Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Газета «Правда»: умер народный артист России Николай Пеньков

2009-12-24 15:06
Kprf.ru

Умер народный артист России Николай Васильевич Пеньков. 24 декабря газета «Правда» опубликовала некролог.

 

ВОТ И ПРОСТИЛИСЬ мы с Николаем Васильевичем Пеньковым, нашим добрым и верным другом. Народный артист России, один из ведущих актеров МХАТ имени М. Горького приходил к нам на наши праздники не только как чтец или ведущий концертной программы, но и как единомышленник, соратник, коммунист. «Я до мозга костей рабоче-крестьянский человек,— сказал он однажды.— Где же мне и быть, как не в Коммунистической партии? КПРФ — единственная партия, которая борется за интересы народа». Для многих, знавших его по театру и кино, такой политический выбор был неожиданным. Но для Николая Пенькова это был единственно возможный гражданский поступок. О своей нравственной, гражданской позиции он заявил еще в пору раскола МХАТ. Человеческая справедливость и творческая честь не позволили ему остаться в команде Олега Ефремова, чтобы опробовать в театре «рыночную модель»: ему нужен был поистине народный театр — и он нашел себя в таком театре, ставшем подлинным и единственным преемником заветов великих создателей МХАТ.

Он тяжело переживал раскол, но его по-настоящему захватила творческая жизнь в новом театре, созданном Т.В. Дорониной. В совершенстве владея искус-ством перевоплощения, он много и увлеченно работал. Роли шли одна за другой — и какие роли: Клещ в «На дне» М. Горького, Солёный в «Трех сестрах» А. Чехова, Юсов в «Доходном месте» А. Островского, Мазепа в пушкинской «Полтаве», а рядом наши современники — герои пьес В. Белова, В. Распутина, Ю. Полякова, А. Дударева. Он активно сотрудничал с драматургом В. Малягиным — поставил его пьесу «Наполеон в Кремле» и сам потрясающе сыграл Наполеона.

Следующей совместной работой с этим драматургом был «Аввакум». История нашего Отечества бесконечно увлекала Николая Васильевича и нередко заставляла браться за перо. Он был всесторонне одаренным человеком — актер, режиссер, наконец, писатель. Его рассказы, маленькие повести и воспоминания публиковались в периодике, выходили отдельным изданием. И сейчас на сайте журнала «Наш современник» можно прочитать его воспоминания «Явление театра» — яркое выражение любви к русскому искусству и, в частности, к творчеству И. Бунина, ставшего его литературным кумиром. До сих пор ценители и знатоки бунинской прозы вспоминают моноспектакль старого, дореформенного МХАТ «Роза Иерихона», поставленный и сыгранный еще молодым в ту пору Николаем Пеньковым.

Когда-то, рассказывая о своем открытии Бунина, Николай Васильевич припомнил: то ли в письмах, то ли в дневниках великий писатель грустно размышлял, что от всякого человека остаются только две даты — рождения и смерти, а между ними черточка. «А в этой черточке вся моя жизнь!» — восклицал Бунин. Вот и между двумя главными датами Николая Васильевича Пенькова 1936—2009 теперь стоит черточка, а за ней — такая интересная судьба, такая яркая личность! За ней — орловская глубинка, самые что ни на есть бунинские места, где прошло деревенское детство, опаленное войной. А дальше — Липецкий горно-металлургический техникум, Магнитогорский металлургический комбинат, где его, восемнадцатилетнего мальчишку, сразу сделали прорабом, а вместе с этой должностью дали право с любыми вопросами обращаться напрямую к директору комбината.

Потом были армейские будни на Дальнем Востоке и укрепившийся за время военной службы интерес к художественной самодеятельности, «добро» от отцов-командиров и увольнение в «запас» на четыре месяца раньше окончания «срочной», чтобы успел к началу приема в театральный институт. Он выбрал театральное училище МХАТ и остался верен этому театру на всю жизнь. Его часто и успешно снимали в кино, он стал известным после фильмов «Щит и меч», «Вечный зов», «Освобождение», но служение театру оставалось для него главным делом. Именно служение — искусству и через него — своему народу. Запомним его и на сцене, и в жизни — глубокого, талантливого, очень скромного и серьезного, поистине русского человека.

Лариса ЯГУНКОВА.