Организация "РУСО" представляет учебный фильм "Формы эксплуатации человека человеком".
Формы эксплуатации человека человеком
Эксплуатация человека человеком проявляется в присвоении чужого труда. Причиной, породившей эксплуатацию, является частная собственность.
В первобытном обществе не было частной собственности. Люди сообща трудились и сообща же потребляли скудный продукт своего труда. Дубина, каменный топор, копье, а позднее лук и стрелы – вот основные орудия труда производства того времен. Они были в общей собственности. Люди жили впроголодь, охотились сообща, потому что в одиночку не выжить. В первобытном обществе эксплуатация была невозможна, так как не было излишков: работник не мог произвести больше продуктов, чем было необходимо для поддержания его жизни. Поэтому внутри родовой общины царили отношения трудового сотрудничества. Первобытный строй иногда называют «примитивным коммунизмом», поскольку он основывался не на изобилии, а на нужде и лишениях.
Прогресс производства обусловил неизбежность гибели этих отношений. В этот период зародилась частная собственность, а вместе с ней экономическое неравенство людей. С появлением прибавочного продукта (излишков) становится возможной эксплуатация человека человеком. Так возникло рабство. Собственностью рабовладельца были орудия труда, земля, весь продукт труда, а также сами рабы. У рабовладельца были все права на своих рабов: он мог их купить, продать или даже убить. Одним из развлечений рабовладельцев были смертельные бои гладиаторов. Но рабству соответствует все еще примитивный способ производства: простейшие орудия труда и низкая квалификация рабов. Раб не заинтересован в своей работе, он трудится под плетью надсмотрщика, поэтому его труд малоэффективен. Для удержания рабов в повиновении рабовладельцы создали аппарат насилия – рабовладельческое государство (диктатуру рабовладельцев). Рабовладельческому государству соответствует рабовладельческая эксплуатация.
Но развитие производства ведет к дальнейшему прогрессу: на смену рабству приходит феодализм. В феодальном обществе в собственности эксплуататоров (помещиков) находится земля, а крепостные крестьяне прикреплены к земле и обязаны нести определенные повинности в пользу помещиков. У крепостного крестьянина в отличие от раба появляется материальная заинтересованность в результатах своего труда, поскольку часть урожая идет ему. Поэтому крепостной крестьянин проявляет больше старания в работе, более эффективно использует орудия труда. Но в феодальном обществе по-прежнему сохраняется торговля людьми. Для удержания крепостных крестьян в повиновении создается феодальное (крепостническое) государство – диктатура феодалов (помещиков). Этому государству соответствует феодальная эксплуатация. Вплоть до 1861 года в России сохранялось крепостное право.
Современные капиталисты заявляют, что времена рабства и крепостничества остались в прошлом, они утверждают, что якобы в современном капиталистическом мире не существует никакой эксплуатации. Но Маркс доказал, что обогащение у капиталистов не в меньше степени, чем это было у рабовладельцев или феодалов, происходит посредством присвоения чужого неоплаченного труда. Важное научное открытие Маркса состоит в раскрытии того, каким образом внутри капиталистического общества совершается эксплуатация рабочего капиталистом. Доказательство научной теории Маркса приведено в его фундаментальном труде «Капитал».
Наняв рабочего, капиталист его эксплуатирует: он заставляет его работать, например, 8 часов в сутки, а уплачивает за день такую сумму денег, которая соответствует только 4 часам работы и даже меньше. Рабочий создает прибавочную стоимость для капиталиста. Прибавочная стоимость – это результат неоплаченного труда рабочих, источник обогащения капиталистов.
В капиталистическом обществе эксплуатируются не только промышленные рабочие, но также учителя, врачи, военные, инженеры – все наемные работники. Исключение составляют крупные менеджеры, с которыми буржуазия щедро делится частью прибавочной стоимости.
Все виды нетрудовых доходов в капиталистическом обществе предпринимателя, торговца, банкира, землевладельца, арендодателя, высокопоставленного чиновника и крупного менеджера являются той или иной формой прибавочной стоимости. Весь и всякий капитал есть результат эксплуатации.
Для удержания наемных тружеников в повиновении капиталисты создали буржуазное государство диктатуры буржуазии с полицией и мощным пропагандистским аппаратом для оболванивания народных масс. Государству диктатуры буржуазии соответствует капиталистическая эксплуатация.
Маркс называл капитализм «системой наемного рабства». Разница в положении современных наемных работников перед рабами с галер заключается лишь в том, что, если раб по собственному желанию не мог уйти от своего хозяина, то рабочий, учитель, врач, инженер, военный в любой момент вправе обрести мнимую свободу, отказавшись работать на капиталиста и поселившись, например, под мостом. Но согласны ли вы на такую свободу?
Современное человечество достигло высокого уровня развития техники, который позволяет при централизованном плановом ведении народного хозяйства достичь всеобщего счастья и материального благополучия для всех граждан. Но достижению всеобщего благополучия препятствует капитализм. Поэтому в современном капиталистическом обществе недостаточно ограничиться борьбой за увеличение заработной платы и улучшение условий труда. Требуется разрушить всю систему наемного рабства и на ее обломках построить Коммунистическое общество.
В Коммунистическом обществе у нас будет больше времени для отдыха, учения, занятий искусством и спортом. На первой фазе коммунистического общества (социализме) сохранится государство в форме диктатуры рабочего класса. Но социалистическое государство будет служить интересам всех трудящихся, в социалистическом государстве невозможна эксплуатация человека человеком. Со временем социализм перерастет во вторую фазу коммунистического общества - Коммунизм - бесклассовое общество свободных и сознательных тружеников с единой всенародной собственностью и общественным самоуправлением. Путь к социализму и коммунизму пролегает через классовую борьбу пролетариата и социалистическую революцию.