Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ – KPRF.RU

Независимый экономист Владислав Жуковский: Кипр, МВФ и ЕЦБ продолжают управлять российскими чиновниками

2013-05-15 15:02
Независимый экономист Владислав Жуковский для KPRF.RU

Насколько можно судить, весеннее обострение российских высокопоставленных чиновников обостряется по мере приближения лета и повышения температуры. Откровенный бардак творится на Кипре – сначала российские высокопоставленные чиновники, спасая «подвисшие» в оффшорной гавани активы российских миллиардеров, олигархов и коррупционеров, предоставили стране-банкроту, находящейся одной ногой в состоянии дефолта, заведомо не подлежащий возврату кредит на нерыночных условиях. А затем по совершенно не понятной причине, не спросив мнения не только рядовых граждан страны (народные референдумы в России пока никто ещё формально не отменял), но хотя бы свободных от пораженческих «либерального фундаментализма»  догм экспертов,  согласилось пойти на реструктуризацию выданного кредита.

Насколько можно судить, в правительстве были вынуждены пойти на этот шаг сразу по нескольким причинам. Во-первых, на этом категорически настаивала пресловутая «тройка кредиторов» в лице МВФ, ЕЦБ и Еврокомиссии, которая наотрез отказалась предоставлять финансовую помощь Кипру без достижения договорённостей с Россией относительно реструктуризации российского кредита. Имеет смысл напомнить, что именно в Вашингтоне, Брюсселе и Франкфурте-на-Майне было принято решение провести «стрижку баранов» - именно «тройка кредиторов» в качестве обязательного условия предоставления Кипру финансовой помощи потребовала от Никосии пойти на списание от 40 до 80% крупных банковских депозитов и вкладов в кипрских банков.

Принимая во внимание тот факт, что из 70 млрд. евро, хранящихся на банковских счетах кипрских банков, как минимум 18-23 млрд. евро приходится на вклады российских граждан, становится понятно, за чей счёт осуществляется спасение европейской периферии. Именно за счёт России и наиболее состоятельной части её общества международные финансовые организации, активно отстаивающие геоэкономические интересы экономически развитых стран и коммерческие интересы транснационального капитала и глобального бизнеса, намерены решить проблемы Еврозоны и удержать валютный союз от распада.

Под нажимом европейских и американских элит, которые прекрасно осознают масштабы коррупции в России и осведомлены о незаконном и преступном характере происхождения подавляющей части многомиллиардных состоянии российских чиновников и «эффективных собственников», правительство России согласилось продлить срок погашения кредита до 2018г., одновременно снизив практически в два раза ставку по кредиту - с 4,5 до 2,5 процентов годовых. Под такую ставку себе не могут позволить занимать не то что страны в дефолтном состоянии, но даже крупнейшие экономики Старого Света (не считая Великобритании, Германии, Франции и стран Бенилюкса).

Стоит напомнить, что в конце 2011г. Минфин вопреки здравому смыслу и критике со стороны независимых экономистов выделил оффшорному «предбаннику» российской экономики 2,5 млрд. евро под 4,5%, не потребовав никаких гарантий, залогового имущества и поручительств, что кредит будет возвращён. А уже спустя пару месяцев, весной 2012г., сам Минфин от лица России умудрился занять на внешнем рынке порядка 7 млрд. долл. под 4,6%. Притом что сама Россия, несмотря на все структурные дисбалансы и архаичную структуру экономики, находится в несравненно лучшем финансовом состоянии, чем Кипр. В любой нормальной коммерческой организации или банке сотрудник, который кредитуют клиентов под более низкий процент, чем сам занимает на рынке капитала, в лучшем случае был бы с позором выгнан с работы. А скорее всего привлечён к административной и уголовной ответственности за растрату имущества и попытку хищения финансовых ресурсов.

Каким-то удивительным образом чиновники Минфина, рассуждающие о приоритетах налогово-бюджетной политики и признаваемые британскими банкирами «лучшими министрами финансов», умудрились «существенно недооценить финансовый риск» (именно в таком ключе объясняют свою «ошибку» в правительстве). Тогда как в начале 2012г. все три крупнейших международных рейтинговых агентства, не отличающиеся повышенной реакцией и даром предвидения (остаточно вспомнить, как они «проспали» ипотечный кризис в США), понизили суверенный кредитный рейтинг Кипра до уровня дефолта.

Совершенно не понятно, какими мотивами руководствовались в Минфине и кабинете министров, когда предоставили стране-банкроту кредит в размере практически 10% её ВВП без гарантий и поручительств, не определив не только целевой характер и назначение займа, но даже не поинтересовавшись . И это в условиях, когда размер активов финансового сектора в 7,1 раз превышает размер экономики оффшорного государства (в среднем по Евросоюзу порядка 3,3-3,5 раз), спад ВВП и промышленного производства достигает 3,3% и 15,5% соответственно, размер государственного долга перешагнул отметку в 85,8% ВВП, дефицит федерального бюджета составляет 6,5% ВВП, уровень безработицы превысил 14% экономически активного населения, а дефицит счёта текущих операций платёжного баланса превысил 6% ВВП. Предоставлять кредит стране, находящейся в подобном кризисном состоянии, равносильно самоубийству – в правительстве не могли не отдавать себе отчёт в том, что кредит возвращён не будет, а деньги российских налогоплательщиков сгорят.

Однако, насколько можно судить, российских бюрократов подобного рода вопросы интересуют мало – они осознанно бросили в костёр без малого 75 млрд. бюджетных рублей, спасая банковские вклады и прочие финансовые активы российской «оффшорной аристократии» - олигархов, «эффективных менеджеров», чиновников и криминальных структур. При этом важно отдавать себе отчёт в том, что речь идёт не о каких-то копейках, которые не жалко направить на спасение православной республики. 75 млрд. рублей, которые теперь чиновники на словах пытаются выдернуть с Кипра, крайне небольшая по меркам российской экономики и бюджетной системы сумма – менее 0,12% ВВП, 0,58% федерального бюджета и 1,1% «нефтегазовой кубышки» - Резервного Фонда и Фонда национального благосостояния.

Однако по меркам хронически недофинансированной отечественной экономики и социальной сферы это огромные средства.

По сути дела пролонгация кредита на 5 лет (до 2018г.) с одновременным практически двукратным снижением процентной ставки (с 4,5% до 2%) равносильно списанию приблизительно 10% от суммы предоставленного займа. Это был вынужден открыто признать даже глава Минфина Антон Силуанов – верный ученики и идейный сторонник Алексея Кудрина, который на протяжении 11 лет на посту министра финансов душил отечественную экономики, блокировал модернизацию и под псевдонаучные рассуждения о борьбе с инфляцией и необходимости накопления «подушки безопасности» изымал якобы незарбатонные деньги из экономики, усугубляя инвестиционный кризис в наукоёмкой обрабатывающей промышленности и втягивая российские компании и банки в петлю внешних займов.

Другими словами, российские чиновники, хранящие свои главным образом незаконно заработанные деньги и приобретённые активы в фешенебельных странах Европы и в оффшорных гаванях, пошли на поводу у европейских и американских элит. Сначала они согласились на введение конфискационного по своей сути налога на банковские вклады российских граждан на Кипре, в результате чего были потеряны от 8 до 16 млрд. евро. А теперь по указке из Вашингтона и Брюсселя готовы пойти на списание без малого 10% предоставленного Кипру займа. Финансово-политическим элитам США и Старого Света нравится решать свои проблемы за чужоё счёт. И почему бы это не сделать за счёт «встающей с колен» России, чиновники которой (а также их активы и семьи) сами копают себе яму, вывозя награбленные финансовые активы в оффшоры в условиях

Что касается потерь российской экономики от реструктуризации кредита Кипру, то они хоть и выглядят незначительными, однако являются вполне осязаемыми и чувствительными для находящейся в бедственном положении социальной сферы. По сути дела речь идёт о списании 10% долга, т.е. 250 млн. долл. Это эквивалентно 7,5 млрд. рублей. Принимая во внимание бедственное положение в экономике и финансовой системе Кипра (размер ЗВР страны сжался с 1 трлн. до 870 млрд. долл. только за последний год), это только «первая ласточка» - основные потери ещё впереди.

«Тройка кредиторов» постоянно ужесточает условия предоставления финансово помощи (уже появились слухи о продаже нескольких десятков тонн из золотого запаса Банка Кипра), а Кипр всё глубже скатывается в кризисное состояние. В этой ситуации вполне вероятно, что вслед за первой реструктуризацией российского долга последует вторая и третья программы пересмотра условий кредитования, в результате которых Россия потеряет до половины от всей стоимости предоставленного займа.

В связи с тем, что процесс этот будет растянут во времени, а Минфин будет рефинансировать предоставленные займы, не допуская реального дефолта, это позволит снизить общественный интерес к данному вопросу. К слову сказать, именно такой тактики поведения (избегания огласки) придерживался Минфин в 2000-е годы, когда правительство списало слаборазвитым и развивающимся странам (Ираку, Афганистану, Алжиру и т.д.) в общей сложности 95-100 млрд. долл. задолженности.

Возвращаясь к вопросу о «цене вопроса». Прямые убытки России уже сегодня составили 7,5 млрд. рублей, а потенциально могут подняться до 50-75 млрд. в перспективе 3-5 лет. Для сравнения, по итогам всего 2012г. из федерального бюджета на поддержку сельского хозяйства было выделено 148,8 млрд. рублей, на водное хозяйство - 21,9 млрд., на лесное хозяйство - 29,7 млрд., на развитие связи и информационных технологий – 41,3 млрд., на воспроизводство минерально-сырьевой базы – 29,7 млрд., на святая святых (т.е. ТЭК) - 107,8 млрд., а на исследование и использование космического пространства было выделено 32,9 млрд. рублей (т.е. в два раза меньше тех потерь, которые Минфин и Правительство хотят возложить на российскую экономику из-за своего непрофессионализма и спасения «подвисших» активов «оффшорной аристократии»).

В том же 2012г. из федерального бюджета на охрану окружающей среды было выделено менее 22,5 млрд. рублей, на дошкольное образование – 7 млрд., на общее образование - 89,6 млрд., на профессиональную подготовку и переподготовку кадров - 6,4 млрд., на культуру и кинематографию - 89,9 млрд., не амбулаторную помощь - 150,9 млрд., на санаторно-оздоровительную помощь - 42,6 млрд., на санитарно-эпидемиологичекие мероприятия - 13,3 млрд., а на заготовку и хранение донорской крови было выделено менее 6,7 млрд. рублей.

Другими словами, уже сегодня, если бы высокопоставленные чиновники вместо спасения Кипра и находящихся в кипрских банках счетов российских миллиардеров и бюрократов решили помочь нуждающимся в донорской крови гражданам России, можно было в два раза нарастить расходы федерального бюджета на развитие донорства. Однако российских чиновников, насколько можно судить, слабо волнуют проблемы тех, кто не вписался в «нефтегазовый Титаник» - спасение утопающих дело рук самих утопающих. Именно этой логикой, судя по всему, и руководствуются в Правительстве, когда по сути дела отменяют финансовую помощь донорам под предлогом необходимости «соблюдения бюджетной дисциплины» и «затягивания поясов». И при этом сначала предоставляют изначально не подлежащий возврату кредит стране-банкроту в размере 75 млрд. рублей, а потом списывают его десятую часть в рамках программы реструктуризации займа.

По большому счёту, этот беспредел должен привлечь внимание Счётной Палаты, Следственного Комитета, Генеральной Прокуратуры и прочих правоохранительных органов. На лицо факты нецелевого использованию бюджетных ресурсов и целенаправленного предоставления изначально не подлежащего возврату кредита на нерыночных условиях находящейся на грани банкротства стране по решению узкой группы чиновников.

Российские правоохранительные органы наконец-то обратили своё внимание на масштабные хищения в Министерстве обороны, на «олимпийской стройке» в Сочи, на Саммите АТЭС во Владивостоке, в Сколково, в Роснано и в ряде других крупных госкомпаниях. Однако не решаются навести порядок в Минфине и Правительстве, которое принимает откровенно странные и, насколько можно судить, противоречащие государственным интересам решения. Притом что именно управление государственным долгом (как, впрочем, и международными резервами) является одной из наименее прозрачных с финансовой точки зрения и наиболее коррупциогенной сферой государственного управления.

Уже давно пора поинтересоваться в финансово-экономическом блоке правительства, по какой причине и с какой целью по указке из Вашингтона и Брюсселя списываются долги третьих стран перед Россией («международное сотрудничество» и «помощь бедным» в деиндустриализированной России с бедным в большинстве своём населением в  качестве объяснения не принимаются). А также оказывается финансовая поддержка оказавшимся на грани дефолта оффшорным юрисдикциям с последующим списанием этой самой поддержки. Иначе как коррупционными мотивами и спасением счетов российских миллиардеров и самих чиновников подобного рода «финансовые пируэты» объяснить не получается.

При этом весьма показательна реакция российских чиновников, которые пытаются сделать хорошую мину при плохой игре и судорожно открещиваются от признания того, что согласовали с Брюсселем, Вашингтоном и Франкфуртом списание 10% предоставленного Кипру займа. Замминистра финансов Сергей Сторчак, ставший известным благодаря 11 месячному пребыванию в СИЗО в разгар подковёрной борьбы «силовиков» и «либералов» накануне президентских «выборов» 2008г., в кулуарах ежегодного съезда Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) отметил, что никакого документа о пролонгации кредита пока не подписано.

Напомним, что в первх числах мая министр иностранных дел Кипра Иоаннис Касулидис сообщил, что Россия согласилась продлить Кипру срок погашения кредита с 2016 до 2022 года в качестве помощи по выходу из долгового кризиса. Точно такая же формулировка содержится и в документе, подготовленном тройкой международных кредиторов - Европейским центральным банком (ЕЦБ), Европейской комиссией (ЕК) и Международным валютным фондом (МВФ). Сложно себе представить ситуацию, чтобы .

А если это и так и прав Сторчак, то тогда в принципе не понятно, почему Россию превратили в «мальчика для битья» и не интересуются её мнением при принятии решений. В таком случае уместно поинтересоваться, почему Сторчак, Минфин и Правительство России в целом не выступили с нотой протеста. В любом случае, становится очевидно, что ведётся какая-то подковёрная, скрытая от глаз простых россиян, борьба интересов. Принимая во внимание масштабы коррупции в «вертикали власти» и тот факт, что источником легитимности своим незаконно приобретённым капиталам российские чиновники, олигархи и криминальные структуры избрали США, Великобританию и страны Еврозоны, можно не сомневаться, что номенклатура в очередноё раз прогнётся под нажимом финансово-политических элит США и Старого Света.