Международная компания по продвижению карьеры и образования «QS» опубликовала мировой рейтинг высших учебных заведений. Список, как и в прошлом году, возглавляет Кембриджский университет. На втором месте Гарвардский университет, на третьем – Массачусетский технологический институт. В десятку лучших вошли Йельский и Оксфордский университеты, Имперский колледж Лондона, Университетский колледж Лондона, Чикагский, Пенсильванский и Колумбийский университеты.
Всего в рейтинге 300 позиций. Из российских учебных заведений в него попали Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, занявший 112-е место и Санкт-Петербургский государственный университет (251-е место). В прошлом году они заняли 93-е и 210-е места соответственно.
Специалисты компании «QS» оценивали вузы по нескольким позициям: популярность учебного заведения среди академического сообщества, частота упоминаний в прессе и цитируемость, популярность среди потенциальных работодателей, процент и сроки трудоустройства выпускников, процент иностранных студентов от общего числа слушателей, процент иностранных сотрудников от общего числа персонала, соотношение числа студентов и преподавательского состава. Учитывалось мнение работодателей, индекс цитирования научных работ сотрудников и студентов вузов, общий уровень научно-исследовательской деятельности учебных заведений. Оценивалось соотношение профессорско-преподавательского состава к числу студентов, доля преподавателей и студентов из других государств. Оценкой вузов занимались 20 экспертов из 12 стран.
Российские специалисты считают, что критерии, по которым составлялся рейтинг, адекватные. В ведущих вузах России процент зарубежных профессоров низок, университеты не имеют возможности предоставить иностранцам современные лаборатории для работы. Поэтому МГУ всегда занимал в мировых рейтингах невысокую позицию. Плачевное состояние образования привело к тому, что ведущие российские вузы в мире практически неизвестны. Выпускник МГУ на западном рынке туда проиграет выпускникам Федерального технологического института Швейцарии или университета Гонконга.
Почти треть сограждан считает, что Солнце - спутник Земли
- В низких рейтингах российских вузов я вижу две причины: качество образования в нашей стране серьёзно снизилось, а заработки преподавателей символические. В МГУ зарплата профессора, например, на мехмате, составляет 30 000 рублей. Коллеги из МГУ сказали мне, что в течение 10 лет давали абитуриентам одинаковые контрольные по математике! – комментирует результаты исследований агентства «QS» член-корреспондент Российской академии образования, заместитель председателя Комитета по образованию Государственной думы Олег Смолин. - Согласно утверждённым федеральным бюджетам, в течение пяти лет подряд запланировано снижение реальной заработной платы работников образовательной отрасли. Зарплату им не повышали и в 2009-2010 годах. Два года назад министр образования предложил в 5-7 раз сократить количество российских вузов, довести их число до уровня, который был в России в 1917 году.
Министр образования Фурсенко во многом формирует мнение президента. Весной этого года президент предложил превратить платные негосударственные вузы в ПТУ. Но ведь очевидно, что родители, отдающие детей в ПТУ, не имеют денег, чтобы платить за образование. А те, кто платит за образование, ни за что не отдадут своих детей в ПТУ. Очевидно и следующее: профтехобразование должно остаться государственным, хотя может софинансироваться заинтересованным бизнесом, если ему предоставят налоговые льготы.
Правительство навязывает образованию Болонский процесс. Большинство студентов станут учиться на год меньше. Бакалавр получит на 40 процентов меньше специальных занятий, чем студент ранее.
Длительное время США потребность в сильных математиках удовлетворяли благодаря выходцам из СССР. Нынешние бакалавры смогут быть там разве что лаборантами. Болонский процесс допустимо вводить при европейском уровне зарплаты, иначе мы будем тратить бюджетные деньги на развитие потенциала у них.
Этот процесс должен быть добровольным, чтобы не превратился в болванский.
В советский период мы входили в тройку стран, наиболее преуспевающих в области образования. А сегодня, по данным доклада ООН о развитии человеческого потенциала, Россия по индексу образования находится на 54-м месте.
Согласно опросам общественного мнения, министр образования и науки остаётся последним в рейтинге министров российского правительства.
Формула «Образование – для всех» – не только один из главных лозунгов ООН и ЮНЕСКО, но и международная программа, в которой принимает участие Россия. Министр финансов заявил, что Россия намерена принять участие в финансировании этой программы в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Да нас самих впору к ним приравнивать!
Образование народа – одно из главных условий его вхождения в новую стадию развития цивилизации. По утверждению футурологов, страны, где менее 60% работающего населения имеют высшее образование, в информационное общество не войдут. В России этот показатель равен 22%.
Согласно выводам, сделанным ВЦИОМ после опроса в 2007 году, 28% россиян согласны с утверждением, что Солнце – это спутник Земли. В этом году таких стало 32%. Насмотревшись примитивной рекламы и попсы на телеэкране, люди переместились в докоперниковскую эпоху.
«СП»: - Что нужно сделать для повышения качества образования?
- Необходимо, чтобы финансирование образования составляло не менее 7% от валового внутреннего продукта. Образование нужно освободить от налогов. Так было в России от Петра I до начала XXI века. Так происходит во всём мире. Руководство многих государственных вузов жалуется на то, что выплачивает налогов больше, чем получает денег из бюджета. А для негосударственных учебных заведений налоговых льгот практически не осталось.
За последние годы арендная плата для негосударственных образовательных организаций выросла в несколько раз.
Нужно приравнять по пенсионному обеспечению и социальным гарантиям педагогических работников к государственным служащим. Труд педагога не менее сложен и важен, чем труд чиновника. Малообеспеченный студент должен получать социальную стипендию не ниже прожиточного минимума.
Два года назад наша группа передала президенту страны аналитическую записку по образовательному кредитованию, где предложила ввести беспроцентные образовательные субсидии для студентов. В таком кредите нуждается каждый третий студент в России, обучающийся платно. Необходимо, чтобы кредит выдавался не менее чем на 20 лет, чтобы процент был не выше, чем половина ставки рефинансирования Центрального банка России, чтобы человек начинал расплачиваться за кредит тогда, когда его зарплата приблизится к 10 прожиточным минимумам.
В мире есть два пути, расширяющих доступ к образованию: социальное государство или развитая система кредитования образования. В США кредит выдаётся на 30 лет под 0,5 процента годовых.
«СП»: - Можно ли сказать, что вузы выпускают не очень профессиональных специалистов?
- О многих вузах - можно.
«СП»: - А о МГУ?..
- МГУ выпускает хороших специалистов. Считаю, что рейтинг этого вуза и петербургского университета занижены. При оценке берутся западные показатели. Цитирование публикаций и научных трудов российских учёных меньше, чем европейских и американских.
Но успокаиваться мыслью о заниженном рейтинге не следует. Качество образования, повторюсь, низкое.
«Деньги надо вкладывать не в автобусы…»
Эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев согласен с тем, что качество образования в нашей стране существенно снизилось: «Оно упало в глубочайшую яму. Существует понятие «индустриальное общество». В нашей стране сегодня спад индустрии. Представители образовательной отрасли мыслят не так, как их коллеги в других государствах. Академик Виталий Легасов, благодаря которому была ликвидирована авария в Чернобыле, сказал: «Мы учим тому, что нужно делать, а нужно учить тому, как делать». В законе «О государственной научно-технической политике» нет понятия «технология». Весь мир пользуется различными технологиями. До создания каменного топора прошёл огромный период существования человечества. А теперь у нас говорят: «Давайте копировать каменный топор!» В нашей стране не учитываются накопленные человечеством знания. Строим турбину, но не принимаем во внимание, как к построению турбин пришёл Сименс, какие знания при этом накопил.
Те, кто пишет законы, по которым работает российское образование, несостоятельны. По действующим сегодня законам нельзя работать.
В Финляндии, где практически нет полезных ископаемых, за короткий период построили технологичное общество. Образовательная отрасль там прошла реальную модернизацию и вышла на очень высокий уровень. У нас же образовательные реформы проводятся исключительно на словах.
«СП»: - Недостаток финансирования...
- Проблема в том, что деньги вкладываются не в повышение качества образования, а расходуются на технические нужды. Например, на покупку автобусов для перевозки учеников в другие населённые пункты после закрытия малокомплектных школ.
Сельские школы за последние сто лет трижды стояли на грани полного исчезновения: в годы гражданской и Великой Отечественной войн, в 1970-е годы, когда руководство страны объявило войну «неперспективным» деревням.
Сегодня нынешнее руководство страны уничтожает малокомплектные школы. Оно говорит, что там, где в школе учатся несколько ребят, невозможно дать приличного образования. Поэтому надо школы объединять или переводить учеников в другие школы.
В прошлом году в Орле состоялся первый Всероссийский форум глав сельских поселений. Каждый выступающий начинал свой доклад с многострадальных сельских школ. Люди буквально кричали о том, что надо немедленно прекратить их ликвидацию. И даже министр регионального развития Басаргин вынужден был начать заключительное выступление со слов о судьбе малокомплектных школ. Он предложил главам сельских образований не идти на закрытие таких школ.
А Минобразования прислало на форум справку, которая сообщала о том, что только за три года в стране было закрыто 3696 школ.
Для того, чтобы возить ребятишек в другие школы, покупается огромное количество автобусов! Власть словно не понимает, что деньги надо вкладывать не в автобусы, а в образовательный процесс!