«Газета.Ru" восстановила хронологию событий первого за шесть лет теракта в Москве: как ехали поезда со смертницами, почему не остановили движение по красной ветке после первого взрыва на "Лубянке" и как спасались выжившие.
Две террористки-смертницы спустились в метрополитен на конечной станции «Юго-Западная» Сокольнической линии (на схемах метрополитена она обозначена красным цветом) рано утром в понедельник. О предполагаемых шахидках в ГУВД Москвы узнали из записей камер видеонаблюдения. Их сопровождали две женщины славянской внешности. Неофициальный источник в правоохранительных органах обнародовал в СМИ их приметы: первая – 25-летняя, невысокая, полная, была одета в синий платок, сиреневую куртку и синюю юбку. Вторая – лет сорока, в сиреневом платке, черной куртке и белой юбке, с большой сумкой в руках. Куда они делись после того, как проводили шахидок в вестибюль, неизвестно.
Точное время появления четырех подозреваемых на «Юго-Западной» неизвестно. Но произошло это не позже 7.27.
Обе смертницы поехали в сторону центра – вдвоем или по отдельности, тоже пока неясно. Минимальное время в пути от конечной станции до «Лубянки» составляет 25 минут. Если выдвинулись они вместе, то одна вышла раньше на одной из станций Сокольнической линии. Вторая доехала до «Лубянки». По данным МЧС, в 7.57 из второго вагона ехавшего в сторону «Улицы Подбельского» (вторая конечная станция красной ветки метро) поезда №54 вышла часть пассажиров, а те, кто ждал на станции, заходили внутрь. В это время и прогремел взрыв. Начиненная поражающими элементами взрывчатка находилась примерно в 120 см от пола, установили эксперты – что совпадает с расположением ее на поясе женщин. Болты и гайки полетели в пассажиров. 23 человека погибли на месте. Рваные раны, ожоги кожи и слизистой, разрывы внутренних органов – медики увозили тяжелораненых от станции метро на реанимобилях и вертолетах.
После взрыва поезда, двигавшиеся от «Юго-Западной» к «Улице Подбельского», встали. Сколько всего составов следовало за подорванным поездом, в пресс-службе московского метрополитена сообщить затруднились. Постояв, все они снова пришли в движение: поезда дошли до ближайших станций и пассажиров из них вывели.
По путям никого не выводили, настаивают в метрополитене. Эвакуация тоже не проводилась: те, кто вышел из поездов, могли поехать обратно или перейти на другие линии.
После взрыва поезда ходили от «Юго-Западной» только до «Парка культуры» – с увеличенными интервалами. На «Парке культуры» есть оборотное депо, там составы разворачивались, предварительно высадив пассажиров на станции. Вышедших не эвакуировали – они могли перейти на кольцевую линию или ехать обратно.
Встречные поезда – от «Улицы Подбельского» к «Юго-Западной» – шли без остановок на станции «Лубянка». Пассажиров не эвакуировали, но, как рассказал «Газете.Ru» один из москвичей, пытавшийся спуститься в метро около 8.30, сотрудники станции не дали ему войти на станцию «Кропоткинская», сообщив, что «поезда не ходят», но не назвав причины. Тех же, кто уже был в метро, довозили до места назначения – только на станциях поезда стояли дольше обычного.
Где все это время – 40 минут – была вторая шахидка, неясно. Она могла доехать до «Парка культуры», вернуться обратно и снова двинуться в сторону центра.
Или подождать на одной из станций по пути в центр, а затем двинуться дальше вместе с остальными пассажирами. Как ей удалось не привлечь внимание милиции, неизвестно.
«Мы живем на «Спортивной», и моя жена ехала как раз через «Парк культуры», но до станции поезд не доехал, остановился. Как раз в это время был взрыв на «Лубянке», – рассказал «Газете.Ru» москвич Сергей. – Через 5 минут прибыл на «Парк культуры» и открыл двери. Стояли долго, про то, что нужно эвакуироваться, никто не говорил. Моя жена даже села на освободившееся место, но через 10 минут она все-таки решила, что быстрее будет проехать по кольцу и перешла на коричневую ветку. А в это время на радиальной произошел второй взрыв. Просто чудо, что она успела оттуда уйти». Сергей рассказал, что он решил не пользоваться метро, а взять такси. «Но таксисты запросили с меня 3 тысячи рублей», – добавляет москвич.
«Я ехала с «Юго-Западной» до «Парка культуры» и попала в интервал между двумя взрывами. Оказалось, что поезда ехали до «Парка культуры» и от него обратно до «Юго-Западной», – вспоминает другая пассажирка. – Когда подъезжали к «Парку культуры», некоторое время пришлось постоять в тоннеле, но, как нам потом объяснили, все поезда разворачивали в депо, которое есть на «Парке», и по обходным путям, не доезжая «Лубянки» со взорванным поездом, отправляли к «Юго-Западной».
В 8.36 вторая террористка оказалась на «Парке культуры» – в поезде, который доехал до ставшей конечной станции и открыл двери, чтобы высадить пассажиров. В этот момент она привела взрывное устройство в действие. Благодаря тому, что на станции «Парк культуры» пассажиров только высаживали и поезд ехал в депо, жертв оказалось меньше – 12 человек.
Один из свидетелей застал второй взрыв на «Парке культуры», приехав туда с «Библиотеки имени Ленина». «Лубянка» уже взорвалась, но по громкой связи просто говорили, чтобы все пользовались наземным транспортом, а милиционеры объясняли интересующимся, что «возникли какие-то неполадки». «Никакой эвакуации не объявляли, только на «Библиотеке» скопилось много народу, а поезда по Сокольнической ветке ездили в обе стороны с пятиминутными интервалами. Когда подошел мой поезд, сел в него, приехал на «Парк культуры», а потом там прогремел взрыв», – рассказал «Газете.Ru» очевидец.
«Я сел на «Кропоткинской». Минут через пять двинулись, потом остановились на перегоне перед «Парком культуры». Сказали, что едем только до него. Доехали до станции, а потом оборачиваюсь, смотрю, что люди выходят и в соседнем поезде, который должен был идти в сторону центра, раздался взрыв», – описывает случившееся другой пассажир.
Уцелевшие пассажиры обоих поездов бежали к выходу. Из распахнутых дверей вагонов вывалились окровавленные тела, вспоминают очевидцы. По платформе и ступеням тянулись кровавые следы – легко раненые выбегали самостоятельно. «Я забежал в вагон, чтобы переждать, когда толпа чуть схлынет, а потом с соседями по вагону мы вышли на перрон, начали помогать раненым, выводить людей. Из живота и груди у них торчали осколки. У кого-то были ранения глаз, кому-то разодрало лицо, а кому-то плечи или грудь», – рассказал пассажир поезда, который стоял на «Парке культуры» напротив взорванного состава.
Только после второго взрыва поезда Сокольнической линии перестали ходить в обоих направлениях от «Комсомольской» до «Спортивной».
В пресс-службе метрополитена «Газете.Ru» объяснили, что с самого начала не перекрыли движение в обе стороны, руководствуясь инструкциями по безопасности. «Наша задача – наиболее полно восстановить движение после любого происшествия», – сказал пресс-секретарь столичного метрополитена Павел Сухарников. Он пояснил, что в каждой форс-мажорной ситуации сотрудники метро принимают решение, «руководствуясь безопасностью города». «Вы представить себе не можете, что бы произошло, если бы закрыли всю ветку. Если бы можно было предсказать, что взрыв точно произойдет снова и именно на Сокольнической линии. Могло ведь и на Арбатско-Покровской или Замоскворецкой», – рассуждает Сухарников.
Всего, по уточненным данным на 20.00, от двух взрывов в московской подземке погибло 38 человек (несколько выживших в момент происшествия позже скончались в больницах). 63 человека госпитализированы в столичные больницы, четверым помощь оказана амбулаторно, сообщили в МЧС. Движение поездов на Сокольнической линии было возобновлено в 16.33 понедельника.