Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Ладонью солнце не закроешь

2010-04-13 12:52
Александр СТЕПАНОВ,
заместитель директора музея-заповедника «Шушенское».

Коммунисты России, сторонники КПРФ, патриоты Отечества отмечают 140-лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина. А 80 лет назад в Шушенском был открыт ленинский музей с целью увековечить память о пребывании в нашем сибирском селе в конце XIX века В. И. Ленина как политического ссыльного.

Возникнув как идеологическое, пропагандистское учреждение, Дом-музей оставался таковым на протяжении всей своей истории.

В связи с подготовкой к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина 24 апреля 1968 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 275 «О мерах по развитию и благоустройству п. Шушенское и других памятных мест, связанных с пребыванием В.И. Ленина в сибирской ссылке». Во исполнение этого постановления в Шушенском был создан - методом Всесоюзной ударной комсомольской стройки - музей-заповедник «Сибирская ссылка В. И. Ленина», разместившийся на территории 7 га и состоящий из 29 крестьянских усадеб со всеми надворными постройками.

Основой создания мемориала явился Дом-музей В. И. Ленина, включающий в себя дома Зырянова и Петровой (первая и вторая квартиры В. И. Ленина), а также памятные ленинские места в окрестностях Шушенского.

40 лет назад, 12 апреля 1970 года музей-заповедник был открыт. Владимир Иванович Долгих, первый секретарь краевого комитета КПСС торжественно перерезал ленточку.

Вот несколько записей в ниге отзывов, они характерны для этого периода.

«...выражаем большую признательность всем сотрудникам музея за бережное сохранение Ленинского наследия и пропаганду великих идей  Владимира Ильича Ленина. Ленин является для нас солнцем, которое освещает путь Советского государства к коммунизму».

«...Этот заповедник еще один яркий глубоко эмоциональный центр пропаганды жизни и деятельности В.И. Ленина, идей ленинизма».

А вот в «перестроечном» 1988 году появилась такая запись: «С глубоким волнением ознакомился с ленинским мемориалом здесь, в Шушенском. Прежде всего, хочу поблагодарить всех шушенцев за всё, что они делают, сохраняя память об Ильиче. Знакомясь с тем, что было сделано Владимиром Ильичем в годы ссылки, поражаешься масштабами его творческой деятельности и величайшей преданностью Ильича революционному делу. С гордостью отмечаешь, что его планы, научные предвидения воплотились в реальную жизнь. Начатое Ильичём дело - в наших сегодняшних делах. Оно получает своё продолжение в нашей перестройке. И снова в это переломное время мы обращаемся к Ленину. Ленинская мысль, ленинский пример - это наше огромное богатство, наши ориентиры в наших революционных делах на переломном этапе в развитии Советского общества».

15.09.88 г. М.С. Горбачев.

Вот так, не меньше не больше. А до ликвидации КПСС и Советского общества оставалось совсем немного времени.    

В 70-х годах прошлого столетия в Московском драматическом театре им. Ермоловой шла пьеса Владлена Дозорцева «Последний посетитель». В кабинет высокого госчиновника или партийного начальника приходит посетитель и они вдвоём, пытаясь разрешить спор, обращаются к ленинским работам. Полное собрание сочинений В.И. Ленина, являясь интерьером каждого государственного и партийного кабинета, оказывается за стеклом, вмурованным в стену. По пьесе - стекло бьют и добираются до истины. Но всё же это исключение из правил. Многие не читали Ленина и досидели в своих кабинетах, в комфортных условиях, до их опечатывания в 1991 году.

Они легко развернулись в противоположную сторону. Таких людей называли «перевертышами». Я назову вам только несколько фамилий. Именно с них начиналась дискредитация  Ленина. Александр Николаевич Яковлев член Политбюро ЦК КПСС, секретарь ЦК, заместитель начальника Главного Политуправления СА и ВМФ Дмитрий Антонович Волкогонов, Егор Тимурович Гайдар сотрудник «Правды» и «Коммуниста», Михаил Никифорович Полторанин - главный редактор «Московской правды» и многие другие. Каждый из них рьяно отстаивал коммунистическую идеологию, расхваливал советский образ жизни, призывал укреплять советский патриотизм. Каждому здравомыслящему человеку ясно, что они или раньше лгали народу или лгали теперь. Лично же я считаю, что они искренними не были никогда, а лишь умело приспосабливались к обстоятельствам.

Сегодня отечественная историческая наука переживает вульгарную актуализацию истории. Наше прошлое и исторические деятели активно используются в интересах современной ситуации. Особенно достаётся в этих условиях деятелям революционного движения, которые из народных героев, каковыми они признавались, превращаются в заурядных уголовников. И дело не только в том, что появляются какие-то новые материалы, которые побуждают менять сложившиеся оценки, а, главным образом, в том, что общеизвестный материал сознательно деформируется в угоду новой концепции. Публицистический накал - это коварное оружие. Когда он преследует личные, националистические или партийные интересы, то ведёт к прямой фальсификации истории.

Одной из таких жертв, и не впервые, является фигура В. И. Ленина.

Происходящее сейчас вокруг имени В. И. Ленина как нельзя красноречивее отражает пристрастие к крайним, но поверхностным суждениям, затмевающим разум. Увы, это издавна свойственно отечественному сознанию и государственной идеологии. Сначала создавали иконописный образ вождя, столь же скоро он разрушается печатным словом и с телеэкрана.

Пожалуй, только в России, с её особой, антиленинской духовностью, мог рассчитывать на успех фильм Сокурова «Телец». Западная Европа его не приняла. Как писала «Российская газета», главной причиной неприятия стал вопрос: «Зачем вы нам показываете, каким Ленин стал, тяжело заболев в конце жизни, отчего не застрахованы и все мы?! Вы нам покажите, каким он был в расцвете сил. И как он смог чуть ли не весь XX век подчинить своему влиянию, победив с безграмотными людьми в лаптях, с одной винтовкой на троих хорошо обученные войска Антанты, вооруженные к тому же самым современным оружием, танками и самолётами?».

О Владимире Ильиче очень много пишут теперь...» Эти слова из воспоминаний Н.К. Крупской как нельзя лучше подходят к нашим дням, когда о Ленине пишут и говорят больше, чем когда бы то ни было. Однако суть дела в том^что пишут и что говорят. В порыве ниспровержения, в стремлении во что бы то ни стало разрушить Ленина в себе и в других иные авторы не останавливаются ни перед чем. Тема личной жизни Владимира Ильича занимает в этом перечне далеко не последнее место.

И вот «Российская газета», со ссылкой на Британскую энциклопедию, утверждает, что Ленин был не первым мужем Крупской, а им является эсер Борис Герман, кстати, друг Фанни Каплан ...».

Старая, отвергнутая ещё по горячим следам версия о выстреле, сделанном якобы не по политическим мотивам, а из мести. На этом точку журналист не ставил. По собранным им свидетельствам старых большевиков - имена неизвестны (!?) - и сам Ленин был женат на Крупской вторым браком. Кто же была первой женой, журналист ответил, что пока имя и фамилию он называть не может, поскольку не имеет необходимых подтверждений.

Ну что ж, обратимся, как и подобает в таких случаях, к первоисточникам.

Как следует из публикаций о В.И. Ленине и Н.К. Крупской в Британской энциклопедии изданий 1957 и 1975 годов, в них сказано лишь о том, что 10 (22) июля 1898 года В.И. Ленин вступил в брак с Н.К. Крупской, с которой познакомился на собрании петербургских марксистов зимой 1894 года.

И только в биографии Н.К. Крупской сказано, что 10 июля 1898 года Надежда Константиновна и Владимир Ильич обвенчались. Действительным тогда признавался лишь церковный брак, и департамент полиции разрешил Надежде Константиновне проживать в Шушенском, только при условии его незамедлительного оформления. В противном случае грозили отправить её для отбывания ссылки в Уфу.

В Российском архиве социально-политической истории хранятся листы метрической книги с записью № 17 о венчании от 10 июля 1898 года

«Административно ссыльный Владимир Ильич Ульянов, православный, первым браком».

«Административно  ссыльная  Надежда  Константиновна  Крупская, православная, первым браком».

Совершил таинство священник Иоанн Орестов, поручители - лавочник Иоанн Завёрткин, крестьяне Симон Ермолаев и Степан Журавлёв.

Один из ссыльных - Путиловский рабочий финн Оскар Александрович Энгберг - сделал из медного пятака Владимиру Ильичу и Надежде Константиновне обручальные кольца. И хотя кольца они не носили, Надежда Константиновна берегла их всю жизнь и лишь в последние годы передала в Центральный музей В.И. Ленина. Теперь они находятся в Государственном историческом музее.

А что же тогда «заманчивая версия», изложенная нами в начале? Мягко говоря, выдумка для падких на подобного рода «сенсации» людей..

К сожалению, этот факт не единичен. Есть предположения, извращения фактов, а то и откровенная ложь. Вот они'

                       Книга В.И. Ленина «Развитие капитализма в России» по своему уровню является дипломной работой способного студента не тянущая на диссертацию. Ленин оказывается не разбирается где рынок, а где наёмный труд.

                       Псевдоним «Ленин» связан с тем, что Владимир Ильич использовал паспорт, украденный у вологодского помещика (в то время на паспортах не было фотографий).

И это пишет директор Института российской истории РАН д.и.н В.М. Лавров, в книге В.И. Ленин: Имя Россия. Исторический выбор, 2008 г. Что же говорить о журналистах!

-   «Московский комсомолец» - «Лолита из Шушенского», журналист - Ольга Киреева. Ленин поселился не в доме А.Д. Зырянова, а у середняка Бондарева и совратил его 15-летнюю дочку. И живёт теперь в Минусинске правнучка Владимира Ильича. Об этом гордо сообщили журналисту коллеги из газеты «Вечерний Минусинск».

-      Статья  Е.  Семёновой  в  «Комсомольской  правде»  в рубрике «Ленинский зачёт» «Кровать Ильича будут сдавать молодожёнам?» и т.д. и т.п.

Можно сделать вывод, к сожалению, неутешительный - длительные нападки средств массовой информации на Владимира Ильича сделали своё дело - для постсоветского поколения фигура Ленина стала совершенно непонятной.

Но, и это мелочи!

Ленин виноват, оказывается в том, что Россия сошла с цивилизованного пути, по которому её вела монархия, в 1917 году, в том, что им основано государство, развязавшее террор против собственных сограждан.

Политические приёмы критиков вызывают, в лучшем случае, недоумение. Ведь большинство из них бросает взгляд на Ленина из нынешнего далека, откуда так легко раздать оценки той эпохе. Слишком давно  уже  социология  пришла  к  выводу,  обязывающему  оценивать политиков прошлого не с позиций сегодняшнего дня, а с учётом того, насколько их взгляды и поступки соответствовали условиям той эпохи, которую они творили.

Объясняя деятельность Ленина, нужно смотреть не в написанные им строки, где сказано, каким стало новое общество и по какому пути оно пойдёт. Документы, письма, споры тех далёких дней были подчинены политической борьбе, имеющей свои законы. Следует видеть, насколько взгляды и действия Ленина соответствовали условиям места и времени. Только таким образом возможен критический анализ его как политика. Но он требует огромного кропотливого труда и не может осуществляться теми приёмами, которыми пользуются некоторые средства массовой информации.

Имя Ленина принадлежит мировой цивилизации и предать его забвению никому не дано, как бы не складывалась политическая конъюнктура в той или иной стране. И объясняется это тем, что он оказался одним из немногих великих политиков, действия и поступки которого соответствовали ходу истории. Он был из той редкой породы людей, которые не отдаются воле обстоятельств, а умеют подчинить их неумолимой логике исторического процесса.

... А теперь о солнце...

Мне часто говорят, ну что вы защищаете Ленина. Ленин тоже человек и всё человеческое ему было не чуждо. Почему-то под словом «человеческое» подразумевая какой-нибудь негатив.  И на солнце бывают пятна.

Возможно. Кто знает? Но, несомненно, каждый убеждён, уверен, понимаешь, что ладонью солнце не закроешь...