Газета "Правда". Кормилец нуждается в помощи
В Государственной думе прошли парламентские слушания на тему «Правовые и социальные аспекты устойчивого развития сельских территорий». Они были инициированы фракцией КПРФ и Комитетом Госдумы по аграрным вопросам. На мероприятии присутствовали более 700 представителей регионов, половина из которых — аграрии. Также в форуме приняли участие депутаты, руководители федерального и регионального уровней, крупнейшие учёные. Перед участниками слушаний выступил Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов.
—МЫ ПОДГОТОВИЛИ несколько документальных фильмов. Фильм «Белорусское село» (это закрытая для России тема) уже набрал более двух миллионов просмотров. Я пытался разместить этот фильм на российском телевидении, но у меня ничего не получилось. Это уникальный, потрясающий опыт страны, где нет ни одного гектара брошенных земель, где все трудятся, где построено полторы тысячи агрогородков, где на селе сохранились все виды производства и социального обслуживания, где люди чувствуют себя уверенно и достойно. Где даже в сорокаградусную жару не горят леса. Причём в Белоруссии лесничих больше, чем в огромной лесистой России.
Наш фильм «Формула Грудинина» о совхозе имени Ленина вообще потряс воображение молодого поколения. Рядом с Москвой, у Кольцевой дороги, где за сотку давали по 50 тысяч долларов, они отбились от всех бандитов и создали уникальное предприятие многопрофильного характера. Там лучшая в стране школа, суперклассные детские сады, потрясающий детский парк, великолепный социально-медицинский комплекс. Средняя зарплата в хозяйстве в этом году составит 77 тысяч рублей. И, тем не менее, даже фильм о совхозе имени Ленина не желают показывать!
Ещё один фильм — «Как Казанков покорил Европу» посвящён объединению «Звениговское» в Марий Эл, где мы год назад проводили Российский аграрный форум. В нём приняли участие полторы тысячи человек. Мясная продукция этого хозяйства, 32 изделия, на Франкфуртской выставке получила «золото», «серебро» и главный кубок. Только потому, что его возглавляет коммунист, талантливый, энергичный человек, не хотят показывать фильм об этом объединении. Кстати, губернатор Маркелов, который сейчас сидит в тюрьме, делал всё, чтобы уничтожать хозяйство. Мы с Харитоновым туда возили две тысячи человек и отбили это предприятие от местных бандитов.
Не так давно в Татарстане И.И. Казанкову передали два отстающих хозяйства. Сейчас они превращены в образцовые. Я об этом рассказываю с гордостью и болью потому, что у нас в сельском хозяйстве сделано немало полезного, но давайте этот опыт распространять на всю страну, для чего нужна государственная поддержка.
Президент Путин, выступая в прошлом году с Посланием, прямо сказал, что надо выйти на мировые темпы развития. В этом году они составят 3,5%. Я недавно принимал китайскую и вьетнамскую делегации. Так вот, в Китае темпы роста — 7%, а во Вьетнаме — 6,5%. А у нас всё топчется около 1—1,5%, и только село демонстрирует более высокие темпы. Лишь за то, что сельское хозяйство в прошлом году дало прирост в 5—6%, надо было удвоить ассигнования! Почему? Потому что эти вложения пошли бы в рост. Мы бы смогли решить проблему безопасности, и прежде всего продовольственной.
Открываем последние сводки ООН. Главные проблемы на планете — бедность, болезни, загубленная экология, терроризм. Каждому третьему-четвёртому жителю Земли не хватает стакана чистой воды и куска свежего хлеба. А мы бы могли на этом зарабатывать столько, что «Газпром» вместе с металлургами позавидовал! Мы можем кормить 150 миллионов своих граждан отборными продуктами и 500 миллионов жителей других стран. Причём потребность в продовольствии будет лишь нарастать. А у нас 40 миллионов гектаров пашни брошены, и мы никак не договоримся, как их лучше и эффективнее использовать!
Мне кажется, эта проблема решаема. Есть поддержка, есть воля, похоже, и у Государственной думы она появляется. Так давайте вместе продавим новую программу.
Но вопрос сразу упрётся в следующее. На нашей территории осталось 2% населения планеты. При этом нам принадлежит 15% суши. Также нам принадлежит 30% стратегических ресурсов. Главные возобновляемые ресурсы — это чернозёмы, вода и лес. Только на этом мы можем озолотиться!
Губернатор Иркутской области коммунист Сергей Георгиевич Левченко у себя в регионе подготовил программу, которую многие поддержали. У него сейчас очень хорошие темпы развития промышленности и сельского хозяйства. При этом только в одном Байкале четверть мировых запасов пресной воды. А на парижском рынке чистая вода сейчас дороже отборного бензина. Если отладить механику процесса, мы можем получать гигантские прибыли.
Но надо вкладывать средства. Советская страна вкладывала в село 15—20% бюджета. В Белоруссии Лукашенко, чтобы иметь такие результаты, вкладывает больше 10%. Жирная, богатая Америка вкладывает 24%. Европа вкладывает 33%. А мы десять лет подряд вкладываем меньше 1,5%! Можете обещать что угодно, но при таких вложениях задача нерешаема. Ничего не получится, если мы не будем развивать своё производство.
Чтобы страна успешно развивалась, ей необходимо иметь бюджет в 25 триллионов. А он у нас составляет 16,5 триллиона. Так что чудес не будет! У нас по-прежнему ни одно из главных направлений не имеет нормального финансирования. В то же время за прошлый год 200 самых богатых жителей России увеличили свои капиталы на 100 миллиардов долларов. Но с какой стати? Почему они даже налоги не хотят платить по прогрессивной шкале, как платят вся Европа, Азия и Америка? Давайте решим эту проблему! Заплатят — и будет всё в порядке.
Главная угроза для России сегодня — это раскол в обществе. И на селе он особенно ощутим. Там никогда не было 20% нищих. Сейчас на селе пенсия у «детей войны» составляет 7—8 тысяч рублей. В городе — 10—13 тысяч. Пятый раз вносим закон о «детях войны» и никак не можем его провести!
Ещё одна проблема — демография. У нас Нечерноземье гибнет! А это — коренная русская земля. От Пензы до Костромы — все едут на работу в Москву. Это абсолютно ненормально! Так что давайте развивать районные центры, местное производство.
Сейчас губернатором моей родной Орловщины стал коммунист Андрей Клычков. Это умный, талантливый, очень грамотный человек. Мы с ним смотрели, как сводить концы с концами. Ведь можно это делать! У нас есть сильные молодые ребята, но им надо помогать.
Я считаю, что необходимо в принципе изменить отношение к селу. Министр сельского хозяйства Ткачёв — опытный, грамотный руководитель. Он говорит, что мы получили 132 миллиона тонн зерна. Я радуюсь этому! Но сейчас разговаривал с Богачёвым со Ставрополья. Это один из лучших в стране руководителей сельхозпредприятий. Он говорит: «Геннадий Андреевич, я потерял на зерне 180 миллионов!» При этом он получил у себя в хозяйстве зерна больше, чем вся Калужская область. Я спросил: почему такие убытки? Он говорит, что в прошлом году горох стоил 18 рублей за килограмм, а сейчас — 8 рублей. Это абсолютно ненормально!
Я уверен, что если бы Володин, Ткачёв и все мы поднажали на Медведева, он бы организовал зерновую интервенцию в 10 миллионов тонн, купил бы зерно по нормальной цене. А в феврале — марте это зерно стало бы золотом. И деревня была бы с деньгами, и все этому порадовались бы. Раз уж у нас рынок, так давайте заниматься рынком всерьёз!
Мы вместе с Примаковым, Маслюковым и Геращенко разработали и приняли закон о народных предприятиях. Их сейчас в России около двухсот. Посмотрите, какой эффект от этих предприятий! Ну так давайте поддержим их по всей стране! Ведь коллективный труд в многоотраслевом хозяйстве позволяет конкурировать с кем угодно даже в сложнейших условиях. Но для этого в село надо вкладывать не 1,5% бюджета, а минимум 10%. И эти деньги у страны есть. Нужна лишь политическая воля.
Когда политическая воля была проявлена по Крыму, он без единого выстрела вернулся на Родину. Когда была проявлена политическая воля по Сирии, там задавили гидру терроризма (теперь надо думать, как переходить к мирному строительству). Воля была проявлена и в Донбассе, восставшем против бандеровщины (мы туда 67-й гуманитарный конвой отправляем). По инициативе Думы приняли на отдых четыре тысячи детей Донбасса. Так что давайте проявим волю для поддержки села и тех, кто там трудится. От вас зависят безопасность и будущее нашей страны!
Одним из организаторов слушаний стал Комитет Государственной думы по аграрным вопросам. К участникам слушаний обратился председатель Комитета, заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН В.И. Кашин с докладом «СЕЛЬСКИМ ТЕРРИТОРИЯМ — УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ».
— Предстоящий диалог должен стать далёким от пустых дискуссий и через предметное обсуждение важнейшего вопроса раскрыть суть большинства актуальных проблем в области устойчивого развития сельских территорий, стать шагом на пути к их решению. Что собой являет устойчивая сельская территория? На наш взгляд, это постоянно развивающееся в экономическом и социальном аспекте территориальное образование для комфортного проживания и осуществления конституционных прав и обязанностей человека, как то: права на труд, отдых, достойную заработную плату, бесплатную медицинскую помощь и образование, равно как обязанностей сохранять историческое и культурное наследие, окружающую среду.
Каков экономический аспект устойчивого развития сельских территорий на текущем этапе? Сельское хозяйство по отдельным секторам постепенно начинает отыгрывать ранее утраченные позиции. Мы искренне гордимся результатами работы наших хлеборобов, которые как в прошлом году, так и в текущем в непростых климатических и экономических условиях заявили о себе рекордным урожаем зерновых. А ведь зерно — это хлеб и ещё 250 видов продовольствия. Недаром на Руси говорили, что хлеб всему голова. Без него не будет ни литра молока, ни килограмма мяса, и песни без него не будет.
Успехи в производстве технических культур, таких как сахарная свёкла и масличные, укрепили продовольственную безопасность нашей страны, заместив существенные объёмы импорта сахара и растительных масел качественной продукцией российского производства. Мы радуемся, когда видим, как наши животноводческие хозяйства формируют позитивную динамику в производстве мяса свинины и птицы, выводя производство этих важнейших продуктов на докризисный для сельского хозяйства уровень и даже выше. За все эти успехи — низкий поклон всем труженикам села и слова благодарности федеральному штабу — министерству сельского хозяйства Российской Федерации! Безусловно, сохраняется ещё большое количество проблем. В части производства молока и мяса крупного рогатого скота (КРС) — у нас всего 17 млн тонн товарного молока, 1,6 млн тонн мяса говядины. Мы находимся в сложной ситуации и за все эти годы так и не смогли увеличить поголовье дойного стада, которое сегодня находится на уровне 8 млн, из которых добрая половина — в личном подсобном хозяйстве. В целом по поголовью КРС ситуация аналогична. А как иначе, если даже помещений для содержания КРС за 5 последних лет у нас введено в строй всего 541 тысяча?
Текущие подходы к решению этой большой проблемы себя исчерпали и требуют перевода на новые рельсы. Ситуацию надо менять в корне! Мы должны выходить на производство 30 млн тонн товарного молока, а это подразумевает увеличение дойного стада ориентировочно на 5 млн голов, а также наращивание производства кормов на величину 35 млн тонн в зерновом эквиваленте. Дополнительным подспорьем в этой работе должны стать крестьянские (фермерские) хозяйства, которые за последние 16 лет в 4 раза нарастили производство мяса КРС и молока, а также сельскохозяйственное кооперативное движение.
В части плодово-ягодной продукции мы производим немногим более 1 млн тонн товарной продукции, при том что продовольственная корзина и доктрина продовольственной безопасности диктуют нам необходимость производить 14,5 млн тонн. В решении этой задачи у нас есть чёткая программа, проведены всероссийские совещания. Нам не обойтись без резкого увеличения площадей под овощными культурами и многолетних насаждений. Через внедрение новых технологий в садах мы сможем выйти на продуктивность 300—400 центнеров с гектара. Сегодня мы 16—17 тыс. га закладываем подобных садов и вышли на этот результат, увеличив объёмы выделяемых на эти цели средств в 5 раз. Стремиться же мы должны к темпам закладки 25 тыс. га новых садов в год, для чего необходимо выделять по 5 млрд рублей.
Сохраняется проблема раскорчёвки старых садов, есть проблемы в логистике, есть много вопросов в питомниководстве. Все эти проблемы мы должны решить, и если будем действовать достаточно эффективно, закладывать целевые 25 тыс. га и использовать весь урожай, то к 2025 году сможем выйти на 8—9 млн тонн продукции собственного производства.
В целом мы подвинули вопрос с импортозамещением масла, сахара, многих других важнейших продовольственных товаров. Но внешний торговый баланс за последние 6 лет у нас остался отрицательным: 146 млрд долларов мы за этот период потеряли. Мы должны эти деньги осваивать здесь, ведь именно наши крестьяне своим самоотверженным трудом совершают подвиг, обеспечивают продовольственную безопасность России!
В каких условиях осуществляется этот героический труд? Крестьянство находится в сложнейшей ситуации с обеспечением техническими средствами, минеральными и органическими удобрениями. Мы имеем сегодня лишь 7,8% мелиорируемой пашни, а Китай, к примеру, по этому показателю перешагнул рубеж 50%. При этом мелиорация — это не только стабильные урожаи, но и стабильные рабочие места. Таким образом, вводимые у нас 90 тыс. га мелиорируемых земель в год — темпы явно недостаточные для решения этой большой проблемы. Мы должны не только восстановить 13,6 млн га мелиорируемых земель, которые у нас были не так давно, но и двигаться вперёд, равняясь на ведущие страны. И это лишь то, что касается гидромелиорации. Но ведь есть ещё и агролесомелиорация, химическая, биологическая мелиорация.
Если говорить о пашне, то совсем недавно мы имели 117 млн га в севообороте, а сегодня осталось 80 млн га. Введение в оборот порядка 40 млн га заброшенных земель — это тоже большая задача, сравнимая с поднятием целины. При этом успешное выполнение такой работы опять же даст сельскому хозяйству миллионы новых рабочих мест, а с учётом сопутствующих отраслей народного хозяйства — десятки миллионов новых рабочих мест в целом по экономике. Напомню, что совсем недавно на селе у нас работало 13,7 млн человек, а сейчас — всего 4,8 млн.
В части технического перевооружения — около 60% тракторов, половина комбайнов уже старше 10 лет. В связи с этим мы должны выпускать не текущие 6 тысяч единиц техники в год, а выходить на нормальный режим воспроизводства, приближая нашу техническую вооружённость к нашим конкурентам. Чтобы не месяцами убирать зерновые и технические культуры, нам надо производить и направлять в АПК по 40 тысяч комбайнов и тракторов в год, не говоря уже о другой сельскохозяйственной технике!
Продолжает давить сельскохозяйственное производство диспаритет цен. Хлеб не подешевел ни на рубль, а зерно опустили в цене в 1,8 раза! Всё это подтверждает необходимость принятия закона «О торговле». Сельское население работает за копейки. По сути, крестьяне жертвуют свой недополученный доход на то, чтобы сельскохозяйственное производство имело возможность существовать. Причём этот вклад, исходя из структуры себестоимости сельскохозяйственной продукции, в растениеводстве оценивается на уровне 34 млрд рублей. В животноводстве — в 2 раза выше: на уровне 60 млрд рублей. Получается, что вклад тружеников села в обеспечение устойчивости сельскохозяйственного производства составляет 93,1 млрд рублей, а именно — 38% расходов федерального бюджета на развитие отрасли.
Безусловно, правительство постепенно осознаёт всю несостоятельность утверждения, что сельское хозяйство является финансовой «чёрной дырой», и в последние годы стало поворачиваться лицом к этой важнейшей отрасли народного хозяйства. Вместе с тем вниманием чиновников удостоена лишь экономическая составляющая — извлечение прибыли, при том что социальная составляющая задвигается на третий план. К чему это привело? Что сегодня получает труженик села взамен своего честного труда? Доходы и уровень жизни, ополовиненные в сравнении с городским населением. Заработная плата в сельском хозяйстве на протяжении последних лет сохраняется на уровне 58% средней зарплаты по экономике, и в 2016 году составила всего 21,4 тыс. рублей (против 36,7 тыс.). Неудивительно, что и доля малоимущего населения на селе почти в 2 раза выше, чем в городе, и составляет 19,5%.
Ситуация с высоким уровнем бедности сельских жителей обостряется необдуманными, а порой и намеренными управленческими решениями. Чего стоит только замораживание до 2020 года повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности лицам, проработавшим не менее 30 лет в сельском хозяйстве. А ведь число получателей таких пенсий составляет порядка 1,2 млн человек! И всё это на фоне общей картины снижения располагаемых доходов населения и роста потребительских цен.
Негативное влияние на уровень жизни сельского населения оказывает упадочное состояние социальной инфраструктуры сельских территорий. Первостепенное значение имеют вопросы здравоохранения. Количество больничных учреждений даже в период с 1995 года снизилось почти на 4,5 тыс. единиц (более чем в 5 раз), число фельдшерско-акушерских пунктов за тот же период уменьшилось почти на 13 тыс. единиц (в 1,3 раза), станций скорой медицинской помощи стало меньше на 657 единиц (в 1,7 раза). На этом фоне протекает процесс укрупнения медицинских учреждений. Так, среднее количество коек, приходящихся на одну больницу, даже за последние 6 лет увеличилось со 114 до 155.
В совокупности указанные факторы привели, с одной стороны, к увеличению радиуса охвата одним медицинским учреждением сельских территорий, а с другой — вместо территориально близкого, но небольшого медицинского учреждения сельские жители вынуждены обращаться в более крупные и территориально более удалённые учреждения. Сегодня для того, чтобы добраться до ФАПа, сельскому жителю приходится в среднем преодолеть расстояние 15 км. Средняя же удалённость больничного учреждения достигла 85 км! При этом почти в половине субъектов Российской Федерации мощность медицинских учреждений остаётся на низком уровне. Так, в 40 регионах обеспеченность больничными койками в расчёте на 10 тыс. населения составляет менее 40 коек. Сохраняет актуальность дефицит медицинских кадров. В 2016 году в сельской местности не хватало уже 94,8 тыс. медицинских специалистов, из которых 24,6 тыс. — врачи. Следствием сложившейся ситуации в здравоохранении на сельских территориях явилось усугубление демографической ситуации.
Не стоит забывать о том, что условия жизни в сельской местности характеризуются повышенными физическими нагрузками, контактом с вредными веществами, используемыми в сельском хозяйстве. Целый перечень вредных факторов на фоне слабой доступности сельской медицины определяет более высокий, чем в городе, коэффициент смертности и соответственно продолжительность жизни: в среднем на 2 года меньше, чем в городе. Село фактически вымирает, ведь снижается и рождаемость, коэффициент которой на селе впервые оказался ниже, чем в городе. Мы видим, как меняется возрастная структура населения — происходит его неизменное старение.
Не лучше обстоят дела и в системе образования на сельских территориях. Количество образовательных учреждений имеет стабильную тенденцию к сокращению. К 2016 году в сельских территориях осталось всего 25 тыс. общеобразовательных учреждений и 14 тыс. детских садов. А это соответственно в 2 и 3 раза меньше, чем было в 1990 году. В 42 субъектах Российской Федерации доступ к дошкольным образовательным учреждениям имеют менее половины детей в возрасте до 6 лет. При этом процесс сокращения количества учреждений пытаются отчасти компенсировать увеличением нагрузки на оставшиеся из них. Это подтверждается ростом среднего количества воспитанников, приходящихся на одно дошкольное образовательное учреждение, с 63 детей в 2010 году до 88 детей в 2016 году, а также ростом количества учеников на одну школу со 109 до 125 детей за тот же период времени. Кроме того, обостряется проблема нехватки квалифицированных педагогических кадров на селе. За последние 6 лет дефицит педагогов вырос в 2 раза: с 2,4 тыс. чел. до 4,1 тыс.
Особую озабоченность вызывают условия, в которых приходится получать знания сельским детям. Так, лишь 83% детских садов и 78% школ могут считаться благоустроенными. В остальных же отсутствуют либо отопление, либо канализация, либо центральное водоснабжение.
При этом проблема благоустройства в целом является актуальной не только для социальных объектов, но для всего жилищного фонда наших сёл и деревень. Сегодня более 95 тыс. деревень не газифицированы, 32 тыс. деревень не имеют почтовой связи, 43 тыс. — не охвачены телефонной связью. И это при том, что всего сельских населённых пунктов у нас осталось около 160 тысяч. Водопроводом и горячим водоснабжением оборудовано не более 37% и 33% сельских населённых пунктов соответственно. Канализацию имеют лишь 45% сельских населённых пунктов, а центральное отопление — 67%.
Более того, даже новые индивидуальные жилые дома лишь в 45% случаев имеют доступ к водопроводу. А ведь именно ИЖС составляет основу жилищного фонда в сельской местности. В 58% домов нет канализации, а подключены к центральному отоплению и ГВС из них лишь 49,7% и 30,9% соответственно. Что касается ветхого и аварийного жилья, такового у нас 1,3 млн кв. м. Вводим же в год всего 6 тыс. Такими темпами мы 200 лет будем решать эту проблему реновации на селе!
Транспортная инфраструктура сельских территорий усугубляет многие из названных выше проблем. Так, к примеру, территориальное удаление объектов образования и здравоохранения от сельских населённых пунктов, с учётом качества и количества дорог, а также недостаточная обеспеченность населённых пунктов автобусным сообщением делают медицину и образование всё менее доступными для сельских жителей. С важнейшими транспортными объектами, такими как железнодорожные станции, водные порты, аэропорты, связь имеют лишь 4% сёл. При том, что протяжённость автомобильных дорог общего пользования, в том числе с твёрдым покрытием, стабильно растёт, к сожалению, постоянно повышается изношенность дорог. Более 61% дорог регионального значения и 44% дорог местного значения уже не отвечают нормативным требованиям по качеству. Но самое главное, что даже к таким некачественным дорогам имеет доступ менее 70% сёл и деревень.
О какой устойчивости развития сельских территорий в текущей ситуации может идти речь? Наши сельские жители вынуждены либо смиряться и жить старым укладом, либо уезжать в более благоприятные для жизни условия городской среды, что, собственно, мы сегодня, к сожалению, повсеместно и наблюдаем. За период с 2007 года сельское население сократилось на 1,3 млн человек. Устойчивая убыль населения прослеживается в 60 субъектах Российской Федерации. При этом наиболее острая ситуация складывается в Магаданской, Архангельской, Кировской, Сахалинской, Курганской областях, а также Республиках Карелии и Коми и в Чукотском автономном округе. В указанных регионах убыль сельского населения составляет от 16% до 33,3%.
Особого внимания заслуживает положение дел в регионах Нечернозёмной зоны как регионах, обладавших некогда мощным сельским хозяйством и, соответственно, развитыми сельскими территориями. Мы видим, как сокращение сельскохозяйственного производства в Нечерноземье, отказ от выращивания традиционной технической культуры — льна тянет за собой и убыль населения. Довольно терпеть подобное отношение к своим кормильцам, к деревне, которая является берегиней нашей большой территории, её скрепами! Пришло время решительно напомнить о существовании седьмой статьи Конституции Российской Федерации, провозгласившей Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека!
Наше видение сути устойчивой сельской территории с учётом текущего положения дел в данной сфере определяет необходимость принятия системных мер. Необходимо решительно увеличить финансовое обеспечение как Государственной программы развития сельского хозяйства, так и входящей в её состав программы Устойчивого развития сельских территорий. В текущем году на цели реализации мероприятий ФЦП устойчивого развития сельских территорий направляется из федерального бюджета всего 15,6 млрд рублей — только 76% от изначально утверждённой суммы. Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации добавляют 14,5 млрд рублей, и 4 млрд идёт из внебюджетных источников.
При этом структура распределения указанных средств свидетельствует о несоответствии уровня финансирования поставленным целям. Более 83% финансовых средств ФЦП направляется на улучшение жилищных условий, развитие сети автомобильных дорог, водоснабжение и газификацию, что, безусловно, является важным и необходимым. Озабоченность при этом вызывают объёмы финансирования таких направлений, как развитие общеобразовательных организаций, сети фельдшерско-акушерских пунктов, сети учреждений культурно-досугового типа — в сумме всего 9,4% расходов ФЦП.
При этом построили школ на 2 тыс. ученических мест и отчитались в перевыполнении плана на 200%. Построили спортивных сооружений на 92 тыс. мест и отчитались в перевыполнении плана на 410%! С этим мы согласиться категорически не можем! Ни с таким планированием, ни с таким уровнем финансирования!
Финансирование мероприятий федеральной целевой программы должно быть существенно увеличено. Источниками дополнительных средств могут и должны выступить смежные отраслевые государственные программы, такие как: Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения»; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013—2020 годы»; Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»; Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013—2020 годы» и другие.
В каждой из 21 государственных программ Российской Федерации, которые, так или иначе, относятся к социально-экономическому развитию, должны быть учтены как целевые индикаторы по сельским территориям, так и объёмы финансового обеспечения достижения этих индикаторов. Президент Российской Федерации об этом сказал ещё в мае 2014 года: развернуть лицом к селу все государственные программы. Почему, к примеру, по программе развития здравоохранения расходная часть составляет 360 млрд рублей, а по программе устойчивого развития села на ФАПы выделяется всего 650 млн рублей? С учётом того, что на селе проживают 37 млн наших граждан, принимая во внимание плачевное состояние зданий, занимаемых медицинскими учреждениями в сельской местности, уровень оснащённости медицинской техникой, необходимость обеспечения доступности лекарственных препаратов, то и в программе здравоохранения хотя бы 100 млрд должно направляться на сельскую медицину.
Мы будем добиваться включения в каждую государственную программу отдельной строчки по устойчивому развитию села, и мы этого добьёмся! Добились же мы увеличения финансирования аграрных вузов. Многим до сих пор не верится в то, что на одного студента государство теперь будет выделять по 132 тыс. рублей, а не 28 тыс., как ранее.
В части Государственной программы развития сельского хозяйства мы неоднократно уже говорили о существенном её недофинансировании. По сравнению с исходными паспортными значениями мы уже недополучили около 500 млрд рублей государственных денег! При этом мы определили и приоритеты бюджетной политики, а именно — восстановление в краткосрочной перспективе объёмов её финансирования до уровня, определённого Паспортом Программы в 2014 году (1,3 трлн руб. на 2017—2020 годы) и доведение этих объёмов в среднесрочной перспективе до 5% расходной части федерального бюджета. В свою очередь ФЦП устойчивого развития сельских территорий в структуре госпрограммы должна занять не менее 20% расходной части.
Закреплению положительных результатов и системному развитию социальной сферы села будут способствовать меры, принимаемые в интересах укрепления сельскохозяйственного производства, в том числе обеспечения эффективности землепользования, поддержки аграрной науки и организационно-управленческие мероприятия.
И в заключение: к числу приоритетных мер обеспечения устойчивого развития сельских территорий, безусловно, следует отнести совершенствование законодательного регулирования. В Государственную думу уже внесён ряд законодательных инициатив, являющихся приоритетными с точки зрения укрепления экономической составляющей устойчивого развития сельских территорий: Проект федерального закона №276436-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в части совершенствования залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»; Проект федерального закона №114937-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»; Проект федерального закона №19842-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в части установления ставки НДС 10% при реализации плодово-ягодной продукции и винограда; Проект федерального закона №180670-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части государственной поддержки научных и образовательных организаций, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственной продукции); Проект федерального закона №313594-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» в части страхования объектов товарной аквакультуры с государственной поддержкой».
Комитеты Государственной думы, являющиеся ответственными по данным законопроектам, будут нацелены на обеспечение эффективного их рассмотрения и оперативного принятия, тем более с учётом той широкой поддержки, которую они получат сегодня.
Другая часть законодательных инициатив уже находится в стадии высокой готовности к внесению в Государственную думу: Проект федерального закона «О производстве и обороте органической продукции»; Проект федерального закона «О производстве, хранении зерна и продуктов его переработки»; Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования государственного регулирования сохранения плодородия земель, предназначенных для сельскохозяйственного производства»; Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2011 года №260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»; и ряд других, в полной мере учтённых в проекте рекомендаций сегодняшних парламентских слушаний.
Большой пакет законопроектов сформирован в части укрепления социальных аспектов устойчивого развития села. У нас выстраивается большой пакет законодательных инициатив, многие из которых будут приняты уже в эту и следующую сессии работы Государственной думы.
Сегодня нам предстоит утвердить важный документ — рекомендации парламентских слушаний, которые впоследствии лягут в основу соответствующего постановления Государственной думы. Убеждён, что подготовленный нами проект, после его доработки с учётом предложений и замечаний, охватит все ключевые вопросы и сформирует исчерпывающий план действий органов государственной власти в интересах сельских территорий. Нами проделана большая работа, но задач впереди ещё больше. И если мы сплотим свои ряды, то сможем системно противостоять разрушению деревни как берегини Русской земли, как родника идентичности нашего народа и духовности России. Мы сможем обеспечить достойные условия жизни крестьян и действительно устойчивое развитие села!