Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Газета "Правда". И снова о мещанстве

2018-09-21 14:14
По страницам газеты "Правда", Альберт Попов, доктор физико-математических наук, член горкома КПРФ. г. Дубна, Московская область.

Мне понравилась статья Юрия Белова «Массовая культура», мещанство и Россия», опубликованная в двух номерах «Правды» (за 31 июля — 1 августа и за 2 августа). По-моему, весьма злободневная. Диагноз в результате авторского анализа, на мой взгляд, выносится верный. Нынешнее общество нашей страны действительно погрузилось и продолжает всё более погружаться в бездуховность, мещанство.

Однако при чтении статьи возникают и вопросы, на которые лично я ответа пока не нахожу. И, конечно, самый главный из них: а как же конкретно бороться с этим злом, чтобы всё-таки подниматься с духовно-нравственного дна, где сегодня оказались. Мои заметки тоже на это не отвечают. Но я надеюсь, они помогут привлечь к проблеме других, поскольку разговор в интересах дела стоило бы продолжить.

ПОЧТИ под фанфары прошли очередные выборы Путина. Ну а Грудинина буржуазные СМИ затоптали, навязав «народу» образ долларового миллионера. Увлекли часть избирателей критикой КПРФ за «неправильное» выдвижение кандидата, всячески отвлекая от сути дела — от предложенной им программы. Да и не было фактически настоящего обсуждения программы, развернули просто некие «междусобойчики» среди кандидатов. Путин же, как обычно, вообще в дебатах не участвовал и свою программу не выдвигал. Почему?! Такая сегодня демократия и такой оболваненный народ.

И вот теперь — рост налогов с простых людей, рост цен на бензин, тарифов на коммуналку, создание для олигархов «своих» офшоров, а как верх всего — повышение пенсионного возраста.

Увы, многие безропотно всё проглатывают. И снова спрашиваю: почему?! Видимо, сложилось и держится ложное впечатление. А как же: изобилие продуктов и товаров в магазинах, кругом машины, у кого-то отпуска на берегах Средиземного моря, мобильники-планшеты, чемпионат мира по футболу... Люди не осознают, что ездим-летаем мы на импорте, питаемся на 40 процентов импортом, а своё производство продолжает уничтожаться. Общественное сознание не реагирует на вопиющие факты действительности! На то, что миллионы граждан не заняты производительным трудом, миллионы существуют на доходы, меньшие, чем средняя зарплата по стране. Люди поддаются пошлой и глупой рекламе, не протестуют против растлевающего влияния СМИ и интернета, «перемывания костей» ушедших из жизни лидеров страны и деятелей культуры, смирились с «оптимизацией» медицины и образования, которые, в нарушение Конституции, всё больше становятся платными.

До глубины души возмутительна позиция так называемой творческой интеллигенции, её общественных объединений, руководителей религиозных конфессий. Ведь по существу они не против тотального внедрения бездуховности и мещанства, ничего этому не противопоставляют, а даже наоборот — сами активно участвуют в этом. Предаются забвению творчество и духовные установки великих писателей России XIX и начала ХХ веков — Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Гончарова, Белинского и Добролюбова, Писарева и Чернышевского, Тургенева и Писемского, Некрасова и Жемчужникова, Достоевского и Толстого. А кто сегодня вспоминает Чехова, Куприна, Вересаева, Леонида Андреева, великого Горького, восставших в своё время против мещанства? Нынешние «творцы», как и власть, словно полностью забыли об этом зле и не видят его вокруг себя. А ведь протестная энергетика против мещанства охватила в начале ХХ века чуть ли не весь культурный слой русского общества.

Разве не очевидно сегодня, на какое дно опустилось нравственно-духовное состояние общества? Нынешняя власть, прикрываясь запретом по Конституции какой-либо главенствующей идеологии, за тридцатилетие «новой» России установила, по сути, господствующую идеологию мещанства, культ наживы и сильных локтей, отбросив естественные человеческие устремления к справедливости. И это привело к утверждению равнодушия, индивидуализма, к ужасающей разобщённости граждан страны.

Чем питают, что воспитывают телевизионные «шоу» и трибуны стадионов? Разве это не очевидно?

В МНОГОЧИСЛЕННЫХ материалах, появившихся к 100-летию Великого Октября, присутствует вроде бы многоголосица, есть столкновение оценок исторических событий и их причин. Но в этих оценках, чуть ли не в большинстве, потеряно видение определяющего исторического факта: установление Советской власти произошло благодаря вооружённому участию крестьянства, поддержавшего вместе с рабочим классом ещё малочисленную в начале 1917 года партию большевиков. Пишущие часто забывают также о том, что в становлении Советской власти приняло участие едва ли не большинство офицерства царской армии и значительная масса российской интеллигенции.

Между тем во всём этом надо видеть причины итогов Гражданской войны и победы Советской власти на всей территории России — от западных границ до Тихого океана. Феномен этой победы — человек с ружьём крестьянского происхождения и образованное сословие, принявшее участие в становлении новых органов государственного и социального управления. Это же образованное сословие активно участвовало в ликвидации безграмотности и в становлении советской системы образования, увлечённо включилось в культурное строительство.

А что мы видим теперь? Горбачёвская «перестройка» закончилась развалом СССР, активизацией национализма, разгулом русофобии в отколовшихся республиках. Даже на Украине, самой близкой нам. Уже десятилетия идёт фактически новая гражданская война. В чём причины? Да в том, что нынешняя власть провоцирует и поддерживает антисоветские настроения и деяния, разрушила плановую экономику, распустила колхозы, ввела частную собственность на землю и недра, уничтожает бесплатные медицину и образование, обеспечение жильём, способствовала возрождению «класса собственников», то есть капиталистов, ставших владельцами добываемого из недр общенародного достояния, хозяевами промышленных предприятий и миллиардных капиталов. Вроде бы признав праздник Великой Победы советского народа над фашизмом, государственная власть во время парада драпирует Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади и не упоминает имя Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина, инициирует и поощряет антисоветские переименования, всячески стирая память о великой советской эпохе.

В обществе возбуждена и продолжает развиваться волна поисков и придумывания негатива в советской истории, пороков в её вождях и героях. Пишутся книги и создаются видеоподелки, порочащие советское прошлое, развенчивающие образы советских людей. Большинство СМИ насыщено бульварными, мещанскими и обязательно хулительными «сенсациями» о былом. Как будто нынешний день, нынешнее социально-экономическое и духовно-нравственное состояние России настолько благостны, что не требуют общественного внимания и всенародных усилий для выхода из постигшего нас жесточайшего кризиса!

Провозглашение Конституцией России светским государством и запрет на государственную идеологию выдавались за утверждение «демократии». Но светское ли на самом деле, реально российское государство сегодня? Разве не очевидно у нас теперь засилье клерикализма?

И при этом мы наблюдаем фактическую ликвидацию нравственного воспитания, отсутствие действенного нравственного кодекса, исповедуемого государством. В результате власть погрязла в лицемерии, объясняя вводимые законы, зачастую совершенно аморальные, «сложившимися обстоятельствами», уводя себя и других конкретных виновников этих «обстоятельств» от какой-либо ответственности за содеянное. Сама власть способствует этим размыванию нравственных устоев, появлению аморальных «творений» в искусстве, разлагающих культурное и духовное здоровье общества.

Ещё в 1929 году В. Маяковский почувствовал, кто несёт огромную опасность Советской власти. Да, были откровенные классовые враги — но не только! Очень серьёзно тревожили поэта те, которые «…ходят, гордо выпятив груди, в ручках сплошь и в значках нагрудных». В персонажах «Клопа» и «Бани» Маяковский увидел подрывное сопротивление «груде дел» по созиданию социализма. Он, как пророк, предугадал одну из причин гибели советского проекта — погружение общества в мещанство с его эгоистическими устремлениями. В этом мещанстве российский «человейник» сегодня барахтается, и пока не видно перспектив оздоровления.

СТАЛ ЗАДУМЫВАТЬСЯ: многие пишущие и рассуждающие о 1917 годе, об истории Советской власти — и критикующие её, и защищающие — почти вся эта прослойка «интеллектуалов» обладает одной общей особенностью. Вот какой: эти люди в большинстве лишены личного практического опыта добывания «куска хлеба». Они не пахали и не сеяли, не стояли у станков, не водили тракторы и комбайны, грузовики или поезда; они не видели и реально не представляют изб и хат с земляным полом, без электричества и радио; они не вдыхали упоительный запах полей, не смотрели в преданные и ласковые глаза коровы или лошади. Эти люди судят о прошлом умозрительно, сидя за столом «с зелёным абажуром», обложившись книгами и журналами и постоянно заглядывая в интернет. Однако исторические движения происходят на широких просторах, вне кабинетных стен!

Люди — граждане — товарищи — господа!!! Жизненные свершения происходили и происходят не в ваших кабинетах, а усилиями массы людей, зачастую плохо обутых и одетых, с мозолями на руках, погружённых в каждодневные заботы о выживании своих семей, не всегда осознающих причины своих трудностей, но устремлённых к установлению «божьей» справедливости и способных, получив ружьё в руки, за неё бороться. Вот кто вершит историю. Это хорошо понял, например, князь Кропоткин, заметив в 1918 году: «Переживаемая нами революция есть итог не усилий отдельных личностей… Правящая сейчас партия (большевиков) не правит, её несёт течением, которое она помогла создать, но которое теперь уже в тысячу раз сильнее её».

Наверное, слишком категорично и спорно сказано о «правлении» и «течении», однако надо понять, что хотел сказать Кропоткин. И, конечно, это понимали Ленин с его соратниками, определяя курс Советской власти, учитывая конкретность ситуации, опираясь на настроение и энергетику масс. Но этого исторического феномена, увы, не видят и не понимают нынешняя российская власть и её идеологическая обслуга.

Используя накопившееся недовольство просчётами и ошибками советского времени, ельцинская команда остановила и сломала советский проект. Но вот уже более 25 лет «новая» власть остаётся неспособной выстроить стабильную социально-экономическую, государственную систему, хоть в какой-то степени справедливую. Уму непостижимо: ежегодно принимается до 300 и больше законов! И «законотворчество» продолжает нарастать. А толку?! И причина неэффективности власти лежит на поверхности: её законы и действия ущемляют интересы большинства граждан, не учитывают их.

Россия буржуазная погрузилась, я бы сказал, в непассионарное болото. Народ утратил энергетику из-за потери объединяющей и мобилизующей цели. В 1920-е и 1930-е годы на обломках самовластья строили народную власть и светлое будущее; в Великую Отечественную войну защищали Советскую Родину — СССР и спасли мир от фашизма; в 1950-е возрождались из пепла и улетали к звёздам. А что сейчас? И что завтра? Отдадим окончательно все земли и недра, всё производство олигархам?! Долой идеологию справедливости, воспитания, долой духовность?! Государству нужен потребитель, а не образованный гражданин?! Наверное, по-своему прав протоиерей Евгений Соколов, рассуждая вслед за Достоевским: «Если Бога нет, то всё дозволено». Но для атеиста, я думаю, это можно перевести так: «Если у общества, государства нет высокой цели, то действительно дозволено всё». Вот и результат: безграничные потребительство и страсть к наживе дали разгул коррупции, засасывают в мещанство и полную бездуховность.

ГРАЖДАНСКАЯ война продолжается. «Славная» царская Россия (с капиталом в руках иностранцев), «великий реформатор» Столыпин (покусившийся на общину и разоривший массу крестьян) — с одной стороны, с другой — кровавый Николай II, ввергнувший Россию в империалистическую войну, отречение которого в феврале 1917-го приветствовали все сословия и церковь. «Злодеи большевики», свершившие «октябрьский переворот» — с одной стороны, с другой — власть Советам, конец войне, мир народам, земля крестьянам. Белое движение и интервенция, казни красноармейцев, коммунистов и советских работников — с одной стороны, с другой — человек с ружьём на защите Советов и ответный красный террор. Обиженная и злобствующая эмиграция — с одной стороны, с другой — пароходы в Европу с непринявшими Советскую власть, «богоборчество» с походом на ликвидацию безграмотности. Подпольные антисоветские террористические центры, антоновский мятеж — с одной стороны, с другой — индустриализация и рабфаки, коллективизация и МТС — и всё это ради настоящей независимости и продовольственной безопасности страны. Антисоветское злопыхательство русской эмиграции — с одной стороны, с другой — интенсивные, энергичные мобилизационные усилия по подготовке к надвигающейся войне.

Много чего ещё с одной и другой стороны. Но итог всего — Великая Победа и СССР — вторая держава мира!

На защите Октября и его завоеваний — КПРФ. Вроде бы защищают Октябрь и некоторые современные российские марксисты, так сказать, «сами по себе» (А. Бузгалин, А. Колганов и др.), но остро критикующие при этом сталинскую эпоху, называющие советский проект тупиковым — «мутантным социализмом». Между тем антимарксист А. Зиновьев после развала СССР стал его апологетом, доказывавшим, что советский проект оставался жизнеспособным и прерван был предателями, оказавшимися на вершине власти в СССР.

Роль человеческого фактора в исторических событиях — естественна и признаётся марксизмом. Энгельс писал: «…Мы делаем нашу историю сами… каждая из воль становится тем, что она есть… Благодаря массе особых жизненных обстоятельств… каждая воля участвует в равнодействующей и постольку включена в неё».

А вот в работах того же Бузгалина, мне видится, ослаблено внимание к этому фактору, к влиянию культурно-нравственного состояния общества на исторические процессы. Осмеливаюсь полагать, что на гибели советского проекта сказались не просто ошибки в социалистическом обустройстве общества, но и факт разложения нравственно-культурного уровня граждан в сторону эгоизма-индивидуализма и погружение в мещанство по мере роста благосостояния общества. Оно, общество, постепенно теряло устремление к тому, что «труд наш есть дело чести, есть дело доблести и подвиг славы».

Думаю, успешное социалистическое строительство возможно не только на теоретически выверенных принципах организации государственной власти, экономики и социальной сферы. При этом необходимы также очень продуманное, основательное, глубокое воспитание членов общества и постоянное обновление высокого уровня их нравственности и духовности от поколения к поколению. С этим советский проект, пожалуй, не справился вполне. Как будет дальше? Да и возможно ли в нынешней цивилизации строительство по-настоящему высокодуховного общества? Хотел бы прочитать мнения об этом в читательских откликах.