Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

"Служить России великая честь!". Статья В.А. Поповича, посвященная академику А.Н. Крылову

2019-06-10 16:02
Президент МРОО «Мир океанам», член президиума ЦС РУСО, профессор, писатель В.А. Попович.

В 74-й годовщине празднования Дня Победыприняли участие и советские военные моряки, внесшие огромный вклад в разгром фашизма. Поздравляя личный состав флота с праздником – Днем Победы, Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин отметил, что флот выполнил поставленные перед ним задачи. Подвигирусскихи советских моряков имеют давнюю, многовековую историю. За более, чем три столетия флот прошел большой, героический путь от парусного до атомного, снискал любовь и уважение народа. Военные моряки стали символом мужества, стойкости преданности стране и народу. Флот дал отечественной и мировой науке изобретателя радио А.С. Попова, выдающихся теоретиков - кораблестроителей А.Н. Крылова, И.Г. Бубнова, В.В. Ашика, А. И. Маслова, Б.М. Малинина, К.Ф. Терлецкого, мореплавателей В.И. Беринга, И.Ф. Крузенштерна и других. О подвигах Беринга и Крузенштерна написано много статей и книг. В тоже время, о заслугах кораблестроителей и специалистов судоподъема известно меньше, хотя их вклад в становление, развитие и спасениероссийского-советского, океанского, атомного флота огромен.

Результативность похода и эффективность боевого применения корабля в основном зависит от его конструкции, безотказной работы всех узлов и механизмов не только у причала и родных берегов, а прежде всего в мировом океане, сложной погодной и боевой обстановке. Надежность конструкции корпуса, узлов и механизмов корабля – главные в выполнении поставленной боевой задачи. В этом основной, главенствующий вклад ученых, инженеров - конструкторов, инженеров - кораблестроителей, специалистов судостроителей и судоремонтников поддерживающих высокие параметры и восстанавливающих боеготовность корабля, его частей, механизмов и вооружения.

Среди выдающихся ученых, теоретиков - кораблестроения, судоподъема российского и советского флота наиболее ярко выделяется выдающийся советский ученый, академик А.Н. Крылов. Он одна из самых ярких личностей теории кораблестроения первой половины ХХ века. Его выдающиеся исследования и открытия обогатили науку и человечество ценными теоретическими данными в вопросах математики и теории корабля, признаны во всем мире. Академик А.Н. Крылов пользовался непререкаемым авторитетом и уважением в стране и за ее пределами. Теоретические исследования в области математики, физики и астрономии ученый связывал с потребностями военного и гражданского судостроения, судоподъема в интересах российского и советского флота.

Алексей Николаевич был постоянно в поиске, много научных трудов посвятил становлению и развитию корабельного дела. Из под его пера, вышла серия очерков и статей посвященных подъему затонувших кораблей и судов. Среди них особенно ценными являются: «Статика судоподъема», «Поучительные случаи аварий и гибели судов», «О взрывах и взрывчатых веществах» и другие.

Родился А.Н. Крылов 15 августа 1863г. в селе Висяга Алтынского уезда Симбирской губернии (ныне село Крылово Порецкого района Чувашия) в семье отставного офицера – артиллериста. Алеша научился читать в пять лет.

Первой его учительницей была Александра Викторовна Ляпунова сестра его матери, окончившая Нижегородский институт благородных девиц.

В 1872-1974гг. семья Крыловых проживала в Марселе (Франция), где будущий академик изучил французский язык. В 1874г. родители поселились в городе русской славы Севастополе, где каждый камень обильно полит кровью российского моряка, а город овеян славой героической обороны во время Крымской и Великой Отечественной войн, подвигами русских и советских офицеров и флотоводцев: М.П. Лазарева, В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, Н.Г. Кузнецова, С.Г. Горшкова и других. В те далекие годы, как впрочем и в последующем годы, многие молодые люди мечтали посвятить свою жизнь флоту. Эту стезю выбрал и А.Н. Крылов. Служить России и флоту всегда считалось великой честью.

Осенью 1878г. он поступает в младший подготовительный класс Морского училища. Учился хорошо и в 1883г. Крылова перевели в специальный класс, где изучалась девиация компаса, погрешность его показаний и другие вопросы, происходящие от влияния судового металла или электрических токов. Этот предмет считался чрезвычайно трудным из-за сложностей математических вычислений. Алексей увлекся этой наукой, а потом специальными исследованиями. Выпускные экзамены в училище он сдал первым по списку, с похвалой и занесением на мраморную доску. В 1884г. получил первый офицерский чин-мичмана, поступил на службу в компасную часть Главного гидрографического управления, где вел практические занятия с прикомандированными офицерами.

Здесь в ходе службы А. Крылов написал несколько работ, которые были опубликованы в журнале «Морской сборник» и других изданиях. В сентябре 1888г. его зачислили слушателем кораблестроительного отдела Морской академии, где работало много талантливых ученых. Академия готовила для флота специалистов-кораблестроителей высшей квалификации. Здесь Крылов публикует первые научные работы «Расчет броненосца «Император Николай–I», положившие начало строительной механики корабля. О высоком качестве подготовке кадров в академии свидетельствует то, что почти все руководящие посты в технических управлениях (МТК) и должности портовых корабельных инженеров занимали ее выпускники.

После окончания в 1890г. учебы А. Крылова как лучшего слушателя оставили при академии для дальнейшей научной работы. Одновременно зачислили в штат морского училища преподавателем по математике. В 1892г. молодой ученый стал читать курс теории корабля и по совместительству заведовал опытным бассейном морского ведомства. В академии А. Н. Крылов читал лекции и курс корабля по всем разделам полвека – с 1890г. по 1941год. В 1895г. он сформировал начало своей классической теории килевой качки, составившие в дальнейшем предмет учебной дисциплины. Разработанный им курс проектирования судов в академии читал его единомышленник И. Г. Бубнов.

Алексей Николаевич вел активную исследовательскую работу, выступал на различных научных конференциях в Русском научном обществе, печатал статьи в журналах. Так, три из научных работ были напечатаны в французском специальном журнале и в «Докладах Парижской академии наук». В 1898г. сделал в Лондоне несколько докладов по теории качки корабля на волнении. За выдающиеся научные достижения Английское общество корабельных архитекторов наградило А. Крылова золотой медалью. Русский ученый был признан всей мировой наукой и стал одним из авторитетных специалистов в области кораблестроения.

Крылов проявлял постоянную озабоченность в развитии инженерной мысли на флоте. Это касалось как военных кораблей, так и гражданских судов. По его докладу главному инспектору кораблестроения о необходимости преобразования обучения инженеров флота, было принято ряд важных решений. В частности, он предложил на базе морского инженерного училища готовить инженеров не только для военного, но и для торгового флота. То есть, его беспокоило положение дел с подготовкой кадров для флота России. До революции число студентов на курсе училища определялось в двадцать четыре человека. Однако в связи с развитием отрасли кораблестроения и судостроения в предвоенные годы советского периода на каждом курсе вуза обучалось около трехсот человек, в чем огромная заслуга А. Н. Крылова.

Он особое внимание уделял значению, роли и опыту экипажа, прежде всего офицерского состава в поддержании живучести и боеготовности корабля, стремился доказать важность привить сноровку, практические навыки, отвергая ненужное бумаготворчество. Он считал важным циркуляр Морского технического комитета от 29 ноября 1905г. №15 в котором говорилось: «Никакая инструкция не может перечислить всех обязанностей должностного лица, предусмотреть все отдельные случаи и дать вперед соответствующие указания, а поэтому господа инженеры должны проявить инициативу и, руководствуясь знаниями военной специальности и пользой дела, прилагать все усилия для оправдания своего назначения».

Разрабатывая курс теории корабля, ученый обращал особое внимание на обеспечение непотопляемости судна. В 1902г. представил таблицу и расчеты показывающие влияние затопления на крен, деферент и остойчивость. Эти расчеты получили название таблиц непотопляемости. Его обоснования были приняты всеми иностранными флотами. В 1904г. им построена первая в России машина для интегрирования дифференциальных уравнений.

В 1907г. в водах Черного моря, в частности на судне «Уралец» А.Н. Крылов провел исследования, разработанного им метода определения влияния качки корабля на меткость стрельбы, а в 1908г. разработал прибор «отмечатель», для обучения моряков наводке орудия. В эти же годы выполнены многие разработки в области использования морской корабельной артиллерии на флоте. Прежде всего, это: дальномер-прибор для определения (при стрельбе) расстояния между прицелом и целью, прибор для определения отклонения целика на ходу противника, оптическая мушка и оптический прицел и другие.

В начале 1908г. его назначают главным инспектором кораблестроения, а в последующем возглавил Морской технический комитет. Однако с целью сосредоточения внимания на научных исследованиях в 1910г. он отказался от чиновничьих должностей и занялся теоретическими изысканиями в вопросах кораблестроения, судоподъема и судоспасения. В преддверии первой мировой войны принимает активное участие в управлении Русским обществом пароходства и торговли (РОПиТ), Путиловским заводом и другими учреждениями флота.

В 1914г. в ознаменование 30 летней научной деятельности А.Н. Крылова Московский университет присудил ему степень доктора прикладной математики. В этом же году его избрали членом-корреспондентом Академии наук. Ученый регулярно выступал в Академии наук с научными докладами и отчетами, тесно связанными с практикой кораблестроения и судоподъема. С целью обобщения трудов, научных статей, книг, академия наук приняла решение выпустить сборник трудов Алексея Николаевича.

По расчетам ученого построены многие боевые, спасательные, судоподъемные корабли и суда. Среди них одно из лучших катамаранов российского, а потом и советского флота «Волхов» в последующем переименованный в «Коммуну». Это уникальное судно построено и спущено на воду на Путиловских верфях Санкт-Петербурга в 1915 году. Его экипаж - 11 офицеров, 60 матросов, 24 водолаза. За более чем 100 лет эксплуатации катамаран поднял около 100 кораблей и судов. Спасательное судно и сейчас на службе Российского флота.

В 1916г. на Черном море от взрыва затонул линейный корабль «Императрица Мария». А. Крылов как член комиссии провел большую работу по выявлению причин гибели корабля, а затем составил проект его подъема. По заключению ученого причинами происшествия на новейшем по тому времени корабле могли быть: возникновение предшествовавшего взрыву пожара; небрежность в обращении с огнем и порохом; злой умысел. Предположение о небрежности обращения было исключено не только показаниями свидетелей, но и объективными научными данными. Крыловым убедительно отвергнута версия и самовозгорания пороха. По его мнению наиболее вероятная версия гибели «Императрица Мария», - диверсия. Однако, заключение комиссии проводившей расследование данной трагедии по цензурным соображениям стало доступно широкой публике только двадцать лет спустя.

Проект подъема погибшего корабля, разработанный А.Н. Крыловым был напечатан в сборнике «ЭПРОН». Опираясь на разработки русского – советского ученого по подъему больших кораблей и судов, затонувших килем вверх, методом подаваемого в корпус сжатого воздуха были подняты не только «Императрица Мария», но и итальянский корабль «Леонардо да Винчи» и другие. Советскую власть А.Н. Крылов встретил с пониманием и верно служил народу. В 1919г. он избран начальником Военно-морской академии. Под его руководством велась активная работа по подготовке командиров кораблей и судов Рабочее - Крестьянского Красного Флота. Для изучения опыта, лучшего знания и взаимодействия по восстановлению техники, способов судоподъема и судоспасения на реках, озерах, море и океанах он был командирован заграницу, где пробыл семь лет.

Работая за приделами Родины Крылов много сделал для восстановления научных и культурных связей Советского Союза с зарубежными учеными. Его авторитет во многом служил повышению авторитета СССР. Вернувшись на Родину, он продолжил работу по дальнейшему развитию науки в интересах флота, на благо трудового народа и страны. Огромная заслуга академика в возрождении и создании (в предвоенные годы ХХ столетия) мощного военного и гражданского флота, судоподъема и судоспасения. Его советами и консультациями пользовались заводы «Электроприбор», Центральный научно-исследовательский машиностроительный институт, конструкторские бюро, структурные подразделения Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) и многие другие.

В мае 1930г. утвержден устав и выбраное правление Всесоюзного научно-технического общества судостроения и судоходства (ВНТОСС). В апреле 1932г. на съезде ВНТОСС принято решение о создании двух всесоюзных инженерно-технических обществ – водного транспорта (ВНИТОВТ) и судостроения (ВНИТОСС). Первым председателем ВНИТОСС был избран академик А.Н. Крылов, который занимал этот пост до своей смерти в 1945 году.

В 1933г. в печати стали выходить рассказы ученого о наиболее интересных случаях из истории кораблестроения и кораблевождения. Сначала в сборниках Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН), а потом и в других изданиях. Академик неоднократно писал, что для интересов флота важное значение имеет спасение и подъем затонувших кораблей и судов потерпевших аварию, в чем видел главную задачу ЭПРОН. Ученый считал, что важнейшим в работе экипажа корабля и эпроновцев является работа по предотвращению гибели корабля. Он рекомендовал учиться на чужих ошибках, тщательно изучать каждую аварию корабля, проводить критический разбор причин и принимать меры по их недопущению. Так, в первом его очерке рассказывалось об аварии броненосца «Орел» в Кронштадтской гавани в мае 1904г. В следующем сборнике напечатаны два рассказа об аварии крейсера «Кубань» в доке Либавского порта и гибели броненосца «Гангут».

В очерке о гибели «Титаника» академик писал: «На лайнерах запас плавучести почти в два раза больше их водоизмещения, значит, технически простая ученическая задача, как этот запас использовать, чтобы пароход не тонул, если даже весь его трюм будет разрушен и затоплен, но это чисто технически, на практике капиталист - реформатор заботится главным образом о доходности и эксплуатационных выгодах корабля; здесь уже не техника играет роль, а требования публики: удобства, красота, стильная отделка кают, простор салонов, высота их в три палубы, большие залы и прочее, - это дает доход, все эти понятия не переводимы на технический язык расчетов и чисел и останется такой, сколько бы таких катастроф, как с «Бургонью», «Титаником», «Лузитанией» ни было. Разрешаться эти задачи лишь после того, как сгинет капиталистический строй».

В последующем напечатаны ряд очерков в сборнике «ЭПРОН», первый - в научно-техническом отделе «О взрывах и взрывчатых веществах», посвященный гибели танкера «Советский Азербайджан». Ученый пришел к выводу, что пароход погиб в связи с незнанием экипажем причин и условий взрыва нефти. Очерк заканчивается словами: «Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка». Второй материал размещен в историческом отделе под заголовком «Из морской старины». В нем рассказано несколько случаев из взаимоотношения русского флота с иностранными судами и кораблями. В частности, один из случаев касается Крымской войны. Находившийся там английский флот был почти весь выброшен на балаклавские скалы, большая часть кораблей с экипажами погибли. В сборнике «ЭПРОН» им также напечатан очерк под заглавием «Описание исполненного в 1741 подъема испанского галлио «Тохо», затопленного в заливе Виго 10 октября 1702г.» и другие. В 1936г.участвует в инженерных разработках по строительству Володарского моста в Ленинграде. За выдающиеся научные достижения в 1939г. Алексею Николаевичу присвоено звание, Заслуженный деятель науки, его наградили орденом Ленина.

В предвоенные годы в Советском Союзе было заложено 533 боевых корабля. Достроено и сдано флоту 312 ед. общим водоизмещением 243,2 тыс. тонн. Из них: лидеров -7, эскадренных миноносцев – 30, сторожевых кораблей -18, тральщиков – 38, мониторов речных – 8, подводные лодки типа «Декабрист» – 51, подводные лодки типа «Щука» -77, подводные лодки малые-78. В начале войны находились в постройке - 219 кораблей: линейных – 5, крейсеры – 10, эсминцы - 45/47, тральщики – 25, сетевые заградители -10, мониторы – 6, подводные лодки – 49, другие корабли и суда. Их строили на 24 заводах Наркомата судостроительной промышленности, где в 1941г. работало 100 тыс. чел.

В 1941 году академику присуждена высшая награда за ученые труды – Сталинская премия первой степени. в июле 1943г. за большой вклад в создание и строительство современных кораблей, крупнейшие заслуги в деле подготовки высококвалифицированных специалистов для Военно-морского флота А. Крылову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот». В годы войны он жил и работал в Казани. Несмотря на возраст и болезнь продолжал трудиться внося посильный вклад в разгром фашизма. В 1943-1945гг. напечатал ряд очерков о П.Л. Чебышеве, С.О. Макарове и других выдающихся представителей флота.

26 сентября 1943г. состоялось заседание Академии наук СССР совместно с Народным комиссариатом ВМФ посвященное чествованию А.Н. Крылова в связи с его восьмидесятилетием. Его поздравили не только ученые, но и многие трудовые коллективы страны, а также зарубежная научная элита.

Несмотря на трудности военного характера, судостроители и судоремонтники выполнили поставленные перед ними задачи. Так, план судоремонта (в тыс. руб.) выполнен на 98,9%. За 1941-1945гг. численность производственных рабочих в судоремонте на предприятиях ТУ ВМФ выросла на 12, 3%, производительность труда рабочих на 18,6%, среднегодовая выработка на одного рабочего в 1945г. составила 27 382 руб. За годы войны судоремонтными предприятиями и ТУ ВМФ было отремонтировано -8815 кораблей и судов различных классов, в т.ч.: СФ-1642 ед., КБФ-4257, на ЧФ -1509 ед. Судоремонтники с честью выполняли судоремонтные и судоподъемные работы на всех флотах и флотилиях. Поставленные задачей по восстановлению и поддержанию в боеготовности кораблей и судов достойно реализовали, чем внесли огромный вклад в Победу над фашизмом. В этом большая заслуга академика А. Н. Крылова, который честно служил советской власти и народу до своей кончины.

2 Капитальный и аварийно - восстановительный ремонты НК и ПЛ в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.).

Тип корабля

Всего

Сдано

КБФ

ЧФ

СФ

ТОФ

БВФ

1

Кап. и авар. вост. ремонт:

-лидеры

3

3

-

-

-

-

-крейсеры

6

5

1

-

-

-

-лид. и эсмин.

25

24

1

-

-

-

- подлодки

114

75

5

-

34

-

-тральщики

18

18

-

-

-

-

-боев. вспом. суда и катера

341

316

3

-

1

11

2

Текущ. гар. ремонт:

- крейсера

1

-

1

-

-

-

-лид. и эсмин.

18

-

2

2

14

-

- стор. Корабли

4

-

2

-

2

-

-подлодки

50

-

14

-

36

-

Тральщики

2

-

2

-

-

-

3

Вспом. /суда

3

-

3

-

-

-

Скончался выдающийся ученый 26 октября 1945 года. Для увековечивания его памяти, как выдающегося ученого кораблестроителя Совет Народных Комиссаров СССР присвоил его имя Академии кораблестроения и вооружения, в которой академик учился и преподавал многие годы. Была установлена стипендия академика А.Н. Крылова в морских и других научно-учебных заведениях. Его научные труды актуальны и в наши дни. Однако после развала страны, армии и флота многое из того, что исследовал и создавал академик А.Н. Крылов было разрушено и уничтожено. В частности это коснулось судоспасения, судоподъема, судоремонта и других жизненно важных для флота вопросов. В настоящее время принимаются меры по исправлению недостатков, а порой разрушения. откровенного предательства в вопросах укрепления боеготовности флота. Но это длительный и дорогостоящий процесс.

Академик А.Н. Крылов был выдающимся ученым и патриотом Советской Родины, его заслуги перед флотом и страной огромны, об этом должны знать все россияне, прежде всего молодежь, будущее флота. Это жизненно важно, ибо в наше время взоры человечества повернуты в стороны морей и океанов, прежде всего Арктической зоны. Ног по прежнему проблемы морей и океанов остаются и их надо решать. Для России берега которой омывают 13 морей, принадлежащих бассейнам трех океанов это актуально и жизненно важно. В своем последнем выступлении А.Н. Крылов сказал: «Я отдал флоту 65 лет своей жизни, и если бы я располагал еще такой же жизнью, то я ее отдал бы до конца любимому морскому делу». Его примеру последовали многие патриоты флота СССР - России