К настоящему времени окончательно определились имена тех, кто будет включён в избирательный бюллетень 2 марта 2008 года. Январский телемониторинг ЦИПКР посвящён представленности на федеральных каналах («Первом», РТР, НТВ, ТВЦ, РенТВ и РБК ТВ) информации о четырёх кандидатах в президенты РФ - Г.А.Зюганове, Д.А.Медведеве, В.В.Жириновском и А.В.Богданове.
В период с 1 по 25 января 2008 года на общефедеральных телеканалах в выпусках новостей и информационно-аналитических программах вышло всего 423 сообщения с упоминанием о четырёх кандидатах в президенты, то есть в среднем 17 сообщений в день. Это в 1,8 раз меньше, чем в декабре, что связано прежде всего с т.н. «пьяной неделей», на протяжении которой телеэфир имел преимущественно неполитический характер. Однако, несмотря на праздничные дни, среднесуточное число новостей о кандидатах в президенты незначительно уступало ежедневному количеству сообщений с упоминанием хотя бы одной из 11 партий, участвовавших в думской избирательной кампании, в ноябре месяце.
Лидерский телеэфир значительно отличался по продолжительности на протяжении двадцатипятидневного периода (График 1). Первые четыре дня нового года политические темы федеральными телеканалами не затрагивались. С 5 по 7 января появились первые упоминания о Медведеве, прежде всего в контексте Рождества.
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Начиная с первого рабочего дня наблюдается стремительное наращивание объёмов лидерского политического эфира, максимум которого за исследуемый период приходится на 11 января. Наиболее интересно то, что никаких знаковых событий в этот день не произошло, и почти час эфирного времени был посвящён рядовой рабочей поездке Д.А.Медведева в Мурманск.
После локального минимума, приходящегося на 12 января, начинается новый рост объёмов политического эфира. Так, 16 января прошло четыре десятка сообщений с упоминаниями о кандидатах в президенты, среди которых о завершении приёма документов на регистрацию в ЦИКе (то есть о всех кандидатах) – примерно столько же, сколько об одной рабочей поездке Медведева в Тюмень.
Информационным поводом для всплеска 17 января стали два события: визит Медведева в Челябинск и его участие в болгарской поездке Путина.
Конец месяца характеризуется повышенным средним объёмом лидерского телеэфира, на фоне которого выделяются две даты: 22 и 24 января. Это выступление Медведева на общероссийском гражданском форуме и визит Медведева в Воронеж.
Вообще, в январе лидерский телеэфир можно в полной мере назвать «медведевским» телеэфиром – остальные кандидаты на высший государственный пост появлялись на телеэкране лишь эпизодически (График 2).
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Соответственно, и все информационные «вспышки» касались только личности преемника. Причём, как показывает мониторинг, наиболее распространённой темой при освещении предвыборной кампании Д.А.Медведева являются его поездки в различные регионы РФ. Медведеву создаётся имидж активного политика, близкого к народу. Хотя с каждой поездкой всё труднее представлять деятельность Медведева – объективно сюжетные ходы и информационные поводы в такого рода визитах весьма ограничены. Уже с визита в Воронеж Медведева идут сплошные повторы информации
В целом, представленность кандидатов на телеэкране выглядела следующим образом (табл. 1):
Таблица 1
Лидерско-политическое пространство телеэфира за 1-25 января 2008 г.
Кандидат в президенты |
Количество телесюжетов с упоминанием |
Индекс информационного благоприятствования телесюжетов (по данным «Медиалогии») |
Продолжительность освещения деятельности кандидата (сек) |
В т.ч. продолжительность «синхрона» (прямой речи) кандидата (сек) |
Медведев Д.А. |
392 |
2325,6 |
24468 |
8852 |
Жириновский В.В. |
85 |
208,65 |
1613 |
830 |
Богданов А.В. |
60 |
336,3 |
1244 |
167 |
Зюганов Г.А. |
68 |
205,25 |
1244 |
402 |
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Кандидатам в президенты с 1 по 25 января в информационном эфире федеральных телеканалов было посвящено 7 часов 56 минут 9 секунд.
Из них 85,6% было отведено Д.А.Медведеву, 5,6% - В.В.Жириновскому и 4,4% – А.В.Богданову. Г.А.Зюганову досталось 4,4% эфира, или 20 мин 44 сек, что в 20 раз меньше, чем Д.А.Медведеву, на четверть меньше, чем Жириновскому и ровно столько же, сколько Богданову.
Что касается синхрона (прямой речи) кандидатов, то его распределение незначительно отличается от суммарного эфира. Д.А.Медведев получил 86,4%. На втором месте В.В.Жириновский – 8,1%. Г.А.Зюганову досталось 3,9% суммарного синхрона, или 6 мин 42 сек, что в 22 раза меньше, чем Д.А.Медведеву, и в 2,1 раза меньше, чем В.В.Жириновскому (График 3).
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Интересна динамика лидерского политического эфира на протяжении первых двадцати пяти дней января (График 4).
Ярко выражено нарастание доли «других» кандидатов от начала к концу месяца. Если в первой декаде Медведев занимал практически 100% телеэфира, то в последние три дня его доля сократилась до 70-75%.
Резко отличается освещение деятельности Г.А.Зюганова в период с 5 по 22 и 23-25 января. Если до 22 января средняя доля эфира, посвящённого Г.А.Зюганову, составляла 1,4%, а максимальная не превышала 5%, то 23-25 января среднесуточная доля достигла 17,7%, а максимальная – 25 января – 25%. Такое радикальное изменение, видимо, связано с тем, что представители КПРФ резко активизировали давление на ЦИК, прокуратуру, телеканалы в связи с обострением проблемы равного доступа кандидатов в телеэфиру. Очевидно, что такая мобилизация общественного мнения сыграла некоторую роль и федеральные телеканалы стали «замчеать» информационные поводы, связанные с Г.А.Зюгановым, которые до этого игнорировали (например, от пресс-конференции на «Эхо Москвы» 4 января и заканчивая рабочей поездкой в Коломну и акциями профсоюзных организаций в поддержку кандидата в президенты Зюганова 18 января).
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Что касается остальных двух участников президентской гонки, В.В.Жириновского и А.В.Богданова, то на них приходится ряд информационных всплесков в течение месяца.
Максимальную долю эфира получил Жириновский 11 и 20 января, когда цитировались его заявления с заседания Госдумы. Тот же информационный повод – думские дебаты – дал повышение доли лидера ЛДПР в телеэфире 16 января.
Лидера Демократической партии тележурналисты вспоминали в течение 25 дней января два раза – когда заканчивался приём документов кандидатов в президенты в ЦИКе, и когда Богданова, в отличие от Касьянова, всё-таки зарегистрировали. Больше никаких информационных поводов этот политик создать оказался не в состоянии, несмотря на явно благосклонное отношение к нему со стороны федерального телевидения.
А теперь рассмотрим, какая доля информации о деятельности кандидатов в новостях различных каналов (Таблица 2).
Таблица 2
Доля кандидатов в суммарном политическом эфире данного канала, %
и продолжительность освещения их деятельности, секунд
телеканал/ кандидат |
«Первый» |
РТР |
НТВ |
ТВЦ |
Рен-ТВ |
РБК-ТВ |
||||||
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
|
Богданов |
2,5 |
226 |
2,8 |
180 |
4,62 |
234 |
0,57 |
30 |
26,7 |
541 |
5,3 |
33 |
Жириновский |
1,9 |
171 |
4,5 |
294 |
3,2 |
163 |
13,8 |
727 |
12,4 |
252 |
1,0 |
6 |
Зюганов |
3,9 |
352 |
7,3 |
469 |
1,4 |
72 |
0,4 |
21 |
15,0 |
304 |
4,2 |
26 |
Медведев |
91,8 |
8378 |
85,4 |
5524 |
90,7 |
4597 |
85,2 |
4487 |
45,9 |
930 |
89,5 |
552 |
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Максимальную долю эфирного времени Г.А.Зюганов получил с 1 по 25 января на Рен-ТВ и РТР (15 и 7%). Минимальную – на ТВЦ и НТВ (0,4 и 1,4%).
Режим наибольшего благоприятствования Д.А.Медведев получил на «Первом» канале и НТВ. Соответственно здесь он имел 92 и 91% всего информационно-политического телеэфира.
Деятельность В.В.Жириновского наиболее активно освещалась на ТВЦ и Рен-ТВ (14 и 12%).
Богданова чаще всего показывали на Рен-ТВ – 27% эфира.
Удельный вес прямой речи кандидатов в эфире телеканалов представлен в табл.3.
Таблица 3
Удельный вес кандидатов в президенты в эфире телеканалов, %
и продолжительность синхрона, секунд
телеканал/ кандидат |
«Первый» |
РТР |
НТВ |
ТВЦ |
Рен-ТВ |
РБК-ТВ |
||||||
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
% |
сек |
|
Богданов |
0,3 |
10 |
0,9 |
25 |
0,6 |
9 |
0,0 |
0 |
29,0 |
123 |
0,0 |
0 |
Жириновский |
2,0 |
78 |
4,9 |
138 |
3,6 |
52 |
27,1 |
414 |
34,9 |
148 |
0,0 |
0 |
Зюганов |
3,3 |
130 |
8,9 |
250 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
5,2 |
22 |
0,0 |
0 |
Медведев |
94,5 |
3750 |
85,3 |
2390 |
95,8 |
1395 |
72,9 |
1111 |
30,9 |
131 |
100,0 |
75 |
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Максимальную долю суммарного партийного синхрона получил Г.А.Зюганов на РТР и Рен-ТВ (9 и 5%). Телеканалы НТВ, ТВЦ и РБК ТВ за все 25 дней не предоставили слова Председателю ЦК КПРФ. Д.А.Медведев оккупировал эфир прежде всего телеканалов РБК и НТВ (100 и 96%). В.В.Жириновский доминировал на Рен-ТВ и ТВЦ (35 и 27%). Наибольшее количество эфирного времени было отведено А.В.Богданову на Рен-ТВ (29%).
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Координатор проекта – н.с. А.Н.Клюева
Отв. за выпуск – д.и.н. С.И.Васильцов и д.полит.н. С.П.Обухов
© Центр исследований политической культуры России