18-19 декабря 2015 года ЦС РУСО провел Международную научно-практическую конференцию на тему: «Формирование в России самодостаточной, устойчивой, восприимчивой к инновациям экономики: необходимость, возможности, практики». Ее соорганизаторами выступили: Московский экономическийФорум; Научно-издательский и производственный центр «Общественно-государственное партнерство»; Международный славянский институт; Международная Кирилло-Мефодиевская академия славянского просвещения; Международный союз общественных объединений «Всеславянский собор»; Российский союз товаропроизводителей.
Провел
конференцию Председатель ЦС РУСО, депутат Государственной Думы, д.т.н.,
профессор И.И. Никитчук
Приветствовал участников конференции и
выступил с развернутым докладом Президент Международного славянского института,
д.э.н., профессор Смирнов К.А.
«О самодостаточном, устойчивом развитии
как экономическом геноме (наследственном образце) России» - с таким докладом обратился
к участникам конференции Первый проректор МСИ, д.э.н., профессор Игорь Михайлович Братищев. Полный текст
доклада и его презентацию смотрите ниже.
Академик РАН Виктор Степанович Шевелуха посвятил свой доклад проблеме создания
реальных возможностей для реализации доктрины продовольственной безопасности
России.
В обсуждении приняли участие:
Андреев
Сергей Юрьевич
(д.э.н., профессор, Санкт-Петербург) – Радикальное изменение курса: от
деиндустриализации к неоиндустрилизации.
Арсеенков
Анатолий Григорьевич – (к.и.н. (Украина) – Украинская трагедия:
многомерность противоречий.
Буткалюк
Виталина Александровна – научный сотрудник Института социологии Национальной
академии наук Украины
Евсеев
Леонид Алексеевич
(профессор МСИ) – Россия: рациональное территориальное расселение и его
экономический смысл.
Ковалев
Аристарт Алексеевич
– (д.э.н., профессор, член Президиума ЦС РУСО) – Текущая экономическая политика
правящих классов России в контексте теории общественного воспроизводства.
Лола
Александр Михайлович
– ученый-градостроитель. – Есть ли в современной России национальная
градостроительная политика.
Назаров
Валентин Игоревич
(профессор МСИ) – Донецкий и Луганский гамбит: многомерность противоречий и
пути их разрешения.
Толебаева
Батима Толебаевна
(д.э.н., профессор, Казахстан) – Возрождение производства отечественной сельхозпродукции –
первоочередная государственная задача.
Чуньков
Юрий Иванович
(д.э.н., профессор) – Россия: от «экономикса» к экономике знаний и многие
другие.
В выстпулениях ученых были подняты следующие
вопросы:
● О доктрине самодостаточного устойчивого
развития экономики России; ее сущность, основных характеристиках и индикаторах.
● О мобилизационном проектировании и
стратегическом планировании как центральном звене управления возрождением реального сектора российской экономики.
● Об интеграции производства, науки и
образовании, ее проблемах и необходимости
● О промышленной политике в РФ и
возрождении производственных школ в машиностроении, авиастроении, судостроении,
космонавтике.
● О Сельском хозяйстве России, проблемах
импортозамещения и самодостаточности.
● Об Инновационных процессах, тенденциях,
проблемах, системный аспект.
● О таргетировании инфляции и создании
эффективных условий совершенствования финансовой системы России.
● Об экстренных мерах увеличения
бюджетных доходов государства.
● О социальных аспектах защиты
интеллектуального и духовного потенциала
страны.
● О коллективных формах хозяйствования, народных предприятий и
перспективном направлении развития реального сектора экономики России.
Участники первого дня конференции
приняли рекомендации и обратились ко всем ученым и практикам, заинтересованным
в самодостаточном устойчивом экономическом развитии России с просьбой присылать
в ЦС РУСО свои размышления и предложения на этот счет. Ниже приводятся:
рекомендации конференции, иллюстрации к докладу и доклад первого заместителя
Председателя ЦС РУСО Братищева Игоря Михайловича, а также краткая аннотация
форума политэкономистов-марксистов, прошедшего 19 декабря 2015 года.
Рекомендации
Международной
научно-практической конференции «Формирование в России самодостаточной,
устойчивой, восприимчивой к инновациям экономики: необходимость, возможности,
практики», проведенной
18-19 декабря 2015 года.
Начало XXIвека,
включая последние 2014-й и 2015 годы явились особенно богатыми на важнейшие
политические, экономические и даже военные события, которые все более отчетливо
формируют новую реальность, отличную
как от послевоенного противостояния двух сверхдержав – «Советского Союза и
Соединенных Штатов, так и от «однополярного мира», исчезнувшего после
разрушения СССР.
Россия
мучительно мобилизуется, медленно преодолевая тяжкое сопротивление своего
ельцинского прошлого.
Это позволило добиться отдельных позитивных изменений.
Среди них преодоление дефицита товаров и
услуг, значительное расширение их ассортимента, отход от мелочной регламентации
хозяйственной деятельности, расширение возможностей для личной экономической
инициативы. Но эти результаты куплены слишком дорогой ценой. В России
продолжаются процессы деиндустриализации и примитивизации производства,
деинтеллектуализации труда и деградации социальной сферы. Мы сливаем
энергоресурсы и не можем себя прокормить, теряем таланты и импортируем
неквалифицированную рабочую силу. У россиян отсутствует доверие к отечественной
продукции и нет уверенности в завтрашнем дне, возможности реализовать свои
таланты и способности. К этому следует добавить появление массовой бедности,
непрерывный рост коррупции и незаконного обогащения.
Современная Россия сильно уступает СССР
по всем показателям. Едва начавшись, «холодная война-два» сразу же обнажила
слабые стороны российской экономики. В условиях, когда 70% экспорта приходится
на нефть и газ, а бюджет наполовину формируется за счет их продажи, падение цен
на «черное золото» ставит страну в сложное положение. Еще более его усугубляет
ухудшившаяся внешнеэкономическая конъюнктура, не испытывающая на себе даже
минимального государственного протекционизма. Сейчас внешнеэкономической
деятельностью занято более 600 тысяч субъектов – физических и юридических лиц.
Но удар по экономике не оказался бы
таким ощутимым, если бы ее структура не была столь уродливой и если бы лица,
ответственные за развитие России, не совершали действия, которые вместо лечения
подталкивают пациента к летальному исходу. Достаточно вспомнить действия
Центробанка, открывшего в полном соответствии с неолиберальными постулатами
российский финансовый рынок западным ветрам и не принимающего никаких мер для
предотвращения вывоза капитала.
Продолжают сохраняться глубокая
зависимость России от внешнего рынка, сырьевая специализация, упадок
обрабатывающей промышленности, деградация инвестиционного сектора,
десуверенизация финансовой системы, ее подчинение интересам иностранного
капитала, в пользу которого осуществляется ежегодный трансферт в размере
120-150 млрд долларов (6-8% ВВП). Однако это, и многие другие признания проблем
теми или иными учеными и даже отдельными представителями власти не ведут к
развороту экономического курса.
Так, разговоры о диверсификации ведутся
все последние 15 лет, однако экономика страны имеет все больший сырьевой
перекос. В Правительстве, судя по всему, не считают это положение ненормальным
и все надежды связывают с тем, что внешняя конъюнктура улучшится, а цены на нефеть
после падения снова поползут вверх. Но вот только мировой Капитал далек от
иллюзий и продолжает считать нас одной из серьезных помех к окончательному
утверждению нового мирового порядка.
Анализируя сложившуюся в стране ситуацию
и пользуясь сообщением Росстата (17 сентября 2015 года), видишь, что средняя
зарплата в России снизилась за 2015 год на 10%, падает розничный товарооборот,
инфляция зашкаливает, около 22 млн. человек опустилось за черту бедности.
Отсюда нельзя не задаться вопросами: где же выход, почему болтовня об
импортозамещении так и остается, по большей части, болтовней, а вместо
замещения импорта на том месте, где он был, образуется зияющая дыра?
В результате чего резко ухудшается
динамика промышленного производства – минус 4,5% в годовом выражении (в
сентябре 2015 года) по сравнению с 2014-м годом. (В прошлом году был рост в
годовом выражении – на 3,9%). При этом обращает на себя внимание, что
обрабатывающие отрасли промышленности в сентябре 2015 года по сравнению с тем
же месяцем 2014-го и вовсе сократили производство на 7,2%.
Если же посмотреть на динамику выпуска
важнейших видов продукции, то и здесь оснований для оптимизма не найти:
производство легковых авто снизилось на 21,9%, грузовых – на 26,7%, тракторов
для сельского и лесного хозяйства – на 51,9% и далее по списку. Торговля по
темпам своего падения поставила очередной антирекорд – минус 9,8% по сравнению
с апрелем 2014 года. Реальная среднемесячная зарплата и вовсе обвалилась на
13,2%. Инвестиции в основной капитал – минус 4,5%. Строительство – минус 5,2% и
т.д. Справедливости ради следует отметить, что сельхозпроизводство выросло за
то же время на 3,3%. Но и здесь есть объясняющие факторы, заставляющие
сдержанно относится к этому показателю.
Общий
вывод: положение в экономике ухудшается и это никак не вписывается в
гипотетическую «повестку развития», о которой толкует Правительство и, о которой
сказано в Послании Президента РФ Федеральному Собранию; заявившего, что
ситуация в российской экономике сложная, но не критическая (3 декабря 2015
год).
Участники Конференции считают, что
назрела необходимость качественного изменения сложившейся в России
социально-экономической системы, ибо в ее рамках инерционного сценария
существенно улучшить основные параметры российского производства и социального
развития невозможно. В силу этого предлагается долгосрочная стратегия
самодостаточности, последовательно реализуемая на четко выделенных
промежуточных рубежах. За ее своевременное и эффективное исполнение должны
нести ответственность политический класс в целом и его лидеры в частности.
Стратегия самодостаточной, устойчивой,
восприимчивой к инновациям экономики позволит:
Во-первых, воссоздать
национальную экономическую суверенность России.
Во-вторых, обеспечить
живучесть национальной экономики, ее способность воспрепятствовать любым
экономическим санкциям и военным угрозам.
В-третьих, «играть на
равных» с крупными мировыми субъектами.
Конференция
считает, что для того, чтобы привести экономику России и её социальную сферу в
нормальное, соответствующее требованиям времени состояние необходимо осуществить
актуальный, добросовестный и непредвзятый анализ и оценку всех ключевых
социально-экономических показателей, определяющих потенциал страны, её мощь,
возможности и потери. Современной экономической науке такие непредвзятые оценки
осуществить вполне возможно, опираясь на методически и теоретически
обоснованные предложения отечественных и зарубежных экономистов, свободных от
рыночного фундаментализма.
Рекомендации
настоящей международной научно-практической конференции включают в себя
комплекс антикризисных мер, предполагающих одновременную структурную
перестройку, модернизацию и развитие экономики, а также решение важнейших
социальных задач. К их числу относятся следующие предложения.
1. Использование для формирования самодостаточной экономики
имеющихся ресурсов
Ликвидация бюджетного кризиса и обеспечение устойчивого
социально-экономического развития страны возможно только за счет:
-введения государственной монополии
на внешнюю торговлю стратегической продукции (энергоресурсов, черных и цветных
металлов, леса, драгоценных металлов и камней, оружия и др.), а также на
производство и продажу алкогольной продукции и табачных изделий;
-доходов от эффективного
использования собственности управляемой государством;
-подавления теневой экономики и
введения народного контроля;
-возврата к твердому безналичному
рублю;
-пресечения разворовывания бюджетных
средств и кредитов;
-прогрессивного налогообложения
граждан;
-режима жесткой экономии затрат на
функционирование органов государственного управления;
-приоритетного развития торговли со
странами СНГ;
-использования доходов от российской
собственности за рубежом;
-возврата России долгов других стран;
-перевода части краткосрочных долгов
государства в долгосрочные.
-Реализации комплекса мер,
обеспечивающих оплату труда в России на уровне «европейских зарплат».
2. Демократизация отношений собственности
Преобразование отношений собственности осуществляется
исключительно на основе федеральных законов, законов субъектов Федерации, и государственных
программ.
Контроль за изменением прав собственности в ходе
осуществления Программ преобразования отношений собственности осуществляют
государственные и судебные органы, а также комитеты гражданского контроля,
которые могут быть созданы при представительных органах власти из
представителей трудовых коллективов, профсоюзов, органов местного
самоуправления и др.
3. Национализация (деприватизация) собственности
Исключительной собственностью народов России, ее
национальным достоянием, не подлежащими приватизации, должно быть объявлено:
-воздушное пространство, территориальные и внутренние воды,
природные ресурсы и богатства, леса, недра, земля (за исключением земельных
участков, выделяемых в пределах установленных законом норм под садово-огородные
участки, личные подсобные хозяйства, индивидуальную жилищную застройку);
-предприятия и отрасли экономики, выполняющие
жизнеобеспечивающие функции в масштабах всей страны: топливно-энергетический
комплекс, железнодорожный, воздушный и иной магистральный транспорт, порты и
коммуникации, связь, информационные системы;
-принадлежащие государственным и муниципальным силовым
структурам оружие, оборонные и другие функциональные объекты;
-предприятия и учреждения оборонных отраслей промышленности;
-имеющие общенациональное значение учреждения науки и
культуры, учебные заведения, детские учреждения, медицинские и
лечебно-профилактические учреждения, включая рекреационные комплексы, объекты
сферы социальной защиты;
- основные
объекты инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.
Приватизированные объекты, объявленные национальным
достоянием, подлежат национализации.
Порядок национализации (деприватизации) определяется
специальным законом.
4.Самоуправляемые
народные предприятия
Предприятия, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности, могут быть преобразованы в самоуправляемые народные предприятия.
Они могут быть созданы по инициативе государственного или муниципального
органа, в ведении которого находится предприятие, или трудового коллектива - решением
общего собрания (конференции) трудового коллектива (делегатов, избранных на
конференцию) путем учредительного договора о передаче имущества предприятия,
находящегося в государственной или муниципальной собственности, в полномочное
хозяйственное владение и пользование трудовому коллективу.
Порядок организации, функционирования и ликвидации
самоуправляемых народных предприятий устанавливается Федеральным законом
"О самоуправляемых народных предприятиях".
5. Права трудовых коллективов на участие в контроле и
управлении предприятиями
Трудовой коллектив предприятий любых форм собственности
участвует в принятии окончательных решений по вопросам:
-рассмотрения и утверждения устава предприятия и вносимых в
него изменение;
-формирования органов управления предприятием;
-определения условий контракта при найме (назначении)
руководителя предприятия;
-разработки перспективной программы развития предприятия,
планов его деятельности, реконструкции, санации, уровня оплаты труда, других
актов, регламентирующих внутреннюю жизнь предприятия;
-определения направлений и контроля за использованием
имущества и доходов предприятия;
-контроля за деятельностью руководителя и администрации
предприятия;
-решения вопросов, связанных с увольнением членов трудового
коллектива.
6. Земля и природные ресурсы в
хозяйственном обороте
Земля, ее недра, леса, водные и воздушные пространства, иные
природные ресурсы являются народным достоянием, а противоречащие этому
приватизационные акты и сделки признаются недействительными.Земля для крестьянских хозяйств может предоставляться только
на основе аренды и пожизненного наследуемого владения и пользования.Передача в частную собственность
лесов, недр, естественных водоемов, заповедников, зон отдыха, иных природных
ресурсов, земель городов, поселков, населенных пунктов запрещается. Предоставление их в аренду, владение и пользование
допускается под государственным и общественным (народным) контролем.
7.
Меры повышения эффективности
государственного
управления экономикой и государственным имуществом
Государственное управление экономикой осуществляется исходя
из нижеследующего разделения основных функций:
-разработка прогнозов и системы
индикативных плановых показателей развития экономики, формирование целей и
задач экономической политики, определение ее приоритетов, их межведомственная
координация и согласование с субъектами Федерации, составление комплексных планов экономического развития, инвестиций
- в Федеральной комиссии по планированию и прогнозированию;
-управление
финансовой системой, разработка комплексной инвестиционной и кредитной
политики - в Министерстве финансов и Центральном банке Российской Федерации;
-управление государственными
предприятиями и государственным имуществом - в Министерстве государственного
имущества, отраслевых ведомствах, государственных холдинговых компаниях и
объединениях предприятий;
-управление промышленной структурной
политикой - в Министерстве промышленности;
-управление военно-промышленным
комплексом - в Министерстве оборонной промышленности;
-управление агропромышленным
комплексом - в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия;
-управление внешнеэкономической
деятельностью - в Министерстве внешнеэкономических связей и Комиссии
Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной
политике;
-регулирование и контроль в области
ценообразования - в Комитете цен;
-регулирование отдельных рынков,
контроль за добросовестностью конкуренции, обеспечение прав потребителей - в
Министерстве по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
За функциональными ведомствами - министерствами труда и
социальной политики, образования и науки, культуры, здравоохранения, обороны и
других - закрепляются функции проведения государственной политики в
соответствующих областях и вытекающие из них функции государственных
заказчиков, осуществляющих размещение государственных закупок на конкурсной
основе.
8. Разработка
пятилетнего плана восстановления
реального сектора экономики России
Меры по выходу из кризиса разрабатываются на основе пятилетнего
Плана восстановления экономики России. В рамках этого Плана Правительство РФ
обеспечивает:
а) первоочередное развитие:
-отраслей, способных стать основой общего подъема экономики и
её инновационного развития;
-производства товаров первой необходимости для населения;
-массового строительства жилья для нуждающихся слоев
населения;
-производства средств производства для АПК;
- конверсионных
производств, обеспечивающих общее повышение научно-технического уровня
экономики;
б) приоритет:
-наукоемких, нано- и высоких технологий;
-первоочередного запуска производства на уже имеющихся
мощностях;
-ремонта, модернизации и реконструкции перед закупкой нового
оборудования и новым строительством;
-приобретения и модернизации отечественного оборудования
перед закупкой нового за рубежом;
-производства на отечественном сырье и комплектующих;
-выпуска конечной продукции, в том числе с кооперацией по
технологической цепочке;
-конкурентоспособной продукции повышенного спроса;
в) социальную ориентированность на:
-восстановление занятости трудоспособного населения;
-помощь наиболее нуждающимся и социально незащищенным слоям
населения;
-восстановление научного и инженерно-конструкторского
потенциала страны;
-помощь зонам экономического, социального и экологического
бедствия.
9. Регулирование внешней торговли
Проведение внешнеторговой политики
поддержки отечественного производства и мобилизации ресурсов для развития
экономики обеспечивается:
-созданием системы валютного и внешнеторгового контроля,
охватывающей все стадии экспортно-импортных операций и операций на внутреннем
рынке для предотвращения утечки капиталов;
-введением государственной монополии на
экспорт энергоресурсов, топлива, нефтепродуктов, черных, цветных и
редкоземельных металлов, золота и драгоценных камней, химических материалов и удобрений, лесоматериалов,
вооружения и военной техники.
10. Регулирование иностранных инвестиций
Привлечение
иностранного капитала и технологий для преодоления кризиса и развития отечественного производства осуществляется в
соответствии с принятыми приоритетами. Исходя из установленных приоритетов,
Правительством утверждаются и публикуются:
-список отраслей и производств, в
которых признается целесообразным привлечение иностранных
инвестиций и технологий и где иностранным инвесторам будут предоставляться
льготы;
-список отраслей и производств, в
которых, как правило, не допускается или ограничивается
иностранное участие.
Иностранные инвестиции привлекаются, в первую очередь, для
приобретения и внедрения передовых технологий, оборудования и материалов,
развития наукоемких и импортозамещающих
производств, адаптации российской промышленности к требованиям мирового
рынка и расширения экспорта продукции обрабатывающей промышленности.
На период выхода из экономического
кризиса вывоз прибылей и репатриация капитала
из России регулируется в пределах положительного сальдо валютного баланса по
конкретным инвестиционным проектам. Вывоз прибыли от операций на рынке ценных
бумаг ограничивается.
11. Регулирование внутреннего товарного рынка
Цены и тарифы на энергетические ресурсы, топливо,
нефтепродукты и другую продукцию естественных монополий, на основные виды
промышленного и сельскохозяйственного сырья, на услуги железнодорожного,
авиационного и трубопроводного транспорта регулируются государством.
На потребительские товары первой необходимости вводятся
предельные уровни розничных цен.
При формировании цен по установленному
перечню товаров устанавливается предельный
уровень рентабельности продукции и предельный общий уровень торгово-сбытовой
(посреднической) наценки (независимо от числа посредников). В случае превышения
этого уровня разница в бесспорном порядке изымается в государственный бюджет.
Изменение пропорций ценообразования осуществляется в пользу
отраслей обрабатывающей промышленности и
сельского хозяйства путем усиления государственного контроля и
регулирования цен на продукцию естественных монополий, снижения акцизов на товары внутреннего производства, природный газ и
нефть с восполнением выпадающих доходов федерального бюджета за счет
восстановления экспортного тарифа на вывоз этих продуктов с территории
Российской Федерации.
При осуществлении закупок для общественных и государственных
нужд, а также для контролируемых государством предприятий предпочтение отдаётся
отечественным товарам, машинам и оборудованию.
Создаётся система приобретения отечественного капиталоёмкого
оборудования для коллективного пользования с передачей в лизинг эксплуатирующим
организациям.
Восстанавливается государственное инвестирование в развитие
производственной и социальной базы сельского хозяйства.
Впредь, до устранения "ножниц цен" между ценами на
сельскохозяйственную продукцию и промышленные средства производства для
сельского хозяйства, последние (в первую очередь удобрения, электроэнергия и
горюче смазочные материалы для сельского хозяйства) подлежат продаже
сельскохозяйственным производителям по льготным ценам.
12. Кредитно-денежное регулирование
Осуществляется переориентация денежно-кредитной политики с
поддержки финансовых спекуляций на решение
задач нормализации денежного обращения и платежно-расчетных отношений в
производственной и социальной сфере, создание необходимых условий для
подъёма инвестиционной активности.
Бюджетные операции Федерального правительства осуществляются
исключительно через казначейства, а при отсутствии отделений последних - через
отделения Сберегательного банка Российской
Федерации. Институт уполномоченных частных банков отменяется.
Центральный банк Российской Федерации
в рамках Программы единой государственной денежно-кредитной политики
осуществляет руководство и координацию деятельности всех кредитно-финансовых и
инвестиционных организаций в направлении трансформации сбережений населения в инвестиции, привлечения кредитов
на развитие производства,преодоления роста неплатежей в
промышленности, увеличения совокупного спроса на продукцию отечественного
производства.
13. Совершенствование налоговой политики
Импортируемые
предметы роскоши, потребительские товары не первой необходимости и другие товары, ввоз которых
отрицательно сказывается на положении промышленности и сельского хозяйства
России, подлежат обложению высокими фискальными, антидемпинговыми,
протекционистскими пошлинами.
Восстанавливаются
экспортные пошлины на газ, нефть, и нефтепродукты, основные виды сырья и материалов.
Акциз
распространяется на все виды спирта с последующей его компенсацией потребителям
технического спирта.
Вводится
вмененный налог на мелкие и средние торговые и посреднические фирмы.
Расширяются
льготы по налогам на доходы производственных предприятий, осуществляющих
установку нового оборудования, развитие техники и технологии производства. В приоритетных отраслях производства
внедряются нормы ускоренной амортизации при усилении контроля за целевым
использованием амортизационных отчислений.
Освобождается
от пошлин импорт высокотехнологичного оборудования, используемого для
производства наукоемкой продукции.
Промышленным
предприятиям возвращается налог на добавленную стоимость в отношении
экспортированной ими машиностроительной и другой наукоемкой продукции.
Прекращается взимание налога на добавленную стоимость на продукцию,
поставляемую в государства-участники Содружества Независимых Государств.
Ставка
налога на прибыль предприятий производственной сферы снижается.
Повышается
налогообложение земли, зданий, сооружений и другой недвижимости, используемой
непроизводственными коммерческими организациями.
Повышается
налогообложение доходов от биржевых и банковских спекулятивных операций,
спекулятивных сделок с недвижимостью.
Повышается
налог на валютообменные операции, вводится налог на ввоз наличной иностранной
валюты.
Центр
тяжести налогообложения переносится с доходов, получаемых от трудовой, инновационной и инвестиционной деятельности
в сфере производства на налогообложение рентных доходов, в особенности от
эксплуатации природных ресурсов, доходов от собственности и видов деятельности,
связанных с негативными социальными и экологическими последствиями,
элитарное и социально избыточное потребление.
Вводится
дополнительное прогрессивное налогообложение сверхвысоких доходов и особо
крупного имущества физических лиц.
Устанавливаются высокие экспортные пошлины на необработанные алмазы и
другие драгоценные камни с одновременным увеличением государственного и
контролируемого государством производства
обработанных алмазов на внутренний и внешние рынки.
14. Валютное регулирование
Осуществляется
активизация валютного контроля и поэтапная дедолларизация экономики в целях
пресечения вывоза капитала.
Вводится
государственная валютная монополия. Обращение иностранной валюты на внутреннем
рынке не допускается. Все валютные операции осуществляются исключительно через Центральный Банк РФ и уполномоченные им
государственные банки. Лицензии частным коммерческим банкам на проведение
валютных операций отзываются. Вся валютная выручка за экспорт товаров и
услуг подлежит обязательной продаже Центральному Банку РФ по установленному им
валютному курсу. Средства юридических и физических лиц - резидентов РФ, находящиеся на валютных счетах в коммерческих
банках России, их зарубежных отделениях и иностранных банках подлежат переводу
в Центральный Банк РФ. Валютные счета предприятий подлежат постепенной
отмене.
Приобретение
иностранной валюты ограничивается исключительно целями оплаты импортных
контрактов и других разрешенных законом текущих операций.
Регулирование
обменного курса рубля осуществляется с учетом необходимости поддержания
конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, а также поддержания
платежного баланса.
Привязка
обменного курса рубля к доллару в формировании валютных резервов и в политике
регулирования и номинирования обмена курса отменяется.
Ввоз иностранной наличной валюты юридическими лицами, за
исключением Центрального
банка, запрещается, а физическими лицами ограничивается установленными нормативами.
Расширяется использование рублей во внешнеторговых
расчетах и использование рубля в качестве резервной валюты в
странах СНГ и Восточной Европы.
15.
Бюджеты развития и инвестиционные фонды
Финансирование
государственных планов развития осуществляется путем выделения в Бюджете
развития расходов на финансирование планов развития и формирования
инвестиционных фондов.
Инвестиционные
фонды создаются для финансирования инвестиционных программ и формируется путем
консолидации:
-доходов от внешнеторговой
деятельности;
-не менее 30% общей суммы
внебюджетных фондов Правительства;
-бюджетных инвестиций и кредитов;
-выручки от приватизации, реализации
принадлежащего государству имущества, ценных бумаг, сдачи в долгосрочную аренду
недвижимости и т.п.;
-средств от государственных
инвестиционных займов;
-начислений на использованную не по
назначению амортизацию;
-процентов со
среднемесячных остатков в банках средств бюджета и внебюджетных фондов (не ниже процента по депозитам);
-доходов от эмиссии безналичных
электронных платежных средств, инвестиционных рублей, обеспеченных продукцией
предприятий, участвующих на договорной основе в реализации 3-х летней Программы
восстановления российской экономики;
-внутренних и
внешних кредитов, предоставляемых Правительству Российской Федерации (или под его гарантии) на инвестиционные цели.
16.
Чрезвычайные меры в зонах экономического, социального и экологического бедствия
Президент,
Правительство, Государственная Дума и Сонет Федерации Федерального Собрания РФ
по ходатайствам администраций и органов представительной власти, субъектов
Федерации,, петиций работников отраслей, предприятий, населения вправе
объявлять регионы, города, районы, населенные пункты, сельские местности,
отрасли, группы предприятий зонами (сферами) экономического, социального и
экологического бедствия на основании объективных показателей. Критерии
определения этих показателей устанавливаются специально сформированными
органами как на региональном, так и на федеральном уровнях.
В
федеральном бюджете создается целевой фонд спасения зон (сфер) экономического,
социального и экологического бедствия. Порядок образования и использования
средств данного фонда определяется соответствующим законом.
17. Обеспечение национальной
безопасности и эффективная интеграция в глобальную хозяйственную систему
Выступление
России в ВТО на условиях, навязанных стране и принятых ее правительством,
негативно влияет
на развитие несырьевых отраслей реального сектора. Непродуманное копирование
западных моделей организации науки и образования как сфер производственных
рыночных услуг также существенно снижает возможности прогрессивного развития российской
экономики. Альтернатива этому – не изоляционизм, а программируемое
международное экономическое и селективное регулирование внешнеэкономических
связей с целью обеспечения стране устойчивых позиций одного из лидирующих
партнеров в мировом экономическом сообществе.
Новым приоритетом
социально-экономической стратегии России должна стать интеграция стран,
ориентированных на преодоление в своей экономической и геополитике догм
рыночного фундаментализма и «вашингтонского консенсуса».
18.
Институционально-политическое и идейное обеспечение экономических реформ.
Повышение роли общества и государства в
экономике предопределяет необходимость преодоления «провалов государства» - в
первую очередь бюрократизма и коррупции. Речь идет не только о развитии
рыночных начал и конкуренции, но и последовательном создании
институционально-политических условий для:
·предотвращения
отрыва интересов и действий государственных органов и чиновничества от
интересов общества в целом;
·ликвидация
заинтересованности чиновничества и бизнеса в коррупционных сделках;
·развития
заинтересованности государственных органов и бизнеса в социально направленной
экономической политике;
·повышения
доверия граждан к государственным органам и бизнесу.
Таковы
императивы, выдвигаемые сложившейся в России политико-институциональной системе.
Они направлены на развитие реального производства и человека. Конкретные
политические механизмы формирования такой системы требуют политический
дискуссий.
Выдвигаются
также существенные императивы реформ в области идейно-духовного развития. Здесь
ключевой задачей становится формирование человека, ориентированного на творческий,
созидательный труд. Не только на конкуренцию, но и на солидарность. Не только
на индивидуальные, но и на общезначимые для гражданского общества, страны и
международного сообщества ценности.
Движение по пути
самодостаточного, устойчивого, восприимчивого к инновациям развития позволит
России не только и не столько наладить импортозамещение, а возродить стратегическое
планирование, которое в совокупности с «умным» использованием механизма
товарно-денежных отношений поможет обеспечить внутреннюю и внешнюю безопасность
страны и ее суверенитет.
г. Москва
18-19 декабря
2015 года
д.э.н.,
профессор Братищев Игорь Михайлович
О
самодостаточном устойчивом развитии как экономическом геноме (наследственном
образце) России
Предполагаемая проблематика требует
пояснений. Так, геном (греч. genos –
происхождение) означает объединение генов, которые содержатся в одинарном
(гаплоидном) наборе хромосом определенной клетки – животной или растительной.
Экономика – это живой развивающийся, как и любой другой, организм. И как
таковой состоит из клеток. Достаточно вспомнить К. Маркса, начавшего свое
непревзойденное исследование капитала словами: «Богатство общества представляет
собой огромное скопление товаров, отдельный товар – его элементарную клеточку» [1,
13].
Необходима
цель, основанная
на
высоких помыслах.
Во все времена самодостаточность была
свойством, имманентно присущим экономике России. Мы всегда развивались на своей
собственной природно-климатической основе посредством создания, как сейчас
говорят, активного баланса во внешней торговле. И только в 90-е и двухтысячные
годы, когда вся экономическая конструкция стала держаться на «трех китах»: а)
на проедании советского социалистического наследства; б) на подпитке российской
финансовой системы долгосрочными зарубежными кредитами (их перекредитовывании и
спекуляции ими) и в) на разграблении недр и перегонке сырья на Запад (а сейчас
и на Восток). Считается, что за счет всего этого олигархат и обслуживающая его
власть «заработали» более трех триллионов долларов. Два из них остались за
границей.
Но признавать эту очевидность
кремлевским сидельцам никак нельзя, поэтому вместо национально выверенного
курса, они и их прислужники во всю воркуют об инвестициях, импортозамещении,
модернизации, оптимизации и так далее и тому подобное. Победоносно заявляется,
к примеру, что: «мы показали себя зрелой, творческой, уверенной в себе нацией».
И ещё: «…наша экономика в полном объеме преодолела последствия спада» или «Мы
не дали кризису перечеркнуть позитивные демографические тенденции …», «…У нас
самые высокие темпы роста экономики среди государств «восьмерки» (это 2012-й
год), «По нашим оценкам, уже в ближайшие 2-3 года Россия войдет в число пяти
крупнейших экономик мира» (тогда же). «Ситуация действительно сложная, но не
критическая. Уже сегодня мы видим позитивные тенденции».
И говорится это всерьез, без малейших
сомнений в правдивости произнесенных эскапад. При этом умалчивается, что за
последние 15 лет (2000-2015 годы) в стране ушло в небытие 70 тысяч промышленных
предприятий. На оставшихся же износ основных фондов составил 80%. Не возникает
даже вопросов: почему в середине второго десятилетия XXIвека
в России электроэнергии производится и потребляется меньше, чем в 1990 году, и
, следовательно, страна отброшена в прошлое на четверть века; есть ли у нас
кадры для восстановления экономики и имеет ли государство финансовые ресурсы,
необходимые для позитивного функционирования системы и для «обеспечения ее
живучести»?
Но главным в этой череде почемучестей
становится вопрос: какова цель, к
достижению которой народ призывают стремиться?
Ведь без цели, основанной на высоких
помыслах, нация деградирует. Как бы не порочили Советскую власть, но у нее при
всех ее ошибках и просчетах такая цель была: создать новую «социальную
организацию», а по существу нового типа цивилизацию, основанную на социальной
справедливости, национальном братстве и бесклассовом жизнеустройстве.
Воплотившись в «Красном проекте» эта невиданная ранее цивилизация впитала в
себя все лучшие черты цивилизации русской, стала ее продолжением и развитием.
Общий
вывод: ситуация в экономике, к сожалению, ухудшается и это никак не вписывается
в гипотетическую «повестку развития», о которой толкует Правительство.
На
пути к великодержавности.
Вся многовековая история России – это
постоянная перекличка прошлого с настоящим, а настоящего с будущим. «История –
это наставница жизни», - утверждал Марк Туллий Цицерон, написавший 19 трактатов
по истории, политике, философии и более 800 писем.
Что, к примеру, засвидетельствовала
отечественная история? Русские всё перебрали: удельное княжение, самодержавие,
капитализм (так никогда и не приобретший у нас развитых форм), ранний
социализм, либерализм, сумевший создать определенный набор мифологии
позитивного толка, якобы характеризующей будущее, в которое российские либералы
звали народ. В частности, речь шла о «возвращении на путь цивилизованного
развития», об «обществе свободы и демократии», о «волшебной силе рынка»,
способного в короткие сроки преобразовать страну, о «невмешательстве
государства в экономику» и т.д. и т.п.
Способна ли
«пошедшая в разнос» российская экономика
ответить на вызовы времени? – вот в чём вопрос.
Понятно одно: бесконечно находиться в «точке бифуркации»
и продолжать «делать хорошую мину при плохой игре», уже невозможно. Тем
более нельзя выйти из кризиса только путём попыток запустить механизм рыночного
(читай монетаристского) стимулирования, как и оставаться в мировом разделении
труда на прежних условиях – сырьевого донора.
Россия должна вернуть себе статус мировой державы.
Но как этого добиться? Ответ на этот вопрос очевиден. Только неоиндустриальным
развитием, задействуя ещё оставшиеся у нас технологические заделы и включив в
оборот природные и интеллектуальные ресурсы, которым мало кто может что-то
противопоставить. Перед нами выбор: либо
продолжать оставаться в своем прежнем качестве, либо совершить прорыв в новую
технологическую эру, стать державой – самодостаточного
развития. Мудрые китайцы называют это «опорой на собственные силы», а
русские: «сами с усами».
Следует
сказать, что вводя в оборот понятие «экономический
геном», я имею ввиду то, что называют наследственным (в нашем случае
историческим) образцом. Что касается самодостаточной
экономики, то ее чаще всего рассматривают в качестве одного из элементов
автаркии – политики хозяйственного обособления страны. Такая политика, как
продолжают твердить горереформаторы, была характерна для советского времени.
Советская Россия, и далее СССР, - по их утверждениям, - закрылись от мира, отгородились
«железным занавесом», а там, за кордоном, «все лучшее». Следует отметить, что
подобное утверждение было навязано обществу и, к сожалению, оно и сегодня
остается доминирующим в сознании множества обывателей разных уровней и мастей [2,
14]. Но так ли это?
Анализ различных интерпретаций понятия
«автаркия», существующих в отечественной и мировой энциклопедической
литературе, свидетельствует о том, что оно
означает:
Во
– первых,
национальную экономическую суверенность;
Во
– вторых, такую
политику построения экономики, которая обеспечивает определенную самодостаточность
и относительную независимость от других стран, а также самодостаточность и
независимость региона или нации [3].
Именно такая управляемая государством независимость,
позволяющая экономически обеспечить
национальные интересы страны, и стала
реально создаваться в посленэповском Советском Союзе. Это потребовало
теоретического обоснования нового
механизма управления экономикой, подкрепленного системой законодательных актов,
направленных на достижение национальных и общественно значимых целей. Нельзя
было не учитывать и то, что автаркия (самодостаточность, самообеспечение) позволяет в случае войны
выдержать первые вооруженные нападения и мобилизовать экономику, т.е.
осуществить ее конверсию, исходя из
задач военного времени.
Россия, как уже отмечалось, была первой
и пока единственной страной в истории
человечества, свершившей социалистическую революцию в то время, когда капитализм
вступил в высшую стадию своего развития – империализм, а затем и
государственно-монополистический капитализм. Она изначально вынуждена была защищать себя от
агрессии извне. И одним из важнейших, эффективных путей решения этой задачи
было обеспечение самодостаточности и живучести ее экономики.
Систему самодостаточности Советская
власть выстраивала с учетом внутренних и внешних угроз (рисков как сейчас
говорят). Она обеспечивалась:
- монополией государства во внешней
торговле;
- стратегическим и текущим планированием
экономики;
- курсом на строительство и развитие долгосрочных
внешнеэкономических связей Советского Союза;
- динамичным организационным и
структурным построением аппарата той или
иной отрасли экономики, учитывающим мировые тенденции.
Понятно, что обеспечение
самодостаточности такой громадной пространственно и столь различной
исторически, многонациональной страны требовало неординарных решений,
предопределяемых прежде всего тем, кто является собственником земли, природных
ресурсов, лесов, вод, орудий и средств производства, транспорта и денежного
капитала.
Утверждение новых форм собственности в
стране позволило осуществить три грандиозных преобразования (модернизации):
форсированную коллективизацию
сельского хозяйства, основанную на замене системы мелкособственнического и
мелкотоварного производства коллективным обобществленным земледелием; индустриализацию, т.е. создание
крупного машинного производства во всех
отраслях народного хозяйства, обеспеченного кардинальной реконструкцией экономики;
культурную революцию, главным содержанием которой стал коренной
переворот в духовном развитии страны и формирование «нового» человека,
обладающего, как сейчас говорят, высоким индексом развития человеческого
потенциала (ИРЧП).
Последнее обстоятельство имело особо
важное значение, поскольку вряд ли можно подвергнуть сомнению, что успехи
осуществленных в СССР предвоенных
модернизаций были напрямую определены образованностью, знаниями, умениями,
навыками и опытом, инициативой и творчеством работников – главной
производительной силы любого общества.
Жизнь
требует вернуть
государство
в экономику
Понятно, что в
современных условиях единственным способом экономического прорыва может быть только мобилизационный курс.
Он позволит подчинить все внутренние ресурсы
задаче освоения шестого технологического уклада (сейчас Россия топчется кое-где в пятом, а в основном
в четвёртом укладе). И никуда не деться – либо использовать в новой ситуации
то, что было сделано в Советском Союзе в 30-е и последующие послевоенные годы,
либо как говорил И.В. Сталин в речи "О «задачах хозяйственников» (1931)
«нас сомнут», а В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию 2014 года «мы
растворимся, потеряемся в мире».
При этом
очевидно, что панацеи от всех бед не существует. Но разве кто-то нам мешает,
покончить со стратегической
неопределенностью в развитии российской экономики, вернуть в нее государство,
обозначить контуры новой доктрины экономической самодостаточности, согласиться
с рекомендациями об укреплении национальной валюты, о необходимости
неоиндустриализации, развития агросферы, о научно-культурно-образовательном возрождении
и т.д. и т.п.
Вместо всего этого произносятся мантры о
базовых, якобы консервативных ценностях – добросовестном труде, частной
собственности, свободе предпринимательства, государственно-частном партнерстве,
равноправном диалоге между бизнесом и властью, и многие, многие другие.
При этом «ахиллесовой пятой» созданной
либералами экономики, ее родовым признаком продолжает оставаться сырьевая
зависимость, основанная на примитивизации экономической структуры. Как здесь не
вспомнить эпоху, когда доля сырьевых товаров в советском экспорте составляла
меньше 23%, а их основные поставки осуществлялись в социалистические страны по
долгосрочным контрактам (46 млрд. из 68 млрд. рублей в 1988 году). Тогда на
долю капиталистических государств приходилось товаров на 13 млрд. рублей. Из
них энергоносителей мы продавали менее чем на 5 млрд. рублей.
Нельзя забывать, что во все времена действует одно
правило: в случае форс-мажора экономика должна переходить в режим мобилизации,
а государство откладывает в сторону рыночные инструменты и начинает
использовать
жесткие методы управления. Таким форс-мажором явился для России режим внешних
санкций. Он привёл к падению нефтяных котировок, а с ними и курса рубля, к
дезориентации внешней торговли и до предела осложнил международную ситуацию. До
слез становится понятным, что либерально-демагогическая модель экономики в силу
своей маргинальности и далекости от потребностей подавляющей массы населения
крайне неэффективна. Госсектору, ужатому до микроскопических размеров, созданы условия
максимального неблагоприятствования и нежизнеспособности.
По логике вещей
необходимо бы было готовить экономику к устойчивому самодостаточному развитию.
Но не тут-то было. Приверженность принципу «Больше рынка – меньше государства!»
превратилась в хронический маниакальный синдром: едва недуг приглушится, он затем
с удвоенной силой снова бросается на наш ослабевший экономический организм с
тем, чтобы с необоримым упорством «петь старые песни на новый лад»
Как обеспечить экономический
(финансовый) суверенитет.
Преступлением
была случившаяся еще в перестроечные годы отмена государственной монополии на
внешнюю торговлю. В результате в современной России внешнеторговой
деятельностью занимается более 600 тысяч субъектов (юридических и физических
лиц). Как здесь не вспомнить В.И. Ленина, который без устали повторял:
монополия государства – надежная защита от проникновения в страну западного
капитала. Без нее империалисты скупят и вывезут за границу всё ценное. Так и
случилось. На Запад пошло продовольствие, золото, нефть, газ, уголь, пушнина,
лес, удобрения, химтовары и многое, многое другое.
Не меньшим преступлением явилось
разрушение всей финансовой системы страны, снятие с государства ответственности
за их стабильность. Результат хорошо известен: ликвидация экономического и
финансового суверенитета страны, превращение Центрального банка РФ (Банка
России) и всей банковской системы в структуры подконтрольные Федеральной
Резервной Системе (ФРС) США. Россия, как уже говорилось, стала жить преимущественно за счет продажи
природных ресурсов, цена на которые по разным причинам падает.
Почему стагнирует и по определению не
жизнеспособна наша современная экономика? Потому что в 90-е годы прошлого века
она была создана не с целью развития, а для устранения России как конкурента на
мировом рынке и ее превращения в сырьевой придаток транснациональных корпораций
(ТНК), т.е. в территорию, свободную от населения. Почему уникальный шанс,
возникший в связи с необходимостью наладить импортозамещение и, следовательно,
занять освобождающуюся нишу уходящих импортных товаров, оказался не нужным
отечественным бизнесперекупщикам? И здесь ответ хорошо известен здравомыслящим
экономистам, которые никак не могут докричаться до властей. Как и не могут пока
убедить в необходимости перемен народные массы, оболваненные агитпропом.
Приведу лишь несколько примеров. Еще в
1992 году по заданию ВЭС при Президиуме ВС РСФСР возглавляемый мною научный
коллектив провел исследование и разработал «Концепцию антиинфляционной
программы для России». Одной из центральных в ней была проблема
ценообразования. Тогда мы, опираясь на отечественный и зарубежный опыт, пришли
к выводу, что заложенный в основу рыночных преобразований механизм свободного ценообразования – беспрецедентная нелепость.
Свободного ценообразования по большему счету нет, по существу, нигде: ни в
Европе, ни в Китае, ни в Индии, ни в Бразилии и т.д. Нет его и в предельно
рыночных Соединенных Штатах, где сразу три государственных ведомства ведут
контроль за ценами, определяют размер зарплаты для частных предпринимателей по
спущенным сверху государственным расценкам на труд и его качество
(квалификацию). Конгресс США утверждает процент амортизационных отчислений, а
ТНК регулируют цены на энергоносители.
Ничего этого и в помине нет в
современной России. Исключение составляет разве что свободное ценообразование в
области топливных цен (тарифов). Они, как известно, устанавливаются
госкомиссией и официально публикуются. Но и этот порядок был введен по
подсказкам западных советников с целью угробить Россию изнутри, уморить ее
экономически. Тарифы ежегодно растут. Также ведут себя цены на ГСМ,
электроэнергию, газ.
Специалисты не одно десятилетие
доказывают, что цены в России должно
устанавливать, контролировать и регулировать государство. Для этого можно
использовать десятки известных науке и практике способов. Органически капитал
настроен на увеличение прибыли, а не на развитие производства, которым он
занимается только тогда, когда может извлечь из этого дополнительный доход. Как
только капитал найдет для этого возможности, не связанные с тяжелыми затратными
и рискованными усилиями, он тут же их использует.
Что, к примеру, делает любой капиталист,
если для него лично улучшилась рыночная конъюнктура? Во-первых, он, пользуясь
моментом, вздувает цены. И только после этого, если по каким-то причинам первое
не удается, только тогда, т.е. во-вторых, он использует вариант, связанный с
ростом производства и «понуждаемый обстоятельствами» использует достижения НТП.
Давно научно доказано, что в
товарно-капиталистическом обществе процесс производства двойственен. С одной
стороны это процесс труда, а с другой – процесс увеличения стоимости, в которую
заложена прибавочная стоимость. Капиталист всегда «хочет произвести не только
потребительную стоимость, но и товар, не только потребительную стоимость, но и
стоимость, и не только стоимость, но и прибавочную стоимость» [1, 197]. «Как
производство прибавочной стоимости есть определяющая цель капиталистического
производства, - заключил в своё время К. Маркс, - так и степень богатства
измеряется не абсолютной величиной продукта, а относительной величиной
прибавочного продукта» [1, 240]. Следовательно, производство и присвоение прибавочной стоимости всегда было и остается
движущим мотивом и конечной целью товарно-капиталистического производства, в
какие бы одежды он не рядился: классического капитализма, империализма или
как сейчас глобализируемого транснационального государственно-монополистического
капитализма.
Может кто-то рискнет утверждать что это
не так. Тогда зачем, к примеру, либералы исхитрились протащить в Гражданский
кодекс РФ следующую дефиницию российского предпринимательства:
«Предпринимательской считается самостоятельная, осуществляемая на свой риск
деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования
имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг лицами,
зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [5].
Еще и еще раз подчеркну, что главным
мотивом деятельности любого капиталиста является, говоря современным языком,
«срубить бабла». Как только найдена лазейка для этого без роста производства,
внедрения в него всего нового (процесса затратного, тяжелого и непривлекательного),
капитал устремляется туда. Ему нет никакого дела до циклов, технологических
укладов и прочей «беллетристики». Его надо ловить за шкирку и понуждать идти
куда надо. И делают и понуждают с помощью государства везде кроме России и
разве что Сомали с Нигерией.
Существует немало идей и предложений
направленных на суверенизацию (национализацию) финансовой системы России. Одно
из них – переход на деньги с так называемыми демерреджем, т.е. неустойкой или налогом на хранение, который
собирается в виде специальной марки, наклеиваемой на купюру. Считается, что
такие деньги нет смысла накапливать, поскольку они всегда теряют в своей
стоимости, а их использование автоматически приводит к ускорению в 12-20 раз
денежного оборота. Проблема же их обслуживания может быть решена посредством
неминуемого перехода на электронные деньги, финансовой и управленческой базой
которых должен стать единый общественно-государственный банк (подобный
общественному банку Прудона), осуществляющий независимую эмиссионную политику.
Прогнозируется, что в этом случае
национальная экономика получит нормальные условия для развития, возникнет
возможность использовать максимально упрощенную систему налогообложения (в свое
время мы презентовали в Госдуме проект ФЗ «Об универсальной налоговой системе
России»), а общество – высокое качество жизни и социальной защиты. Главное же
состоит в том, что электронные деньги с демерреджем дадут возможность
избавиться от ссудного процента. Это подорвет всевластие банков и финансового
олигархата, позволит избавиться от чудовищного перекоса в распределении и
перераспределении прибыли (Сегодня 60% прибыли незаслуженно получает финансовый
капитал, вкладываемый в виртуальный сектор экономики).
При всей
привлекательности высказанных выше идей, большая
часть из которых принадлежит Институту высокого коммунитаризма, они пока что
остаются экзотикой.
Думать
об интересах России, жить
своим,
а не чужим умом
Сама жизнь подталкивает нас к избавлению, по крайней
мере, от двух наших «холопских» недугов. Во-первых,
от низкопоклонства перед Западом и призрачных надежд на то, что «Запад нам
поможет». И, во-вторых, от
неолиберального принципа: «Больше рынка – меньше государства!» и от попыток
решить наши многочисленные проблемы монетаристскими инструментами. Пора,
наконец, осознать, что возможность
играть более-менее на равных с крупными мировыми субъектами Россия получит
только тогда, когда вернет себе статус самодостаточной континентальной державы.
Такая держава не может держаться на принципе «господства и подчинения». на
уравнивании законов и ценностей в разных мирах и цивилизациях. Действительная
гармония - это не убаюкивающий пацифизм, а готовность и умение постоять за свои
интересы.
Почему вместо реанимации производства и его
наращивания российские товаропроизводители по-прежнему, как и в 90-е годы,
заняты переделом собственности, а если и производят товары, то делают их дороже
и некачественнее по сравнению с зарубежными аналогами?
Дело в том, что после разрушения Советского Союза
приставленные к власти в России либералы (тогда их называли демократами) стали
управлять страной по чужим подсказкам. Они доверили американцам не только
реформирование экономики, но «всего и вся», т.е. стали жить не своим, а чужим
умом. «В результате, - как пишет публицист Татьяна Воеводина, - произошло то,
что в большом и малом происходит тогда, когда человек перестает заниматься
своими делами, передоверяет их невесть кому и даже не пытается о них думать.
Реформы были проведены не в интересах России, а в интересах Запада. И на Запад
утекли и продолжают утекать наши ресурсы: минеральные, денежные,
интеллектуальные. Мы тут можем сколько угодно махать флагами и выкрикивать
патриотические слоганы, а процесс-то идет.
Существует масса версий, почему так произошло. Любят
говорить о предательстве элит, о поражении в холодной войне, о системном кризисе
экономики. Наверное, было и то, и это. Но настоящая, самая сущностная причина
всех явлений, кажется мне, коренится в сознании человека. в данном случае –
людей, принимающих государственные решения» [6].
В свое время, провозгласив «переход от плана к
рынку», Ельцин и его окружение тесно интегрировали экономику России в
глобальное рыночное пространство, поставив ее в зависимость от всего того, что
происходит в мире. Так в нашу экономику был занесен вирус инфляции. Известный
немецкий экономист, политик и реформатор Людвиг Эрхард, считая инфляцию
имманентным свойством рынка, называл ее не законом природы и не ошибкой
экономистов, а «делом рук дураков или преступников, управляющих государством».
Надо понимать, что рыночные отношения – это
бесконечная игра спроса и предложения. Это всегда попытка угадать, что и какому
покупателю в данный момент может
показаться нужным. Это соединение краткосрочной выгоды с риском при
постоянных страхах и призрачных надеждах на лучшее. «Такая экономика, - пишет
известный политолог С. Черняховский, - «это мореплавание под парусами. Очень
удобно и прогрессивно на фоне плота или шлюпки, если идешь под попутным ветром,
но смертельно опасно во время шторма. Романтично – для яхтсменов. Но глупо –
когда созданы паровой и атомный двигатели» [6].
Но рынок – не только и не столько инфляция, но и
неэффективное использование природных и людских ресурсов, экономическое мародерство
и разграбление национального достояния, подверженность разрушительным
экономическим кризисам, которые начинаются как бы с пустяка. Достаточно
сказать, что мировой кризис 2008-2009 годов начался с того, что всего лишь один
владелец дома не смог во время погасить ипотечный кредит. В действительности же
и этот и другие кризисы имеют более основательные причины. «Самая глубокая и
самая сокровенная» из них, как научно доказал К. Маркс, наличие основного антагонистического
противоречия капитализма между общественным характером производства и частной
формой присвоения его результатов [7, 268].
Отсюда вывод: преодолеть экономические кризисы можно лишь избавившись от буржуазного
общественного жизнеустройства и ликвидировав или, по крайней мере, заметно
потеснив его основу – частную собственность на средства производства. Но означает
ли это, что в сложившихся в России условиях не надо искать конструктивных
альтернатив неолиберальным практикам? Нет, конечно. Мы видим, к примеру, что принуждаемые
обстоятельствами, продолжающие цепляться за власть либералы – «холопы чужих
мыслей» и чуждой для России экономической политики вынуждены время от времени
предпринимать шаги, направленные на ограничение интеграции в западную
экономику.
Но они в принципе не могут решить ни
одной экономической проблемы. Они способны только создавать проблемы и множить
их. На уровне своих представлений они заточены только на произнесение мантр
типа «свобода лучше, чем несвобода», «рынок все урегулирует», «демократию – на
смену тоталитаризма», «обогащайтесь» и т.д. и т.п. При этом они всегда заточены
на большой хапок. Итог их бурнодеяний, как уже отмечалось, неутешителен. В
рейтинге уровня и качества жизни населения Россия традиционно уступает
Белоруссии, занявшей 58 место, Греции (54 место) и Китаю (51 место).
* * *
Доктрина
самодостаточности России не должна исходить из попытки «соединить ежа и ужа».
Ее разработка и реализация настоятельно требует переосмысления роли государства
в управлении экономикой. Оно должно представлять и обеспечивать интересы всего
населения, а не быть комитетом по заведыванию делами наиболее состоятельной и
влиятельной его части. Для этого необходим кардинальный поворот –
концептуальный и кадровый. Нельзя продолжать плыть по течению иссякающего
нефтяного потока, как нельзя «идти вперед с головой, повернутой назад», т.е.
уповать на «консервативные ценности», любовно перечисленные В.В. Путиным в его
декабрьском 2014 года Послании Федеральному Собранию Российской Федерации со
ссылками на теоретика неофашизма Ивана Ильина.
Понятно,
что серьезные перемены быстро не происходят. Россия еще долго будет уступать
другим странам в своей конкурентоспособности на мировом рынке, главным образом,
из-за неэффективности государственной системы управления и низкого качества и
коррумпированности чиновничества. Чтобы вырваться вперед недостаточно
расплывчатых и двусмысленных высказываний: пора
сформулировать четкую концепцию мобилизационного проектирования. И,
разумеется, последовательно проводить ее в жизнь.
Оздоровление
всего организма страны и её экономики следует начинать с изменений в
общественном устройстве и выработки достойной идеологии дальнейшего развития.
При этом не лишне учитывать, что источники большинства российских проблем
находятся не где-то за океаном (хотя и там тоже, поскольку стараниями власть
предержащих, страна была насильно «вписана» в антиисторию), а внутри нас самих.
«Экономике страны нужны хирурги-кардиологи, а ей подсунули «ночных сторожей»
частной собственности, - пишет Н. Выхин, - и у меня только один вопрос: власти
хотят процветания страны либо народной революции? Я понимаю, что российский и
русский народ много вытерпит, но и у него терпелка не вечная» [8].
Литература
1.Маркс
К. и Энгельс Ф. – Соч. 2-е изд., т. 23.
2.Косарев
Е.А. Закрытая или самодостаточная экономика Советской России, Советского Союза.
(1917-1980 годы). – М.: NOTABENE, 2006.
3.Подобное
толкование указанного понятие мы находим, к примеру, в «Третьем Вебстеровском
новом международном словаре, изданном в 1993 году. См.: Webster Third / New Jute national Dictionary of English Language
Unabridged, Volume I, 1993.
4.«История
России XXдо начала XXIвека»
(А.С. Баранов, А.И. Вдовин, С.В. Воронкова. Под ред. Л.В. Малова). – М.: ЭКСМО,
2010. – 960 с.)
5.Гражданский
Кодекс РФ, ч. I, ст. 2.
6.Литературная
газета, 2014, № 34 (3-9 сентября)
7.Маркс
К. и Энгельс Ф. – Соч., 2-е изд., Т. 25, ч. 1
Первый
заместитель Председателя ЦС РУСО
д.э.н.,
профессор, академик РАГН,
РАЕН, И.М. Братищев
19 декабря 2015 года
Иллюстрации
к докладу
Презентация
к докладу И.М. Братищева «О
самодостаточном устойчивом развитии как экономическом геноме (наследственном
образце) России»
Продолжением Международной
научно-практической конференции стал форум политэкономов-марксистов, который
прошел 19 декабря под председательством Президиума ЦС РУСО, д.э.н., профессор
Аристарт Алексеевич Ковалева. Тема форума: «Пределы капитализма и прорыв
социализма».
С содержательными докладами и
содокладами на форуме выступили: д.э.н., профессор Ковалев Аристарт Алексеевич,
д.э.н., проф. Братищев И.М., д.э.н., проф. Руднев В.Д., д.э.н., проф. Восков
М.И., д.э.н., проф. Доброхотов Л.Н., д.э.н., проф. Сычев Н.В., к.и.н. Арсеенко
А.Г. (Украина), д.т.н., проф. Ациковский В.А., заслуж. энергетик РФ Катков В.И.
и многие другие.
Пресс-релиз
подотовили:
Ширяев А.А.
Шампаров Н.А.
23.12.15.