В данном справочно-аналитическом материале рассмотрены как пожары, так и наиболее резонансные теракты, и катастрофы за постсоветский период и период правления Путина.
Сначала приведен «рейтинг» самых страшных по последствиям пожаров. Затем описаны крупнейшие катастрофы и теракты. Список по терактам и катастрофам представлен в хронологической последовательности.
I. Тяжелейшие по последствиям пожары в период правления В.В.Путина
Количество погибших на пожарах в год на 100.000 населения в России — 7 человек, это
— в 41 раз больше, чем в Швейцарии
— в 20 раз больше, чем в Германии
— в 9 раз больше, чем в США
— примерно равно Зимбабве, Конго и Афганистану
— зато в 3 раза меньше, чем в Нигерии
«Рейтинг» страшнейших пожаров
(Желтым выделены трагедии, где погибли дети, школьники, подростки, студенты. Синим – пожары в торговых центрах)
Для справки: Об ответственности за гибель людей в крупнейшем пожаре в клубе «Хромая лошадь».
Уволен ряд должностных лиц и чиновников пожарного надзора, а правительство Пермского края в полном составе ушло в отставку.
В июне 2011 г. испанские правоохранители выдали российским коллегам К. Мрыхина, которого следствие называет соучредителем клуба. По делу проходили еще 8 человек.
Экс-глава краевого Госпожнадзора В. Мухутдинов избежал уголовной ответственности за истечением срока давности преступления, его освободили в суде.
Сотрудники Госпожнадзора Н. Прокопьева и Д. Росляков вышли по УДО.
Пиротехники братья Дербенёвы и исполнительный директор клуба С. Ефремова вышли по амнистии к 70-летию Победы в 2015 г.
(«Аргументы и Факты Пермь», 7 декабря 2016 года).
II. Некоторые тяжелейшие по последствия катастрофы и теракты
Взрывы жилых домов ранним утром, когда все жители находились дома и спали, произошли в Москве на ул. Гурьянова и в р-не Печатники, а также в г. Буйнакске и Волгодонске.
После серии этих терактов рейтинг тогда малоизвестного Путина начал резко расти. Он предстал перед народом в образе борца с терроризмом, сказав фразу, с которой ТВ начало бешено раскручивать его рейтинг: «Мы будем преследовать террористов везде. В аэропорту – в аэропорту. Вы уж меня извините, в туалете поймаем – и в сортире замочим, в конце концов».
В Рязани были задержаны сотрудники московского ФСБ, загружавшие в подвал жилого дома мешки с гексогеном. В ФСБ объявили происходящее учениями и «выгородили» своих коллег, хотя ранее министр МВД отчитался прессе, что был предотвращён настоящий теракт.
По официальной версии новый атомоход (спущен на воду за 6 лет до этого) погиб в ходе учений – якобы на борту взорвалась торпеда. Озвучивались версии, что катастрофа произошла из-за столкновения с подлодкой США, или же «Курск» по ошибке потопили собственные, российские силы.
Власти упорно пытались скрывать происходящее и отказались от помощи Запада. В итоге время было упущено и десятки моряков, не погибших сразу, умерли в мучениях от нехватки кислорода.
Впоследствии лодку подняли, отбуксировали на режимный объект и там подтвердили официальную версию. В 2002 году дело было закрыто «за отсутствием виновных». Никто из начальников ВМФ не понес наказания. Главком Куроедов ушел в отставку в 2006 г. После трагедии в интервью Ларри Кингу на «CNN» на вопрос «что случилось с вашей лодкой», Путин ответил, скривившись ехидной ухмылкой: «Она утонула».
Памятна резонансная встреча Путина с вдовами моряков, где он подвергся жесткой критике, а потом (неофициально) сам плохо отозвался о женщинах – якобы в разговоре с телебоссами назвал их «нанятыми проститутками».
Виновным в трагедии был признан погибший экипаж.
40 чеченских боевиков без труда въехали в Москву с оружием и взрывчаткой. В результате штурма и газовой атаки погибли 130 человек. Точный состав газа не назвали даже медикам, спасавшим жертв от отравления.
Путин заявил на встрече с журналистами: «Эти люди погибли не в результате действия газа», который, по его словам, «был безвредным», а стали жертвами «ряда обстоятельств: обезвоживания, хронических заболеваний, самого факта, что им пришлось оставаться в том здании». ФСБ утверждала, что причиной смерти многих заложников стало «обострение хронических болезней».
ЕСПЧ установил «неадекватное планирование спасательной операции» и отсутствие действенного расследования со стороны России. 64 потерпевшим ЕСПЧ присудил компенсацию на общую сумму 1,3 млн. евро.
Очагом возгорания была комната, которая в момент возгорания была пуста. Студенты и работники выпрыгивали из окон и серьезно пострадали. Некоторые разбились насмерть. Виновными в возгорании судом признаны 6 человек, в т.ч. проректор по административно-хозяйственной деятельности университета и главный инженер университета, а также инспектор Госпожнадзора ЮЗАО г. Москвы, получивший самое суровое наказание – два года в колонии-поселении.
Террорист-смертник Анзор Ижаев приехал в Москву на междугородном автобусе под видом «челнока». Трое организаторов приговорены Мосгорсудом к пожизненному заключению.
При обрушении крыши в аквапарке, открытом всего за 2 года до этого, находились от 400 до 1 тыс. человек, многие из которых праздновали День всех влюбленных.
Версией обрушения назывались нарушения при проектировании и строительстве здания, а также его неправильная эксплуатация. Прокуратура пришла к выводу о виновности главного архитектора аквапарка Нодара Канчели, однако затем прекратила дело в связи с амнистией.
Самолеты ТУ-134 и ТУ-154 подорвали в воздухе смертницы Аминат Нагаева и Сацита Джебирханова.
В аэропорту «Домодедово» Нагаева и Джебирханова были задержаны капитаном милиции М. Артамоновым для проверки документов. Артамонов не обыскал их и отпустил. Артамонова обвинили в халатности, в 2005 г. суд приговорили его к 7 годам лишения свободы. После того, как террористки были отпущены Артамоновым, спекулянт Армен Арутюнян продал им билеты без паспортов. Нагаева приобрела билет за 70 долларов, а Джебирханова с помощью Арутюняна дала контролёру Н. Коренкову взятку в 30 долларов и была допущена на борт без предъявления документов. Каждый из них был приговорён к полутора годам колонии.
Теракт в Беслане. Сентябрь 2004 г. Погибших заложников и силовиков – 334, в т.ч. 186 детей, изувеченных – 783.
В школе №1 г. Беслан террористы захватили 1128 заложников – детей, родителей и учителей. Заложники содержались в крайне тяжелых условиях: им отказывали в еде и воде, не давали медикаментов, разрешали говорить только на русском языке, некоторых расстреливали за неповиновение.
Штурм был неудачным. Безопасность заложников не была обеспечена, террористы казнили их во время боя.
Ответственность за теракт взял на себя Басаев. Арестован был только один террорист – Нурпаша Кулаев, которого приговорили к пожизненному заключению. Параллельно суду над Кулаевым начались слушания по делу милиционеров Правобережного РОВД. Начальник отдела М. Айдаров и его заместители Т. Муртазов и Г. Дряев обвинялись в халатности. По некоторым данным, за взятку они пропустили в город грузовик с боевиками, набитый оружием и взрывчаткой. В мае 2007 г. дело в отношении них было прекращено по амнистии.
В июне 2007 г. начался суд над начальником Малгобекского РОВД Мухажиром Евлоевым, и его заместителем Ахмедом Котиевым. Как и их осетинские коллеги, они обвинялись в халатности. Суд продлился более четырёх месяцев, и закончился вынесением оправдательного приговора обоим подсудимым. Общественная организация «Голос Беслана» обжаловала решение суда, но Верховный суд РФ признал приговор законным.
Комиссия вынесла решение, что происшедшее – «следствие систематической неправильной эксплуатации здания на протяжении всего срока его службы». Проектировщиком перекрытий являлся Нодар Канчели, конструктор «Трансвааль-парка». Установлено, что крыша обрушилась из-за обрыва одного из тросов, на которых она держалась. А сам обрыв стал следствием коррозии троса и внеплановой перестройки здания.
Судно выкатилось за пределы ВПП и врезалось в гаражи. Виновным признан экипаж.
Катастрофа. Взрыв на шахте «Ульяновская». Март 2007 г. Погибших – 110. Спасенных – 93.
Комиссия объявила, что на шахте были допущены «грубейшие нарушения правил безопасности». Губернатор Тулеев заявил, что в день аварии на шахте устанавливалось оборудование, призванное выявлять и локализовывать утечки газа. Почти все руководство шахты спустилось под землю для проверки работы системы и погибло. Спустя три года СКР, проведя дополнительное расследование, возбудил еще одно уголовное дело. Аварий с таким количеством жертв ранее никогда не случалось на шахтах СССР и России.
Первая катастрофа самолета «Boeing-737» на территории РФ. Причиной назван «недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации самолетов Boeing 737 в авиакомпании». По результатам судмедэкспертизы был обнаружен этиловый спирт в организме командира корабля.
Крупнейшая авария в истории российской и советской гидроэнергетики. Комиссия Госдумы, расследовавшая причины аварии, назвала имена около 20 работников, причастных, по ее мнению, к трагедии. Депутаты рекомендовали уволить в т.ч. гендиректора ГЭС Н. Неволько и главного инженера А. Митрофанова. В декабре 2010 г. уже бывшему директору ГЭС Неволько было предъявлено обвинение в «нарушении правил техники безопасности и иных правил охраны труда, повлекшем смерть двух и более лиц».
6 марта 2010 г. глава ФСБ Бортников доложил президенту Медведеву, что в Ингушетии убиты Саид Бурятский (А. Тихомиров) и четыре брата Картоевых, а также арестованы ещё 10 человек, которые подготовили теракт. 29 марта 2010 года Медведев подтвердил, что организаторы подрыва поезда «Невский экспресс» уничтожены.
Двумя смертницами дагестанского происхождения были произведены взрывы на станциях «Лубянка» и «Парк культуры». Ответственность взял террорист Д. Умаров.
Президент Качиньский направлялся на траурные мероприятия по случаю семидесятой годовщины «расстрела польских офицеров в катынском лесу». По официальной версии – самолет разбился из-за сильного тумана при заходе на посадку. Поляки неоднократно пытались устроить скандал, обвиняя Россию в катастрофе.
Путин заявил, что Ростехнадзор не раз предъявляли претензии к состоянию оборудования на шахте, но её руководство на них не реагировало. Директор шахты Игорь Волков, которому были предъявлены обвинения в нарушении правил безопасности, ушел в отставку. Руководство «Распадской» оценило свой ущерб в 8,6 млрд. рублей.
Среди погибших была гражданка Украины, драматург Анна Яблонская, которая прибыла из Одессы для получения премии журнала «Искусство кино».
Устроил взрыв смертник Магомед Евлоев, он благополучно миновал неработающий металлодетектор и стоявших рядом охранников, которые даже не обратили внимания на его куртку, которая топорщилась от большого количества взрывчатки. Ответственность взял Д. Умаров.
28 марта ФСБ отчиталась об уничтожении тренировочного лагеря и 17 боевиков, участвовавших в организации теракта.
Экипаж не закрыл иллюминаторы, и в них залилась вода из-за порыва ветра и крена. Одной из причин называют также перегруженность корабля. Арестованы С. Инякина, гендиректор компании «АргоРечТур» (субарендатором «Булгария»), и Я. Ивашов, старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра.
Привлечен капитан корабля, прошедшего мимо тонущих людей.
Виновными признаны погибшие пилоты.
6 июня 2012 года после трех дней проливных дождей в Краснодарском крае несколько рек вышли из берегов и затопили близлежащие населенные пункты. Сильнее всего пострадал город Крымск. Там за два дня выпала пятимесячная норма осадков. Это стихийное бедствие стало самым масштабным за последние 20 лет. За неработавшее оповещение граждан о ЧС осуждены глава Крымского района Крутько и главы ряда населенных пунктов, местный ответственный за МЧС. Губернатор Ткачев – не пострадал.
Смертник Аскер Самедов подорвал себя на вокзале города. Он пытался попасть в зал ожидания, но его остановили сержант полиции Д. Маковкин и инспектор С. Наливайко. Они не позволили террористу попасть в зал, и тот взорвался возле входа. На следующий день Сулейман Магомедов взорвал себя в троллейбусе.
В 2014 г. суд приговорил к 19 годам тюрьмы двух соучастников, которые предоставили террористам жилье, где они изготовили взрывчатку. Еще двое сообщников, которые помогли боевикам добраться в город, получили по 3 года и 10 месяцев лишения свободы.
Три вагона сошли с рельсов на перегоне между станциями «Парк Победы» - «Славянский бульвар». Крупнейшая техногенная катастрофа в московском метро.
Основная версия – неисправность путевой стрелки и некачественное выполнение работ на стрелочном переводе. Привлечены работники, которые вместо сварки прикрутили проволокой элементы полотна.
Крупнейшая авиакатастрофа в истории Египта. Ответственность взяло ИГИЛ за участие России в сирийской войне. Боевик за взятку положил в багажный отсек сумку с бомбой.
III. НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ:
Можно констатировать, что по масштабам катастроф Россия ближе к азиатским странам, чем к Европе. Например, в Индии регулярно происходят ж/д аварии, в которых гибнут по несколько сотен человек. В Европе в технологических катастрофах гибнут единицы.
За время правления Путина установлено множество трагических «рекордов»:
- взрыв на шахте «Ульяновская» в 2007 г – за всю историю СССР и РФ никогда не было столько жертв в авариях на шахтах;
- катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС была крупнейшей в истории отечественной гидроэнергетики;
- пожар в «Хромой лошади» в 2009 г – крупнейший по числу жертв в истории постсоветской России;
- в сентябре 2008 г. впервые в истории «Боинг-737» разбился на территории РФ;
- подрыв самолета с российскими туристами над Синаем в 2015 г. – крупнейшая авиакатастрофа в истории Египта.
Также можно констатировать, что, как и в Азии, в России не делается никаких выводов для исключения подобных аварий в будущем. Чаще всего проводятся формальные расследования, виновными назначаются погибшие, президент и чиновники говорят дежурные соболезнования и выделяют из бюджета деньги родственникам погибших, и на этом всё прекращается. Власть откупается от жертв катастроф, но не устраняет системные причины их порождающие.
Можно сказать, что повышенная катастрофичность жизни в РФ во многом связана с сложившейся при Путине системой дикого номенклатурно-кланового капитализма – всё нацелено на получение прибыли. Такого безразличия к людям и цинизма в рвении к деньгам нет даже в самых «махровых» капстранах. В РФ же из самого ржавого самолета и самой гнилой шахты «высасывают» последние соки, происходит экономия на элементарной безопасности. Люди здесь как туземцы на рудниках – расходный материал. Репутация же – не самая сильная мотивация в РФ, т.к. все знают о «короткой народной памяти».
Если бы расследования проходили полноценно – все причинно-следственные связи неизбежно вывели бы на дегенеративность системы управления и её вредоносность для страны. Поэтому реальные выводы не делаются, реальные меры не принимаются, и россияне при продолжении такой политики обречены вновь и вновь погибать.
Подготовили – Д.А.Стрелков, Н.Ю.Волков
Отв. за выпуск – С.П.Обухов и Е.Б.Шабарова
Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний
Центр исследований политической культуры России