяч населенных пунктов (22%). Под государственным санитарно-эпидемиологическим надзором находится 23 тысяч 650 коммунальных  и 41 тысяча 702 ведомственных водопровода. Из них не имеют необходимого комплекса очистных сооружений 29% и обеззараживающих установок – 18%.

В питьевой воде централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения регистрируется концентрации, превышающие ПДК, по 7 веществам 1 класса опасности, 44 веществам 2-3 классов опасности и 9 веществам 4 класса опасности. На нескольких территориях, например, г.г. Владивостока, Вологды, Челябинска, Ухты (Республика Коми), Вологодского района (Вологодская область), отмечается почти 10-ти кратное превышение гигиенических нормативов по веществам 1 класса опасности (трихлорметан, тетрахлорметан, мышьяк). На 17 территориях Российской Федерации отмечается загрязнение питьевой воды централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения веществами 1-2 классов опасности от 2 до 5 раз.

Ежегодно употребляет питьевую воду централизованных систем хозяйственно-питье­вого водоснабжения, не отвечающую гигиеническим нормативам содержания химических веществ, более 10 млн. человек, с патогенными и условно-патогенными микроорганизмами в ряде административных территорий 77 субъектов Российской Федерации около 14 млн. человек. По данным санэпидемслужбы около 50 млн. человек, т.е. более трети населения пьют воду с повышенным содержанием железа. За последние 10 лет количество населения, употребляющего питьевую воду централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, не отвечающую санитарным правилам и нормам по содержанию условно-патогенных и патогенных бактерий, увеличилось более чем в 5 раз.

В сельских поселениях источников нецентрализованного водоснабжения 85,6%. Кроме того, на селе эксплуатируется 54 тысячи 570 водопроводов  в составе 81 тысячи 110 источников централизованного водоснабжения. Из них не имеет зоны санитарной охраны 17%, 20% не соответствует санитарным правилам и нормам.

В водопроводах в сельских поселениях удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, – 33,4%, по микробиологическим – 51,5%, в т. ч. проб с выделением патогенной и условно-патогенной флоры – 68,3%.

Низкое качество питьевой воды регулярно приводит к возникновению среди населения Российской Федерации вспышек острых кишечных инфекций водного характера, которые регистрируются во всех федеральных округах. В год регистрируется от 50 до 100 вспышек с числом пострадавших от 2000 до 5000 человек. Наибольшее число вспышек острых кишечных инфекций происходит в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. В основном «водным путем» распространяется вирусный гепатит А, дизентерия Флекснера, а также мочекаменная болезнь, онкологические заболевания, спонтанные аборты, мутации клеток у детей.

Состояние питьевого водоснабжения продолжает оставаться одной из актуальных задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации, решение которой необходимо для сохранения здоровья и повышения качества жизни населения. Более 10 лет ведется, а вернее саботируется работа над законопроектом о чистой питьевой воде. Нет и государственной целевой программы по обеспечению населения качественной питьевой водой. Разработанные программы в 52 регионах или не финансируются, или финансируются, но весьма скудно и нерегулярно. Продекларированная партией «Единая Россия» забота об обеспечении населения питьевой водой так и осталась всего лишь благим пожеланием. Вместо этого в спешном порядке принят новый Водный кодекс, позволяющий приватизировать водные объекты. Из кодекса умышленно изъяты все концептуальные положения, закрепляющие право граждан России на свободный доступ к воде, ликвидирован государственный контроль за состоянием водных объектов, заменена административная системы управления водными объектами на гражданско-правовую, по сути рыночную. Все это только усугубляет ситуацию с обеспечением населения чистой питьевой водой. В секторе водоснабжения сложилась кризисная ситуация, особенностью которой является ускоренная, продиктованная политическими установками и корыстными интересами, лишённая научного обоснования приватизация услуг в этой области, в том числе и с участием иностранных компаний. Развитие этой ситуации чревато возникновением угрозы недоступности пригодной питьевой воды для бедных слоев населения в силу бесконтрольности роста тарифов. Фактически государство полностью самоустранилось от проблем питьевого водоснабжения. Фракция КПРФ с целью устранения указанных недостатков действующего Водного кодекса внесла на рассмотрение Государственной Думы свой вариант этого важнейшего документа.

 

Мусорный потоп

Огромные проблемы накопились и с бытовыми отходами. К настоящему времени на территории Российской Федерации в отвалах и хранилищах накоплено около 80 млрд. тонн твердых отходов, в том числе свыше 30 млрд. тонн опасных и ядовитых. Общая площадь занятых отходами земель превышает 2 тыс. кв. км. Кроме узаконенных, образовалось огромное количество несанкционированных свалок, представляющие угрозу для окружающей среды и здоровья населения. Ежегодно образуется более 40 млн. тонн твердых бытовых отходов. Из них только 3% ТБО сжигаются или перерабатываются промышленными методами. В сфере обращения с отходами устойчиво доминирует их удаление с накоплением на полигонах, эксплуатационные мощности которых уже исчерпаны. Отсутствует раздельный сбор ТБО. Вместе с бумагой, полимерной, стеклянной и металлической тарой, пищевыми отходами часто выбрасывают просроченные лекарства, ртутьсодержащие приборы, тара от ядохимикатов и т.п. Все это под видом малоопасных ТБО размещается на полигонах, которые зачастую не имеют гидроизолирующего основания, препятствующего распространению токсичных загрязнений по водоносным горизонтам.

В отличие от других развитых стран, в России на федеральном уровне фактически не ведется программно-целевое планирование по проблеме ТБО. Федеральная целевая программа "Отходы", которая бала принята в 1995 году на период до 2001 года была профинансирована всего лишь на 10%. В 2001 году была принята другая программа "Экология и природные ресурсы", включавшая подпрограмму "Отходы" на период до 2010 года. Однако в 2005 году, из-за отсутствия финансирования, эта программа была закрыта.

Отходы превращаются в проблему, представляющую реальную угрозу экологической безопасности страны. Ели ее не решать, то утилизация ТБО скоро может приобрести масштабы с непредсказуемыми последствиями. Проблема ТБО становится не только технической, но и социально-экологической.

Ситуация усугубляется тем, что законодательная база обращения с отходами несовершенна. Серьезным правовым пробелом является отсутствие специальных технических регламентов. В принятом федеральном законе "Об отходах производства и потребления" даже понятийный аппарат неполный, в нем отсутствуют разграничения регулирования по отношению к здоровью человека и охране окружающей среды. В законе не закреплены такие нормы, как обеспечение приоритета утилизации над их размещением на полигонах, отсутствует принцип ответственности за нанесение экологического ущерба владельцев полигонов, требование использования новейших технологий в области утилизации отходов и т.д. В последние 15 лет роль государства в организации сбора и переработки отходов резко снизилась. Эти вопросы, по существу, выпали из сферы централизованного государственного управления. Из федерального закона "Об отходах производства и потребления" даже изъята статья "Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами", в результате чего за пределами компетенции федеральных органов осталось централизованное решение проблем с отходами, их учетом, а также научно-технические вопросы. В значительной мере именно по этой причине в так называемых "рыночных условиях" отходы не являются объектом конкурентных отношений. Наблюдается неэффективное использование и распыление средств в данной сфере.

Совсем недавно, а именно 9 июня 2011 года, в г.Дзержинске Нижегородской области состоялось очередное заседание президиума Госсовета РФ под председательством президента Д.А.Медведева, посвященное экологическим проблемам, в том числе и проблеме ТБО. На заседании выяснилось, что правительством проигнорированы практически в полном объеме поручения предыдущего заседания президиума Госсовета по этой же теме, состоявшегося годом ранее. Вопиющий факт. Однако никаких серьезных выводов не сделано, никто, по сути, не понес наказания. Президент пожурил чиновников, в очередной раз высказался за экологическое воспитание со школьной скамьи, за необходимость решения проблемы, за привлечение к ее решению бизнеса, внедрение современных технологий… С одной стороны вроде как все правильно, а с другой, как говорится, воз и ныне там. Кто и за какие деньги всем этим будет заниматься, ясности нет, как и нет каких-либо конкретных программ или планов.

 

Из квартир в лачуги

В плачевном состоянии продолжает оставаться жилищный фонд страны и обеспечением жильем граждан. Причем деградация нарастает. В настоящее время жилой фонд России составляет 3,2 млрд. кв. м. или 22 кв. м на человека. Кстати, в Норвегии, например, эта цифра составляет 74 кв. м, в США - 70, в Германии - 50, на Украине - 26 кв. м. Износ фонда достигает 20%. Ветхий и аварийный фонд насчитывает 99,5 млн. кв. м или 3,2%. С 1990 года ветхий фонд вырос в 3 раза, аварийный  - в 6 раз. И это притом, что содержание ветхого и аварийного жилья обходится в 2-3 раза дороже. Более 5 млн. человек проживают на этой площади. Благоустроенный фонд составляет 1,96 млрд. кв. м или 61,2%. Остальное жилье - неблагоустроенное. Жилье каждой четвертой семьи находится в плохом или очень плохом состоянии. В малых городах каждый второй дом не имеет полного инженерного оборудования. В неблагоустроенном фонде проживает 43 млн. человек. Свыше 300 млн. кв. м жилья (11%) нуждается в неотложном капитальном ремонте, 250 млн. кв. м. (9%) – в реконструкции. Сегодня ежегодно в среднем ремонтируется около 0,5% жилья при норме 5%. При этом зачастую ремонтируются в первую очередь дома, состояние которых не самое худшее, а те, жильцы которых могут участвовать в так называемом софинансировании ремонта в объеме 5% от его стоимости. С этой целью, а также для расселения семей из ветхого и аварийного жилья был создан специальный Фонд поддержки реформирования ЖКХ с объемом средств 250 млрд. рублей. Средства практически израсходовано полностью, однако результаты более чем скромные. Значительная их часть просто разворована. По данным Прокуратуры РФ течение 2009-2010 годов только по Центральному федеральному округу за рубеж на счете иностранных банков было переведено 25 млрд. рублей из сферы финансирования ЖКХ. В этом ведомстве вызывают "восхищение" и другие "достижения". Так, например, доходы генерального директора К.Г.Цицина в 2009 году составили 21 млн. рублей, его первого зама в.М.Талаликина - 10 млн. рублей, а всего на заработную плату израсходовано 182 млн. рублей.

                В стране катастрофически не хватает жилья. В очереди на получение квартиры сегодня насчитывается 4,43 млн. семей. Еще около 1,5 млн. семей ждут получения жилья в порядке исполнения государством своих обязательств. Проблемы с жильем у 61% граждан России. Более 10% нуждающихся в жилье не могут решить эту проблему самостоятельно из-за низких доходов, и им необходимо предоставить социальное жилье. Общая потребность в жилье составляет 1,6 млрд. кв. м. Т.е. надо увеличить жилищный фонд на 46%. По действующим сегодня расценкам для решения этой проблемы необходимо около 100 трлн. рублей. В 2010 году было запланировано построить 60 млн. кВ. м. жилья. Построено 43 млн. кВ. м. Из них только 23,8 - новое жилье, остальное реставрированное. Из нового жилья 22 млн. построено на средства граждан. Возникает вопрос: куда деваются государственные средства? Кроме того, на собственные средства строят жилье люди состоятельные. Для того чтобы хотя бы как-то сдвинуться с мертвой точки в решении жилищной проблемы, необходимо, чтобы выполнились несколько условий. Во-первых, государство должно выделять на эти цели ежегодно не менее 350 млрд. рублей. В 2010 году планировалось выделить 80 млрд. рублей, а поступило только 25. А на текущий 2011 год запланировано только 15 млрд. рублей. И, во-вторых, должны стать доступными ипотечные кредиты размером не менее 450 млрд. рублей в год. Однако, и это вряд ли возможно по многим причинам. В частности, ипотечный кредит повышает стоимость жилья примерно в два раза.  Около 70% населения имеют доходы ниже среднего уровня, в том числе практически третья часть живет за чертой бедности. Следовательно, решение проблемы жилья на основе ипотечного кредита бесперспективно по причине бедности населения, высокой стоимости жилья, заоблачных процентных ставок по кредитам и грабительской системы страхования. Таким образом, при нынешней политике власти, скорее всего, решение жилищной проблемы растянется на многие десятки лет, усугубляясь тем, что строительство жилья не будет успевать за его износом. Определенные надежды связывались с ФЦП «Жилище» и национальным проектом «Доступное жилье». Однако недостаток финансирования свел фактически эти надежды лишь к легкому латанию дыр. Так что основной прирост жилого фонда пока что идет за счет индивидуального строительства зажиточной части населения.

 

Бездомные за свои деньги

                Особого внимания заслуживает тема соинвесторов, или обманутых дольщиков. Это те граждане, которые захотели улучшить свои жилищные условия путем вложения личных накоплений в строительство многоквартирных домов. Однако далеко не все дольщики сумели получить квартиры. Более 150 тысяч человек по всей стране безрезультатно оббивают пороги судов и других инстанций в поисках справедливости и в надежде получить причитающееся им жилье. Например, в Воронежской области обманутых граждан почти 4,5 тысяч, в Тульской области почти 700 человек, обманутые дольщики есть Рязанской, Липецкой, Орловской, Новгородской, Смоленской областях, в Республике Коми, в Москве и Московской области… Вся проблема в том, что ни одним законом не установлена ответственность застройщиков перед дольщиками. Чаще всего застройщиком становится физическое лицо с уставным капиталом 10-20 тысяч рублей. Такие конторы типа "Рога и копыта", собрав деньги, исчезают бесследно. Распространена форма многократной продажи одной и той же квартиры разным соинвесторам. Обманутые люди остаются один на один с жуликами, которым в большинстве случаев удается уйти от ответственности. Даже сегодня, когда обманутые граждане, отчаявшись, выходят с протестом на улицу, объявляют голодовки, когда о фактах обмана переполнены СМИ, непонятные застройщики продолжают свое черное дело. Ни законодательная, ни исполнительная, ни судебная власть никаких шагов не предпринимают. Складывается впечатление, что власть лоббирует жуликов, уводящих у населения миллиарды рублей. Хотя совершенно очевидно, что требуется немедленная корректировка законодательной базы, введение жестких требований к застройщикам, ответственность и контроль за жилищной политикой со стороны местных органов власти, урегулирование земельных вопросов для целей жилищного строительства и т.д. Местные органы власти обязаны контролировать соблюдение сроков строительства объектов, порядок продаж квартир, вовремя пресекать любые попытки обмана граждан.

 

Что хочу, то и ворочу

                Весьма болезненным для населения в сфере ЖКХ является вопрос установления тарифов. Стоимость жилищно-коммунальных услуг в России и их реальная себестоимость несоизмеримы с доходами большей части граждан. Ни в развитых странах, ни в странах с так называемой переходной экономикой оплата услуг ЖКХ не занимает такой большой части  в бюджетах домохозяйств, как в нашей стране. Например, в Австрии на оплату услуг ЖКХ уходит 9,2% семейного бюджета, в Швеции – 3,4%, в Венгрии – 10,8%, в Польше – 9,9%. По выводам многих специалистов доля платежей за услуги ЖКХ не должна превышать 10% семейного бюджета, так как за пределами этой цифры начинается быстрый рост задолженности, это ведет к отказу бедных семей от жизненно важных товаров, в том числе связанных питанием, лечением и образованием. В нашей стране в значительной части семей расходы на ЖКХ превышают 40% совокупного дохода.

Постоянный рост платежей в сфере ЖКХ России при отсутствии не только адекватного роста благосостояния населения, но и видимых изменений в качестве и надежности услуг – это, пожалуй, главная проблема этой сферы экономики. Рост тарифов нельзя объяснить сколько-нибудь разумными причинами – ни ростом цен на топливо, ни инфляцией. За пять последних лет накопленный уровень инфляции по официальным данным составил 63%, а коммунальные тарифы за это время выросли в среднем на 117%, что в 1,8 раза превышает инфляцию и в 1,9 раза – уровень роста доходов населения. Но за этой усредненной картиной скрываются десятки регионов, где коммунальные тарифы более чем вдвое опережали инфляцию в последние пять лет. Так в Москве тарифы выросли на 141%, что превысило инфляцию в 2,2 раза, а рост доходов населения в 3,5 раза. В Ленинградской области рост коммунальных тарифов  почти в 2,5 раза превысил рост инфляции и в 2,8 раза доходы населения. И таких неблагополучных регионов в России более шести десятков.

Рост тарифов в том виде, в котором он процветает и развивается последние 20 лет, свидетельствует о порочности подхода к тарифной политике в России. Он указывает на неэффективность управления администраций регионов, городов и сел в сфере ЖКХ. По сути, завышением тарифов поощряется безудержная алчность дирекций поставщиков ресурсов по всей технологической цепочке. При такой политике у поставщиков напрочь отсутствует мотивация к снижению собственных производственных издержек. За все расплачивается потребитель. Поэтому поставщики ресурсов не утруждают себя повышением качества своей продукции: занижают температуру теплоносителя, не обеспечивают бесперебойность поставки, не отвечают за перепады и скачки напряжения в электросетях, за качество питьевой воды и т.д.

                Бесконтрольность и попустительство со стороны власти приводит к массовым злоупотреблениям и аферам при назначении коммунальных платежей. Так, например, в Саратове утвержденные нормативы потребления воды в 5 раз выше реального расхода. Каждая квартира саратовцев переплачивала от 500 до 1500 рублей в месяц. Не отстает и Москва. Здесь установлен водный норматив в 11 куб. м воды на человека в месяц. Чтобы понять, что это такое, надо представить 55 бочек по 200 литров каждая, которые ежемесячно обрушиваются на каждого члена семьи. Контрольно-счетная палата (КСП) Москвы указала, по крайней мере, на двойное завышение норматива. Правительство Москвы своеобразно среагировало на замечание КСП, снизив норматив до 10,7 куб. м на человека. Интересы чиновников Мосводоканала и его аффилированных лиц оказались сильнее замечаний контрольного органа. Можно только догадываться, какие усилия предприняли столичные короли воды и пара, чтобы не уступить москвичам ни копейки.

                То же самое происходит и при назначении платы за отопление. Как она назначается? Площадь квартиры умножается на норматив, затем на тариф на тепловую энергию. Ключевые позиции в этой арифметике – тариф и норматив. Разброс значений этих составляющих по регионам огромен. Переплаты граждан за сезон с каждой квартиры может достигать от 2,5 до почти 10 тысяч рублей. В 2010 году переплата только по Москве составила более 1 млрд. рублей.

Государство, отказавшись от своих конституционных обязанностей защищать своих граждан, бросило их в объятия разного рода проходимцев, которые внаглую обирают население. Для них не действуют федеральные законы, предписывающие, что рост тарифов должен отслеживать инфляцию, а также доходы граждан, и не превышать 15% в год. В начале 2011 года по многим регионам было объявлено о повышении платы за услуги ЖКХ в 1,5-2 раза. Однако, принимая во внимание приближение выборов в Государственную Думу и президента РФ, последовали окрики Д.Медведева и В.Путина, охладившие непомерные аппетиты жуликов от ЖКХ. Планируемое повышение снизили в разы. И именно это вызывает недоуменный вопрос: как же тогда формируются тарифы, если их так легко, по окрику, можно менять? Тем не менее, стоимость услуг ЖКХ в среднем по России выросла почти на 20%. Причем вывоз мусора стал обходиться дороже на 13%, отопление – на 14%, горячая вода – на 14%, холодная вода – на 16%, электроэнергия - на 18%. Что касается роста тарифов на электроэнергию, то в 38 регионах страны их рост составил 30-40%. Для юридических лиц электроэнергия продается по так называемым свободным ценам, которые значительно выше. Т.е. насосные станции, очистные сооружения, бойлерные, тепловые станции и другие объекты ЖКХ, использующие электроэнергию, платят за нее по завышенным тарифам, что неизбежно сказывается и на тарифах по другим составляющим платы за услуги ЖКХ.

Самой большой загадкой остается методика формирования тарифов. Этой методикой не владеет ни Министерство регионального развития РФ, ни Федеральная служба по тарифам, ни другие тарифные комиссии. О пользователе и говорить нечего. Поэтому установить или проверить обоснованность тарифа практически невозможно.

 

Горизонт не виден

Коммунальные платежи с каждым годом становятся все более неподъемными для граждан России. И, тем не менее, доля граждан, получающих субсидии от государства, на сегодня составляет всего лишь 6,9 % от общего числа собственников жилья или квартиросъемщиков. Дело в том, что в соответствии с федеральным законодательством субсидия положена в том случае, если квартирная плата «съедает» не 10% совокупного дохода семьи, а 22%. Объясняют это тем обстоятельством, что, дескать, в России, по сравнению с Западом, коммуналка гораздо дешевле, забывая о том, что в развитых странах Запада средние доходы населения на порядок выше, чем в нашей стране. Власть постоянно твердит, что население до сих пор не перешло 100-процентную оплату ЖКХ, и разницу приходится компенсировать государству. Вот поэтому, как считает правительство, тарифы должны расти и дальше. При этом совершенно не понятно, 100% это сколько в рублях? По данным Росстата, с 2000 года тарифы на коммунальные услуги выросли в 8,6 раза. С тех пор пресловутый уровень оплаты перевалил не то что за 100, а за все 200%. Еще в сентябре 2003 году в аналитическом докладе, подготовленном к заседанию правительства, уже в то время уровень оплаты ЖКХ в среднем по стране составляя 72,2%, а в 46 субъектах федерации (Карелии, Бурятии, Воронежской, Белгородской, Владимирской, Тверской областях, Ставропольском и Приморском краях и т.д.) – он превышал 90%. В 24 регионах уровень оплаты коммуналки составил 80-85%. Но с тех пор прошло еще 8 лет. Вот эта 100–процентная граница все время власть отодвигает. Рубежом пока обозначен 2014 год, потом, наверное, передвинут на 2020… А скорее всего, никогда, ибо тогда придется не на словах, а на деле выплачивать субсидии всем, кому коммунальные платежи стали непосильными. А это значит, что за субсидиями может обратиться не менее трети населения.

В марте 2011 года к обсуждению темы тарифов ЖКХ подключился даже глава РПЦ патриарх Кирилл, именовавший "безобразием" рост тарифов в ЖКХ без изменения качества его услуг, призвав население бороться с этим злом. Тема тарифов ЖКХ - одна из немногих тем, способных собрать на акции протеста население в любом населенном пункте. И причины для беспокойства у населения действительно существуют. В нынешней конструкции госрегулирования отрасли нет никаких механизмов, которые бы не позволяли ЖКХ "отобрать" в бюджетах домохозяйств дополнительные расходы, довести уровень оплаты услуг ЖКХ до 120-130% реальных затрат.

 

Остап  Бендер отдыхает

С конца 80-х годов и все 90-е годы фактически никто не занимался решением проблем в системе ЖКХ на государственном уровне. Реформа ЖКХ, замышленная ее авторами как переход на «рыночные» механизмы функционирования, терпит провал. Здесь, как и во многих других отраслях, "рынок" ничего не отрегулировал и не улучшил, а только обострил проблемы. Сейчас уже очевидно, что государство не хочет выделять средства для того чтобы реформировать ЖКХ. Но оно неизбежно, рано или поздно, будет вынуждено это сделать. Сломав советскую вертикально структурированную систему управления ЖКХ, власть посеяла хаос и неразбериху. Сегодня простому гражданину трудно разобраться во всех тонкостях жилищного законодательства. Если раньше непосредственно квартиросъемщик имел дело с единственным учреждением типа ЖЭК, с которым он мог решить все вопросы эксплуатации и обслуживания своего жилья, то теперь таких учреждений и организаций может быть несколько: это и ТСЖ, и ЖСК, и ДЭЗ, и управляющая компания (УК), и Совет дома…

В настоящее время происходит активный процесс перехода управления многоквартирными домами от государственных к частным управляющим компаниям. Как правило, переход управления многоквартирных домов от государственных учреждений типа ЖЭК или ДЭЗ осуществляется административными методами и нередко по подложным решениям собраний собственников жилья. В подобных случаях управляющие организации заботятся не столько об интересах жителей, сколько о тех,  кто принимал решение о прикреплении домов к УК. Администрирование сопряжено с акционированием, искусственным банкротством и ликвидацией государственных учреждений ЖКХ. Например, в некоторых районах Москвы уже вообще не осталось ни одного государственного учреждения, а частных – многие сотни. Причем частные структуры, зачастую, не имея необходимой технической базы для обслуживания дома, укомплектованы  чиновничьим аппаратом, содержание которого должны обеспечивать жильцы. Кроме того, частные управляющие организации, в отличие от государственных,  обременены налогами  и сборами, в том числе связанными с землепользованием, страхованием недвижимого имущества и др., что не может не сказаться на стоимости их услуг.

Толкнув людей на приватизацию жилья, власть открыла зеленую улицу для их грабежа. Сегодня создаются липовые ТСЖ, липовые УК… - вот этакие «дети реформы», которые собирают с граждан деньги и затем бесследно исчезают. Только следственными подразделениями МВД России за период с 2009 по 2011 год было возбуждено 368 уголовных дел о преступлениях в сфере ЖКХ. И наиболее распространенными как раз и являются дела, связанные с хищением денежных средств. А всего по России таких преступления насчитывается десятки тысяч. Возникают различные коррупционные схемы с участием специалистов муниципалитетов. Это наглядно демонстрирует Москва. Так, например специалист района «Черемушки» Слуцкая И.М. являлась председателем 60 ТСЖ, специалист района «Ломоносовский» Макеева Н.Н. - председателем 39 ТСЖ. Заместитель директора ГУП ДЭЗ района Крюково Завражнев В.В., в нарушение должностной инструкции, являлся генеральным директором ООО «Дирекция эксплуатаций зданий района Крюково», имеющего договорные отношения с ГУП ДЭЗ района Крюково и т.д. Указанные обстоятельства нарушает права собственников и приводит к злоупотреблениям и возникновению конфликта интересов.

И чем дальше, тем больше возможностей открывается для жульничества. Например, в недавно принятых поправках в Жилищный кодекс РФ введено требование обязательного страхования жилья, что, конечно, обогатит не жильцов, а ненасытные страховые компании. Планируется в ближайшее время ввести и налог на жилье, причем исходя из его рыночной стоимости. Для большинства семей это будет настоящей удавкой, одетой на себя добровольно, реализуя свое желание стать собственником жилья.

В ближайшее время вероятно внедрение еще одной структуры жилищной сферы, которую придется содержать жильцам, - саморегулируемые организации (СРО), выполняющие функцию сертификации управляющих компаний. И это притом, что уже имеется печаль опыт перехода на саморегулирование в строительной отрасли, обернувшийся негативными последствиями: у строительных компаний появилась лишняя «вертикаль власти», они стали платить слишком большие деньги за право заниматься своим бизнесом, размылась ответственность строителей перед потребителем. Для ЖКХ саморегулирование будет еще более губительным, чем для строительной отрасли. В первую очередь пострадает потребитель. В принятом законе «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Жилищный кодекс дополнен статьей 171, которая регламентирует размер компенсационного фонда для вступление УК в СРО в сумме не менее 100 тыс. рублей. Очевидно, что расплачиваться за вступление управляющих компаний в СРО будут их клиенты - жители многоквартирных домов. У чиновников УК наверняка найдутся сотни способов «спрятать» эти расходы в других статьях договора и выставляемых счетах за свои услуги. У Остапа Бендера было четыреста способов разбогатеть, не нарушая уголовный кодекс, который он почитал, а его современные последователи от ЖКХ куда более подкованы экономически и юридически! К сожалению, у саморегулирования немало сторонников. Особенно среди крупных игроков рынка. Ведь что такое саморегулирование в современных российских условиях? Это узурпация власти крупного бизнеса над малым и средним, это монополизация рынка услуг, ибо все мелкие компании, которые не смогут заплатить, как минимум 100 тысяч рублей, останутся не удел.

 

ЖКХ – внимание государства

Анализируя ситуацию в ЖКХ, становится совершенно очевидным, что без вмешательства государства, без принятия срочных радикальных мер положительных сдвигов в данной сфере не будет. ЖКХ продолжит деградировать. Пока что таких шагов власти не видно. Более того, поддержка ЖКХ со стороны государства снижается. Об этом свидетельствуют цифры федерального бюджета. Если на 2011 год  выделяется 197 млрд. рублей, то на 2012 год – 94, а на 2013 год – только 79 млрд. рублей. Трудно себе представить, чтобы какой-нибудь олигарх или просто капиталист за свои деньги занялся заменой труб, ремонтом прохудившихся крыш, провалившихся полов, сгнивших водопроводов, неработающих бойлерных, изношенных до предела очистных сооружений и т.д. С такой перспективой становится бессмысленным многое из того, о чем пространно в последнее время говорит глава государства – об улучшении демографии, укреплении семьи, поддержке молодых и многодетных семей, воспитания детей и т.д. Без крыши над головой, удобного, доступного жилья, обеспеченного всеми услугами коммунального хозяйства надеяться на рост рождаемости и воспитание достойных граждан будущих поколений похоже на маниловщину…

КПРФ – единственная партия, которая имеет реальную программу восстановления ЖКХ, как важнейшей отрасли, призванной создавать комфортные условия жизнеобеспечения человека. Ее реализация предполагает  внесение соответствующих поправок в законодательные акты, включая и федеральный бюджет. Мы считаем, что надо незамедлительно внести поправки в Жилищный, Водный, Земельный, Гражданский, Градостроительный, Уголовный, Налоговый кодексы РФ, в ряд федеральных законов, включая закон «О местном самоуправлении в РФ», разработать ряд технических регламентов и т.д. Ряд законодательных инициатив уже подготовлено и они внесены на рассмотрение в Государственную Думу. Надо законодательно вернуть главенствующую роль государства в решении проблем ЖКХ.

При этом не исключаются и другие формы влияния на принятие властью решений, в том числе и массовые протестные выступления населения, общенародные референдумы. При том положении, которое сегодня складывается в жилищно-хозяйственной сфере рост протестных настроений и выступлений неизбежен. Президент и правительство обязаны прислушаться к голосу своего народа – единственного источника власти.

Мы считаем, что в нашей холодной стране жилищно-коммунальное хозяйство необходимо оставить в основном в качестве государственной структуры. Государство обязано обеспечить все те положения, которые прописаны в Конституции РФ – доступное и качественное жилье, комфортная экологическая среда, включая чистые воду и воздух, бесперебойное снабжение теплом, электроэнергией, газом. Невыполнение этих важнейших статей Конституции неотвратимо должно вести к ответственности должностных лиц по всей вертикали власти, включая председателя правительства и президента страны, вплоть до их отставки.

Решение острейших проблем, которые накопились в отрасли, невозможно без финансовой государственная поддержки. И государство обязано восстановить финансирование ЖКХ в полном объеме. Деньги в стране есть! Хватить грабить наши национальные богатства и кормить западных «друзей»! Сколько можно создавать тепличные налоговые условия для олигархов! Введение прогрессивной шкалы налогообложения на сверхприбыли позволит получить необходимые средства для решения накопившихся проблем ЖКХ.

Плата населения за услуги ЖКХ не должна превышать 10% совокупного дохода семьи. Государство обязано оградить малообеспеченные слои населения от тарифного грабежа всякого рода жулья, присосавшегося к телу важнейшей отрасли экономики. Здесь требуется создание вертикально интегрированной системы общественного контроля за соблюдением законодательства по образцу народного контроля, который эффективно действовал в советское время.

Сегодня две важнейшие и первоочередные стоят задачи  перед правительством - восстановление инженерных и коммуникационных систем и реальное обеспечение доступности жилья, если власть действительно обеспокоена положением дел в этой сфере. Правительство обязано разработать долгосрочную программу развития ЖКХ с реальным обеспечением ее финансирования.

Решение жизненно важных проблем ЖКХ не может произойти само собой или по доброй воле власти. Только совместными усилиями, только сплоченными и решительными протестными действиями можно заставить ее уважать мнение свих граждан. Есть и другой, радикальный путь – смена власти через выборы в декабре 2011 года депутатов Государственной Думы от КПРФ и президента РФ в 2012 году. Выбор за народом России!

Теги: ЖКХ КПРФ