Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Большие проблемы большой Москвы

Окончание 2011 года ознаменовалось подписанием Соглашения между Москвой и Московской областью о передачи части территорий Подмосковья столице. Символично, что утверждение этого важнейшего документа Московской областной Думой проходило 7 декабря сразу после выборов в региональный парламент. Однако утверждали Соглашение депутаты еще прежнего созыва, среди которых большинство уже фактически потеряли свой статус.

Александр Наумов, Председатель Комитета по местному самоуправлению Московской областной Думы, заместитель руководителя фракции КПРФ в МОД, секретарь Московского областного отделения КПРФ
2012-04-04 15:34

Фракция КПРФ в МОД голосовала против утверждения Соглашения, считая данный документ непродуманным и наносящим колоссальный ущерб экономике, экологии и культуре Подмосковья. К тому же Кремлем были в очередной раз нарушены демократические принципы, у жителей столицы и Подмосковья не сочли нужным спросить: хотят ли они такого изменения границ? Людей попросту лишили возможности на референдуме высказаться по этому важнейшему для обоих субъектов РФ вопросу (хотя такого рода решения только так и должны быть приняты согласно вроде бы действующей Конституции). Не было проведено обязательных в таких случаях слушаний, обсуждений. Даже депутатам МОД не представили, ни экономические, ни финансовые обоснования этакого глобального разрастания столицы.

В связи с этим у рядовых и нерядовых граждан возникает ряд вопросов. Кому и зачем нужна была такая спешка, если вопрос совершенно не проработан? Зачем руководители страны стремились успеть утвердить Соглашение об объединении до окончания полномочий законодательных органов, в частности МОД, в которых на тот момент абсолютное большинство имела партия власти, которая и обеспечила принятие этого решения? Чем вызвано столь масштабное перекраивание региона, в результате которого территория столицы вырастет почти в 2,4 раза?

Ведь речь идет о решении присоединить к Москве 148 тыс. га подмосковной земли. При этом территория Подольского района уменьшается с 106 до 28 тыс. га, Ленинского района – с 46 до 20тыс. га. Наро–Фоминский район лишается 38 га, часть территорий Одинцовского и Красногорского районов также переходят к Москве. К Москве присоединяются городские округа Щербинка (762 га) и Троицк (1633 га).

Переходный период, когда территории Подмосковья перейдут Москве заканчивается уже 1 июля 2012 г., но ни концепции развития новых территорий, ни каких–либо конкретных проектов их освоения нет. Более того, высказываемые заявления противоречивы, подчас диаметрально противоположны.

С самого начала целесообразность данного решения обосновывалась необходимостью отказа от сложившейся моноцентрической схемы развития Москвы, чему якобы должен способствовать переезд органов государственной и московской власти за МКАД. Тем самым планируется решить проблему перезагруженности транспортных коммуникаций. Однако, как ясно многим, расширение столицы не решит ее проблем.

Кроме экономических проблем обозначаются и политические, связанные, в частности, с гипертрофированным ростом и усилением одного региона, который будет, по мнению экспертов, как «пылесос» втягивать население других регионов, в некоторых случаях буквально опустошая их. Планируется на присоединённых к Москве территориях построить жилье для 2 млн человек, но по оценкам экспертов количество жителей данных территорий может увеличиться в разы. Это обострит демографические проблемы, проблемы миграции, приведет к росту коррупции, в целом будем способствовать усилению криминогенной обстановки и социальной напряженности.

Что касается жителей Подмосковья и Москвы, то, кроме головной боли, они мало, что приобретут. Успокаивая жителей Подмосковья, пропагандисты данного решения утверждали, что на переходящих в Москву территориях практически нет крупных налогоплательщиков, область потеряет «только» подоходный налог и налог на имущество. Более того, передача земель уменьшит дефицит областного бюджета на несколько млрд. рублей в год. Однако, по мнению экспертов, область будет терять 24 миллиарда рублей ежегодно. А уже в 2012 г., впервые за много лет, бюджет области из профицитного станет дефицитным.

По различным экспертным оценкам, присоединяемая территория дает до 25% средств областного бюджета. Потеря этих денег отразится, в первую очередь, на социальной сфере.

Следует признать, что один из самых острых вопросов – это вопрос о собственности на землю. В области земля частная, в Москве она находится в муниципальной собственности. Жители собственных домов, владельцы дачных участков (а их порядка 1 млн.) могут столкнуться с этой проблемой уже летом. К тому же предполагаемое массовое жилищное, инфраструктурное и дорожное строительство может вызвать конфликты подобные тем, что мы наблюдали в «Речнике» и «Южном Бутово», только в несоизмеримо больших масштабах. Землю у собственников, вероятно, будут выкупать и как худший вариант изымать для госнужд. При этом уверенности, что ее выкупят по рыночной цене, нет.

Безусловно, расплачиваться за амбициозные проекты придется простым жителям Москвы и области. Эксперты прогнозируют, что только из–за разницы стоимости электроэнергии для торговых площадей столицы и области, произойдет подорожание товаров в областных супермаркетах. Кроме того, владельцам автомобилей придется нести расходы на перерегистрацию транспортных средств, индивидуальные предприниматели также должны будут потратиться на перерегистрацию.

Следует также отметить, что значительная часть отчуждаемой территории – это земли сельхозназначения, где сегодня располагаются рентабельные сельскохозяйственные предприятия, производящие экологически чистую продукцию. Таким образом, мы не только лишаемся качественных продуктов, но и в еще большей степени подрываем продовольственную безопасность страны.

Реализация проекта «Большая Москва» неизбежно приведет к катастрофическим экологическим последствиям. Присоединяемая территория – это одни из самых экологически чистых районов. Но это экология «работает» не столько на область, сколько на столицу. Роза ветров такова, что относит к Москве чистый воздух из лесов, которыми богата эта часть Подмосковья. А уничтожение этих лесных массивов, что неизбежно при массовой застройке, приведет к тому, что Москва будет буквально задыхаться от грязи и перегрева. И без того не очень здоровые москвичи станут болеть больше!

Наконец, возникают проблемы организационного порядка, связанные с законодательно–нормативной базой, с реализацией права на местное самоуправление. Возникнут серьезные проблемы легитимности, в частности, представительных органов на местах. Так, Советы депутатов районов, переходящих под юрисдикцию Москвы, будут решать вопросы, относящиеся к землям, которые остаются в составе области.

Также представляется серьезной проблема, связанная с муниципальным имуществом, муниципальными учреждениями и предприятиями, принадлежащими районам и находящимися на передаваемых территориях. Необходимо определить как судьбу такого имущества, учреждений и предприятий, так и порядок, и процедуры его отчуждения.

Возникнет проблема определения порядка действия нормативных правовых актов местного самоуправления, принятых муниципальными районами, в частности, в сфере налогового законодательства.

Есть вопросы, связанные с изменением границ судебных участков и общего количества мировых судей, количества нотариусов и нотариальных округов.

Еще раз подчеркну, что на все эти вопросы сегодня нет ответов, как нет и регламентирующих документов, как будут происходить преобразования. Следовательно, можно сделать вывод, что решение, касающееся жизни тысяч людей, принято в спешке с нарушением конституционных принципов, гарантирующих право граждан страны на свободное волеизъявление. Это и есть индикатор отношения власти к народу, индикатор ее сущности и состояния. А значит, говорить о демократии, правовом государстве не приходится.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.