Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Большие проблемы большой Москвы

2012-04-04 15:34
Александр Наумов, Председатель Комитета по местному самоуправлению Московской областной Думы, заместитель руководителя фракции КПРФ в МОД, секретарь Московского областного отделения КПРФ

Окончание 2011 года ознаменовалось подписанием Соглашения между Москвой и Московской областью о передачи части территорий Подмосковья столице. Символично, что утверждение этого важнейшего документа Московской областной Думой проходило 7 декабря сразу после выборов в региональный парламент. Однако утверждали Соглашение депутаты еще прежнего созыва, среди которых большинство уже фактически потеряли свой статус.

Фракция КПРФ в МОД голосовала против утверждения Соглашения, считая данный документ непродуманным и наносящим колоссальный ущерб экономике, экологии и культуре Подмосковья. К тому же Кремлем были в очередной раз нарушены демократические принципы, у жителей столицы и Подмосковья не сочли нужным спросить: хотят ли они такого изменения границ? Людей попросту лишили возможности на референдуме высказаться по этому важнейшему для обоих субъектов РФ вопросу (хотя такого рода решения только так и должны быть приняты согласно вроде бы действующей Конституции). Не было проведено обязательных в таких случаях слушаний, обсуждений. Даже депутатам МОД не представили, ни экономические, ни финансовые обоснования этакого глобального разрастания столицы.

В связи с этим у рядовых и нерядовых граждан возникает ряд вопросов. Кому и зачем нужна была такая спешка, если вопрос совершенно не проработан? Зачем руководители страны стремились успеть утвердить Соглашение об объединении до окончания полномочий законодательных органов, в частности МОД, в которых на тот момент абсолютное большинство имела партия власти, которая и обеспечила принятие этого решения? Чем вызвано столь масштабное перекраивание региона, в результате которого территория столицы вырастет почти в 2,4 раза?

Ведь речь идет о решении присоединить к Москве 148 тыс. га подмосковной земли. При этом территория Подольского района уменьшается с 106 до 28 тыс. га, Ленинского района – с 46 до 20тыс. га. Наро–Фоминский район лишается 38 га, часть территорий Одинцовского и Красногорского районов также переходят к Москве. К Москве присоединяются городские округа Щербинка (762 га) и Троицк (1633 га).

Переходный период, когда территории Подмосковья перейдут Москве заканчивается уже 1 июля 2012 г., но ни концепции развития новых территорий, ни каких–либо конкретных проектов их освоения нет. Более того, высказываемые заявления противоречивы, подчас диаметрально противоположны.

С самого начала целесообразность данного решения обосновывалась необходимостью отказа от сложившейся моноцентрической схемы развития Москвы, чему якобы должен способствовать переезд органов государственной и московской власти за МКАД. Тем самым планируется решить проблему перезагруженности транспортных коммуникаций. Однако, как ясно многим, расширение столицы не решит ее проблем.

Кроме экономических проблем обозначаются и политические, связанные, в частности, с гипертрофированным ростом и усилением одного региона, который будет, по мнению экспертов, как «пылесос» втягивать население других регионов, в некоторых случаях буквально опустошая их. Планируется на присоединённых к Москве территориях построить жилье для 2 млн человек, но по оценкам экспертов количество жителей данных территорий может увеличиться в разы. Это обострит демографические проблемы, проблемы миграции, приведет к росту коррупции, в целом будем способствовать усилению криминогенной обстановки и социальной напряженности.

Что касается жителей Подмосковья и Москвы, то, кроме головной боли, они мало, что приобретут. Успокаивая жителей Подмосковья, пропагандисты данного решения утверждали, что на переходящих в Москву территориях практически нет крупных налогоплательщиков, область потеряет «только» подоходный налог и налог на имущество. Более того, передача земель уменьшит дефицит областного бюджета на несколько млрд. рублей в год. Однако, по мнению экспертов, область будет терять 24 миллиарда рублей ежегодно. А уже в 2012 г., впервые за много лет, бюджет области из профицитного станет дефицитным.

По различным экспертным оценкам, присоединяемая территория дает до 25% средств областного бюджета. Потеря этих денег отразится, в первую очередь, на социальной сфере.

Следует признать, что один из самых острых вопросов – это вопрос о собственности на землю. В области земля частная, в Москве она находится в муниципальной собственности. Жители собственных домов, владельцы дачных участков (а их порядка 1 млн.) могут столкнуться с этой проблемой уже летом. К тому же предполагаемое массовое жилищное, инфраструктурное и дорожное строительство может вызвать конфликты подобные тем, что мы наблюдали в «Речнике» и «Южном Бутово», только в несоизмеримо больших масштабах. Землю у собственников, вероятно, будут выкупать и как худший вариант изымать для госнужд. При этом уверенности, что ее выкупят по рыночной цене, нет.

Безусловно, расплачиваться за амбициозные проекты придется простым жителям Москвы и области. Эксперты прогнозируют, что только из–за разницы стоимости электроэнергии для торговых площадей столицы и области, произойдет подорожание товаров в областных супермаркетах. Кроме того, владельцам автомобилей придется нести расходы на перерегистрацию транспортных средств, индивидуальные предприниматели также должны будут потратиться на перерегистрацию.

Следует также отметить, что значительная часть отчуждаемой территории – это земли сельхозназначения, где сегодня располагаются рентабельные сельскохозяйственные предприятия, производящие экологически чистую продукцию. Таким образом, мы не только лишаемся качественных продуктов, но и в еще большей степени подрываем продовольственную безопасность страны.

Реализация проекта «Большая Москва» неизбежно приведет к катастрофическим экологическим последствиям. Присоединяемая территория – это одни из самых экологически чистых районов. Но это экология «работает» не столько на область, сколько на столицу. Роза ветров такова, что относит к Москве чистый воздух из лесов, которыми богата эта часть Подмосковья. А уничтожение этих лесных массивов, что неизбежно при массовой застройке, приведет к тому, что Москва будет буквально задыхаться от грязи и перегрева. И без того не очень здоровые москвичи станут болеть больше!

Наконец, возникают проблемы организационного порядка, связанные с законодательно–нормативной базой, с реализацией права на местное самоуправление. Возникнут серьезные проблемы легитимности, в частности, представительных органов на местах. Так, Советы депутатов районов, переходящих под юрисдикцию Москвы, будут решать вопросы, относящиеся к землям, которые остаются в составе области.

Также представляется серьезной проблема, связанная с муниципальным имуществом, муниципальными учреждениями и предприятиями, принадлежащими районам и находящимися на передаваемых территориях. Необходимо определить как судьбу такого имущества, учреждений и предприятий, так и порядок, и процедуры его отчуждения.

Возникнет проблема определения порядка действия нормативных правовых актов местного самоуправления, принятых муниципальными районами, в частности, в сфере налогового законодательства.

Есть вопросы, связанные с изменением границ судебных участков и общего количества мировых судей, количества нотариусов и нотариальных округов.

Еще раз подчеркну, что на все эти вопросы сегодня нет ответов, как нет и регламентирующих документов, как будут происходить преобразования. Следовательно, можно сделать вывод, что решение, касающееся жизни тысяч людей, принято в спешке с нарушением конституционных принципов, гарантирующих право граждан страны на свободное волеизъявление. Это и есть индикатор отношения власти к народу, индикатор ее сущности и состояния. А значит, говорить о демократии, правовом государстве не приходится.