Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

«Советская Россия»: Вера и знание — не антагонисты. Деятели культуры В.Распутин. В.Белов, В.Карпов, М.Ножкин, С.Куняев, Т.Петрова и др. убеждают в этом десятерых российских академиков

2007-08-04 15:52
KPRF.RU – «Обзор партийных СМИ: «Советская Россия»

Сегодняшняя «Советская Россия» публикует письмо видных деятелей русской культуры десяти академикам РАН, подписавшим известное дискуссионное письмо по духовным проблемам отечественной культуры.


По поводу письма десяти академиков

Странное и однобокое появилось письмо нескольких академиков с паническими возгласами: церковь наступает, клерикализм захватывает всё новые и новые сферы жизни, наука в опасности! Причиной явилось решение Всемирного русского народного собора о необходимости введения курса "Основы православной культуры". То есть такого курса, который бы показал многовековую составляющую отечественной культуры, её истоки, её духовную суть.

Отторжение такого понимания не так уж давно происходило в нашей истории. Были уже академики, общественные деятели, революционные нигилисты, низвергавшие тысячелетнюю отечественную культуру, призывавшие "во имя грядущего завтра" растоптать цветы искусства, "сжечь Рафаэля", а вместе с ним Пушкина, Гоголя, Достоевского и многих других людей, которые обращали свой взор к Вере, Православию, Евангелию. А ведь все эти люди достойнейшие, умнейшие.

Чувствуется, что годы нравственного и духовного воспитания академиков как раз и совпали с годами этого погрома отечественной культуры. Действительно, сначала это было обличение религии как "опиума народа", требование разного рода "воинственных безбожников" преградить путь клерикализации общества. Затем грабёж церковного имущества, закрытие и уничтожение храмов как "очагов мракобесия", аресты священников и, как итог всего: расстрелы. Сонм священников был расстрелян, замучен, погиб в ГУЛАГах. Как можно отрицать, что русская культура не возросла на духовных основах православия, что великий мыслитель Киевский митрополит Илларион создал основополагающий труд древнерусского мировоззрения "О законе и благодати", что величайший художник русского средневековья был иконописец Андрей Рублёв, что основоположник многих начинаний в области русской науки Ломоносов сочинял оды Богу, что великий композитор Мусоргский вдохновлялся духовными песнопениями, гигант мировой литературы Достоевский видел спасение в глубокой Вере. Люди выдающихся научных открытий Д. Менделеев, Н. Пирогов, И. Павлов тоже опирались на православные мироощущение, этику, культуру, на православные основы, были люди духовно образованные. А рядом с ними Тютчев, Хомяков, Иванов, Войно-Ясенецкий, великие спасители России: Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Ушаков и другие.

По-видимому, однобокое усвоение научных знаний помешало академикам уяснить всю широту и глубину данного вопроса. Никто не покушается в этом случае на светскость, образование, но общество хочет иметь объективное представление о своей истории, своей культуре, своём тысячелетнем образе жизни. Если этого не происходит, школа превращается в резервацию, куда вход объективной истине, о которой так печётся наука, закрыт. Ясно, что господин Гинзбург, как воинственный безбожник, желает, чтобы рассуждения о смысле жизни, о Боге не являлись предметом познания и уж тем более изучения в науке, школе (хотя многие из нас и не слышали его осуждения иудаизма, его гнев обращён в сторону христианства).

Но как мог подписать такое обращение товарищ Алфёров? Это странно! Он и его соратники по партии не раз заявляли о необходимости глубокой, всесторонней образованности наших людей. А тут такой научный обскурантизм. Сотни, тысячи, возможно, миллионы не самых богатых людей поддерживают социальные и общественные программы КПРФ. А заявления такого рода одного из видных его членов не вызовут у них желания и впредь выступать за неё.

Не обратили внимания академики и на главные решения ВРНС, который не является церковной организацией, а уже почти 15 лет является трибуной выражения широкого общественного мнения различных сил в обществе.

И на этом Соборе главный вопрос сформулирован так: "Богатство и бедность". Обсуждалось и осуждалось невероятное материальное расслоение, социальное неравенство, нищета и бедность, духовная и нравственная деградация, наступающая в обществе за последние годы. Это было признано нетерпимым и требующим устранения. Это было признано как состояние, которое отнюдь не способствует консолидации, а ведёт к развалу страны. Не замечено, чтобы эти академики, да и академия, решительно выступали против этого. Так же, как развёрнутые проблемы состояния русского народа, русской нации не являются предметом обсуждения академии. Господа академики (и один товарищ) нашли причину возможного развала и распада общества в преподавании "Основ православной культуры" в школе. Вот уж поистине прекрасный отвлекающий манёвр, уводящий в сторону от главных проблем в государстве.

Читая письмо, всё время создаётся впечатление, что академики не только не писали текст, но внимательно не читали его. Ведь не столь же невежественны они, чтобы не знать, что во многих университетах Европы и мира читается курс "Теологии" наряду с другими научными дисциплинами. Ведь заявив о том, что для других религий курс "Основ православной культуры" оскорбителен и вызывает протест с их стороны, академики хотя бы поинтересовались тем, что на Соборе присутствовали высшие представители мусульман, иудеев, буддистов, и они поддержали решения Собора. А академики, видите ли, пекутся об этих религиях, не спросив их мнения и обвиняя Русскую православную церковь и Собор в православном шовинизме. Вот тут-то и видна анти православная направленность письма. Ибо, как же это получается, выступая против клерикализма православия, академики бросились защищать другие религии. Забавно. Проясняются мотивы авторов письма. Удивительно выглядит, например, симпатия к католической вере, которую они дважды на протяжении письма демонстрируют, ссылаясь на её авторитетность и основательность.

Ну, во-первых, немало католических священнослужителей признают крах усилий своей церкви в деле влияния на западное, европейское общество, что в немалой степени привело к падению нравственности, распаду культуры, духовной опустошённости как следствию атак на устойчивые основы культуры и веры, утверждавшихся христианством. Некоторые из нас в прошлом году были на европейской встрече священнослужителей, учёных, деятелей культуры из католического Запада и православного Востока в Вене. Так вот, эта встреча носила название "Верните душу в Европу", а представители западного, католического мира громогласно заявляли: "Европа — экономический гигант, но духовный карлик", или: "Вы думаете, варвары стоят на границах Европы? Нет — в наших правительствах, в наших СМИ!"

Встреча эта произошла после X ВРНС, который заявил, что, утверждая права человека, необходимо учитывать исторические традиции, веру, строй жизни народов. Многие академики, в частности, покойный академик Львов, поддержали такую постановку вопросов.

Вернёмся к "Основам православной культуры". Почему эти академики столь упорно хотят вытеснить вышеназванные, почему они хотят заменить этот курс "Историей мировых религий" и почему, выступая против православной религии, они хотят заменить её мировыми религиями? Чем близки академикам индуизм, синтоизм, ламаизм или иудаизм? Почему их изучать можно, а православные основы культуры, отложившиеся в великой русской культуре, нельзя. Не подозрительно ли это устремление?

Одновременно с аналогичным заявлением выступил член Общественной палаты Глазычев. Уж как-то синхронно и продуманно это выглядит. Вопрос, который подняли академики, по-видимому, свидетельствует и о недостаточно высоком авторитете сегодняшней науки, который можно обсуждать и не в виде некоего обвинения в чей-то адрес, направленного в адрес президента.

Может быть, пора обществу поговорить о неэффективности многих научных изысканий, с одной стороны, о мизерных вложениях государства в науку — с другой, о крайней необходимости выйти на мировой уровень достижений, нравственности научных поисков и открытии в их использовании.

Всемирный собор и начал этот высокий диалог, привлекая к обсуждению как специалистов, учёных, так и широкие круги общественности, военных, деятелей культуры, священников, лидеров политических партий, соотечественников из-за рубежа.

Получила широкую общественную огласку мировоззренческая Соборная встреча "Вера и знание. Наука и техника на рубеже столетия". Наверное, это была самая представительная встреча за всю историю России, которая спокойно, рассудительно обсуждала вопросы развития современной науки и техники с духовных позиций, позиций нравственности.

В этой встрече принимали участие и впервые в истории России обсуждали вопрос Веры и Знания Патриарх и президент Российской академии, министр России по науке и технологиям, видные учёные и богословы, писатели и военные, преподаватели высших государственных учебных заведений и духовных академий. Было отмечено, в том числе академиками (Ю.Осиповым, В.Фортовым, Н.Бехтеревой, Е.Челышевым, Р.Илькаевым, Д.Львовым, Б.Литвиновым, С.Глазьевым и другими), что многие годы, и даже столетия, исторические лукавцы, гордецы и шарлатаны, а по-церковному — слуги дьявола, пытались отлучить веру от знания, противопоставить науку и религию. Ныне пришло время, когда мы можем трезво, без политической и идеологической предвзятости и вульгаризации, рассудительно и полезно для общества, обсудить глобальные проблемы современности, веры и науки, их иерархии, исследовать проблематику духовно-нравственных оснований профессиональной деятельности, этику служения в российской науке, судеб научно-технического и культурного достояния России в XXI веке. На Соборе было провозглашено, что Вера и Знание не антагонисты.

Надеемся, что частное выступление нескольких людей, даже если они и являются специалистами в своей области, не приведёт в действительности к ощутимому расколу и непоправимым конфликтам в нашем обществе.

А основы православной культуры, несмотря на мнения нескольких академиков, были, есть и будут теми самыми главными и непоколебимыми основами, на которых зиждется наша великая, многонациональная, русская культура.



Члены Общественной палаты: Валерий ГАНИЧЕВ, Леонид БОРОДИН, Галина БОГОЛЮБОВА, Анатолий КАРПОВ. Писатели: Валентин РАСПУТИН, Василий БЕЛОВ, Владимир КАРПОВ, Михаил ЛОБАНОВ, Альберт ЛИХАНОВ, Михаил БОРИСОВ, Александр СТРИЖЕВ, Игорь ЯНИН, Владимир КОСТРОВ, Николай КОНЯЕВ, Владимир КРУПИН, Юрий ЛОЩИЦ, Николай ДОРОШЕНКО, Константин СКВОРЦОВ, Александр ПРОХАНОВ, Владимир БОНДАРЕНКО, Виктор ЛИХОНОСОВ, Виктор ПОТАНИН, Николай ПЕРЕЯСЛОВ, Геннадий ИВАНОВ, Ямиль МУСТАФИН, Андрей ПЕЧЕРСКИЙ, Станислав КУНЯЕВ, Сергей КОТЬКАЛО. Доктора исторических наук: Сергей ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ, Вячеслав ФОМИН. Доктор экономических наук: Марат МУСИН. Доктора педагогических наук: Николай МАСЛОВ, Евгений БЕЛОЗЕРЦЕВ. Доктора филологических наук: Всеволод ТРОИЦКИЙ, Виктор ГУМИНСКИЙ, Владимир АННУШКИН. Военные генералы, офицеры: Владимир ШАТОХИН, Леонид ИВАШОВ, Сергей КУЛИЧКИН. Деятели культуры: Михаил НОЖКИН, Татьяна ПЕТРОВА, Валентин СИДОРОВ, Николай БУРЛЯЕВ, Александр МИХАЙЛОВ, Мария ЖУКОВА и др.