Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

Леонид Калашников: АВТОВАЗ намеренно и планомерно превращают в отвёрточный цех по сборке иномарок

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ Л.И. Калашников информировал Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе М.В. Бабича о реальном положении дел на предприятиях АВТОВАЗа

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
2016-01-27 12:51 (обновление: 2016-01-27 14:58)
Калашников Леонид Иванович
Калашников
Леонид
Иванович
Персональная страница

В настоящее время ситуация, складывающаяся вокруг российской автомобилестроительной компании ОАО «АВТОВАЗ» - крупнейшего производителя легковых автомобилей в России и Восточной Европе, вызывает серьезную озабоченность. Комплекс происходящих событий вокруг компании может иметь серьезные долгосрочные последствия для социальной стабильности в регионе и стране в целом, а также крайне негативно сказаться на возможности реиндустриализации России, возрождения машиностроительного комплекса.

На протяжении десятилетий ОАО «АВТОВАЗ» оставался стратегически важным предприятием, одним из «столпов» советской экономики. О значении АВТОВАЗа в структуре экономики нашей страны говорит, в частности, тот факт, что в начале 1970-х годов на автомобили, произведенные в СССР, приходилось более 60 %, а затем до 80% всех доходов от экспорта продукции отечественного машиностроения. Наши машины экспортировались в такие развитые страны, как Франция, Канада, Австралия, Швеция, Норвегия, Финляндия, а также в Азию, Африку, Латинскую Америку. Это способствовало не только развитию современных технологий, и получению внешнеторгового дохода, но и значительному повышению престижа нашей страны.

Однако в последние годы развитие событий вокруг ОАО «АВТОВАЗ» пошло по самому негативному сценарию. В частности, за 10 месяцев 2015 года автомобилей марки «Лада» продано на 30% меньше, чем за тот же период 2014 года. При этом основные конкуренты АВТОВАЗа, имеющие сопоставимые объемы продаж Hyundaiи Kia, при тех же условиях рынка сократили объемы продаж на 10% и 16% соответственно.

При этом доля импорта от общего объема поставок материалов и комплектующих на ОАО «АВТОВАЗ» за 9 месяцев 2015 года составила 32%. С учетом импортных компонентов, используемых поставщиками, эта доля может существенно превысить половину стоимости выпускаемого автомобиля. В начале 2000-х гг. для производства автомашин ОАО «АВТОВАЗ» использовал около 5% импортных материалов и деталей.

Так руководством ОАО «АВТОВАЗ» фактически игнорируется провозглашённая ПрезидентомРоссийской Федерациипрограмма импортозамещения. В своих отчётах Бу Андерссон рапортует о 70% локализации для Vesta, 61% - для Largus и 50% - для X-Ray. Однако эти цифры далеки от реальных. Как минимум треть от этих цифр представляют собой скрытый экспорт – когда из зарубежных (румынских, турецких и пр.) запчастей на территории РФ собирается деталь или агрегат. Такие детали или агрегаты при этом считаются «российскими», а запчасти для сборки приобретаются за рубежом за валюту. Подобные схемы удорожают и делают наши автомобили неконкурентоспособными.

Подобные решения противоречат национальным интересам России. ОАО «АВТОВАЗ» намеренно и планомерно превращают в отвёрточный цех по сборке иномарок. Так, согласно статистике, производство автомобилей под брендом Lada сократилось с 810563 шт. в 2008 г. до 414266 шт. в 2014г. Создаётся впечатление, что иностранный менеджмент реализует неподконтрольную правительству РФ политику по уничтожению российской экономики и это в условиях влияния неблагоприятной внешнеполитической конъюнктуры.

Все это ведет к сильному сокращению числа работающих на предприятии. За последние несколько лет было существенно сокращено количество сотрудников АВТОВАЗа. Люди остаются без работы. В 2008 году на заводе работало 104209 человек и выпускалось 810563 автомобиля. Сегодня за счет ускоренной программы «оптимизации» численность рабочих, по официальным данным, составляет всего 52 тысячи человек. И, судя по всему, грядут новые сокращения. Возможно, рассматриваются новые волны «оптимизации», чтобы окончательно превратить завод в место сборки машинокомплектов, произведенных в зарубежных странах.

Поэтому необходимо иметь в виду, что происходящая «оптимизация» и перепрофилирование завода под «отверточную» сборку, несомненно, будет иметь тяжелые социальные последствия, чреватые дестабилизацией обстановки в стране. Город Тольятти был построен под АВТОВАЗ. Десятилетия процветания завода создали целые рабочие династии высококлассных специалистов. Вся инфраструктура города была подстроена под нужды трудящихся предприятий гиганта. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Увольнение тысяч людей и невозможность найти достойную работу в этом моногороде порождает крайне негативные общественные настроения. Что выразилось в целой серии публичных акций протеста. Судя по всему, такие настроения будут нарастать, а акции протеста будут становиться все более многочисленными и радикальными.

Более того, в 2005 году АВТОВАЗ был перерегистрирован в Санкт–Петербурге, куда и начали уходить все налоговые отчисления. Тольятти, таким образом, стал одним из наименее социально защищённых регионов в стране. Все полученные АВТОВАЗом средства антикризисного фонда как будто растворились или были израсходованы крайне неэффективно. Предприятие фактически стало убыточным или было искусно доведено до такого состояния.

Между тем, несмотря на катастрофический уровень безработицы, нынешнее руководство приняло решение о переносе производства LadaVesta в Ижевск. Перенос производства стоил заводу дополнительных 10 миллиардов рублей. Фактически производство пришлось создать заново на Иж-Авто. Плюс проект получил логистическое плечо в 600 дополнительных километров (Тольятти – Ижевск), по которому вынуждены возить значительную часть комплектующих. Как итог – себестоимость Весты на сегодняшний день (по словам источника в высшем руководстве ВАЗа) – 1,5 млн. рублей, что втрое выше продажной цены.

Даже на этом примере можно судить, что производство автомобилей АВТОВАЗ падает вовсе не вследствие сокращения спроса, как утверждают наши иностранные партнёры и многие российские чиновники. Негативное развитие событий вокруг ОАО «АВТОВАЗ» предопределяется тем, что контроль над компанией во многом принадлежит иностранным собственникам - альянсу Renault-Nissan, а именно подконтрольных альянсу структурам, входящим в СП AllianceRostecAutoB.V., зарегистрированному в Нидерландах и владеющему в общей сложности 74,5% акций ОАО «АВТОВАЗ».

Немалая часть руководства предприятия, влияющего на принятие решений – иностранцы. Так, наблюдатели отмечают непропорционально большое влияние граждан Чехии – страны-члена НАТО. По оценкам специалистов, эти люди либо в силу некомпетентности, либо в силу умысла фактически делают работу предприятия неэффективной.

В целом же создается впечатление, что политика иностранных собственников и иностранного менеджмента завода направлена на постепенную ликвидацию АВТОВАЗа как конкурента автомобилей тех же иностранных собственников – Ниссана и Рено. Таким образом, фактически идет расчистка российского рынка для дальнейшей экспансии продукции иностранного машиностроительного комплекса.

Побочным (а возможно, наоборот, главным) смыслом такой политики является не только разрушение отдельно взятого предприятия, но и разрушения отечественного машиностроения в целом. Об этом свидетельствуют, в частности, события вокруг входящего в ОАО «АВТОВАЗ» ООО «Волжский Машиностроительный завод» («ВМЗ»). Это уникальное предприятие, не имеющее аналогов в России, лидер в области проектировки и производства оборудования, соответствующее мировому уровню, с широчайшей сферой применения от атомной промышленности, авиастроения и до широкого применения в ВПК. Предприятие признано убыточным Решением иностранного менеджера Бу Инге Андерссона от 21.10.2015г. ВМЗ подлежит ликвидации. Между тем, при грамотном управлении, разумном использовании выделяемых государством средств это стратегически важное предприятие могло бы успешно функционировать и дальше. (Кстати, согласно распоряжению Правительства РФ от 20 августа 2009 г. № 1226-р, ООО «ВМЗ» не внесен в перечень стратегических организаций). Таким же образом ликвидировано Опытно-промышленное производство АВТОВАЗа.

Между тем, российские министерства и ведомства не проявляют надлежащего рвения в работе по спасению АВТОВАЗа. Нами были направлены запросы о состоянии дел на ОАО «АвтоВАЗ» в Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли РФ, ГК «Ростехнологии», а также заместителю Председателя Правительства

А.В. Дворковичу (в рамках правительственного часа в Государственной Думе). Все полученные ответы сводятся к тому, что на предприятиях концерна всё хорошо, хотя при этом подтверждая вышеприведённые цифры и показатели.

Выводы:

  1. Вполне отчетливо проявился курс иностранных собственников и менеджемента на поэтапную ликвидацию ОАО «АВТОВАЗ» высокотехнологического российского предприятия – конкурента продукции иностранного автостроения.
  2. Ликвидация ОАО «АВТОВАЗ» приведет к окончательному уничтожению отечественной школы создания легковых автомобилей. Это означает разрушение российской отраслевой науки и деградацию российского инженерного образования (ввиду невостребованности).
  3. Происходящие в Тольятти процессы, вероятнее всего, приведут к тяжелым социальным потрясениям в городе и регионе. Как показывает история, такие «местные» потрясения могут послужить детонатором аналогичных процессов и по всей стране.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.