Отношение к правительству
Рейтинги первых лиц государства, как следует из исследований ведущих служб общественного мнения, держатся на неизменно высоком уровне. Так, согласно данным Фонда «Общественное мнение» (http://www.fom.ru), полученным в начале второй декады ноября, доверяющих президенту Д. Медведеву, насчитывалось среди наших сограждан более половины (54%). Глава правительства В. Путин традиционно пользуется более высоким уровнем доверия, приближающимся к двум третям опрошенных (64%). Еще выше ноябрьские рейтинги президента и премьера оказались по результатам опроса «Левада-Центра» (http://www.levada.ru): они составили соответственно 74% и 78%.
На фоне поддерживаемого на высоком уровне рейтинга премьера разительным контрастом выглядит гораздо более скромный показатель доверия, выражаемого правительству, который зафиксирован на отметке в 52%. Причем с 2008 г., со времени завершения периода «тучных лет», когда он составлял 61%, рейтинг одобрения деятельности правительства постепенно снижается.
Если даже и одобрение деятельности правительства, и личный рейтинг его главы удерживаются на достаточно внушительном уровне, перечень претензий к правительству, представления о
В чем заключаются ваши основные претензии к деятельности нынешнего правительства?
Ноя. 99 | Июл.00 | Май. 01 | Авг. 02 | Окт. 03 | Ноя. 04 | Дек.05 | Ноя.06 | Ноя. 08 | Ноя. 09 | Ноя. 10 | |
Не может справиться с ростом цен, падением доходов населения | 25 | 36 | 47 | 49 | 48 | 53 | 48 | 48 | 61 | 51 | 50 |
Не заботится о социальной защите населения | 16 | 30 | 33 | 42 | 45 | 43 | 39 | 38 | 38 | 29 | 32 |
Не может обеспечить людей работой | 18 | 25 | 29 | 30 | 27 | 34 | 36 | 33 | 29 | 36 | 32 |
Коррумпировано, действует в первую очередь в своих собственных интересах | 3 | 13 | 17 | 18 | 20 | 19 | 21 | 23 | 23 | 24 | 20 |
Недостаточно эффективно борется с преступностью | 14 | 17 | 20 | 24 | 26 | 20 | 23 | 19 | 19 | 16 | 20 |
Не может справиться с кризисом в экономике 1/ | 20 | 22 | 24 | 22 | 21 | 24 | 26 | 22 | 26 | 28 | 18 |
Нет продуманной программы экономического развития РФ | 14 | 23 | 16 | 21 | 15 | 18 | 22 | 18 | 15 | 19 | 15 |
Действует в интересах крупного бизнеса 2/ | 2 | 9 | 5 | 11 | 9 | 7 | 11 | 9 | 11 | 8 | 13 |
Не может обеспечить безопасность граждан, справиться с террористами | 10 | 9 | 14 | 20 | 20 | 23 | 22 | 15 | 16 | 9 | 12 |
Низкий профессиональный уровень | 3 | 7 | 5 | 10 | 7 | 8 | 9 | 7 | 7 | 6 | 9 |
Не может обеспечить стабильность на Северном Кавказе | -3/ | 14 | 14 | 21 | 9 | 12 | 13 | 8 | 8 | 6 | 9 |
Действует в интересах иностранного капитала | 2 | 4 | 2 | 6 | 5 | 3 | 6 | 6 | 6 | 4 | 5 |
Другое | 3 | 4 | 4 | 4 | 6 | 4 | 5 | 9 | 9 | 5 | 5 |
Нет претензий к правительству | 24 | 9 | 8 | 8 | 7 | 5 | 6 | 7 | 7 | 12 | 10 |
Затруднились ответить | 18 | 6 | 8 | 3 | 5 | 3 | 3 | 6 | 4 | 5 | 5 |
1/ — до 2010 г. — «Не может справиться с кризисом в экономике, падением производства»
2/ — до 2010 г. – «Действует в интересах теневого мафиозного капитала»
3/ — не было в перечне вариантов ответа
Наибольшее недовольство вызывает несостоятельность правительственных мер по противодействию росту цен и падению доходов – наиболее существенному фактору роста социального недовольства, затрагивающему жизненно важные интересы самых широких слоев населения. Этот показатель составил более половины мнений (50%). В свою очередь, почти до трети претензий (по 32%) пришлось на недостаточность мер по социальной защите населения и политику в области занятости.
Большую терпимость наши сограждане готовы проявить к другим бедам, ответственность за которые они предпочитают возложить на правительство. Так, только каждый пятый (20%) подозревает правительство в коррумпированности и своекорыстии, упрекая его к тому же в неэффективности в борьбе с преступностью. Немногим меньше оказалось мнений, отказывающих исполнительной власти в компетенции по части борьбы с кризисом в экономике (18%).
Претензии иного рода, предъявляемые либо по каким-то конкретным вопросам, либо предполагающие более высокий уровень
О представлениях относительно оптимального курса внутриэкономической
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О КУРСАХ, КОТОРЫМИ МОЖЕТ СЛЕДОВАТЬ СЕЙЧАС РОССИЯ, ТО КАКОЙ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ КУРСОВ ВЫ БЫ ПРЕДПОЧЛИ?
апр. 98 | янв. 01 | дек. 04 | дек. 05 | апр. 06 | дек. 06 | апр. 07 | апр. 08 | дек. 09 | окт. 10 | |
вернуться к тому, что было при советской власти | 27 | 22 | 24 | 22 | 20 | 21 | 17 | 11 | 15 | 18 |
продолжать/изменить реформы, укрепляя роль государства в экономике и обеспечивая социальную защиту населения | 40 | 40 | 47 | 48 | 43 | 50 | 45 | 44 | 51 | 45 |
продолжать реформы, постепенно сокращая роль государства в экономике | 10 | 10 | 8 | 10 | 12 | 6 | 14 | 14 | 10 | 8 |
быстро, решительно и до конца осуществить начатые социальные и экономические реформы | 13 | 15 | 13 | 11 | 18 | 13 | 17 | 20 | 13 | 13 |
затрудняюсь ответить | 10 | 15 | 8 | 10 | 7 | 10 | 7 | 12 | 11 | 17 |
Как очевидно, советская модель экономической политики на сегодняшний день способна собрать весьма умеренное число сторонников (18%), причем только в последний год эта группа мнений обнаружила скромный прирост, тогда как в целом она обнаруживает тенденцию к убыванию. Самых многочисленных сторонников собрала та гипотеза, согласно которой курс реформ заслуживает продолжения, но при непременном условии, состоящем в укреплении роли государства и обеспечении должной социальной защиты населения (45%). Однако при ближайшем рассмотрении такой курс экономической политики фактически воспроизводит основные черты, хорошо известные по советской модели развития экономики.
И наименее актуальны антиэтатистские подходы к экономической политике: выраженное меньшинство (8%) ратует за сокращение роли государства в экономике. Несколько большей поддержкой (13%) пользуется мнение относительно необходимости быстро, решительно и до конца осуществить начатые социальные и экономические реформы, причем без какой-либо их конкретизации.
Сектор политического мониторинга
Отдела по информационно-аналитической работе
и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ