ГМО: разрешить нельзя запретить
Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов прокомментировал принятие законопроекта о запрете ГМО в России.
24 апреля Государственная Дума приняла в первом чтении правительственный законопроект, предполагающий запрет на выращивание и разведение генетически модифицированных растений и животных (ГМО) в России.
Депутаты
КПРФ
единогласно проголосовали
«за». Стоит отметить, что коммунисты давно отстаивают право граждан на благоприятную,
экологически чистую окружающую среду,
в т.ч. в полемике с правительством. Особенно сильно указанное
противостояние обострилось в связи с принятием постановления правительства от
23.09.2013 №839, фактически легализовавшего ГМО в России и поставившего под
угрозу продовольственную безопасность страны и здоровье наших граждан.
Так, 22 апреля во время отчёта правительства в Госдуме депутат КПРФ Алексей Корниенко призвал Медведева отменить указанный акт правительства. Оказалось, что обозначенное постановление было временно приостановлено.
Ранее, 21 марта мы совместно с зампредседателя ЦК КПРФ Валерием Рашкиным направили в адрес правительства депутатский запрос с требованием отменить разрешение на распространение ГМО в нашей стране, а также ввести полный запрет выпуска в окружающую среду и импорта в Россию генно-инженерно-модифицированных организмов.
Поступивший
за подписью Дворковича абсолютно неубедительный ответ сводился к тому, что
правительство наоборот вводит контроль за выращиванием и распространением ГМО, а без такого контроля распространение ГМО будет происходить, соответственно, бесконтрольно. Более того, вице-премьер дал понять, что считает ГМО скорее полезной и прогрессивной технологией:
«Следует отметить, что полный отказ от ГМО и
ГМО-продукции сделает невозможным производство важных пищевых ингредиентов,
таких как аминокислоты, являющихся основой продуктов парентерального питания,
необходимых для восстановительного лечения тяжелобольных, ликвидации
техногенных катастроф и т.д. Кроме того, современное производство кормов и
пищевых продуктов невозможно без использования витаминов, ферментных
препаратов, получаемых с помощью модифицированных организмов.
Отмена постановления № 839 приведет к
бесконтрольному распространению ГМО и ГМО-продукции, потере глобальной
конкурентоспособности многих отраслей на внешнем рынке, невозможности
осуществления производства в целом ряде отраслей, полному переходу на импортное
сырье».
Хочется уточнить у правительства: видимо, теперь отмена ГМО ни к чему подобному не приведёт? Или кабмин всё-таки осознал колоссальные риски использования генетически-инженерно-модифицированных организмов?
Речь идёт не только об отсутствии не проплаченных гигантами ГМО-промышленности масштабных исследований влияния в долгосрочной перспективе различных видов вмешательства в геном растений на безопасность окружающей среды и здоровье человека.
Очевидной угрозой является формирующаяся у сельхозпроизводителей зависимость от производителей ГМ-семян. Это связано с тем, что выращенные из них растения являются, как правило, бесплодными. Соответственно, невозможно, например, посеять семена выращенной пшеницы, необходимо каждый раз закупать посевной материал. Этим кстати обусловлены многомиллиардные прибыли таких зарубежных производителей ГМ-семян, как Монсанто.
Сейчас сотрудничество с последними кажется фермерам выгодным, т.к. в общем позволяет действительно снизить себестоимость выращиваемой продукции. Однако нет никаких гарантий, что производители семян не воспользуются вышеуказанной зависимостью в будущем.
Причём вызывает настороженность не только возможное повышение цен на посевной материал, когда запасы не модифицированных семян значительно сократятся из-за кажущейся нерентабельности. Необходимо осознавать опасность зависимости от западных трансгенных производителей в масштабе государства. Нет сомнения, что если бы подобная зависимость на сегодняшний день уже сформировалась, она бы превратилась в инструмент беспрецедентного давления на политику России, в частности, связанную с украинскими событиями.
В этой связи, запрет на выращивание и разведение в России генно-инженерно-модифицированных растений и животных абсолютно необходим. Однако остаются неясными причины диаметрального изменения позиции правительства по указанному вопросу. Возможно, стремительно падающий рейтинг вынуждает кабмин принимать популярные в обществе меры.
Это касается не только описанного выше запрета на выращивание и разведение ГМО, но и установления ограничений на закупку отдельных категорий иностранных товаров. Последние каждый раз связываются СМИ с ответом на антироссийские санкции и вызывают широкую поддержку патриотично настроенного общества.
Тем не менее, я уже неоднократно говорил и ещё раз подчеркну, что реализация давно проработанных коммунистами коренных преобразований в сфере установления приоритета отечественных товаров при осуществлении государственных и муниципальных закупок не должна подменяться вышеобозначенными полумерами правительства.
Иными словами, необходимо, чтобы государственная политика, в т.ч. в сфере поддержки отечественных товаропроизводителей, импортозамещения, обеспечения продовольственной и промышленной безопасности России была максимально последовательной и понятной.