РУКОТВОРНАЯ СИСТЕМА КАТАСТРОФ
ВЛАСТЬ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ
Москву и значительную часть территории России окутал густой дым. Горят поля, леса, села и деревни, гибнет урожай и гибнут люди. Тысячи жителей села остались без крыши над головой. «Что же случилось и происходит? - задаются вопросами граждане страны. - Это результат стихии или неспособность власти противостоять ей? Ведь лесные пожары случались и раньше, но таких катастрофических масштабов они никогда не принимали».
То, с чем столкнулась страна этим жарким летом, не столько результат воздействия сил стихии, сколько итог проявления так называемого человеческого фактора. Но не в том смысле, что человек злонамеренно что-то поджигал или неосторожно себя вел с огнем. Нет! Даже если бы это было так, масштаб бедствия все равно не мог быть столь катастрофичным.
Причина происходящего более глубокая, она носит системный характер, и, чтобы разобраться в ней, потребуется многое вспомнить.
За все, что происходит в стране, отвечает власть, если эта власть действительно ответственна перед своим народом. Она обязана создавать благоприятные условия жизни гражданам своей страны, охранять их здоровье, улучшая среду обитания человека. Эти требования конституционны и именно этим определяется обязанность государства и его правительства (ст. 2 Конституции РФ).
Чем же занималась нынешняя власть России, соответствует ли ее деятельность этой статье Конституции? В течение последних 20 лет она в основном разрушила все то, что было создано за годы Советской власти. Фактически уничтожена половина потенциала советской экономики. Разрушена не только экономика, но практически все сферы жизнедеятельности общества, включая здравоохранение, образование, науку, оборону страны.
Но самое тяжелое положение сложилось в сельской местности, в агропромышленном комплексе. В 1990 году в состав агропромышленного комплекса РФ входило 30 тысяч совхозов и 18 тысяч колхозов. Эти крупные предприятия были оснащены современной техникой и передовыми аграрными технологиями. Ими производилось 116 млн т зерна, более 10 млн т картофеля, 7 млн т овощей, 37 млрд шт. яиц, 42 млн т молока, 7,6 млн т мяса скота и птицы, в том числе для промышленной переработки. По потреблению отечественных продуктов питания на одного человека страна занимала 2-5-е место в мире.
О СЕЛЬСКИХ ПОЖАРНЫХ ДРУЖИНАХ
Попав под нож «реформ», вопреки здравому смыслу и общемировой практике были в большинстве своем разорены крупные сельскохозяйственные коллективы. Разворована и растащена техника, в том числе и противопожарная, которой в достаточном количестве располагали колхозы и совхозы. Сегодня ее нет. На селе, например, только тракторов из 1 млн 300 тысяч, которыми располагали хозяйства в 1990 году, осталось чуть больше 300 тысяч, которые в основном давно выработали свой ресурс. Воспроизводство сельхозтехники сведено к минимуму, поскольку развалено сельхозмашиностроение. Например, в июне 2010 года произведено в стране 494 трактора и 81 плуг. Это мизер по сравнению с тем, что производилось при Советской власти и что необходимо для нормального функционирования села. Сегодня, по сути, на селе нет техники, которую можно было использовать в противопожарных целях - распахивать обочины дорог и границы полей, доставлять людей и воду к месту пожара и т.д. Страна лишилась более 35 тысяч пожарных машин, а главное, пожарных дружин, состоящих из специалистов сельского хозяйства, в число которых входили механизаторы, водители, специально обученные противопожарным методам работы и участвовавшие в ежегодных районных соревнованиях по борьбе со стихийными бедствиями. Эту реальность советского времени сегодня считают сказкой даже те «ежики в тумане», что не слезают с экранов телевизоров и других средств массовой информации, представляя беспомощность властей перед вселенским пожаром как героизм.
Что это? Пиаровский ход или черномырдинское «хотели как лучше…»? А может быть, просто неспособность выполнять свои конституционные обязанности?
Сегодня очевидно, что если бы в Подмосковье действовали 500 сельских пожарных дружин или 400 - в Рязанской области, существовавших в недалеком прошлом, разве возможно было допустить массовое нашествие огня? В Луховицком районе Московской области в 1990 году было две мелиоративных мехколоннны со спецтехникой, 17 противопожарных дружин, плюс строительные мехколонны, предприятия сельхозхимии, сельхозтехники, подразделения вневедомственной охраны и другие структуры. При наличии огромного числа организованных людей, оснащенных техникой, разрастание пожаров было бы невозможным. Не было бы и сожженных деревень, не было бы человеческих жертв. Не задыхались бы в угарном воздухе москвичи и воронежцы. А ведь как совершенно верно говорил Президент РФ Д.А. Медведев, «жизнь человека - это главное». Но для кого тогда говорятся эти правильные слова, если все делается наоборот? И уже в течение 20 лет.
ЗАБРОШЕННАЯ ЗЕМЛЯ МСТИТ ПОЖАРАМИ
Уничтожение коллективных хозяйств повлекло за собой целый ряд других негативных последствий. Практически повсеместно ликвидирована оросительная система полей, которая использовалась, в том числе, и как противопожарное средство. Заброшено около 40 млн га пашни. За эти годы она поросла чертополохом, сорной травой и кустарником. В условиях жаркой погоды заброшенная земля становится детонатором пожаров. «Москва должна была сгореть вследствие того, что из нее выехали жители», - писал когда-то Лев Толстой, и эти его слова можно отнести к любой оставшейся без жителей деревне. Локальные возгорания начинаются с весны. Горят отдельные дома, лесные участки, но никто на это не обращает внимания. Нынешней весной лесные пожары Шацкого района Рязанской области дошли до Сараевского района. Горели отдельные дома, лес, но никто не ответил за равнодушие к гибели природных богатств и человеческого жилья. А ведь подобное происходит по всей стране и ежегодно. Уничтожено поголовье крупного и мелкого скота - земля стала зарастать пожароопасным бурьяном. Прекратились рубки ухода в лесах и лесопосадках - за 15-17 лет они стали источником пожарной опасности. Опустевшие села, непаханые огороды, неухоженные дома - это результат порочного социально-экономического курса власти и пища для новых пожаров.
Тем не менее на селе продолжают жить и трудиться упорные, любящие свою землю и свою профессию люди. За мизерную зарплату они выживают как могут, спасая деревни и угодья от стихийных бедствий. Их пример - яркое свидетельство неиссякаемости генетических истоков наших народов, доброты, сострадания, ответственности и любви к земле и своей Родине. Они не покидают родные места, несмотря на то что власти выживают их с родных пепелищ, лишая работы, школ, больниц, не строя жилье и необходимую инфраструктуру. Любой и каждый на селе сегодня скажет, что действующему режиму деревня не нужна. Берегиня территории, хранительница среды обитания, источник духовного и экономического капитала, брошена деревня на произвол судьбы. Помощь сельскому хозяйству сократилась в 20 раз по сравнению с советским периодом, диспаритет цен не позволяет крестьянину встать на ноги, а Земельный кодекс подорвал все основы эффективного сельскохозяйственного производства. Но мы убеждены, что без деревни не будет России. Именно поэтому в Государственной Думе и на встречах с Президентом РФ и Председателем Правительства мы требуем возрождения деревни и АПК. Требуем развернуть политику государства в поддержку села. А в ближайший месяц проведем уличные протестные акции в поддержку деревни по всей России.
ПОЧЕМУ ГОРИТ РУССКИЙ ЛЕС
В таком же критическом положении оказалось и лесное хозяйство страны. Над русским лесом нависла серьезная угроза, одним из основных факторов обеспечения экологической безопасности страны как стратегического объекта исключительно большой социальной значимости, роль которого многократно возрастает в условиях нарастающих антропогенных нагрузок. Нынешние пожары нанесли лесу колоссальный урон, восполнение которого потребует не только материальных затрат, но нескольких десятилетий времени.
Такое стало возможным прежде всего из-за отсутствия должного управления лесами. После развала СССР русский лес стал предметом хищнического разворовывания, чему способствовала вновь создаваемая законодательная и нормативная база. За последние 20 лет в нашей стране несколько раз радикально менялось лесное законодательство, неоднократно реформировались структура и функции государственного управления лесами.
Еще до принятия Конституции РФ Основы лесного законодательства, принятые в 1993 году, передали основные функции по распоряжению лесным фондом от центра административным регионам (ныне - муниципальным образованиям), тем самым создав неслыханную в мировой практике децентрализацию в управлении государственными лесами.
В 1997 году был принят Лесной кодекс, который разделил полномочия по распоряжению лесным фондом между федеральным центром и органами государственной власти регионов, ущемляя экономические интересы федерального центра.
В 2004 году пресловутым федеральным законом № 122 все полномочия по управлению лесным фондом были переданы федеральным органам власти: Министерству природных ресурсов с ответственностью за правоустанавливающие функции, Федеральному агентству лесного хозяйства с ответственностью за функции по управлению лесным фондом, Федеральной службе по надзору в сфере природопользования с ответственностью за надзорные (контрольные) функции. Хоть ответственных после такого перераспределения оказалось и много, но, как у семи нянек - дитя без глазу, так и в этом случае ситуация в лесном хозяйстве только усугубилась из-за правовой неразберихи.
В 2005 году был принят закон № 199, который вернул регионам полномочия по управлению лесами. При этом предполагалось исполнение переданных полномочий за счет средств государства, т.е. за счет субвенций из федерального бюджета. Однако средства из федерального бюджета на содержание и развитие лесного хозяйства выделяются мизерные. Например, на 2009 год на эти цели выделено всего лишь около 6 млрд рублей, а в текущем году - еще на 1,5 млрд рублей меньше.
С 2007 года введена в действие новая редакция Лесного кодекса, главная цель которого - передача лесов в частные руки. Усилиями общественности, в частности фракции КПРФ, удалось отстоять государственную собственность на леса России, хотя многие наши полезные поправки в Лесной кодекс были отвергнуты парламентским большинством «Единой России». Одновременно проведено практически полное обновление нормативно-правовых актов лесного хозяйства. В итоге: правовой хаос, упадок лесного сектора, сокращение объемов производства основных видов лесной продукции, резкий рост нищеты и безработицы в большинстве населенных пунктов, для которых предприятия лесного сектора являлись главными работодателями. В лесном хозяйстве, как и на селе, уничтожено большинство коллективных хозяйств - лесхозов и леспромхозов, которые, помимо всего прочего, отвечали и за соблюдение противопожарных мероприятий. Они располагали для этого специальной техникой и кадрами. Фактически лес оставлен без охраны и ухода. Сегодня лес, кроме варварской вырубки, засоряется буреломом, сухостоем, что превращает его в источник пожаров.
Свой вклад в нынешнюю тяжелую ситуацию с пожарами внес и принятый в 2006 году новый Водный кодекс РФ. Этим кодексом водные объекты и ресурсы отнесены к имуществу, т.е. их можно приобретать в частное владение. Другими словами, Водный кодекс противоречит Конституции РФ в части использования и охраны водных объектов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Сегодня далеко не каждый водный источник доступен не только с правовой точки зрения, но и в физическом смысле. Новые владельцы перекрыли доступ к воде не только гражданам, но и пожарной технике, обрекая на пожары леса и нивы.
И каким контрастом звучит Постановление Совета Министров СССР от 18.06.1971 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах СССР и мерах по усилению противопожарной безопасности», в котором говорилось: «Советам министров союзных и автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам обеспечивать ежегодно до начала пожароопасного сезона разработку и осуществление конкретных мероприятий по охране лесов от пожаров, а также установления порядка привлечения населения, противопожарной техники и транспортных средств предприятий, организаций и учреждений для тушения лесных пожаров. Расходы, связанные с оплатой работ по тушению лесных пожаров, относить за счет средств предприятий, организаций, учреждений, министерств и ведомств, являющихся держателями лесного фонда».
Воистину всенародным делом была борьба с пожарами, но хозяин - держатель лесного фонда - рублем отвечал за то, что пожар все же был допущен. И еще хотелось бы обратить внимание на дату: 1971 год. В следующем, 1972 году лето выдалось крайне засушливым, начались лесные пожары, бывало, что дым затягивал Москву. Но, конечно, не так, как сейчас, масштабы были несравнимо меньше. И потому, что борьба с пожарами была организована намного эффективнее, и потому, что, как видно, в советское время метеорологи смогли предсказать наступление засухи, а Совет министров - оперативно отреагировал. Но после полного развала «реформаторами» метеорологической службы приход засухи стал, естественно, неожиданностью для властей.
МЫ ПРЕДЛАГАЕМ ПУТЬ К СПАСЕНИЮ СЕЛА
Фракция КПРФ все эти годы предупреждала власть о возможных тяжелых последствиях от проводимой разрушительной политики. За это время нами проведено десятки «круглых столов» и парламентских слушаний с участием ведущих специалистов, на которых вырабатывались соответствующие рекомендации, обсуждались законодательные инициативы. Все они доведены до федеральных органов, в том числе до Председателя Правительства и Президента страны. К сожалению, положительная реакция наблюдается с опозданием, часто после непоправимых последствий. Да и сегодня, только после того как начали гореть села вместе с их жителями, представители власти решили прервать свои отпуска и заняться исполнением своих обязанностей.
Никакого оправдания для власти в нынешних пожарах и гибели людей со ссылкой на стихию не может быть. Масштаб ее мог бы быть гораздо меньшим и без трагических исходов, если бы власть руководствовалась интересами своего народа и страны в целом, а не интересами нуворишей. Именно ею в течение постсоветского времени создана рукотворная система катастроф. Это их руками уничтожена не только техника на селе и в лесном хозяйстве, не только машиностроение, но и противопожарная авиация, система гражданской обороны, охраны труда и т.д. Об этом свидетельствуют как нынешние пожары, так и другие аварии и катастрофы последнего времени, унесшие сотни человеческих жизней.
Мы считаем, что нынешнее лето должно заставить власть серьезно задуматься над своим будущим. Вряд ли люди смогут простить все, что с ними произошло по ее милости. Свой провал теперь уже не спишешь на коммунистов или козни Сталина. Придется самим отвечать. Что касается нашей партии, то в нынешней трагедии она не осталась безучастной. Во всех пострадавших регионах силами партийных отделений созданы добровольческие отряды, которые вступили в борьбу со стихией. Мобилизованы коммунисты и сторонники на сбор одежды, посуды и провианта для пострадавших. Во всех регионах идет сбор денежных средств для оказания помощи гражданам, лишившимся крова. Мы полностью поддерживаем усилия власти по оказанию помощи пострадавшим. Вместе с тем, чтобы избежать более тяжелых последствий, в том числе и взлета цен на основные продукты питания и взращивания на народном горе еще десятка олигархов, власть обязана правильно оценить обстановку в целом и на длительный период.
Сегодня как никогда крестьяне нуждаются в помощи для завершения уборки урожая текущего года, проведения нормальной зимовки скота и закладки урожая 2011 года. Правительство РФ должно прислушаться к голосу народа, увидеть наконец проблемы села, сделать выводы из трагедии 2010 года, подошедшей к самому Кремлю. Еще раз подчеркиваем, что для этого нужно трезво оценить обстановку и сделать то, что Правительство обязано сделать:
· Восстановить и подчинить правительству службу и соответствующие подразделения по охране и противопожарной безопасности лесов.
· Прекратить попытки втягивания страны в ВТО, что будет способствовать окончательной гибели сельхозпроизводства и российской деревни.
· Прекратить передачу в частные руки земли, леса и водных объектов. Все это должно быть общенациональным достоянием.
· Восстановить вертикаль управления сельским хозяйством как на федеральном, так и на региональном уровнях, включая создание отраслевых министерств и ведомств по сельскохозяйственному машиностроению, мелиорации и т.д.
· Увеличить финансирование агропромышленного комплекса из федерального бюджета до уровня не ниже 10% расходной части бюджета. Использовать для этих целей дополнительные источники поступления за счет национализации природных ресурсов, производства и реализации алкогольной и табачной продукции, введения прогрессивной шкалы налогообложения на сверхдоходы.
· Обеспечить сельское хозяйство доступными кредитами. Ликвидировать диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Ежегодно проводить государственные интервенции по закупке зерна по ценам, обеспечивающим доходность ведения расширенного производства.
· В течение 5 лет восстановить материально-техническую базу сельского хозяйства, его энерговооруженность. Для чего разработать ФЦП по возрождению отечественного сельхозмашиностроения и перерабатывающей промышленности минимум на 10 лет, предусмотрев его защиту от демпинга зарубежных конкурентов.
· Создать на селе привлекательные условия для жизни людей. Для чего в течение 5-7 лет восстановить инфраструктуру села, обеспечить жителей комфортным жильем со всеми удобствами. Строить новые поселения в виде агрогородков. Разработать соответствующую ФЦП.
· Разработать программу по восстановлению крупных коллективных хозяйств с глубокой специализацией по производству и переработке сельхозпродукции с обеспечением высокой культуры производства на основе современных технологий. Передать им 40 млн га выведенных из севооборота сельхозугодий.
· Разработать ФЦП по восстановлению стада КРС, поголовья свиней, и др. животных, развитию производства мяса птицы, исходя из полного обеспечения населения страны основными продуктами животноводства отечественного производства.
· Обеспечить выполнение ФЦП восстановления плодородия земли и освоения заброшенных земель. С этой целью предусмотреть восстановление производства и внесения удобрений, соблюдение системы севооборота, восстановления семенных фондов и т.д. Восстановить мелиоративные работы и соответствующие специализированные подразделения.
· Прекратить унижение отечественной сельскохозяйственной науки и обеспечить ее достойное финансирование. Поддержать ее штаб - РАСХН, нацеливая научные исследования на создание новых сортов зерновых, овощных и плодовых культур, высокопродуктивных пород скота и птицы, создания условий для производительного труда крестьян.
Партия и фракция КПРФ будет всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами стремиться реализовать комплекс мер, исключающих аварии и катастрофы. В сентябре фракция КПРФ внесет в Государственную Думу на рассмотрение отклоненные «Единой Россией» Лесной и Водный кодексы. В разработанных нами законопроектах мы прописали все, что поможет возродить эффективное управление, охрану и возобновление водных и лесных ресурсов.
Фракция КПРФ сделает все возможное, чтобы в Федеральном бюджете 2011 года село получило реальную поддержку и на восстановление разрушенного в 2010 году, и на перспективное развитие. Для этого нам нужна поддержка снизу - от избирателя.
Только при поддержке наших избирателей мы сможем сломать созданную рукотворную систему катастроф.
В.И. Кашин,
зам. председателя ЦК КПРФ,
зам. председателя Комитета Государственной Думы
по природным ресурсам, природопользованию и экологии,
академик РАСХН