Близится отчет правительства Медведева перед депутатами Государственной Думы. Незаивсимый экономист Владислав Жуковский проанализировал деятельность правительства с точки зрения эффективности его социально-экономической политики. Результаты либерального курса удручающие. Что однако не помешало президенту Путину поднять зарплату Медведеву почти в три раза. Благодарность за развал экономики?
Кризис в российской экономике принимает все более отчетливые очертания и не менее угрожающие масштабы. В последние месяцы стало окончательно понятно, что наряду с исчерпанием внутренних источников роста и дефолтом экстенсивно-паразитической ресурсно-сырьевой модели "роста без развития" наблюдается исчерпание внешних факторов. Прежде всего, это касается пресловутых иностранных инвестиций, которые превратились в фетиш макроэкономической политики еще во времена Правительства Гайдара и с тех пор остаются "священной коровой" для всех сторонников доктрины вульгарного либерализма.
Плотно и основательно подсаженная на углеводородную иглу российская экспортно-сырьевая экономика низких переделов все стремительней погружается в коматозное состояние - упаднические настроения и деградационные тенденции наблюдаются практически по всему спектру направлений народного хозяйства.
Мало того, что российская экономика стала настолько неэффективной и неконкурентоспособной (в силу избыточной монополизации, высоких процентных ставок, дорогих кредитов, искусственно завышенного курса рубля, безудержно дорожающих ГСМ, растущих тарифов и корупционных поборов), что ей перестала помогать стабильно дорогая нефть, так ещё и многократно возросли масштабы исхода капитала из России.
Именно такие выводы можно сделать из опубликованного в начале апреля отчёта Центрального Банка России о предварительной оценке платёжного баланса. Согласно официальным данным денежного регулятора, в первом квартале 2014г. в России начался масштабный инвестиционный кризис - иностранные капиталы практически полностью перестали притекать в отечественную низкопередельную, сырьевую и деиндустриализированную экономику. Более того, удушающая денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика вкупе с спровоцированной ЦБ РФ паникой на валютном рынке и геополитической обстановкой вокруг Крыма привели к тому, что начало 2014г., с точки зрения инвестиционных потоков, оказалось худшим с 2009г.
Так, по итогам первого квартала текущего года объём прямых инвестиций в реальный сектор российской экономики (точнее сказать, в то, что от него осталось) не просто сократился на несколько процентов, а обвалился без малого в 3,5 раза - с 37,1 до 11,9 млрд. долл. Это наглядно демонстрирует паралич инвестиционной активности - в российскую экономику не хотят вкладывать капиталы не только иностранные инвесторы, но и российские же олигархи, на долю которых приходится от 60 до 70% суммарного притока иностранного капитала, притекающего в Россию из оффшорных юрисдикций (Кипр, Нидерланды, Люксембург, Британские-Виргинские острова и т.д.).
Не менее масштабным оказалось привлечение иностранных кредитов и займов - приток прочих инвестиций, подавляющая часть которых приходится на торговые кредиты и займы, упал с 35,8 до 9,2 млрд. долл. В принципе, эту тенденцию можно лишь приветствовать - отечественная экономика избыточно погрязла во внешних долгах и займах, что обостряет проблему оффшоризации экономики, многократно повышает валютные и процентные риски, обеспечивает масштабный отток капитала из страны на обслуживание внешних займов и обостряет утрату контроля за экономикой (прежде всего, за стратегическими отраслями промышленности и финансовой системой) со стороны государства.
Неудивительно, что впервые с весны кризисного 2009г. в России фиксируется снижение суммарной внешней долговой нагрузки на все субъекты экономики (органы государственного управления, Центральный Банк России, банки и нефинансовые организации) с 727 млрд. долл. в январе 2014г. до 723,8 млрд. долл. по состоянию на начало апреля. При этом важно отметить, что сильнее всех размер внешних долгов сократили само Правительство (с 61,7 до 55,6 млрд. долл.) и Центральный Банк (с 16 до 15,1 млрд. долл.). Тогда как финансовые организации на некоторое время приостановили процесс наращивания внешних долгов (едва заметный рост бремени с 214,3 до 214,5 млрд. долл.), а промышленные предприятия, оптово-розничная торговля и объекты сферы услуг, не имея доступ к дешёвым долгосрочным рублёвым инвестиционным ресурсам внутри России были вынуждены увеличить объём займов с 434,8 до 438,5 млрд. долл.
Однако это нисколько не решает самой проблемы избыточной долговой зависимости отечественных финансовых и нефинансовых организаций от международных банков и финансовой олигархии с Уолл-Стрит и Лондонского Сити: за период с начала 2000 по апрель 2014г. совокупный внешний долг российских компаний и банков вырос более чем в 20 раз - с 30 до 634 млрд. долл. С учётом скрытых долгов и займов, привлечённых оффшорными структурами российских финансовых и нефинансовых организаций и не учитываемых Центральным Банков России, уместно говорить о том, что долговое бремя внешних займов в корпоративном секторе составляет не менее 800-850 млрд. долл. Это эквивалентно 38% ВВП России в ценах 2013г.
Да, сокращение величины совокупного внешнего долга всех хозяйствующих субъектов экономики России не может не вызывать оптимизма. Оно позволяет снизить зависимость государства от политически ангажированных действий в адрес России со стороны США и ЕС, сократить зависимость экономики и финансовой системы от монетарной политики печатного станка в Америке и Европе, урезать расходы на обслуживание займов, снизить долларизацию экономики и т.д.
Однако, к сожалению, никакого системного подхода и реальных действий со стороны Правительства по дедолларизации народного хозяйства как не было, так и нет - снижение внешних займов со стороны госорганов при одновременном росте займов со стороны корпоративного сектора говорит о том, что никаких изменений на системное уровне не происходит: Правительство действует хаотично, фрагментарно и ситуативно. Российские промышленные предприятия по-прежнему вынуждены привлекать долговой капитал на внешних рынках, не имея доступа к сравнительно дешевым долгосрочным рублевым кредитным ресурсам.
Все это нисколько не способствует дедолларизации и деоффшоризации экономики и построению полноценной, устойчивой и конкурентоспособной национальной финансовой системы. Хуже того, ужесточение денежно-кредитной политики со стороны Центрального Банка России, повышение ключевой процентной ставки, параноидальная приверженность Центробанка борьбе с немонетарной инфляцией монетарными методами лишь усугубляет дефицит денег в экономике, провоцирует рост процентных ставок по всему спектру ценных бумаг и финансовых операций, стимулирует удорожание кредитов и толкает российские компании и банки на внешние рынки капитала - в объятия международным ростовщикам и транснациональным банкам.
Кроме того, стремительно вымывается "горячий" спекулятивный капитал: объём портфельных инвестиций, привлечённых российскими промышленниками, оказался отрицательными. Из России в 1-м квартале утекло свыше 4,5 млрд. долл., что в 3 раза превышает отток "горячих" капиталов в январе-марте 2013г. (1,2 млрд. долл.). Пожалуй, это единственный действительно позитивный результат ухудшения ситуации с платежным балансом России - финансовые спекулянты спешно вывозят свои капиталы из отечественной финансовой системы на фоне разрастания кризисных явлений в экономике, упадка в промышленности, хаоса на валютном рынке, всплеска цен, ужесточения монетарной политики со стороны Центрального Банка России, фискального фетишизма Минфина, беспрецедентного с 1997г. секвестра бюджетных расходов, обострения дефицита денег и кризиса ликвидности на межбанковском рынке, удорожания кредитов, рисков понижения суверенного кредитного рейтинга России и крупнейших эмитентов и т.д.
Аналогичные тенденции наблюдаются в банковском секторе: объём привлечённых инвестиций упал более чем в 3 раза - с 7,3 до 2,1 млрд. долл. Не отстаёт и само государство в лице Минфина России - привлечение иностранных кредитов, займов и спекулятивных портфельных инвестиций в объёме 3,6 млрд. долл. в январе-марте 2013г. сменилось оттоком капитала в объёме 3,1 млрд. долл. Судя по всему, в Правительстве всё-таки сделали хоть какие-то выводы из всплеска русофобских настроений на Западе и обострения отношений с Вашингтоном, Брюсселем и Лондоном: с января по апрель 2014г. суммарный внешний долг Правительства был сокращён на 10% - с 61,7 до 55,6 млрд. долл.
Скорее всего, в администрации президента хотя бы отдаленно осознали масштабы маячащих угроз и решили не наступать на горбачевско-ельцинские грабли и не втягивать страну во внешние долги перед Западом, который вполне может использовать финансовый рычаг в качестве инструмента давления на руководство России.
Мало того, что прекратили поступать иностранные инвестиции в российскую экономику, так ещё к тому же многократно упал масштаб инвестиций российских компаний и банков за рубежом. Справедливости ради нужно сказать, что ничего страшного в обвальном падении притока иностранных капиталов в российскую экономику нет - то, что российские высокопоставленные чиновники в Правительстве именуют красивым термином "иностранные инвестиции", на проверку не является ни иностранными, ни тем более инвестициями.
Свыше 70% якобы иностранного капитала поступает в Россию из оффшорных юрисдикций и в большинстве случаев является российскими финансовыми ресурсами, законным и незаконным образом вывезенными за рубеж крупным олигархическим сырьевым капиталом, криминальными структурами и коррумпированными чиновниками, легализованными и "отмытыми" в оффшорах и возвращёнными обратно в Россию под фешенебельной вывеской иностранных капиталов. А вместо инвестиций в Россию притекают, главным образом, иностранные кредиты и займы, на долю которых приходится свыше 90-92% суммарного притока иностранного капитала.
Смущает лишь то, что, с одной стороны, сами российские крупные бизнесмены больше не видят перспективы в российской экономике, не хотят возвращать деньги из оффшоров и не поддерживают идею президента Путина о деоффшоризации экономики.
С другой стороны, для российских компаний и банков закрываются внешние рынки долгового и акционерного капитала, что вкупе с истерией вокруг введения санкций со стороны Запада автоматически усложнить и без того непростую ситуацию с рефинансированием внешних долгов и займов российскими компаниями.
Принимая во внимание затухание российской экономики, спад рентабельности в промышленности, падение цен на рынке сырьевых товаров (кроме рынка нефти), преддефолтное состояние российской металлургической отрасли и падение цен на заложенные у банкиров пакеты акций (российский фондовый рынок падает третий год подряд), всё это рискует обернуться неплатежами, кассовыми разрывами, техническими дефолтами и "маржин-колами".
В целом же, структура привлечения иностранного капитала частным сектором весьма показательна - из притекших 16,4 млрд. долл. порядка 11,9 млрд. составили прямые инвестиции, больше половины которых пришлись на внутрифирменные кредиты и займы иностранных компаний своим дочерним и внучатым организациям в России. 9,2 млрд. пришлись на иностранные кредиты и займы. Тогда как портфельные инвестиции и прочие инвестиции свелись с отрицательным знаком и составили -4,5 и -0,2 млрд. долл. соответственно.
Широко разрекламированная в СМИ "внешняя экспансия" российского капитала мало того, что в большинстве своем дальше оффшоров не распространялась и во многом преследовала целью уклонение от уплаты налогов и вывод активов в налоговые гавани, так еще и умудрилась захлебнуться в первые месяцы текущего года.
В первом квартале 2014г. прямые зарубежные инвестиции российских компаний обвалились без малого в 4 раза - с 65,4 млрд. долл. в январе-марте 2013г. до 14,6 млрд. в аналогичном периоде 2014г. При общем сокращении иностранных капиталовложений российских промышленников на 40% - с 74,3 до 43,2 млрд. долл.
При этом фиксируется скачкообразный рост покупки иностранной валюты со стороны нефинансового сектора и, в частности, населения - на фоне хаотичных действий Центрального Банка России и мощной девальвации рубля (более чем на 11% по итогам января-марта 2014г.) началась масштабная распродажа рублей и бегство в иностранную валюту с целью сохранения покупательной способности своих сбережений и минимизации валютных рисков. Если в первом квартале 2013г. ЦБ РФ фиксировал чистую продажу иностранной валюты со стороны нефинансового сектора в размере 1,9 млрд. долл., то в 2014г. отмечается масштабная покупка иностранной валюты (прежде всего, американского доллара и в меньшей степени евро) в размере 19,6 млрд. долл. Для сравнения, по итогам всего 2012г. чистая покупка иностранной валюты не первысила 1,4 млрд. долл., а в 2013г. и вовсе наблюдалась продажа в размере 0,3%.
Россия остается "дойной коровой" Запада
Не менее важен ответ на вопрос, с каким знаком сводится баланс трансграничного передвижения капитала: в Россию притекают или утекают капиталы? Никаких позитивных изменений в данном вопросе не наблюдается - капиталы продолжают вымываться из России. Россия продолжает оставаться нетто-экспортером и чистым поставщиком инвестиционных ресурсов за рубеж в условиях многолетнего инвестиционного кризиса (объем капитальных вложений на 20% ниже отметок 1991г.), хронического недофинансирования экономики и промышленности, аварийного состояния инфраструктуры (срок эксплуатации свыше 35-40 лет с износом свыше 75-80%), технической отсталости и критической зависимости от иностранных кредитов и займов.
Россия продолжает оставаться дойной коровой в рамках системы международного разделения труда - по итогам первого квартала 2014г. дефицит финансового счета платежного баланса России подскочил в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2013г. - с 12,6 до 48,6 млрд, долл. Отток капитала по финансовым операциям с лихвой перекрыл рост профицита по текущему счету с 24,3 до 27,6 млрд. долл. за рассматриваемый период.
Объем взятых российскими резидентами обязательств (т.е. привлечение тех самых обожаемых властями иностранных инвестиций) упал без малого в 6 раз - с 86,7 до 15,1 млрд. долл. Тогда как чистый прирост зарубежных финансовых активов сократился лишь на треть - с 99,3 до 63,7 млрд. долл. Так, по линии Центрального Банка России зафиксирован нетто-отток капитала в размере 0,4 млрд. долл. ( нетто-приток 4,7 млрд. долл. годом ранее), органы государственной власти даже без учета операций с международными резервами в чистом виде вывезли за рубеж не менее 2,6 млрд. долл. (чистый приток 3 млрд. годом ранее), а банки и прочие финансовые организации обеспечили чистый отток в размере 18,9 млрд. долл. (в январе-марте 2013г. был чистый отток в размере 17,4 млрд.).
Однако, как и следовало ожидать, рекордсменами по вывозу капитала оффшорные юрисдикции и фешенебельные страны оказались нефинансовые организации - промышленные предприятия и населения обеспечили чистый вывоз не менее 26,8 млрд. долл. При этом годом ранее они обеспечили чистый отток капитала в размере лишь 3 млрд. долл.
Буквально на глазах происходит беспрецедентная и крайне угрожающая для отечественной экономики и финансовой системы тенденция масштабного исхода капитала в условиях сравнительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. В отличие от кризисного 2008г., сегодня нефть стоит не 35-40, а все 107 долл. долл. за баррель, мировая экономика растет на 3,5%, а не падает темпами в 2,5-3%; темпы роста стран с развивающейся экономикой варьируется в диапазоне 2,5-3%, в отличие от спала на 5-6% 5 лет назад. И, пожалуй, самое главное: в отличие от ситуации конца 2008г., в мировой экономике нет острого дефицита ликвидности и кредитного сжатия - печатные станки в США, Еврозоне, Великобритании, Швейцарии, Японии и Китае работают на полную мощность; процентные ставки на финансовых рынках находится вблизи исторических минимумов; колоссальный объем блуждающего, "горячего" капитала ищет точки применения и т.д. Однако это нисколько не мешает российской двухсекторной, сырьевой экономике низких переделов погружаться в кризисное состояние, а капиталам спешно утекать за рубеж.
Не радует и динамика золотовалютных резервов - в 1-м квартале 2014г. объем международных валютных резервов, по оценкам платежного баланса ЦБ РФ, сократился на 27,4 млрд. долл. после роста на 4,9 млрд. годом ранее. Масштабное бегство капитала, покупка иностранной валюты резидентами и нерезидентами и беспрецедентные по своим масштабам валютные интервенции Центрального Банка в разгар девальвации рубля сделали свое дело - пресловутая рефтегазовая подушка безопасности, больше напоминающая легализованный инструмент обескровливания экономики и накопления гробовой заначки, сжалась на 1 трлн. рублей при стабильно высоких ценах на нефть.
Россия теряет свыше 200-250 млрд. долл. ежегодно от статуса сырьевой колонии
При всем при этом Россия продолжает нести колоссальные убытки от участия в системе неэквивалентного внешнеэкономического обмена - однобокая, ущербная, архаичная и колониальная по своей сути модель интеграции Россит в мировую экономику и систему международного труда обходится стране и гражданам в сотни миллиардов долларов ежегодно.
Так, по итогам первого квартала 2014г. размер дефицита во внешней торговле услугами составил 10,8 млрд. долл., увеличившись с 10,5 млрд. в 2013г. Отрицательное сальдо в балансе оплаты труда несколько сжалось с 2,9 до 2,5 млрд. долл. Чистый инвестиционный убыток по балансу уплаты факторных доходов (проценты, дивиденды и т.д.) разросся с 8,8 до 9,2 млрд. долл., что неудивительно в условиях фактического срыва программы деоффшоризации экономики и продолжающегося роста внешнего корпоративного долга.
Баланс вторичных доходов свелся с отрицательным результатом в 1,4 млрд. долл., что несколько меньше 1,5 млрд. долл., имевших место годом ранее. Тогда как профицит баланса рентных платежей оказался столь драматично низким (0,1 млрд. долл.) и несущественным, что им можно смело пренебречь.
В целом, получается, что в первом квартале 2014г. чистые убытки России от участия в системе неэквивалентного внешнеэкономического обмена составили 23,8 млрд. долл. И это без учета чистого вывоза капитала со стороны частного сектора - компаний, банков и населения - который превысил планку в 50 млрд. долл.
Кроме того, при суммарном импорте товаров в объеме 75 млрд. долл. порядка 25-30 млрд. долл. приходится на товары потребительского и инвестиционного машиностроения, которые вполне подлежат процессу импортозамезения, и которые отечественная обрабатывающая и перерабатывающая промышленность вполне могут и должны производить сами: существенная часть продовольствия, деревообработки, бытовой химии, продукции металлургии и нефтехимии, кожевенной текстильной промышленности, а также станков, машин и оборудования.
Итого чистые убытки России составили не менее 100 млрд. долл. только в первом квартале 2014г. По итогам года вполне может произойти обновление антирекорда 2008г. - чистый убыток деиндустриализации, дезинтеграции, дезорганизации, десуверенизации, архаизации, офшоризации и структурно-технологической деградации отечественной экономики может превысить планку в 250 млрд. долл., что превышает 12,5% ВВП и эквивалентно 63% федерального бюджета России в 2013г. В 2013г. чистый убыток РФ от участия в системе неэквивалентного внешнеэкономического обмена составил порядка 200 млрд. долл.
В 2014г. рост может превысить 25% на фоне сильнейшего за последние 5 лет обвала производственной, инвестиционной и потребительской активности. Даже коматозное состояние реального сектора и скатывание в рецессию не способны остановить процесс выкачивания "соков" из российской экономики - Россия продолжает оставаться "дойной коровой" для транснационального капитала, международных монополий, ростовщиков и финансовых спекулянтов.
Именно этим, во многом, обусловлена перманентное и плохо маскируемое нежелание Запада вводить реальные и полноценный санкции против России (не путать с санкциями против окружения президента и отдельных олигархов!) - глобальный бизнес ежегодно извлекает сотни миллиардов долларов от удержания России в статусе сырьевой колонии, финансового резервуара и рынка сбыта для своих товаров услуг. Даже геополитические амбиции ястребов в Вашингтоне меркнут на фоне того гешефта, который извлекают американские и европейские (не говоря уже о китайских и других азиатских) корпорации и банки от колонизации России.
Весьма показательно, что многие крупнейшие американские и европейские нефтегазовые корпорации, ИТ-гиганты, авиастроительные холдинги и банки открыто заявили, что они в любом случае продолжать осуществлять свою деятельность на территории России и не собираются наступать себе на горло из-за прихотей политиканов.
Заграница нам поможет там, где никто не ожидает - в два раза упал незаконный вывоз капитала
Один из крайне немногих положительных результатов первого квартала 2014г. состоит в пускай ограниченном и не столь заметном, но снижении объема незаконного вывоза капитала. Если в первом квартале 2013г. официально учтенный ЦБ РФ вывоз капитала с нарушением действующего валютного, финансового, таможенного и налогового законодательства составил порядка 15,9 млрд. долл. (из которых 9,2 млрд. долл. составили сомнительные операции в рамках внешнеэкономической деятельности, а 6,7 млрд. вывоз откровенно криминальных активов по статье "Чистые ошибки и пропуски" платежного баланса), то в аналогичном периоде 2014г. размер теневых финансовых потоков упал до 8,4 млрд. долл.
Практически двукратное снижение интенсивности незаконных финансовых потоков свидетельствует как о некотором ужесточении контроля за финансовой системой со стороны ЦБ РФ, так и о совершенствовании механизмов и инструментов незаконного вывоза капитала за рубеж. Да, по мере разрастания кризисных тенденций в экономике, затухания производственной активности и секвестра бюджетных расходов размер свободных денежных ресурсов несколько сократился. Однако сложно предположить, что ушедшие в тень и снявшиеся с учета в ФНС в 2013г. 630 тыс. индивидуальных предпринимателей не предприняли попытку вывести свои капиталы за рубеж.
Скорее всего, существенный вклад в двукратное падение объемов незаконного вывоза капитала за рубеж из России внесл обострение отношений между Россией и странами Запада - угроза заморозки, ареста и конфискации банковских вкладов и прочего имущества российских резидентов способствовали наступлению некоторого простые ленты в головах российских граждан. Хоть в чем-то Запад, скорее всего, сам того не осознавая и не отдавая себе отчет, помог России за последнюю четверть века оппортунистической макроэкономической политики сдачи суверенитета и деиндустриализации. Хотелось бы верить, что правящая коррумпированея бюрократия, ласково именуемая Владиславом Сурковым "оффшорной аристократией", под давлением Госдепа нечаянно вспомнит про свои конституционные обязанности, выйдет из бессовестной комы, очнется от литаргического сна и будет вынужденна заняться приумножением общественного благосостояния, а не решением квартирно-яхтенного вопроса на Лазурном Берегу или в Майами.