Крылатая фраза К. Маркса «революции – локомотивы истории» основывается на открытом им диалектико-материалистическом понимании истории. Объективные законы социальной революции К. Маркс обнаружил в способе материального производства – диалектике взаимодействия производительных сил и производственных отношений общества. Об этом он писал: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражениемпоследних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке». Социальная революция обеспечивает соответствие характера производственных отношений общества уровню развития его производительных сил. Поэтому в мировом историческом процессе наблюдается чередование производственных и социальных революций.
Изучив сущность и закономерности развития капиталистического способа общественного производства, К. Маркс пришел к выводу, что «капиталистическое производство порождает с необходимостью естественного процесса свое собственное отрицание». По мнению К. Маркса, «централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается». Содержанием этого социального взрыва является «превращение капиталистической частной собственности, фактически уже основывающейся на общественном процессе производства, в общественную собственность».Все эти научные открытия К. Маркса основывались на всеобщем объективном законе диалектики – законе единства и борьбы противоположностей, - выступающем в исторической действительности ядром социальной революции.
К особому типу социальных революций относятся
социалистические революции, обеспечивающие переход человечества от
классово-антагонистического жизнеустройства к бесклассовому общественному
укладу социальной свободы и равенства. Именно социалистическая революция
производит превращение частной собственности в общественную собственность на
средства производства. Осмысливая эту закономерность, К. Маркс обнаружил, что
«буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого
общества». Перспективу столь необычайного революционного скачка в мировом
историческом процессе Ф. Энгельс квалифицировал в качестве «величайшей
революции всех времен».
Содержание величайшей социальной революции во всемирной
истории Ф. Энгельс обозначил как «скачок человечества из царства необходимости
в царство свободы». По его мнению, в процессе этой особой революции
«объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают
под контроль самих людей». Первостепенную роль при этом играет научное
мировоззрение в соответствии с положением К. Маркса, что «теория становится
материальной силой, как только она овладевает массами».
Первым вопросом социальной революции выступает вопрос о
политической власти, решение которого позволяет обеспечить коренное
преобразование всего общественного жизнеустройства народов. Прогнозируя
политическую стратегию исторического движения человечества вперед путем
общественного прогресса, К. Маркс писал: «Между капиталистическим и
коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во
второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и
государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой
пролетариата». Революционная диктатура выступает воплощением в жизнь
общества всеобщих объективных законов диалектики, а также основополагающих
экономических и социальных законов. Диктатура
всеобщей социалистической революции снимает действие каких-либо иных
общественных законов, так как революционный кризис всех социальных слоев и
революционная ситуация во всех сферах жизни общества не поддаются произвольному
управлению господствующими «верхами». Диктатура социалистической революции
подавляет контрреволюционную диктатуру капитала ради созидания
коммунистического общества социальной свободы и равенства.
Научная теория всеобщей социалистической революции получила
практическое воплощение в исторической действительности в начале ХХ века, когда
капитализм достиг высшей, империалистической стадии своего существования. Во
всемирной истории наступила эпоха новейшего времени, содержанием которой стал
революционный переход человечества от капитализма к социализму. Империализм
воплотил в себе общий кризис капитализма, охватывающий все социальные слои и
все сферы жизни буржуазного общества, постоянно нарастающий вплоть до
общенациональной катастрофы, следующий к гибели капиталистической формации
общества и революционному его обновлению на социалистических началах.
Вследствие обострения общественных противоречий капитализма
на империалистической стадии буржуазное общество поворачивало от политической
демократии к насилию, реакции, террору. Неотъемлемой чертой общего кризиса
капитализма стали империалистические войны, обостряющие его противоречия до
крайних пределов. Выход из катастрофической ситуации капитализма В.И. Ленин
нашел во всеобщей социалистической революции. Он писал: «Только пролетарская,
социалистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного
империализмом и империалистическими войнами. Каковы бы ни были трудности
революции и возможные временные неуспехи ее или волны контрреволюции, -
окончательная победа пролетариата неизбежна». Политическая реакция империалистической
контрреволюции противоположна действию объективных законов исторического
прогресса, поэтому завершается неминуемой гибелью.
Первым во всемирной истории практическим подтверждением
правильности марксистско-ленинской теории социалистической революции стала
Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года в России. Она оказала
глубинное преобразующее воздействие на общественное развитие всех стран и
народов земного шара. Оценивая воздействие Великого Октября на мировой
исторический процесс, В.И. Ленин заметил, что «весь мир уже переходит теперь к
такому движению, которое должно породить всемирную социалистическую революцию».
Таким образом, Великая Октябрьская социалистическая революция выступила стартом
всемирной социалистической революции. К середине ХХ века социалистическая
революция вышла в международное пространство, обеспечивая становление мировой
общественной системы социализма, а в дальнейшем и достижение ею равновесия с
мировой капиталистической системой.
Рожденные Великим Октябрем, всемирно-исторические сдвиги в
общественном развитии человечества побудили к середине ХХ столетия такое
могущественное явление новейшей эпохи, как мировая научно-техническая
революция, которая качественно преобразовала материально-производственный
фундамент жизни международного сообщества. Под воздействием научно-технической
революции совокупные производительные силы человечества обрели совершенно новый
уровень развития и закономерно потребовали соответствующего преобразования
характера производственных отношений во всемирном объеме. Научно-техническая
революция превратила науку – всеобщую общественную производительную силу – в
непосредственную производительную силу общества, что послужило образованию
наукоемкого вида производства, гарантирующего возможности для беспредельного
его развития вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего
населения планеты. Под воздействием научно-технической революции концентрация,
централизация, интеграция производства стали принимать всемирную степень и
глобальный характер, что способствовало становлению единого мирового
материально-производственного процесса. Но должное осуществление новейших возможностей
технического и технологического совершенствования общественного производства
оказалось невозможным в условиях капиталистического способа производства,
ограниченного оковами частной собственности на средства производства.
В процессе мировой научно-технической революции
капиталистический способ общественного производства полностью исчерпал все свои
конструктивные возможности и естественно вступил в исторический этап
необратимого прекращения своего существования. Частная собственность перестала служить основой формирования производственных
отношений общества, превратилась в разрушителя производства. Отставание старой
капиталистической системы производственных отношений от нового уровня развития
производительных сил обернулось очередным обострением в 1970–е годы общего
кризиса капитализма и его перерастанием в глобальный кризис всей
частнособственнической цивилизации, который оказался самым масштабным и
катастрофическим переломом во всемирной истории. Глобальный кризис охватил все
социальные слои и все сферы жизни общества во всех странах земного шара,
способствовал крайнему обострению всех общественных противоречий на планете,
следует к революционному преобразованию жизни общества на социалистический лад
первоначально в большинстве, а в дальнейшем и в остальных странах. В итоге
империализм охвачен всеобщей агонией. В земном пространстве стали действовать
объективные законы всемирной социалистической революции.
Агонизирующий империализм оказался необычайно агрессивным и
опасным. В 1980-е годы он развязал глобальную агрессию против всего
человечества, нацеленную на контрреволюционное уничтожение мировой
социалистической системы и реставрацию безраздельного господства
капиталистического общественного строя во всемирном масштабе. Но разрушением
Советского Союза в 1991 году и подрывом мировой социалистической системы
империалистическая контрреволюция перешагнула критическую грань в мировом
историческом процессе и загнала себя в безвыходное положение, которым она не
может овладеть, поэтому обречена на неизбежную гибель. В итоге на планете
образовался глобальный хаос, который не поддается произвольному управлению, что
равнозначно всемирной революционной ситуации. Соответственно обострилась и
усложнилась «война интересов» - всемирная гражданская война.
Глобальный хаос стал хоронить капиталистическую формацию
общества на кладбище всемирной истории. Гибнущий капитал не мог не вызвать
обвального саморазрушения мировой капиталистической системы, а заодно и всего
частнособственнического жизнеустройства человечества. В условиях глобального
кризиса, всемирной революционной ситуации, всеобщей агонии империализма, всемирной
гражданской войны победить вакханалию империализма и овладеть глобальным хаосом
может только диктатура глобальной социалистической революции, действующая в
соответствии со всеобщими объективными законами диалектики.
В современном мире материалистическая диалектика оказалась единственным учением, которое не поддается разрушительному воздействию глобального хаоса, а способствует научному познанию причин его возникновения и способов преодоления. Материалистическая диалектика обеспечивает адекватное восприятие и научное понимание общественной действительности в мире, содействуя сознательному использованию объективных законов общественного развития в революционной практике. Особое значение диалектического материализма состоит в том, что это марксистско-ленинское учение выступает теоретической и методологической основой научного обоснования жизни общества и научного управления общественным развитием, необходимых для революционного выхода из глобального хаоса к созиданию коммунистического общества. Без научного обоснования жизни общества и научного управления ее развитием невозможно овладение наукоемким производством, созданным мировой научно-технической революцией.
Согласно научному мировоззрению диалектического материализма, уровень наукоемкости производства выступает исходной позицией при определении форм общественной собственности на средства производства, налаживании мирового производственного процесса, общественной организации труда.Вместе с тем, всеобщие объективные законы диалектики действуют в социалистических интересах интернационального пролетариата, к различным слоям которого ныне относятся 99 процентов человечества, владеющих меньше чем 20 процентами всемирного богатства. Все эти пролетарские и полупролетарские слои трудящихся выступают движущими силами глобальной социалистической революции. В этих условиях коммунистическое движение современности отстаивает социалистические интересы международного рабочего класса и всего трудового человечества, добивается всемирного торжества социализма, ориентируется к построению коммунистического общества на планете Земля.