Вторая мировая война 1939-1945гг. – крупнейшая в истории человечества, развязанная фашистской Германией и ее сателлитами. В войну было втянуто 61 государство и более 80% населения земного шара. Военные действия велись на территории 40 государств. В 1941г. когда фашисты напали на Советский Союз Англияуже воевала с фашистами, а противоречия между США, Германией и Японией были на грани войны. С первых дней нападения гитлеровцев и их сателлитовна нашу странуСССР не был одинок.22 июня Великобритания и 24 июня США выступили в поддержку Советского Союза в его борьбе с германским фашизмом. Кроме этого,нашими союзниками было все прогрессивное человечество. СССРсочувствовали широкие слои народов и государств не только порабощенных немецко – фашистскими захватчиками.
В поддержку
СССР выступили (кроме США и Англия), Канада, Польша,
Австралия, Албания, Бельгия,
Новая Зеландия, Индия, Франция,
Норвегия, Нидерланды, Югославия, Дания, Египет, Китай, Иран, Филиппины,
Куба, Эфиопия и другие страны. К концу Второй мировой войны в антигитлеровскую коалицию входило свыше 50
государств. Вклад отдельных стран в достижение целей антигитлеровской коалиции
был различным. США, Англия, Франция и Китай участвовали против фашистов своими
вооруженными силами. В военных действиях против агрессора также принимали
участие части и соединения: Польши, Чехословакии, Югославии, Австралии,
Бразилии, Бельгии, Индии, Канады и
других.
22 июня 1941г. премьер - министр
Великобритании У. Черчилль, выступая по радио заявил, что «опасность угрожающая
России, - это опасность грозящая нам и Соединенным Штатам», поэтому
Великобритания окажет «России и русскому народу всю помощь, которую только
сможет». О готовности США оказать «всю возможную помощь Советскому Союзу»
заявил 24 июня и президент США Ф. Рузвельт.
На основании заключенных договоров
США, Англия и другие страны
поставляли в Советским Союзом оружие,
технику, материалы, имущество и
продовольствие. Это стало основой зарождения антифашистской коалиции стран и
народов, ядром которой были СССР и Англия, а с декабря 1941г. и Соединенные
Штаты Америки.
12 июля 1941г. в Москве было подписано
советско-английское соглашение о совместных действиях против Германии и ее
союзников, что послужило началом формирования антигитлеровской коалиции. 18
июля правительство Советского Союза подписало соглашение с правительством
Чехословакии, а 30 июля – с правительством Польши о совместной борьбе с
фашизмом. Так как территория этих стран была оккупирована фашистской Германией
их правительства находились в Англии. 2 августа 1941г. Советский Союз заключил
военно – экономическое соглашение с США. 29 сентября – 1 октября 1941г. СССР,
США и Англия подписали первый протокол о взаимных военных поставках. Поставки по ленд-лизу шли по разным направлениям,
через Тихий океан во Владивосток, через
Иран в порты Каспийского моря, по трассе Аляска – Сибирь – фронт. Однако водный путь проходивший через
Атлантику и Заполярье считался наиболее коротким и удобным. По нему в Советский
Союз доставлялись грузы из США, Англии,
Канады.
Перевозки
техники, вооружения, продовольствия и
других грузов осуществлялись союзными и советскими судами, следовавшими,
как правило, в составе конвоев из США и Англии через Исландию в северные порты
Советского Союза Архангельск, Молотовск (Северодвинск), Мурманск и обратно.
Караваны судов шли под условными обозначениями (литер и номер). Путь конвоев
был разделен на две оперативные зоны. Первая - тянулась от Англии через
Исландию до острова Медвежий - на этом
участке конвой обеспечивали англичане.
Вторая зона - занимала пространство от
острова Медвежьего до Архангельска или Мурманска. На этом участке конвой
прикрывали английские и советские корабли и авиация. Этот тысячемильный отрезок морского пути, был
наиболее опасным. Он проходил невдалеке от Норвегии, где базировались основные
силы авиации и флота фашистской Германии. Немецкое командование в своих планах
отводило особое место Северу. Так, по плану «Барбаросса» фашисты планировали
захват западного Заполярья, оккупацию Мурманска и Архангельска.
Для обеспечения безопасности конвоев привлекались
корабли и авиация Северного флота. Грузы в основном формировались в бухтах Лох
Ю и Скопа Флоу (Шотландия), Хваль–Фьерд и Рейкьявик (Исландия). До конца 1942г.
конвои обозначались РQ (инициалы
офицера связи, который передавал на суда приказы Адмиралтейства), а шедшие в
обратном направлении, на Запад – QР. В
последующем, конвои стали именоваться JW и RА с порядковым номером начиная с 51-го. Восточные
конвои, шедшие северным морским путем с Дальнего Востока в Архангельск и
Мурманск, кодировались отдельно.
Суда
с боеприпасами и танкеры с ГСМ размещались внутри конвоя. В первый год войны
караван состоял из 5-12 судов, а в последующем из 30-35 судов, построенных в
3-4 кильватерные колоны. Между колонами поддерживалось расстояние 5 кабельтов,
а между судами около 3-х кабельтов. Для
защиты от воздушных целей на каждом грузовом судне были установлены 2-3 орудия
и несколько крупнокалиберных пулеметов.
До выхода конвоев из английских или исландских портов проводилась разведка
кромки льда, состояния коммуникаций и фарватеров, собирались данные о
погоде, перемещении фашистских морских
и воздушных сил, других средств в море и на берегу.
В ходе следования конвоя вся деятельность флота была
направлена на обеспечение его безопасности. За несколько суток до подхода
транспортов и сил охранения к востоку от меридиана 20 градусов восточной
долготы в Баренцевом море производилась разведка подлодок в районе базирования
фашистских кораблей. Для предотвращения
возможного нападения на суда конвоя в назначенный район выходило несколько
подводных лодок Северного флота с задачей обнаружить и уничтожить корабли
противника. На удалении 250-300 мил от
главной базы флота конвой встречали два-четыре советских боевых корабля занимая
место в походном ордере в готовности отразить атаки с моря и воздуха. В это
время активно действовала авиация флота ведя наблюдение за базами, портами и
аэродромами противника. Как правило, в это время бомбардировочная авиация наносила удары по вражеским аэродромам
Луостари, Банак, и Хебуктен.
Истребительная авиация прикрывала конвой с воздуха, производилось постоянное барражирование
. По курсу
движения конвоя самолеты Пе-3
производился поиск подлодок противника. На удалении до 120 мил от побережья в поиск
включались гидросамолеты МБР-2, сторожевые корабли, охотники за подводными
лодками, а тральщики производили траление мин, по курсу следования конвоя.
При подходе к месту назначения, а также
в момент входа в порты корабли, самолеты и береговые зенитные батареи
приводились в повышенную боевую готовность. На случай повреждений в полную
готовность приводились аварийно -
спасательные формирования. Для обеспечения безопасной проводки на каждый
корабль, судно, транспорт, выделялся
лоцман. 15 октября 1941г. начальника Главморпути И.Д. Папанина вызвали в
Государственный Комитет обороны к И.В. Сталину который изложил важность Северного морского пути в
сложившейся обстановке. В частности он сказал: «Архангельский порт имеет сейчас
и будет иметь в ближайшем будущем особо важное значение. Это на Западе самый
близкий к линии фронта свободный морской порт».
Первый караван согласно советско – английскому
соглашению «Дервиш» (РQ-0) прибыл в Архангельск в составе 6 транспортов, 2
эсминцев, 3 тральщиков, 4 корветов 31 августа 1941г. без потерь. Он стал реальным воплощением
британо-советского военного сотрудничества. В незамерзающий Мурманский порт
первый конвой пришвартовался только 17 января 1942г. Суть в том, что ранее
принимать поставки по ленд-лизу
Мурманский порт не был готов. Как отмечает
бывший Министр морского флота Советского Союза Т.Б. Гуженко, что в
Мурманске работа проводилась в
неимоверно-трудных условиях на суше и море, под постоянным обстрелом и
бомбежкой фашистской авиации. Город был сильно разрушен и фактически
сожжен. Так к середине 1943г.
гитлеровской авиацией разрушено 6 причалов, 26 складов, 9 служебных и 13
производственных зданий. За первые два года
войны в порту было 2,5 тысяч разрушений: водопровод, электро-и теплосети,
телефонная связь, канализация, шоссейные и железные дороги. От зажигательных
бомб сгорел почти весь жилой фонд, столовые и прочие объекты социального и
культурно-бытового назначения. В этих условиях немалые потери нес флот и спасательные формирования.
Поставки должны были соответствовать квотам,
установленным Московским и
последующими - Вашингтонским (6.Х.
1942г.), лондонским (19. Х. 1943г.) и Оттавским (17. IV. 1945г.)
протоколами, но эти квоты не всегда выполнялись. По официальным американским
данным Советскому Союзу, до конца 1941г. было поставлено 360 778 т ленд –
лизовских грузов стоимостью в 545 тыс. долларов, при общей сумме американских
поставок (в этом году) в 741 млн. дол. Выступая в марте 1943г. с
отчетом за два года действия программы ленд – лиза Э. Р. Стеттиниус отмечал,
что «большая часть вооружения. которым пользовалась Красная Армия, для того, чтобы сдержать, а затем и отбросить
гитлеровскую армию, была произведена на
советских заводах». К аналогичному выводу в 1945г. пришло и министерство
торговли США, издав брошюру под названием «Ленд – лиз. Факт и вымысел».
В ходе разгрузки и погрузки
транспортов противовоздушная оборона
осуществлялась средствами ПВО Северного флота, Беломорской флотилии, а также Архангельского
и Мурманского районов противовоздушной
обороны. В 1941г. в составе семи конвоев
в Советский Союз прибыл 51 транспорт (из них 9 советских), в это время из наших
портов на запад вышло 47 судов (из них
15 советских). Доставлено в СССР 160 413 тонн, а вывезено 145 758
тонн различных грузов. По прибытию конвоя оперативно
формировался караван судов (через 2-4
дня), для следования обратно в порты
Англии или Исландии. Боевое обеспечение, охрана, сопровождение осуществлялось
по той же схеме. Существовало три основных маршрута доставки ленд – лизовских
грузов в СССР: северный, тихоокеанский и трансиранский. Основным на протяжении
всей войны был северный – самый короткий и самый опасный. Он проходил
из английских (шотландских) и исландских портов в Архангельск и
незамерзающий порт Мурманск. Весь путь (2 тыс. миль), караван проходил за 10-12
дней. Подводя итоги первого года войны,
командующий Северным флотом адмирал А.Г. Головко писал: «В составе союзных
конвоев к нам пришло 179 транспортов
(свыше миллиона тонн грузов) и с ними 133 военных корабля, ушли от нас
145 транспортов и 83 корабля, погибли в пути, на переходах в обоих направлениях
. 22 транспорта и 5 военных кораблей, в т.ч. английский крейсер «Эданбург».
В 1942г. Советский Союз получил по северному
маршруту 814 654 т. различных грузов, за рубеж отправлено 366 023 т. Для
прикрытия конвоев было совершено соответственно 191 и 126 выхода кораблей
флота. В 1943г. объем перевозок сократился и составил 245 097 т., то есть меньше на 1/3,
поставок 1941г. Союзники объясняли снижение поставок большими потерями. Так, из
75 судов 4-х конвоев вышедших из Великобритании, Исландии, Советского Союза и
обратно потоплено: QР-10 - 4 судна, конвой РQ-13
(прибыл в Мурманск 30 марта 1942г.), потерял 5 судов, РQ-14 –
одно судно, РQ-15 -3. Но наиболее трагичным оказалась судьба
конвоя PQ-17. Фашисты принимали активные меры, дабы перекрыть
поставки оружия и боеприпасов по северному морскому пути.
В начале июля 1942г. Гитлер отдал приказ о проведении
специальной операции для уничтожения
конвоя РQ-17 под названием «Рёссельшпрунг» («Ход конем»),
выделив 264 самолета, в т.ч. 133 бомбардировщика и 57 торпедоносцев. Против
конвоя PQ-17 действовали
11 подлодок и две боевые группы надводных кораблей (4 тяжелых крейсера и 10
эсминцев), включая: линкор «Тирпиц», тяжелые крейсера «Адмирал Хиппер»,
«Адмирал Шеер», «Лютцов» и другие. 4
июля по приказу английского адмиралтейства в связи с выходом вражеской эскадры
транспорты были рассредоточены, а корабли охранения и прикрытия отошли на
Запад. С 5 по 10 июля авиация и корабли противника атаковали практически
неохраняемые транспорты и потопили в Баренцевом море 20 транспортов и
спасательное судно.
Приказ оставить транспорты конвоя РQ-17 и рассредоточить караван поступил из английского адмиралтейства. Его
отдал английский адмирал флота Д. Паунт, оставил конвой на растерзание
немецким подлодкам. Караван быстро рассыпался
в разные направления, а эскадра прикрытия и корабли эскорта повернули
обратно. Как вспоминал участник конвоя Кокборн, что глядя в след уходящим
пароходам, матросы задавались вопросом: «Как же теперь они смогут выжить», они
спорили и обсуждали: «Мы не имеем права поступить так. Мы должны вернуться к
каравану». Но они обязаны были подчиняться приказу, и это было, единственным оправданием: «Я до сих пор
испытываю чувство стыда… посрамления и подрыва репутации Британского
королевского флота».
По словам капитана советского парусно-моторного бота
«Мурманец» П.И. Котцова о трагедии с РQ-17 ему стало известно от спасшихся членов
экипажа парохода «Олапана» в районе южной оконечности Новой Земли. Среди
спасенных у троих были сильно
обморожены ноги. Их транспорт был торпедирован и ушел под воду в считанные
минуты. Двое суток на плоту люди добирались до Новой Земли. Спаслись 18 членов
экипажей – американцы, англичане, норвежцы, голландцы - моряки с погибших судов
«Алькоа Рейнджер», «Хатлбьюри», «Вашингтон» и «Паулс Поттер», которых передали
на стоявшее в одной из бухт британское судно «Эмпайр Тайд». Разгром
РQ-17 нанес огромный материальный и моральный урон. Из
36 транспортов конвоя два суда вернулись
в Исландию, до Архангельска дошли 11, 23 погибли, притом 20 потоплены
после приказа рассредоточится. В
ходе атаки ушло на дно: 3350 автомашин, 430 танков, 210
самолетов и 99316 т. Др. грузов.
После этой трагедии
союзники стремились ограничить поставки через Атлантику. Однако по
настоянию руководства СССР поставки возобновили. В средине сентября из бухты Лох-Ю вышла основная группа
конвоя РQ -18. Всего в составе конвоя было четыре десятка
транспортов, спасательное судно, танкер, 3 тральщика, два эскадренных танкера.
Охранение составляло 17 кораблей различных классов. Из 40 транспортов в Архангельский порт прибыли 27, доставлено
149 797 тонн груза. Только один транспорт
потерян в зоне Северного флота. В тоже время противник потерял 3
подлодки и 41 самолет, 20 самолетов было
уничтожено нашей авиацией на немецких аэродромах. Авиация флота совершила 775
самолетовылетов в т.ч. 274 истребительное прикрытие, 102 на разведку и поиск подлодок. Факты говорят о том, что Северный флот эффективно защищал морские
коммуникации на отведенном им театре. И
все же после PQ–18 и QP-14 союзное командование временно прекратило отправку конвоев до
наступления полярной ночи.
Большое
внимание уделялось координации совместных действий и согласованию
проводки транспортов с грузами, ибо от этого нередко зависела судьба конвоя.
Каждой операцией руководил командующий Северным флотом А.Г. Головко через штаб
флота, командиров и штабы соединений. Взаимодействие с командованием английских
и американских ВМС руководство флота осуществляло через союзные военно-морские
миссии, размещавшиеся в Полярном, Мурманске, и Архангельске. Английских миссий было две, одна в штабе Северного флота, другая в Беломорской флотилии. В основном они
занимались вопросами совместной защиты внешних морских сообщений в оперативной
зоне Северного флота. Кроме этого в их компетенцию входило: формирование
конвоев из СССР в Англию, разгрузка и погрузка судов, обеспечение базирования в
водах Заполярья кораблей и транспортов.
Американская миссия обеспечивала свои суда во время их погрузки, разгрузки и
стоянки в портах советского Заполярья всем необходимым.
Защита конвоев требовала активного
взаимодействия союзников, обмена
различной информацией, на основании которой разрабатывались маршруты движения
конвоев, готовящихся к выходу из союзных портов. Через английские и
американские миссии командованию нашего флота поступала информация о составе
конвоя, курсе следования и времени ожидаемого вхождения в оперативную зону
Северного флота. Вопросы к британскому адмиралтейству по обеспечению выходящих
конвоев выяснялись командованием флота чрез Главный морской штаб. Остальные вопросы по отправке и встрече
транспортов в наших портах решались по согласованию с английской миссией на местах.
Взаимодействие командования Северного флота и английских военно-морских
сил было положено в августе 1941г. при обеспечении перехода в Архангельск
минного заградителя «Адвенчур» с грузом
глубинных бомб и магнитных мин. Для этого был разработан специальный план перехода и разгрузки этого корабля. Так, в
районе мыса Большой Городецкий минный заградитель встретил эскадренный
миноносец «Сокрушительный» который сопровождал корабль до Архангельска, и на
обратном пути до мыса Канин Нос. В это же время другой миноносец «Грозный» вел
поиск подводных лодок по курсу следования корабля. Грамотное взаимодействие
командования флота и представителей английской миссии позволяло оперативно
решать все вопросы по доставке и отправке грузов. В 1942г. на Север Норвегии
немцы передислоцировали крупный корабль «Тирпиц», два линейных корабля «Гнейденау»
и «Шорнгорст», тяжелые крейсеры «Принц Евгений», «Лютцов», «Адмирал Шеер»,
«Адмирал Хиппер», легкий крейсер «Кёльн», две флотилии эсминцев. 20 подлодок,
другие корабли и суда обеспечения.
На начало июля 1942г. в Северной Атлантике действовало
6 крейсеров, до 10 эсминцев, 30 сторожевых кораблей, 16 подлодок, 2 плавбазы и
16 самоходных барж. Фашистские корабли в основном дислоцировались в
норвежских портах: Нарвик, Киркенес, Варде. Здесь был задействован 5-й немецкий воздушный флот.
В связи с усилением вражеской группировки, условия в которых проводили союзные
конвои, ухудшались. Здесь усматривается несколько причин: во-первых, из-за
постоянной угрозы со стороны авиации и подлодок противника; во-вторых, из-за
плавающих мин, приносивших водами с запада со штормами и Гольфстримом;
в-третьих, из-за тяжелой обстановки в зимнее время года. Полярная ночь, сильные
морозы, плавучие льды, спускающиеся с
высоких широт на юг, густые испарения моря и туманы создавали сложную
обстановку. Немцы интенсивно нападали на союзные конвои. Их авиация топила
корабли и суда, нанося огромный материальный и моральный урон. Но и Северный
флот все активнее переходил к целенаправленным наступательным действиям. Главной
силой в борьбе с фашистами на путях его
морских сообщений оставались подлодки и авиация.
Только с января по апрель 1942г. подлодками Северного
флота потоплено 34 вражеских
транспорта. Подлодка «Щ-402» потопила 9
транспортов, «К-21» - 7, «Щ-403» - 9 кораблей, гвардейцы «Щ-422» - 11. Однако
были и потери. В одном из походов море навсегда похоронило экипаж гвардейской
подлодки «Щ-422», вместе с их командиром Ф.А.Ведяевым. В состав охранения
конвоев стали включались эскадренные миноносцы. Эффективным явилось
использование эсминцев вооруженных артиллерийскими системами повышенной огневой
мощью. При отражении низколетящих торпедоносцев противника они вели стрельбу
дистанционными гранатами из 130-мм орудий, что вынуждало вражеские самолеты
отклонятся от курса и сбрасывать торпеды мимо цели. 30 мая 1942г. авиация противника группами по
30-40 самолетов атаковала союзный конвой РQ-16. В ходе атаки два эсминца Северного флота впервые
применили стрельбу по низколетящим самолетам из главного калибра, дистанционной
гранатой. В ходе боя эсминец «Куйбышев» сбил один самолет, а артиллеристы
«Сокрушительного» и «Грозного» - четыре торпедоносца. Этот опыт приказом
Наркома ВМФ Н.Г.Кузнецова был распространен и на других флотах.
В
1942г. из Англии в СССР вышло 13 конвоев, в составе 222 союзных, 27
советских транспортов и 125 кораблей охранения. Потери на переходе составили 53
союзных, 2 советских транспорта и 4 корабля охранения. Из наших северных портов
вышло 12 конвоев в составе 150 союзных,
37 советских транспортов и 122 корабля охранения. Немцами потоплено 10 союзных
и 5 советских судов и 3 корабля эскорта. В течение года в Советский Союз
доставлено 814 654 тонн груза,
отправлено за рубеж – 366 023 тонн груза. Примеры мужества показывали морские летчики. Так,
23 апреля 1944г. заместитель командира эскадрильи Илья Катунин был
ведущим восьми штурмовиков Ил-2, вылетевших на уничтожение немецкого конвоя в
Варангер – фиорде, южнее Вардё.
Прорвавшись через заслон противника, летчики направились к транспортам. В воздушном
бою самолет ведущего был подбит и загорелся. Тогда капитан Катунин направил
горящую машину на крупный фашистский
транспорт и врезался в него. За героический подвиг летчику И.Б. Катунину и воздушному стрелку сержанту
А.М. Маркину посмертно присвоено звание
Героя Советского Союза. В боях неоднократно отличились морские летчики:
Б. Ф. Сафонов, В.П. Балашов, И.Т.
Волынкин, Г. Д. Попович, Н.И. Зайцев,
П.И. Сахаров и другие.
Важный вклад в восстановление
поврежденных кораблей и судов вносили судоремонтные заводы Мурманска и
Архангельска. Так на мурманских судоремонтных заводах ремонтировались и союзные корабли, в т.ч. крейсер «Тринидат», в Архангельске на
заводе «Красная кузница» переоборудовали гражданские суда в т.ч: «Северолес
-18», «Северолес – 19», пароходы «Профсоюз», «Воронеж», «Канин» и др. С июня по ноябрь 1941г. в
боевой строй вошли 36 судов. За войну АСС Северном флоте оказана помощь 275 аварийным кораблям и судам.
В 1944г. на внешних коммуникациях значительно возросла активность немецких
подлодок. Опасность их увеличилась из-за
того, что многие подлодки были оборудованы устройством позволяющим подлодкам
идти под дизелями в подводном положении,
они оснащались более совершенными радиолокационными и гидроакустическими станциями,
акустическими торпедами. Немецкие субмарины стали занимать позиции ближе к
советским портам, на выходе кораблей из баз. Для ликвидации угрозы со стороны
противника командование флота увеличило число кораблей охранения конвоев,
несения дозорной службы и поиска
противника в районах Кольского залива и Белого моря. Принятые командованием
флота меры позволили избежать серьезных потерь кораблей и судов.
В итоге больше половины Северных конвоев
приходится на 1943-1945гг., а подавляющая часть потерь на 1942г. Так, только при следовании конвоев
«PQ-17» и «PQ
-18», погибли десятки кораблей и
транспортов. Несмотря на объективные и
субъективные трудности командования
Северным флотом сумело разработать эффективную систему проводки судов и
транспортов поступающих по Северному морскому пути в годы войны. Для флота
защита внешних и внутренних коммуникаций была одной из важных задач. С целью
обеспечения безопасности конвоев
проводились специальные операции, в ходе которых решались различные вопросы в
зависимости от возникающей обстановки. Несмотря на всю мощь фашистской авиации
и флота личный состав Северного флота в целом вполнил поставленную перед ним задачу, обеспечив
проводку конвоев поступавших в СССР с техникой, вооружением и другим имуществом
по ленд-лизу.
Так, за зиму 1943-1944гг. в советские
северные порты прибыло 8 конвоев в составе 191 транспорта, из которых было
потеряно всего 3 судна. В обратный путь также вышло 8 конвоев, потеряли лишь
два судна, из 200. Но несмотря на столь
незначительные потери, союзники с апреля 1944г. вновь прекратили движение
конвоев вплоть до наступления полярной ночи. С августа 1944г. по май 1945г. по
северному маршруту прошло 250 судов в 9 конвоях, потеряв только 2 судна. Из 236
судов, вышедших в тот же период из советских северных портов, в 9 конвоях в
английские порты прибыло 230 судов. Следует иметь ввиду, что больше половины
судов, направлявшихся в СССР и из советских портов в составе северных конвоев,
пришлось на период 1943-1945гг. когда германский флот и авиация уже не могли
оказывать им активного противодействия.
В
1941-1945гг. в северные порты СССР
пришел 41 конвой, а в обратном направлении 36. В конвой входили 1464 судна, в
Советский Союз доставлено 4 млн. тонн грузов, а вывезено около 1,4 млн. тонн.
Северным путем было доставлено около 22,7%
всей помощи по ленд-лизу. Половина грузов обработал Архангельский и
Северодвинский порты, остальные Мурманск.
На северных трассах потери составили 103 транспорта, их них: 12
советских, 47 американских, 35 английских, 7 панамских, 1 датское и 1
норвежское. При защите союзных конвоев потеряно: 8 эскадренных миноносцев
(советские - «Сокрушительный» и «Деятельный», английские - крейсера «Тренидад» и «Эдинбург», 3 шлюпа, 2 фрегата,
3 корвета, 3 тральщика. Из 44 транспортов,
совершивших переход без охранения, 38 прибыли в пункт назначения. Погибло 1944 моряка – люди разных возрастов и национальностей, военных и гражданских. Корабельными силами
охранения при сопровождении конвоев потопили десятки кораблей противника, среди
них: «Шарнхорст», «Тирпиц»,
вспомогательный крейсер «Бремзе», минный заградитель «Ульм», 3 эскадренных
миноносца 33 подлодки, сбили сотни вражеских самолетов. Северные конвои вписали славную страницу в
нашу Победу. Северный флот с задачей по
защите союзных конвоев справился.
За годы войны Великобритания поставила в СССР: 5218
танков, 7411 самолетов, 4932 противотанковых орудий, 4005 винтовок и автоматов,
1803 радиолокатора, 4338 установок радиооборудования, 2000 телефонных аппаратов,
473 000 000 патронов, 9
торпедных катеров, 14 тральщиков, 4 подлодки, машины, сырье, продуктов
питания, медикаменты, госпитальное и
другое имущество. Англичане
передали СССР для флота 329 гидролокаторов. Полученные ультраакустические
приборы (гидролокаторы) отличались в лучшую сторону. Союзники снабдили
советский флот большим количеством судовых моторов и генераторов, которыми было
оснащено более 1/3 боевых катеров
флота. Новые советские тральщики стали
обеспечиваться электромагнитными тралами, по параметрам близкими к американским
и английским. На них появились гидролокаторы, которые использовали для поиска подводных лодок и
обнаружения мин. На вооружение противолодочных кораблей поступили многоствольные
бомбометные установки. По опыту союзников в Военно – Морском флоте была
внедрена для внутриэскадренной связи надежная и удобная радиостанция
УКВ-диапазона. Она позволяла вести переговоры командирам и вахтенным офицерам,
идущих в походном ордере, не прибегая к помощи радиста.
Соединенные Штаты
Америки поставили в СССР: 7537 танков, 14 795 самолетов, 345 000 тонн
взрывчатых веществ, 27 00 000 тонн нефтепродуктов, 842 000 химического сырья, 150 00 000 пар обуви,
1 981 паровозов, 11 155 вагонов и платформ, 380 0000 автомобильных шин,
775 883 грузовика, 51 503 виллиса, 420 000 полевых телефона,
более
И все же поставки по ленд-лизу были
крайне важны, все же но они составляли от выпуска в СССР: орудий 2%, танков -
12%, самолетов – 10%., от тоннажа поставок составляло продовольствие - 30%.
Всего расходы США на ленд – лиз с 11 марта 1941г. по 1 августа 1945г.
составили 46 млрд. долл. В том числе: странам Британской империи - 30 269
млн. долл., СССР – 9 800, Франции – 1 406, Китаю – 631, латыно -
американским странам - 421, остальным государствам – 424 млн. долл. В
1943г. 10 млн. американцев внесли средства из своих сбережений в пользу
советского народа, собирал пожертвования
и английский «Фонд помощи России».
Советский народ благодарен за помощь
всем странам и народам, прежде всего США и Англии за помощь в годы войны.
Вместе с тем эта помощь была не безвозмездной. Следует помнить, - ни одного
корабля, ни одного самолета, ни одного танка или пушки, ни одной банки тушенки
СССР не получили бесплатно. За все было
заплачено золотом, платиной, лесом, рудой,
другими ресурсами и человеческими
жизнями. США получили из Советского Союза материалов на общую сумму 2, 2 млн.
долларов. Оружие само не стреляло, его применяли люди, которые
гибли в бою, страдали, мучились. Как
заявил министр торговли США Дж. Джонс, - поставками из СССР Америка
не только возвращала свои деньги, но и извлекала прибыль.
Не спора, что роли ленд-лиза для СССР была важна. Она имеют не только количественные
показатели, но и такие критерии, как период доставки, качество материалов и
оборудования, их значимость и другие. Но недопустимо измерять по одной и той же
шкале ценностей поставки военных материалов и жертвы советского народа, которые
прокладывали путь к победе над фашизмом. В годы войны и после эту мысль не раз
подчеркивали крупные государственные деятели – бывшие союзники. Так, ближайший советник президента Ф.Рузвельта
Гопкинс отмечал: «Мы никогда не считали, что наша помощь по ленд-лизу является
главным фактором в советской победе над Гитлером на Восточном фронте. Она была
достигнута героизмом и кровью русской армии». Однако в нынешней России те же
фальсификаторы, кто в 90-е годы прошлого
столетия активно разваливал страну,
утверждают, что поставки по
ленд-лизу были спасительными для Красной Армии и всей экономики СССР. Так, Б.
Соколов в книге «Правда и мифах Второй
мировой» (издание 2018 год) пишет: «Помощь из Америки, Англии и Канады
представлявшаяся в рамках американской
программы ленд – лиза… играла критическую роль в советских военных условиях».
Очернитель А Г. Попов в книге: «1941-1945. Заметки о войне» в отношении продовольственного
ленд – лиза пишет: «Продовольственная помощь в целом была
поставлена СССР на сумму 1,3 миллиарда долларов (тогдашних). Если численность
нашей армии принять за 10 - миллионов
человек, то это по 130 долларов на бойца, а в пересчете на калории, этой помощи хватило бы на пропитание 10 - миллионной
армии больше чем на пять лет…). Как отмечает
д.т.н., профессор В. Литвиннко, если поделить вес всего поставленного по
ленд – лизу продовольствия (около 4.5 млн. тонн), на все население СССР, то на
каждого советского гражданина придется менее 30 килограмм продовольствия за все
3, 5 года поставок. В годы войны кормили страну колхозы и совхозы. Благодаря
этому после войны СССР первым в Европе
уже в 1947г. отменил продовольственные
карточки. Коллега Г. Попова - Б. Соколов примерно это же доказывает в части
поставки по ленд – лизу техники
и вооружения. В тоже время наличие в Красной Армии основных видов вооружения и
военной техники на 1 мая 1945г. (ВВП СССР)
и поставки (по ленд – лизу в 1941-1945гг.) составили в пользу Советского
Союза: по орудиям и минометам (тыс. ед.)
-18,03 раза; танкам и САУ (тыс. ед.) – 2, 75 раза; самолетам (тыс. ед.) – 3, 43 раза; корабли
(ед.) - 4,61 раза; автомобили (тыс. ед.) -1. 39 раза. Поставки по ленд - лизу
оцениваются (по - разным источникам)
- в 9,8 -13,2 миллиарда долларов,
что составляет - 3.6 - 4.8 % от объемов производства СССР в годы войны ( «ВПК» №10.. 03. 2020г.).
По оценкам сотрудника Управления военного
производства США Р. Голдсмита союзная помощь СССР не превышала 1/10 советского
производства вооружений. Президент США
Ф. Рузвельт говорил о помощи поступавшей
в Советский Союз по ленд – лизу, так: «…мы никогда не считали, что поставки по
ленд – лизу являлись главным фактором в поражении Германии. Этого добились
воины Красной Армии, которые отдавали свою жизнь и кровь в борьбе с общим
врагом». Сменивший его Г. Трумен в
1945г. признавал, что ленд – лиз для США выгоден, так как он позволяет спасать
жизни миллионов американцев. Не следует забывать, что американские корпорации
оказывали помощь и гитлеровской
Германии. Например, рокфеллеровская нефтяная корпорация «Стандарт Ойл» только
по линии немецкого концерна «И.Г. Фарбениндустри», продала фашистам горюче –
смазочных материалов на 20 млн. долларов. Один венесуэльский филиал «Стандарт
Ойэтул» ежемесячно отправлял в Германию 13 тыс. тонн нефти, которую немцы
перерабатывали в бензин. До середины
1944г. танкерный флот «нейтральной» Испании работал на нужды вермахта, снабжая
Германию американским «черным золотом», то есть нефтью. Были случаи когда немецкие
подлодки заправлялись ГСМ прямо в море и
шли топить транспорта доставлявшие оружие, технику и материалы в Советский
Союз по ленд – лизу. Вермахту шло около
30% автопокрышек, изготовленных на фордовских заводах. Осенью 1942г. филиал
Форда в Швейцарии отремонтировал 2 тыс. немецких грузовиков. Объем
сотрудничества американских компаний с гитлеровской Германией до этих пор
относится к коммерческой тайне.
За годы войны союзные и нейтральные
страны (кроме СССР) потеряли около 5150 судов тоннажем 21,57 млн. рег. тонн
(около 50% от начального и более 25% от общего наличия тоннажа). Подводные
лодки противника потопили из этого числа
2828 судов (54,9%) тоннажем 14,68 млн.
рег. т (68,1%). Для немецких подводных лодок борьба против судоходства была главной
задачей. Анализ показывает, что подводные лодки из фашистской оси действовали
менее успешно: итальянские - из-за
низких технических качеств тактики; японские – из-за многообразия ставившихся
лодкам задач, среди которых борьба против судоходства занимала второстепенное
место. Основными объектами атаки были авианосцы, линейные и другие корабли. Объективно ли руководство СССР оценивали поставки союзников по
ленд-лизу? На наш взгляд, да! Так, на Ялтинской конференции И.В. Сталин
подчеркнул, что «ленд - лиз –это замечательное изобретение, без которого победа
была бы иной». В июле 1945г. И. Сталин писал Г. Трумэну: «соглашение, на основе
которого США на протяжении всей войны в
Европе поставляли Советскому Союзу в порядке ленд-лиза вооружение, стратегические
материалы и продовольствие, сыграло важную роль
и в значительной степени содействовало успешному завершению войны против
общего врага – гитлеровской Германии».
Советские военные и гражданские моряки и летчики самоотверженно, стойко и
мужественно выполняли свой долг перед союзниками и сухопутным фронтом,
обеспечивая поиск и защиту уцелевших членов экипажей и транспортов с военными грузами. Высокую
ответственность показали английские и американские моряки при доставке грузов и
в ходе борьбы с общим врагом – фашизмом.
Это свидетельство того, что мы можем мирно жить и, в трудную минуту
всеобщей беды, совместно решать стоящие
перед нами задачи. Так было, так должно
быть всегда. Северные конвои вписали
яркую и героическую страницу в историю второй мировой войны, в боевое
содружество СССР, Великобритании и
США Поставки по ленд – лизу в СССР были
прекращены 21 августа 1945г. Как итог, можно сделать вывод: - помощь по ленд-лиз была важной, ценной,
существенной но все же, не решающей.
Победа в войне, как и в Северной Атлантике досталась нелегкой ценой.
Наша страна потеряла около 27 миллионов советских людей. Многие тысячи моряков
советских и стран союзниц покоятся в водах мирового океана. На их могилы не
положишь цветов. Но патриоты помнят, чтят подвиг, мужество и стойкость моряков. Напоминанием об
этом служит поставленный в мае 1985г. в Мурманске памятник в честь боевого
содружества стран антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны. Он является
памятником крепкой боевой дружбы
тружеников двух главных северных портов страны Архангельска и Мурманска, на
долю которых выпала честь принимать и обслуживать союзные конвои в 1941-1945
гг. Память об этом подвиге должна жить
века.
Приложение.
а).
Вооруженные силы союзников (США и Англии) и поставки по
ленд-лизу в годы Второй мировой
войны (таб. №1).
В январе 1940г. конгресс США утвердил
строительство 2831 корабль различных классов на сумму 7,5 млрд. долл. Флот
американцев должен был иметь 690 боевых
кораблей. Объем военно – морского строительства в 1941г. (был удвоен по сравнению с 1939г.).
Классы кораблей |
В
строю кол-во |
Тоннаж (тыс. т) |
В строит. Кол-во |
Тоннаж (тыс.т) |
|
1 |
Линкоры |
17 |
1045 |
15 |
960 |
2 |
Авианосцы |
7 |
454 |
11 |
670 |
3 |
Крейсеры |
37 |
899 |
54 |
1320 |
4 |
Эсминцы |
172 |
478 |
191 |
590 |
5 |
Под. Лодки |
113 |
172 |
73 |
110 |
6 |
Всего: |
346 |
3049 |
344 |
3650 |
После
нападения Японцев 7 ноября 1941г. на
Перл - Харбор все программы военно – морского строительства были пересмотрены в
сторону увеличения. .
б). В начале 1942г. принятая программа
США была нацелена на увеличение строительства кораблей и судов в два раза (таб.
№2).
Виды вооружений |
Программа до 7.ХI. 1941г. |
Прог. принятая 6.01.1942г. |
|
1 |
Общий тоннаж боевых кораблей |
1, 4 млн.т |
3,1 млн.т |
2 |
Самолеты |
28,6 тыс. шт. |
45 тыс. т |
3 |
Танки |
20,4 тыс. шт. |
45 тыс. т |
4 |
Зенитные орудия |
5,3 тыс. шт. |
20 тыс.т |
5 |
Противотан. орудия |
7,0 тыс. шт. |
14 тыс. т |
6 |
Пулеметы |
168.0 тыс. шт. |
500 тыс. т |
Таким образом, в соответствии принятой в
1942г. программы к 1 июля США должны были иметь в строю 1265 боевых кораблей в
том числе: 23 линкора, 20 ударных авианосцев, 78 мелких и экспортных
авианосцев, 72 крейсера, 738 эсминцев, 240 подлодок.
в). Объем океанских перевозок США с 1940
по 1945гг. Таб. №3
Основные грузопотоки из США шли через такие
порты как, как Нью –Йорк. Филадельфия, Балтимор, Новый Орлеан и др. К примеру,
объем грузооборота в 1940г. составлял 65 млн.т, а к 1943г. он возрос в 5 раз. Более 2/3 всей военной продукции США
вывозилось за границу океанским путем. Самым интенсивным портом был город Нью – Йорк который пропускал свыше 25%
внешних грузов страны и 15% каботажных грузов.
К 1943г. судооборот всех
перевозок по Атлантическому океану увеличился в 3 раза.
Год |
Тыс.тонн |
Год |
Тыс. тонн |
|
1 |
1940 |
3047 |
1943 |
18685 |
2 |
1941 |
4109 |
1944 |
26043 |
3 |
1942 |
9285 |
1945 |
29730 |
Анализ
показывает, что промышленное производство США с осени 1939г. и до осени 1943г.
увеличилось в 2,5 раза. С 1940 по 1945гг. объем перевозок увеличился почти в
10раз.
За годы войны общий объем поставок союзниками по ленд – лизу в СССР
составил около 4 (процентов) от производимого вооружения, техники и
продовольствия в нашей стране. В этом
важном вопросе Северные конвои и
Северный флот вписали славную страницу в
нашу общую Победу 75-летие которой будем отмечать 9 мая этого года.
Член президиума ЦС РУСО, писатель и журналист В.А. Попович
(т.
8-967-042-12-67). 1.4..2020г.