Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Политическая социология: Индикаторы кризисного сознания на 28 ноября 2010 года

2010-11-28 22:49
Сектор политического мониторинга
Отдела по информационно-аналитической работе
и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ

Отношение к правительству 

      Рейтинги  первых лиц государства, как следует  из исследований ведущих служб общественного  мнения, держатся на неизменно высоком  уровне. Так, согласно данным Фонда  «Общественное мнение» (http://www.fom.ru), полученным в начале второй декады ноября, доверяющих президенту Д. Медведеву, насчитывалось среди наших сограждан более половины (54%). Глава правительства В. Путин традиционно пользуется более высоким уровнем доверия, приближающимся к двум третям опрошенных (64%). Еще выше ноябрьские рейтинги президента и премьера оказались по результатам опроса «Левада-Центра» (http://www.levada.ru): они составили соответственно 74% и 78%.

      На  фоне поддерживаемого на высоком  уровне рейтинга премьера разительным  контрастом выглядит гораздо более скромный показатель доверия, выражаемого правительству, который зафиксирован на отметке в 52%. Причем с 2008 г., со времени завершения периода «тучных лет», когда он составлял 61%, рейтинг одобрения деятельности правительства постепенно снижается.

      Если  даже и одобрение деятельности правительства, и личный рейтинг его главы  удерживаются на достаточно внушительном уровне, перечень претензий к правительству, представления о неоправдавшихся  ожиданиях от его политики выглядят весьма основательными. Это следует из данных, полученных в ходе ноябрьского опроса общественного мнения, проведенного «Левада-Центром»: 

В чем заключаются  ваши основные претензии к деятельности нынешнего правительства?

  Ноя. 99 Июл.00 Май. 01 Авг. 02 Окт. 03 Ноя. 04 Дек.05 Ноя.06 Ноя. 08 Ноя. 09 Ноя. 10
Не  может справиться с 

ростом цен, падением

доходов населения 

25 36 47 49 48 53 48 48 61 51 50
Не  заботится о социальной

защите населения 

16 30 33 42 45 43 39 38 38 29 32
Не  может обеспечить людей

работой

18 25 29 30 27 34 36 33 29 36 32
Коррумпировано, действует 

в первую очередь в своих

собственных интересах 

3 13 17 18 20 19 21 23 23 24 20
Недостаточно  эффективно

борется с преступностью

14 17 20 24 26 20 23 19 19 16 20
Не  может справиться

с  кризисом в экономике 1/

20 22 24 22 21 24 26 22 26 28 18
Нет продуманной  программы 

экономического  развития РФ

14 23 16 21 15 18 22 18 15 19 15
Действует в интересах

крупного бизнеса  2/

2 9 5 11 9 7 11 9 11 8 13
Не  может обеспечить

безопасность  граждан,

справиться с террористами

10 9 14 20 20 23 22 15 16 9 12
Низкий  профессиональный

уровень

3 7 5 10 7 8 9 7 7 6 9
Не  может обеспечить

стабильность на Северном

Кавказе

-3/ 14 14 21 9 12 13 8 8 6 9
Действует в интересах

иностранного  капитала

2 4 2 6 5 3 6 6 6 4 5
Другое  3 4 4 4 6 4 5 9 9 5 5
Нет претензий  к правительству 24 9 8 8 7 5 6 7 7 12 10
Затруднились  ответить 18 6 8 3 5 3 3 6 4 5 5

1/ — до 2010 г. — «Не может справиться с кризисом в экономике, падением производства»

2/  — до 2010 г. – «Действует в  интересах теневого мафиозного капитала»

3/ — не было в перечне вариантов ответа  

      Наибольшее  недовольство вызывает несостоятельность правительственных мер по противодействию росту цен и падению доходов – наиболее существенному фактору роста социального недовольства, затрагивающему жизненно важные интересы самых широких слоев населения. Этот показатель составил более половины мнений (50%). В свою очередь, почти до трети претензий (по 32%) пришлось на недостаточность мер по социальной защите населения и политику в области занятости.

      Большую терпимость наши сограждане готовы проявить к другим бедам, ответственность за которые они предпочитают возложить на правительство. Так, только каждый пятый (20%) подозревает правительство в коррумпированности и своекорыстии, упрекая его к тому же в неэффективности в борьбе с преступностью. Немногим меньше оказалось мнений, отказывающих исполнительной власти в компетенции по части борьбы с кризисом в экономике (18%).

      Претензии иного рода, предъявляемые либо по каким-то конкретным вопросам, либо предполагающие более высокий уровень обобщений, собирают меньшее число сторонников. Например, относительно немногие ставят в укор правительству отсутствие продуманной программы экономического развития (15%) или действия в интересах крупного бизнеса (13%), или невозможность обеспечить безопасность граждан и справиться с террористами (12%). Еще меньше тех, кто вменяет правительству вину за его низкий профессиональный уровень или за невозможность обеспечить стабильность на Северном Кавказе (по 9%). И совсем уже немногие склоняются к мысли о том, что правительство страны действует в интересах иностранного капитала (5%).

      О представлениях относительно оптимального курса внутриэкономической политики страны, которую, по всей видимости, и  должно осуществлять правительство, можно  судить по результатам опроса общественного мнения, проведенного в конце октября «Левада-Центром». Мнения на данный счет распределились следующим образом:

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О КУРСАХ, КОТОРЫМИ МОЖЕТ СЛЕДОВАТЬ СЕЙЧАС РОССИЯ, ТО КАКОЙ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ КУРСОВ ВЫ БЫ ПРЕДПОЧЛИ?

  апр. 98 янв. 01 дек. 04 дек. 05 апр. 06 дек. 06 апр. 07 апр. 08 дек. 09 окт. 10
вернуться к тому, что было при советской власти 27 22 24 22 20 21 17 11 15 18
продолжать/изменить реформы, укрепляя роль государства  в экономике и обеспечивая социальную защиту населения 40 40 47 48 43 50 45 44 51 45
продолжать  реформы, постепенно сокращая роль государства  в экономике 10 10 8 10 12 6 14 14 10 8
быстро, решительно и до конца осуществить начатые социальные и экономические реформы 13 15 13 11 18 13 17 20 13 13
затрудняюсь ответить 10 15 8 10 7 10 7 12 11 17

 

   Как очевидно, советская модель экономической политики на сегодняшний день способна собрать весьма умеренное число сторонников (18%), причем только в последний год эта группа мнений обнаружила скромный прирост, тогда как в целом она обнаруживает тенденцию к убыванию. Самых многочисленных сторонников собрала та гипотеза, согласно которой курс реформ заслуживает продолжения, но при непременном условии, состоящем в укреплении роли государства и обеспечении должной социальной защиты населения (45%). Однако при ближайшем рассмотрении такой курс экономической политики фактически воспроизводит основные черты, хорошо известные по советской модели развития экономики.

      И наименее актуальны антиэтатистские подходы к экономической политике: выраженное меньшинство (8%) ратует за сокращение роли государства в экономике. Несколько большей поддержкой (13%) пользуется мнение относительно необходимости быстро, решительно и до конца осуществить начатые социальные и экономические реформы, причем без какой-либо их конкретизации.    
 

Сектор  политического мониторинга

Отдела  по информационно-аналитической  работе

и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ