Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Повышение пенсионного возраста: социальный дефолт, версия 2.0

2018-06-29 08:45
Экономист Татьяна Куликова

В субботу, 16 июня, правительство внесло в Госдуму законопроект о повышении пенсионного возраста: его планируется поднять до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин. При этом, как заявляют российские власти, указанная мера позволит каждый год поднимать пенсии на 1 тыс. рублей. Это лишь незначительно (на несколько сот рублей) больше, чем положенная по закону индексация пенсий по уровню потребительской инфляции. Повышение пенсионного возраста без соответствующего увеличения размера пенсий есть прямое нарушение государством своих финансовых обязательств, поскольку при таком повышении размер выплачиваемых пенсий не будет соответствовать величине заработанных гражданами пенсионных прав.

Итак, пенсионный возраст будет повышен. Это решение принято правительством, и нет никаких оснований полагать, что Государственная дума, в которой партия власти составляет конституционное большинство, сможет этому помешать. Остается только надеяться, что в процессе прохождения законопроекта через Госдуму в него под давлением общественности будут внесены поправки, позволяющие хотя бы немного снизить остроту проблем, которые не могут не возникнуть в результате повышения пенсионного возраста. Это в первую очередь отсутствие нужного количества рабочих мест, на которых могли бы работать пожилые люди. Остается надеяться, что оппозиционным фракциям удастся добиться утверждения на законодательном уровне масштабной государственной программы по созданию таких рабочих мест, приняв соответствующий закон одновременно с принятием самого закона о повышении пенсионного возраста.

Еще одна проблема состоит в том, что социальные пенсии, которые люди начинают получать на пять лет позже официального пенсионного возраста, теперь будут выплачиваться с 70 лет для мужчин и с 68 лет для женщин. Это означает, что люди, по каким-либо причинам не сумевшие заработать трудовую пенсию, будут до глубокой старости жить в нищете и ждать социальную пенсию, и очень многие из них ее так и не дождутся. А ведь среди них не все «тунеядцы». Не секрет, что в России было и остается очень много работников, не получающих «белую» зарплату просто потому, что их работодатель «экономит» на налогах, а найти «законопослушного» работодателя не всегда возможно, особенно в регионах. Поэтому со временем (и с увеличением требований по стажу и баллам для назначения трудовой пенсии) количество стариков, не получающих социальную пенсию, будет расти. И это представляет очень серьезную социальную проблему, о решении которой надо думать уже сейчас.

Я не буду подробно останавливаться здесь на этих и других социальных проблемах, связанных с повышением пенсионного возраста: об этом уже много сказано в СМИ и нет смысла повторяться. Однако есть одно очень серьезное обстоятельство, которое к сожалению не получило в прессе должного внимания. Речь идет о том, что повышение пенсионного возраста не планируется сопровождать адекватным увеличением размера пенсии. И это вопиющее нарушение прав будущих пенсионеров наверняка не будет устранено (или хотя бы даже слегка скорректировано) при прохождении законопроекта через Госдуму – просто потому, что основная цель, которую ставит правительство при повышении пенсионного возраста, состоит в наполнении бюджета. Правительственные чиновники подходят к вопросам, связанным с пенсионной системой, с чисто бухгалтерских позиций, полностью игнорируя страховую природу этой системы.

Чтобы было понятно, почему повышение пенсионного возраста должно обязательно сопровождаться увеличением размера пенсий (хотя бы для тех, кто будет выходить на пенсию позже), поясню в общих чертах (не вдаваясь в детали), как устроена любая страховая пенсионная система.

В течение своей трудовой жизни каждый работник выплачивает взносы в систему (или взносы выплачивает за него работодатель – суть от этого не меняется). Сумма всех выплаченных взносов составляет пенсионный капитал будущего пенсионера, который является основой его будущей пенсии. Причем величина всех взносов в указанной сумме должна быть «осовремененной», то есть она должна индексироваться – обычно либо по инфляции, либо по уровню средней зарплаты в экономике, либо по комбинации этих двух параметров. Балльная система, действующая сейчас в России, – это одна их возможных форм осовременивания величины взносов: взносы пересчитываются в баллы, а стоимость балла индексируется по инфляции.

Другой ключевой параметр, влияющий на размер будущей пенсии, – это статистический показатель «срок дожития». Срок дожития – это ожидаемая продолжительность периода получения пенсии; он рассчитывается как средняя продолжительность срока получения пенсии (то есть жизни на пенсии) среди всех тех, кто дожил до ее назначения; те, кто умер раньше, в расчет срока дожития не включаются.

(Отметим, что срок дожития напрямую не связан с общей продолжительностью жизни, потому что на последнюю оказывает значительное влияние динамика младенческой смертности и смертности в трудоспособном возрасте, а на срок дожития эти показатели не влияют. Поэтому обосновывать повышение пенсионного возраста ростом общей продолжительности жизни, как это делают наши власти, некорректно; это просто подтасовка фактов.)

Когда человек выходит на пенсию, ежемесячный размер его пенсии рассчитывается как величина его пенсионного капитала, деленная на срок дожития в месяцах. То есть получается, что люди, дожившие до пенсии, за период от назначения пенсии до смерти получают из пенсионной системы в среднем примерно столько же, сколько они в нее внесли в течение своей трудовой деятельности. Этот принцип лежит в основе и действующей ныне в России балльной пенсионной системы, хотя там он присутствует в неявной форме: он был заложен в расчете изначальной стоимости пенсионного балла, которая затем регулярно индексируется.

Соблюдение этого принципа есть безусловное обязательство государства перед своими гражданами, причем это не просто социальное обязательство, а именно финансовое обязательство, формализованное в законодательстве о страховой пенсионной системе в виде пенсионной формулы. А отказ от выплат в нужном объеме по такому обязательству может по сути быть приравнен к дефолту по внутреннему государственному долгу. Поэтому такую ситуацию естественно назвать «социальным дефолтом».

В недавнем прошлом такое уже один раз случалось: в 2016 году власти не провели индексацию пенсий и стоимости пенсионного балла в полном объеме. Официальный уровень инфляции за 2015 год составил 12.9%, а пенсии в 2016 году были проиндексированы лишь на 4% (подробнее см. мою статью «Отказ от индексации пенсий по инфляции – это социальный дефолт», kprf.ru, 11.11.2015). В результате все пенсии – настоящие и будущие – в реальном выражении сократились почти на 8.9%, и это сокращение закрепилось в системе навсегда. (Точнее говоря, малая часть этого сокращения – 1.2 процентных пункта – была компенсирована два года спустя, в 2018 году, когда стоимость пенсионного балла и размер пенсий были проиндексированы на 3.7% при инфляции 2.5% за 2017 год; таким образом, в итоге сокращение пенсионных прав граждан составило примерно 7.7%.) Понятно, что единовременная выплата пяти тысяч рублей всем пенсионерам, проведенная в начале 2017 года, даже близко не компенсирует тот доход, который они недополучили только лишь за 2016 год, а будущие пенсионеры не получили даже и этой ничтожной компенсации сокращения своих пенсионных прав!

И вот теперь нам предстоит пережить еще один социальный дефолт – значительно более масштабный. На этот раз правительство собирается повысить пенсионный возраст, почти не увеличивая размер пенсий. Пытаясь хоть как-то успокоить общественность, правительство заявляет, что повышение пенсионного возраста позволит увеличивать ежемесячный размер пенсии в среднем на тысячу рублей в год, а поскольку в последние годы этот размер увеличивался в среднем примерно на пятьсот рублей в год, то «повышение пенсионного возраста позволит вдвое увеличить темпы роста пенсий». Звучит красиво! Однако на самом деле это утверждение представляет собой не более чем очередной пример подтасовки цифр и фактов ради пропагандистского эффекта. Поясним это подробнее.

Дело в том, что в последние три года пенсии индексировались на относительно невысокий процент, а именно, индексация в 2016-2018 годах составила соответственно 4%, 5.4% и 3.7% (первая из них – это «недоиндексация» 2016 года, о которой говорилось выше; остальные две – индексации примерно по величине инфляции, которая в эти годы была сравнительно низкой). При тех размерах средней пенсии, которые были в указанные годы (порядка 13 тыс. рублей), величина прибавки к средней пенсии в результате индексации действительно составляла порядка 400-500 рублей. Однако по мере роста номинального размера средней пенсии, будет расти и величина указанной прибавки. Поэтому даже при стабильной инфляции на уровне 4% (это целевой ориентир Банка России) уже через несколько лет величина средней прибавки к пенсии в результате индексации будет приближаться к порогу 1000 рублей – это будет происходить в рамках нынешнего законодательства и без всякого повышения пенсионного возраста.

При этом за те несколько лет пока прибавка в размере тысяча рублей будет составлять больше чем необходимо для компенсации инфляции, реальный размер пенсии может несколько увеличиться. Однако насколько большим будет это увеличение, существенно зависит от уровня инфляции в ближайшие несколько лет и вряд ли превысит 5–7%. Проиллюстрируем это следующим простым расчетом.

Сейчас средняя пенсия составляет порядка 14 100 рублей, следовательно, прибавка в тысячу рублей эквивалентна индексации на 7%. Тогда на следующий год средняя пенсия составит порядка 15 100, и прибавка в тысячу рублей будет эквивалентна индексации на 6.6%. Годом позже – на 6.2%, затем на 5.8%, затем на 5.5%, затем на 5.2% и так далее. Но эти проценты показывают рост пенсий в номинале, то есть для того чтобы оценить будущий рост пенсий в реальном выражении, из этих цифр надо вычесть уровень будущей инфляции. Попробуем его оценить.

Целевой уровень инфляции Банка России составляет 4%, однако можно с большой степенью уверенности утверждать, что в ближайшие пару лет инфляция будет заметно выше, чем указанный ориентир. Уже сейчас тенденция к росту инфляции проявилась вполне явно. Это видно из динамики многих экономических индикаторов, таких как индекс цен производителей. Кроме того, в последние пару месяцев появились новые факторы, стимулирующие рост потребительских цен. Это и резкое повышение цен на бензин, и начавшееся в апреле постепенное ослабление рубля. Вклад этих факторов в общий уровень инфляции пока еще невелик, но их влияние всегда проявляется с некоторой задержкой. А еще вспомним о планируемом повышении НДС, законопроект о котором также уже внесен в Госдуму. На основе всех этих фактов вполне можно ожидать, что в ближайшие два года инфляция будет находиться на уровне не ниже 6-7%, то есть прибавка в размере тысячи рублей к средней пенсии будет лишь компенсировать инфляцию, а реальный размер пенсии увеличиваться не будет.

Как будет вести себя инфляция через два-три года, пока предсказать трудно. Но даже если ЦБ постепенно сведет ее к целевому показателю 4%, то прибавка в одну тысячу рублей к средней пенсии будет означать увеличение реального размера пенсий на 1 - 1.5% в год в течение нескольких лет, причем постепенно этот процент будет уменьшаться, постепенно сходя на нет. Поэтому итоговое увеличение реальных пенсий в результате обещанной правительством прибавки составит не более 5 – 7%. А если Центробанку не удастся свести инфляцию к целевому ориентиру, то никакого увеличения реального размера пенсий может не быть вообще.

Таким образом, мы видим, что темпы роста пенсий, которые нам обещает правительство в результате повышения пенсионного возраста, почти не отличаются от тех темпов роста, которые государство и так должно обеспечивать в рамках нынешнего законодательства и реальный размер пенсий, если и увеличится, то незначительно.

Теперь посмотрим, насколько пенсии должны были бы увеличиться, если бы повышение пенсионного возраста проводилось бы «честно». Как уже говорилось выше, ежемесячный размер пенсии будущего пенсионера рассчитывается как величина его пенсионного капитала, деленная на срок дожития (чтобы не усложнять изложение, я опускаю многие второстепенные детали, такие как, например, наличие фиксированной выплаты). Когда пенсионный возраст повышается, то срок дожития сокращается.

В настоящее время срок дожития при сегодняшнем пенсионном возрасте (55 и 60 лет у мужчин и женщин соответственно) составляет порядка 23 лет, а если повысить пенсионный возраст до 65 лет для обоих полов, то срок дожития составит чуть выше 18 лет. (Статистикой по сроку дожития для возраста выхода на пенсию 63 года и 65 лет у женщин и мужчин соответственно я не располагаю, но она вряд ли заметно отличается от случая 65 лет для всех.) Поэтому повышение размера пенсии, связанное с повышением пенсионного возраста, должно быть примерно в 23/18 = 1.28 раза, то есть к концу переходного периода пенсии должны увеличиться на 28 процентов в реальном выражении только лишь за счет сокращения срока дожития. А ведь еще и пенсионный капитал работников, выходящих на пенсию позже, в среднем будет выше за счет более длительного стажа. Так что связанное с повышением пенсионного возраста «честное» повышение размера пенсий можно примерно оценить в 30-35% в реальном выражении.

Однако, как мы показали выше, обещанное правительством повышение среднего размера пенсий на тысячу рублей в год в ближайшие годы будет примерно соответствовать индексации пенсий по инфляции, то есть реальный размер пенсий если и увеличится, то не более чем на 5-7%. Таким образом, повышение пенсионного возраста в той форме, как оно предлагается сейчас, по сути означает, что государство украдет у своих граждан порядка 25–30 % их пенсионных прав. Это прямое нарушение государством своих финансовых обязательств перед гражданами в огромных масштабах, то есть социальный дефолт.

В заключение замечу, что повышение пенсионного возраста – это не единственная инициатива правительства в пенсионной сфере. Похоже, нас опять ждет полномасшабная пенсионная реформа – уже вторая за пять лет (пакет законопроектов о предыдущей пенсионной реформе, когда была введена балльная система, был принят в декабре 2013 года). Об этом свидетельствует, например, недавнее высказывание Татьяны Голиковой о планах по упразднению балльной системы. В таких условиях не стоит удивляться, что граждане в подавляющем большинстве не верят в государственную пенсионную систему и совершенно не стремятся формировать свои пенсионные права, выбирая работу с белой зарплатой. И пока государство не перестанет постоянно перекраивать пенсионную систему и «красть» из нее деньги, доверие людей невозможно будет вернуть никакими пропагандистскими уловками.