ЦИПКР и Сектор политического мониторинга Отдела по проведению избирательных кампаний ЦК КПРФ в рамках президентской кампании 2024 года ведет ежесуточный мониторинг федерального политического партийного телеэфира. Суть проекта – ежедневный подсчет количества телесюжетов с упоминанием кандидатов в президенты и продолжительности освещения их деятельности в новостных передачах пяти федеральных телеканалов («Первый», «Россия», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ), а также хронометраж синхрона (прямой речи) кандидатов. Кроме контент-анализа информационно-политического эфира пяти ведущих телеканалов, анализируется представленность кандидатов в президенты в телесюжетах всех федеральных телеканалов.
В данной записке проанализированы итоги информационно-политического эфира 29 февраля 2024 года.
Как видно из гр.1, 29 февраля в информационно-политическом эфире было полное доминирование действующего президента/кандидата в президенты В.В.Путина (379 телесюжетов на всех федеральных телеканалах). Это 97,7% от общего количества сюжетов с упоминанием кандидатов в президенты. Представитель ЛДПР Л.Э.Слуцкий упоминался 4 раза (1%). Кандидат от КПРФ Н.М.Харитонов был упомянут в трёх сюжетах (0,8%). Кандидат «Новых людей» В.А.Даванков был отмечен в двух сюжетах (0,5%).
График 1
Распределение телесюжетов всех федеральных телеканалов
с упоминаниями кандидатов на пост Президента, 29 февраля
Динамика представленности кандидатов в президенты в федеральных новостных и информационных сюжетах с 18 декабря 2023 года по 29 февраля 2024 г. а также совокупный результат за этот период даны в табл.1. и на гр.2
Таблица 1
Присутствие кандидатов в президенты на всех федеральных каналах
(количество сюжетов):
Дата |
В. В. Путин |
Н. М. Харитонов |
Л. Э. Слуцкий |
В. А. Даванков |
18-24 дек |
1412 |
46 |
39 |
16 |
% |
93,3 |
3,0 |
2,6 |
1,1 |
25-31 дек |
996 |
34 |
50 |
38 |
% |
89,1 |
3,0 |
4,5 |
3,4 |
1-7 янв |
386 |
4 |
22 |
21 |
% |
89,1 |
0,9 |
5,1 |
4,8 |
8-14 янв |
904 |
42 |
61 |
47 |
% |
85,8 |
4,0 |
5,8 |
4,5 |
15-21 янв |
886 |
74 |
76 |
71 |
% |
80,0 |
6,7 |
6,9 |
6,4 |
22-28 янв |
988 |
62 |
87 |
66 |
% |
82,1 |
5,2 |
7,2 |
5,5 |
29 янв – 4 фев |
1061 |
117 |
99 |
116 |
% |
76,2 |
8,4 |
7,1 |
8,3 |
5-11 фев |
1289 |
103 |
98 |
105 |
% |
80,8 |
6,5 |
6,1 |
6,6 |
12-18 фев |
1324 |
87 |
73 |
77 |
% |
84,8 |
5,6 |
4,7 |
4,9 |
19-25 фев |
1325 |
62 |
65 |
56 |
% |
87,9 |
4,1 |
4,3 |
3,7 |
26 фев |
202 |
13 |
4 |
4 |
% |
90,6 |
5,8 |
1,8 |
1,8 |
27 фев |
198 |
9 |
5 |
5 |
% |
91,2 |
4,1 |
2,3 |
2,3 |
28 фев |
146 |
10 |
10 |
9 |
% |
83,4 |
5,7 |
5,7 |
5,1 |
29 фев |
379 |
3 |
4 |
2 |
% |
97,7 |
0,8 |
1,0 |
0,5 |
График 2
Структура сообщений с упоминаниями кандидатов всех федеральных телеканалов,
18 декабря – 29 февраля
Как видим (гр.2), если анализировать информационную ситуацию с начала заявительно-регистрационной фазы кампании с 18 декабря по 29 февраля - 85% всех телесюжетов посвящены В.В.Путину и по 5% - Н.М.Харитонову, Л.Э.Слуцкому и В.А.Даванкову.
В течение анализируемого периода у Н.М.Харитонова доля сюжетов составляла от 0,8% до 8,4%. Доля Л.Э.Слуцкого колебалась от 1% до 7,1%, В.А.Даванкова – от 0,5% до 8,3%.
С момента начала рабочего периода в 2024 г. (c 9 января) ситуация выглядит несколько иначе (табл.2)
Таблица 2
Присутствие кандидатов в президенты на всех федеральных каналах с момента активной фазы кампании (с 9 января 2024) (количество сюжетов):
ФИО |
В. В. Путин |
Н.М.Харитонов |
Л.Э.Слуцкий |
В.А.Даванков |
Всего |
09 янв.-18 фев. |
6454 |
487 |
496 |
484 |
7921 |
19.фев |
156 |
14 |
13 |
10 |
193 |
20.фев |
194 |
12 |
12 |
12 |
230 |
21.фев |
364 |
13 |
13 |
7 |
397 |
22.фев |
273 |
11 |
13 |
11 |
308 |
23.фев |
152 |
7 |
7 |
6 |
172 |
24.фев |
70 |
1 |
2 |
5 |
78 |
25.фев |
116 |
4 |
5 |
5 |
130 |
26.фев |
202 |
13 |
4 |
4 |
223 |
27.фев |
198 |
9 |
5 |
5 |
217 |
28.фев |
146 |
10 |
10 |
9 |
175 |
29.фев |
379 |
3 |
4 |
2 |
388 |
9 янв-29 фев. |
8688 |
584 |
584 |
560 |
10416 |
% |
83,4 |
5,6 |
5,6 |
5,4 |
100% |
Доля В.В.Путина в телесюжетах с 9 января 2024 года – 83,4%, Н.М.Харитонова – 5,6%, Л.Э.Слуцкого – 5,6%, В.А.Даванкова – 5,4%.
Анализ ситуации в федеральном телеэфире 29 февраля показал, что среди соперников В.В.Путина наибольший объем эфира за анализируемые сутки на федеральных каналах получил Л.Э.Слуцкий – 100% эфира без учета В.В.Путина. Н.М.Харитонов и В.А.Даванков не упоминались на пяти центральных телеканалах (табл.3, гр.3).
Таблица 3
Структура суммарного лидерского эфира, 29 февраля
Кандидат |
Продолжительность эфира, сек |
% |
Продолжительность синхрона (прямой речи) партийцев, сек |
% |
Н. М. Харитонов |
- |
|
- |
|
Л. Э. Слуцкий |
22 |
100 |
10 |
100 |
В. А. Даванков |
- |
|
- |
|
Всего |
22 |
100% |
10 |
100% |
График 3
Структура суммарного лидерского эфира (без учета В.В.Путина) на пяти центральных федеральных телеканалов, 29 февраля
Динамика и структура суммарного лидерского телеэфира без учёта представленности В.В. Путина, 18 декабря – 29 февраля представлена на гр.4 и на гр.5.
График 4
Динамика суммарного лидерского эфира (без учета В.В.Путина), 18 дек – 29 февраля
График 5
Структура суммарного лидерского эфира (без учета В.В.Путина), 18 декабря - 29 февраля
Инфоповоды на пяти федеральных каналах ТВ за 29 февраля:
В указанный период кандидаты упоминались в связи со следующими основными темами:
Некоторые выводы
1% об активности лидера ЛДПР Л.Э.Слуцкого.
0,5% телесюжетов о предвыборной активности представителя «Новых людей» В.А.Даванкова.
Исполнитель исследования:
А. А. Гавалова, зав. сектором политмониторинга ЦК КПРФ.
Методика – А.Н.Васильцова
Отв. за выпуск – С.П.Обухов, доктор политических наук
Для контент-анализа использованы материалы системы «Медиалогия»
Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний
Центр исследований политической культуры России